Физическая культура в Древней Греции.
ФК рабовладельческого общества наивысшего своего развития достигла в Древней Греции. Ее расцвет приходится на VI-V вв. до н.э. Поэтому особенности ФК рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта и Афины.
Древнегреческая культура, особенно в период V-IV вв. до н.э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. По существу, это была история одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны выступал агон – соревнование, связанное с культом тела, а с другой – соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н.э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Негативные стороны древнегреческой атлетики (жестокость, уловки) сопровождали ее с момента возникновения. Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсеместно. К тому же древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же – исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки – большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами.
ФК Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в. до н.э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.
Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым (обычай, вероятно, возникший в первобытной общине).
До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию.
После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым: мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения упражнений допускались удары ногами, укусы, царапанье. В детской среде иногда намерено провоцировались раздоры и драки. Воинственность и грубая сила в общине равных Спарты оценивались как наивысшее достижение человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30-40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе этих ночных налетов, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.
По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу физической подготовки составлял пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.
Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.
До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Считалось, что укрепление тела способствует рождению здоровых детей. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин.
Т.о., идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин.
В V-IV вв. Афины были центром всей греческой жизни. В отличие от Спарты здесь была рабовладельческая демократия. Из 400 тыс. жителей, 150 тыс. были свободными гражданами. «Демос» Аттики имел право выбора форм воспитания и обучения своих детей. Афинская система отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нравственно-эстетическое и физическое воспитание.
В городе-полисе Афины сохранился обычай умерщвления слабых младенцев, но при согласии отца.
Афиняне обучали бесплатно тех детей, чьи родители погибли на войне, защищая Родину.
В Афинах имелась целая система различных школ: мусические – где мальчиков 7-15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» – борьба) – где мальчики 12-16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.
Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимназиях, где значительную часть времени отводилось ФУ, а остальное – беседам с философами, выдающимися государственными деятелями, посещению театров, различных собраний, судов.
Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.
Девочки не получали такого ФВ, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.
Т.о., идеалом афинского общества был гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному и обладающий красноречием.
Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. В Греции сам процесс ФВ назывался гимнастикой. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.
Игры для детей 1-7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей. Это были упражнения с мячом, обручем (сферистика), с элементами бега, метание копья и диска и другие ФУ, развивающие ловкость. Игры афиняне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления торговых отношений.
В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем) езда на колеснице и др.
Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел определенной длины, т.к. отмерялся судьями ступнями – 600 ступней) – около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами.
Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок представлял собой 5-кратный многоскок с двух ног.
Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска – на дальность. Метание выполнялось в вертикальной плоскости полета диска, т.к. этот способ движения был полностью заимствован из военного дела, где диск был боевым снарядом.
Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.
Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой. Афиняне считали игры способом установления торговых отношений.
Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики (системы подготовки к агонам, или, как их сейчас называют, к играм) сыграли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. Состязания (особенно первоначально) посвящались богам и были важной частью религиозных обрядов, а не играми с их чисто состязательными (спортивными) целями. С IX в. до н.э. игры начинают превращаться в демонстрацию боевых (военно-физических) качеств рабовладельцев, т.е. становятся более атлетическими по содержанию.
Кроме самых известных и значительных – Олимпийских игр проводились также и другие: Немейские, Истмийские, Панафинейские, Пифийские – всего около 40, по названию мест, где они проводились.
Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776 г. до н.э. Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Победителем стал повар из Элиды Корэб. В дальнейшем имя победителя на один стадий присваивалось последующему четырехлетию – олимпиаде. Постепенно программа Олимпийских игр расширялась за счет бега на 2 стадия (14 игры в 724 г. до н.э.), борьбы и пентатлона (18 игры в 708 г. до н.э.), кулачного боя (23 игры в 688 г. до н.э.), скачки на колеснице (25 игры в 680 г. до н.э.), панкратиона (33 игры в 648 г. до н.э.), бега атлетов в полном вооружении (520 г. до н.э.). С 37 игр (632 г. до н.э.) в олимпийском празднике начинают участвовать и юноши моложе 20 лет. Состязания заметно освобождаются от религиозного влияния. Продолжительность Игр увеличивается до 4-5 дней.
С VIII-II вв. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки-мужчины. Каждый из участников должен был готовиться в течение 10-ти месяцев дома и одного – в Олимпии.
В VIII-V вв. до н.э. около 40 городов-полисов участвовали в Олимпийских играх. Представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа становились участниками этих соревнований. Олимпийские игры выполняли большую прогрессивную роль. Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.
С IV в. до н.э. с появлением наемной армии институт эфебии приходит в упадок. Ведение войны стало делом профессионалов-наемников. Состоятельные слои населения стали избегать тренировок, связанных с большими физическими нагрузками. Популярность среди молодежи начали завоевывать облегченные формы занятий ФК, музыка, танцы, песни и др. Агоны стали заметно утрачивать свою основную функцию – демонстрации рабовладельцами военно-физических умений. Среди участников агон стали появляться иностранцы, вольноотпущенные, разорившиеся рабовладельцы, для которых выступления на состязаниях становятся профессией. Игры начали превращаться в чисто зрелищное мероприятие, а вместо почетного венка победителю стали вручать крупные денежные суммы.
Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146 г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. до н.э. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.
В целом, методы воздействия на физические возможности человека в Древней Греции достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами. Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии – макроциклы) – 4 года и малые (микроциклы) – 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий – снижалась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка.