Система военно-физического воспитания господствующих классов.

В I тыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались рабовладельческие государства. Военно-физическое воспитание рабовладельцев носило организованный характер и начиналось с раннего возраста. Воспитание поручалось наиболее опытным военачальникам. Археологические находки указывают на то, что в VIII-VI вв. до н.э. в Причерноморье были греческие колонии, там существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали физическую подготовку и участвовали в состязаниях. После установления связей с Грецией и Римом, армянские и грузинские атлеты принимали участие в некоторых греческих и римских играх.

У рабовладельцев Армении и Грузии система ФВ включала верховую езду, стрельбу из лука, метания (дротика, копья), охоту, бег, гимнастические и акробатические упражнения, борьбу и кулачный бой.

ФВ господствующего класса в Киевском феодальном государстве начиная с X в., по свидетельству летописей, имело организованные формы. Цели и содержание его не отличалось от воспитания феодалов других стран, но в воспитании русских привилегированных классов были элементы народных традиций, игрищ и нередко не воспринимались рыцарские турниры, а использовался так называемый «божий суд» - одиночный бой. В своих завещаниях князья Русской земли предупреждали, чтобы сыновья не въезжали в уделы друг к другу на охоту; мужам-старцам запрещалось определять уровень физической дееспособности на игрищах. Духовенство осуждало народ за страсть к боям. ФК, исключенная из церковных воспитательных обрядов, была лишена основы для легального развития. Поэтому ФК недостаточно использовалась для подготовки воинов-русичей.

В период татаро-монгольского ига (1207-1480) большинство русских городов было завоевано. Свободу сохранили горожане Великого Новгорода и Пскова, но и там, как и по всей Великой Руси было самоуправление в вопросах ФВ. Нередко советы старцев (старост) накануне праздников утверждали программы-смотры физической подготовленности разных категорий мужского населения. Беспрерывная смена князей вносила противоречивые правила и в поединки («божий суд»). Однако такие князья, как Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и многие другие своим личным примером увлекали строго соблюдать правила древнерусских единоборств.

В княжеских и боярских домах появляются специальные лица (дядьки-пестуны) для воспитания и обучения детей. Они выполняли также обязанности распорядителя на «игрушках»-развлечениях и княжеских утехах.

В к. XV в. Москва становится столицей Русского централизованного государства. Впервые против татар сражается казачество. Никоновская летопись (1444) сообщает об успешном походе «лыжной рати» москвичей против татар. При Иване IV неоднократно формировались и специальные отряды с огнестрельным оружием.

Воины-лыжники успешно действовали в Ливонской войне (1558-1583).

В ходе проведения военной реформы (1550) был установлен единый порядок организации военных сил, стали регулярно проводиться военные смотры казаков, ратников, военачальников. На этих смотрах ФУ и игры были составной частью военно-физической подготовки.

Во времена Петра I в быту дворянской знати России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья широко было развито фехтование на эспадронах, саблях, рапирах, мечах, кинжалах; стрельба из лука, ружей и пистолетов; различные виды охоты; верховая езда как среди мужчин, так и среди женщин. Для обучения верховой езде, фехтованию, танцев и гимнастики приглашались иностранные специалисты. Было обучение парусному и гребному делу.

В п.п. XIX в. получили распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные спортивные заведения, предназначенные для аристократических кругов.

Для занятий и развлечений строились специальные сооружения: манежи, тиры, ипподромы, катальные горы.

Т.о. со в.п. X в. развитие ФК сдерживалось междуусобицей феодалов и продолжительно трудным сосуществованием на Руси языческих обрядов с христианскими. Отсутствие профессионального воспитания, особенно в период «татаро-монгольского ига», негативно влияло и на создание системы ФВ. В условиях религиозного фанатизма и террора опричников также не было возможности совершенствовать и регламентировать (официально составить правила соревнований) российские состязательные ФУ и игры.

Наши рекомендации