РЕКВИЕМ – (лат. Requies – покой) – вокальное или вокально-инструментальное произведение, посвященное памяти умершего; заупокойная католическая месса.
Религия и культура – социально-историческая и теоретико-познавательная проблема мировоззренческого, идеологического и методологического характера, определяющая во многом социально-культурные и общественно-политические особенности развития отдельных народов и мирового сообщества в целом. Соотношения Р. и к. всегда являются существенными факторами личной, общественной и государственной жизни (даже атеизм не исключение, т.к. он определяет или утверждает свое отношение к религии).
Роль Р. и к. велика не только в становлении национальной идентичности, но и в устранении конфликтов на этно-конфессиональной почве, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Особенно большое значение Р. и к. имеет на территории, где проживают люди разных национальных культур и верований, поскольку затрагивает широкий круг вопросов организации их совместной жизни, начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях и кончая условиями совместного труда и отдыха.
РЕЛЬЕФ – (фр. relief, от лат. releso – поднимаю) – выпуклое (горельеф на ¾ объема или барельеф не более ½ объема) изображение на плоскости.
РЕФОРМА – преобразование какой-либо стороны социокультурной жизни, не уничтожающее ее основ.
РЕФОРМАЦИЯ (лат reformatio – преобразование) – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе ХVI в., носившее главным образом антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католицизма за обновление церкви. Началось в 1517 году в Германии с выступления Мартина Лютера. В итоге возник протестантизм.
РИГОРИЗМ – (фран. rigorisme от лат. rigor – твердость, сырость) – суровое непреклонное соблюдение каких-либо принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности.
РИСУНОК – важнейший вид графики, выполненное от руки изображение с помощью графических средств – линии, штриха, пятна.
РИТОРИКА – (греч. rhetorike) – в античности и последующем времени – теория и искусство красноречия.
РИТУАЛ – (лат. ritualis – обрядовый) – установленный порядок обрядовых церемониальных действий, торжественная церемония.
Рок-культура - явление молодежной субкультуры, возникшей в середине XX в. как новый музыкальный стиль, выражающий нонконформистский пафос. Рок - это прежде всего не искусство, а система ценностей и образ жизни, отсюда социальная направленность Р.-к., утверждающая пансексуализм, наркотики, музыку. Р.-к. породила несколько феноменов: язык (сленг), стиль одежды, рок-периодику (журнал «Роллинг Стоунз»), рок-концерт (сэйшен) и т.д.
В России (СССР) рок заимствован с Запада в середине 60-х гг. Основные предпосылки – это развитие технических средств: магнитофоны, размножение фонограмм зарубежных; увлечение советской молодежи западными рок группами, особенно «Битлз». Практическим воплощение ценностей Р.-к. явились музыкальные фестивали, собиравшие огромное количество зрителей (1967 г. – Монтре, 1969 г. - Вудсток).
РОКОКО – (франц. rococo от rocaille) – декоративный мотив в форме раковины – стилевое направление в Европе первой половины ХVIII в. Возникновение и развитие Р. связано с кризисом абсолютизма, отсюда уход в мир фантазии, театрализации, игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротизм. Скульптура и живопись стиля изящны, декоративны.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – (фран. romanom, лат. romanus – римский) – стилевое направление в западно-европейском искусстве Х – ХIII вв., берущее свое начало в древнеримской культуре; в арх. для Р. стиля характерны использование сводчатых конструкций, полукруглых арок, простых, строгих и массивных форм. В декоре крупных соборов применялись экспрессивные многофигурные скульптурные композиции на темы Нового Завета.
РОМАНТИЗМ – (фран. romantisme) – идейно-художественное направление в европейской культуре конца ХVIII – начала ХIХ вв. Отражает разочарование в идеологии Просвещения, тяготея к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления. Характеризовался возвышенными устремлениями, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью.
РЫЦАРСКИЙ РОМАН – эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменившей героический эпос (ХII – ХIV вв.). В центре – идеализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства («Тристан и Изольда»).
