ЭГАЛИТАРИЗМ – уравнительное равенство как принцип жизни общества.

Эзотерическая культура- древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества, содержащая систему самых общих представлений о происхождении, строении и мировом порядке. Древняя система эзотерических знаний представляла собой первую исходную познавательную модель, опирающуюся на признание единства мира, отражавшую его происхождение. Эта модель обеспечивала единство знания, исходя из утверждения принципиального подобия мира и человека в их строении, развитии, функционировании и преображении. Это делало познание возможным, осуществимым и последовательно развивающимся.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ– основные вопросы человеческого существования: вопросы жизни, смерти, совести, страха, одиночества и т.п.

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙоткрытый, предназначенный и для непосвященных.

ЭКЛЕКТИЗМ(греч. eklekticos – выбирающий) – в искусстве отсутствие единства, целостности, формальное, механическое соединение элементов разных стилей.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ(лат. expressio – выражение) – направление, сформировавшееся в европейском искусстве в 10-20-е гг. ХХ в., провозгласившее не изображение современной действительности, а «выражение» ее сути. Субъективное трактование действительности. Для стилистики Э. характерен отказ от гармонической ясности форм, стремление к абстрактному обобщению, мощная выразительность, обостренная эмоциональность, возвышенность художественных композиций (творчество художника Эдварда Мунка, скульптора Вадима Сидура).

ЭКСТРАВЕРТ – тип личности, ориентированный на достижение успеха во внешней, практической деятельности, преобразование окружающего мира с целью сделать его более упорядоченным, комфортабельным, приятным для жизни. Иначе этот тип называют «промеевским» – тип западного человека.

ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО(фран. elite – лучшее, отборное) – искусство, ориентированное на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они являются лучшей частью общества.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРАпрофессионально создаваемая по заказу и обслуживающая потребности высшего общества культура, в рамках которой формируется особый стиль жизни.

ЭЛЛИНИЗМ(греч. hellas – греческий) – исторический период в развитии античной культуры – последняя четверть IV – I в. до н. э. Начало положено завоеваниями Александра Македонского 334 г. до н. э.).продолжался до захвата Римской империей (30 г. н. э.) последнего эллинистического государства – Египта. В этот период греческая культура распространилась на соседние территории Передней Азии, Причерноморья, Египта. Э. культура характеризуется слиянием традиций греческой классики и восточных культур.

ЭМБЛЕМА(греч. emblema – рельефное украшение) – условное изображение какого-либо понятия, идеи, например; серп и молот – Э. единения рабочих и крестьян.

ЭНЕОЛИТ(лат. aeneus – медный и греч. litos – камень) – медно-каменный век – переходный период от новокаменного века (неолита) к бронзовому веку.

ЭНЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯпереход в эпоху энеолита к обработке металлов; в эпоху бронзы происходит второе разделение труда – отделение ремесла от земледелия.

ЭНКАУСТИКА – (греч. enkaustke < enkaio – выжигаю) – живопись восковыми красками.

Энтелехия – (от греч. - entelechia – обретение себя) – законченная действительность, осуществленность бытия. Э. происходит везде, где материя, физическая или духовная, принимает облик и форму и становится воплощенной реальностью, а общее обретает индивидуальность, где происходит осуществление идеи, принципа, общего свойства. Э. архетипов и адаптация их к тому полю культуры, в которое они вошли, - один из основных путей развития, углубления и обогащения культуры, осуществления в ней диалектики стихийного и рационального, национального и мирового.

Э. культуры есть реальное преодоление коренных противоречий между коллективно-бессознательным началом и индивидуальным разумом, мировым и национальным, между исторической традицией и современностью.

ЭПИГОНСТВО(греч. epigonos – рожденный после ) – лишенное творческой индивидуальности, механическое следование какому-либо деятелю, направлению, стилю в искусстве.

ЭПИГРАММА(греч. epigrahe – надпись) – фраза, часто цитата, помещаемая перед сочинением или его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.

ЭПИЛОГ(греч. epilogos) – заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе героев после основного действия.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙсвойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем, например, Э. роман.

ЭПИТАЛАМА(греч. epithalamios – свадебный) – в античной поэзии и музыке – свадебное стихотворение, свадебная песня, исполняемые на брачных торжествах.

ЭПОПЕЯмонументальное произведение эпического характера, повествующее о значительных исторических событиях, например, «Война и мир» Л. Толстого.

ЭПОС(греч. epos – слово, рассказ, песня) – повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой). Собственно эпосом называют обычно древние сказания «Махабхарата», «Илиада», «Одиссея», «Эдда», «Манас», «Песнь о Роланде», «Калевала».

ЭРУДИТ(лат. eruditio – ученость, просвещенность) – человек, обладающий большой эрудицией.

ЭСКИЗ(фран.) – предварительный набросок.

ЭСТАМП – (фран.) – оттиск художественного изображения с печатной формы, выполненный при участии автора (обычно им подписанный).

ЭТАТИЗМ – направление политической мысли, рассматривающее государство как высшую цель общественного развития и его главную движущую силу.

ЭТИКЕТ – (фран.) – установленный порядок поведения где-либо.

Этнические ценности – совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом как наиболее специфические, отражающие его историческое и культурное своеобразие.

Основанием для формирования Э.ц. является исторический социальный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса. К Э.к. чаще всего относят некоторые черты национального характера, традиции, бытовые обычаи и особенности национального этикета, религиозности, обыденного мировоззрения, традиционные формы жизнеобеспечения, национальную мифологию, народную художественную культуру и т.п.

Этногенез - исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этнокультурных систем. Современная наука предполагает несколько основных механизмов образования новых этносов: интеграция, когда этнос формируется путем объединения различных племенных общностей; дифференциация, когда от крупного этноса отходит какая-то, например, территориально изолированная часть; трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях преобразуется в новую этнокультурную общность, ассимилируя в себе новые иноэтнические включения (древние греки – в византийцев, а затем в современных греков).

Этноцентризм - направление, рассматривающее нор- мы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах. С одной стороны Э. способствует сплочению внутри определенной культурной (этнической) общности вокруг собственных норм и ценностей, что способствует формированию этнического самосознания, а с другой стороны, приводит к отрицанию ценностей чужой культуры, ведет к культурной самоизоляции и межэтническим конфликтам.

ЭТЮД – (фран.) – в изобразительном искусстве подготовительный набросок для будущего произведения, выполненный с натуры; в музыке – пьеса концертно-виртуозного характера.

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозно-философское учение о конечных судьбах мира и человека.

Я

ЯЗЫК – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение, средство развития культуры; система коммуникации, осуществляемой на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения.

ЯЗЫК ИСКУССТВА – совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа.

ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ – формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям ориентироваться в пространстве и времени культуры; это универсальная форма осмысления реальности. Классификация языков: естественные языки как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, английский и т. п.); искусственные языки – это языки науки; вторичные языки – это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

ЯЗЫЧЕСТВО – (церк.-слав. – языцы – иноземные народы) – обозначение нехристианских, в широком смысле – политических религий, боги которых (египетский Ра, древнегреческий Зевс, славянский Перун и др.) олицетворяли стихии природы. Я. – феномен духовной культуры древних народов, в основе которой лежит вера во многих богов (идолопоклонство).

СПИСОК ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

А

Абак

Аберрация

Аборигены

Абсолютное Дао

Абрис

Абстракционизм

Абстракция художественная

Абсурд

Авангардизм

Авеста

Автаркия

Автократ

Авторитарно-патриархальная политическая культура

Автохтоны

Агиография

Агонистика

Адаптация культурная

Академизм

Акант, аканф

Акведук

Аккультурация

Акмеизм

Акрополь

Акротерий

Аксиология

Аллегория

Аллилуйя

Альма-матер

Алтарь

Альтруизм

Аль-секко

Аль_фреско

Амбивалентность

Ампир

Амфитеатр

Ангажировать

Анимизм

Анкх

Анналы

Аномия

Антаблемент

Антиномии русской культуры

Античность культуры

Античность

Антропология

Антропософия

Апокрифы

Апокалипсис

Апостолы

Апсида

Ареалы культурные

Ареопаг

Аркатура

Артефакт

Архаика

Архетип

Архитрав

Аскетизм

Ассимиляция культурная

Ассист

Атрий, атриум

Аттик

Аудиовизуальная культура

Б

База

Базилика

Баптистерий

Барокко

Бестиарий

Библия

Большая культура

Бронзовый век

Буддизм

В

Вавилонская башня

Ваганты

Вальпургиева ночь

Вандалы

Вандализм

Варварство

Варвары

Вахабиты

Ведизм, ведическая религия

Веды

Вера

Вербальный

Вестернизация

Византийская культура (iх – сер. Хv вв.)

Византийский стиль

Вимперг

Витраж

Виртуальная реальность

Возрождение, ренессанс

Воображение

Г

Газель

Гармония

Гедонизм

Генезис

Гений

Геометрический стиль

Герменевтика

Гиперреализм

Горельеф

Готика

Гохуа

Гравюра

Графика

Гуманизм

Граффити

Гризайль

Д

Дадаизм

Даосизм

Девиантный

Декадентство, декаданс

Декоративно-прикладное искусство

Демиург

Деспотия

Джайнизм

Дзэн-буддизм

Диалог

Диптих

Дизайн

Динамика культуры

Диптих

Диссидент

Диффузионизм

Диффузия

Дольмен

Доминанта культурная

Дорический ордер

Донжон

Е

Евангелия

Евразийство

Европоцентризм

Ереси

Ж

Жанр

Жанровая картина

Железный век

З

Западничество

«Звериный стиль»

Знак

Знаковая система

Золотое сечение

И

Игра

Иероглифика

Икебана

Икона

Иконопись

Иконография

Иконостас

Имажинизм

Имитация

Импрессионизм

Инверсия социокультурная

Индуизм

Инквизиция

Инкультурация

Инкрустация

Инкунабулы

Инновации

Инсталяция

Интарсия

Интеграция

Интерпретация

Интраверт

Интуитивизм

Ионический ордер

Исихазм

Искусствознание

Ислам, мусульманство

Историзм

Историческая типология культуры

К

Каменный век

Канон

Категории культурологии

Классицизм

Код культуры

Колизей

Коммуникация социокультурная

Конструктивизм

Контркультура

Концептуализм

Коринфский ордер

Коран

Крестово-купольный храм

Кризис социокультурный

Крито-микенская культура

Кромлех

Кубизм

Культ

Культура

Культура личности

Культурлаг

Культурная семантика

Культурная трансмиссия

Культурно-историческая монадология

Культурно-исторический тип

Культурный ареал

«Культурный круг»

Культурогенез

Культурология

Куртуазность

М

Магия

Маньеризм

Маргинальная культура

Массовая культура

Мегалиты

Мегарон

Медиация

Мезолит

Менгиры

Менталитет

Метафора

Методы культурологии

Мировые религии

Мистика

Миф

Мифология

Мода

Модерн

Модернизм

Мозаика

Монологическая культура

Н

Народная культура

Нарышкинский стиль

Натурализм

Наука

Национальные религии

Неоимпрессионизм

Неоклассицизм

Неолит

Неолитическая революция

Неореализм

Неотомизм

Неф

Ноосфера

О

Образ

Образ жизни

Образование

Обычай

Ордер архитектурный

Орнамент

Осевое время

П

Палеолит

Палеолитическая революция

Пантеон

Парадигма

Парсуна

Парфенон

Патерик

Первичные цивилизации

Первобытное искусство

Периптер

Плебс

Полис

Поп-арт

Портик

Постимпрессионизм

Постмодернизм

Примитив

Примитивизм

Природа и культура

Прогресс (в культуре)

Протестантизм

Проторенессанс

Протоцивилизация

Р

Раввин

Рамазан, рамадан

Ранние цивилизации

Рапсод

Реализм

Революционное сознание

Региональные цивилизации

Реквием

Религия и культура

Рельеф

Реформа

Реформация

Ригоризм

Рисунок

Риторика

Ритуал

Рок-культура

Рококо

Романский стиль

Романтизм

Рыцарский роман

С

Сага

Сакральный

Самобытность

Сансара

Сарказм

Саркофаг

Секуляризация

Семиотика

«Семь мудрецов»

Семь чудес света

Сентенция

Сентиментализм

«Серебряного века» культура

«Серединная культура»

Символ

Символ веры

Символизм

Симулакр

Синергетика

Синкретизм

Синтез

Синтоизм, сикто

Скульптура

Славянофильство

Соборность

Соц-арт

Социалистический реализм

Социализация

Социальная структура

Социально-культурный кризис

Социальный опыт

Социальный характер

Социокультурная ситуация

Социокультурное преобразование

Социологическая школа

Стагнация

Стамбха (стамбаха)