С
САГА – (древнесканд. saga) – 1) повествовательная форма древнескандинавского и древнеирландского народного эпоса, представляющая собой легендарно-мифическую повесть о богах и героях в прозе со стихотворными вставками; 2) в широком смысле – сказание, легенда.
САКРАЛЬНЫЙ – (лат. sacer (sacri) – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу, обрядовый.
Самобытность – способность сохранения и поддержания главных принципов социокультурной регуляции, присущих данному сообществу. Принцип С. имеет принципиальное значение для культурного самоопределения общества и международных отношений. Понятие С. тесно связано с понятиями «независимость» и «суверенитет». Нередко в понятие С. вкладывается самосознание общества или индивида. Таким образом С. – это проявление тех компонентов культурного достояния данного общества, которые оказываются необходимыми на новых этапах его развития, обеспечивая тем самым его самосохранение и преемственность нормативных ценностей.
САНСАРА – (санскрит.) – одно из основных понятий брахманистско-индуистской и буддистской религий и философии – перевоплощение души (ортодоксальный брахманизм и индуизм) или личности (буддизм) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.
САРКАЗМ – (греч. sarkasmos – букв. рву мясо) – язвительная, жестокая, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста.
САРКОФАГ – (греч. sarcophagоs) – в древних захоронениях – гроб, гробница; позднее – надгробие в виде каменного гроба, а также вообще – массивный гроб, гробница.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – (лат. saecularis – светский) – 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, С. образования; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной, умственной деятельности, художественном творчестве).
СЕМИОТИКА – дисциплина, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных.
«СЕМЬ МУДРЕЦОВ» – так называют древнегреческих авторов кратких сентенций и афоризмов на темы житейской мудрости.
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА – в представлении античного общества - наиболее прославленные достопримечательности древних культур. Др. египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе (ок. 550 г. до н. э., сожжен в 356 г. до н. э.), Мавзолей в Галикарнасе, сады Семирамиды в Вавилоне (VII в. до н. э.), статуи – Зевса в Олимпии (около 430 г. до н. э., скульптор Фидий), Гелиоса в Родосе (Колосс родосский, около 229–280 гг. до н. э., скульптор Харос), маяк в Александрии (архитектор Сострат Киндский, ок. 280 г. до н. э.).
СЕНТЕНЦИЯ – (от лат. sententia – мнение, суждение) – вид афоризма, краткое общезначимое изречение, в основном морального содержания, в язвительной или повелительной форме.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – (фран. sentiment – чувство) – художественное течение в европейском, русском и американском изобразительном искусстве и музыке второй половины ХVIII – начале ХIХ вв. С. провозглашал культ естественного чувства, противопоставляя его «царству Разума» - «Разум может ошибаться, чувство – никогда» - Жак-Жак Руссо. В широком смысле С. выражает излишнюю чувствительность.
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» КУЛЬТУРА – период с конца ХIХ в. до 1922 г., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее видными представителями творческой и научной интеллигенции России. На «С.В.»К. оказала влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, маски итальянского и русского скоморошества, французский символизм, христианская и азиатская религии. «С.В.» – это эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. «С.В.» – это символизм и акмеизм, модернизм и футуризм, авангардизм, неоантичность и вместе с тем «С.В.» это и религиозно-философский ренессанс, неохристианские поиски, в то же время это эпоха индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайникам психики, к глубинам «зазеркалья», к примату бессознательного, иррационального в человеке; безграничность субъективизма, господство мистического начала в культуре. «С.В.»К. – это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.
«СЕРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА»– термин введен Н. Бердяевым – социальный результат медиации, т. е. культура, элементы которой не сводимы к архаичным крайним полюсам («черное»-«белое»), построены на диалоге. Примером С.К. является западная культура, анализ же русской культуры показывает, что в ней недостаточно развита рефлексия и преувеличена инверсия.