Стереобат

Стилобат

Стиль

Строгановская школа

Структура культуры

Структурализм

Субкультура

Сублимация

Субэкумена

Супрематизм

Сфумато

Схоластика

Сюрреализм

Т

Табу

Талион

Талмуд

Танка

Ташизм

Темпера

Теогония

Теокалли

Теократия

Теология

Теория культурных кругов

Термы

Терракота

Терратологический стиль

«Технические искусства»

Техносфера

Типология культур

Толос

Тосканский ордер

Тоталитарная культура

Тотемизм

Трагедия

Традиционализм

Традиция

Трансферт

Трансформация

Трансцендентный

Триумфальная арка

У

Увертюра

Узорочье

Универсалии культурные

Ф

Фаблью, фаблио

Фанатизм

Фарисеи

Фарс

Фаустовская культура

Фаюмский портрет

Фетиш

Фиал

Филигрань

Филиокве

Филология

Философия

Философия культуры

Фовизм

Фольклор

Форма культурная

Формализм

Фрейдизм

Фреска

Фриз

Фронтон

Функции культуры

Функционализм

Футуризм

Х

Хабанера

Хадж

Хадис

Хайку, хокку

Халифат

Харизма

Хиджра

Хилиазм

Химера

Хинаяна

Хоры

Хоромы

Христианство

Хроника

Хронотоп

Художественная культура

Ц

Цвинглианство

Цезарь

Целла

Целибат

Ценности

Ценностные ориентации

Цивилизация

Цивилизация локальная

Цинизм

Ч

Человек

Чувственный тип культуры

Ш

Шариат

«Шатровый стиль»

Шванк

Шедевр

Шейх

Шива

Шиизм

Шииты

Шикхар

Шок культурный

Э

Эволюционизм

Эгалитаризм

Эзотерическая культура

Экзистенциальные вопросы

Экзотерический

Эклектизм

Экспрессионизм

Экстраверт

Элитарное искусство

Элитарная культура

Эллинизм

Эмблема

Энеолит

Энеолитическая революция

Энкаустика

Энтелехия

Эпигонство

Эпиграмма

Эпилог

Эпистолярный

Эпиталама

Эпопея

Эпос

Эрудит

Эскиз

Эстамп

Этатизм

Этикет

Этнические ценности

Этногенез

Этноцентризм

Этюд

Эсхатология

Я

Язык

Язык искусства

Язык культуры

Язычество



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. – Л., 1967.

2. Архетипы в фольклоре и литературе. – Кемерово, 1994.

3. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М., 1995.

4. Бахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США // Современная американская этнография. – М., 1963.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

6. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

7. Бобахо В.А. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М., 2000.

8. Большой энциклопедический словарь. – В 2 т. – М., 1991.

9. Вебер М. Избранное: Образ общества. – М., 1994.

10. Гегель. Эстетика. Т. 3. – М., 1971. – С. 341.

11. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.

12. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996.

13. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994.

14. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). – М., 1980.

15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

16. Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. – М., 1992.

17. Каноненко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. – М., 2001.

18. Кини А.Г. Динамика социально-политического действия в традиционном обществе (ислам). – М., 1996.

19. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2005.

20. Культурология ХХ век: Энциклопедия. – В 2 т. – СПб., 1998.

21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX вв. – СПб., 1994.

22. Маевский Е. Интерактивное кино? (Опыт эстетической прогностики) // Иностранная литература, 1995. - № 4.

23. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. – М., 1986.

24. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.

25. Морфология культуры: структура и динамика. – М., 1994.

26. Ницше Ф. Воля к власти. – М., 1994.

27. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. – М., 1976.

28. Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования. – М., 1991.

29. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – нач. ХХ в.: Хрестоматия. – М., 1988.

30. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1995.

31. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.

32. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

33. Степанов Ю.С. Семиотика. – М., 1971.

34. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

35. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1996.

36. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995.

37. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

38. Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

39. Ценности культуры и современная эпоха. – М., 1990.

40. Чеснов Я.В. Теория «культурных областей» в американской этнографии // Концепции зарубежной этнологии. – М., 1976.

41. Шпенглер О. Закат Европы. – Т. 1. – М., 1993.

42. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

43. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Учебное издание

Носикова Галина Петровна

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ)

Учебное пособие.

Обложка Л.Ю. Леонова

Подписано к печати 25.0.6.07.Формат 60х84 1/16. Гарнитура «Таймс».
Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,3. Тираж 300 экз. заказ № .

___________________________________________________________________

Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ».

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39. Тел. 25-36-65.

Наши рекомендации