СИМВОЛ – (греч. symbolon) – у древних греков – условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы. С. культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения, сказочные существа. Большинство С. культуры многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.
СИМВОЛ ВЕРЫ – составляет часть (наряду с катехизисом) азбуки христианского вероучения – краткое, понятное и точное изложение основ веры, ее догматов. С.В. включает 12 догматов христианства. На всех языках христианский С.В. начинается глаголом со значением «верить, веровать» в первом лице единственного числа.
СИМВОЛИЗМ – (фран. symbolisme, от греч. знак, символ) – направление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. Главным импульсом творчества признается бессознательное, интуитивное начало. Творцы С. (Г. Ибсен, Ф. Сологуб, А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и жизнедеятельности людей.
Симулакр – (от фр.- стереотип, пустая форма) – образ отсутствующей действительности, гиперреалистический объект, не имеющий реальности, пустая форма, псевдовещь, артефакт, основанный лишь на собственном воображении. С. – это одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики. Если основой классического искусства служит единство «вещь-образ», то в массовой культуре из псевдовещи вырастает кич, а в постмодернизме – Симулакр – псевдовещь, выдающая отсутствие за присутствие.
Синергетика - (от греч. synergos - совместная деятельность) – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. С. изучает механизмы образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой, а также эволюцию систем любого типа, кризисы – неустойчивые фазы существования и множественность путей развития. Исследования С. помогают раскрыть дополнительные причинные зависимости в происхождении и эволюции психики, интеллекта, духовной культуры, а также динамику индивидуального и общественного сознания.
СИНКРЕТИЗМ – (греч. sunkretismos – соединение, объединение) – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства первобытной культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга). Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности.
Синтез - (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов в единое целое. С. в культурологии подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций и их взаимовлияние. Тенденция взаимовлияния культур особенно расширяется в XX в. (утверждение элементов западного типа мышления на Востоке; популяризация на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма и др.). Тяготение к взаимообогащению различных культур сказалось в России, это обусловлено во многом ее местонахождением и открытостью Западу и Востоку. В русской культуре проявляются «высокосинтетические способности всепримиримости, всечеловечности» (Ф. Достоевский), именно в этом усматривали русские мыслители (Флоренский, Соловьев, Бердяев, Достоевский и др.) историческую миссию России.
СИНТОИЗМ, СИКТО (яп.) – средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа (обожествления) императорской династии; с 1868 по 1946 гг. – государственная религия Японии.
СКУЛЬПТУРА – (лат. skulptura, от skulptо – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанного на принципе объемного, трехмерного изображения.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – русское общественно-политическое и философское направление, выразившееся в протесте против заимствования элементов культуры и политического строя Запада со времен Петра I и философско-националистической теории национальной самобытности. Сложилось под влиянием восточных мистиков, философских систем Шеллинга и Гегеля, правительственной теории официальной народности С.С. Уварова. С. зародилось в среде европейски образованных представителей элиты 30 – 40-х гг. ХIХ в. (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин).
СОБОРНОСТЬ – одно из основных понятий русской философии, означающее свободное объединение верующих на основе их общей веры (в основе – православие с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах)
СОЦ-АРТ – одно из течений советской культуры 60-70-х гг. ХХ в. Название по аналогии с поп-артом Западной Европы и США. Создатели С.-А. «подпольные художники» (андер граунд) определили его как «игру с идеологией», попытку пародировать в зеркале искусства социалистическую действительность. Художники С.-А. стремились в гротескной форме довести до комизма установки «социалистического реализма».
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – творческий метод литературы и искусства, подразумевающий правдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов – народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интернационализма, честного труда, коллективизма, приоритета общинности, пафоса индивидуальной активности. Термин появился в 1933 г. однако в советской системе С.Р. деформировался, превратившись в значительной степени в антихудожественный агитпроп, лишая права на сомнения, искания духа, права выбора.
Социализация - процесс усвоения и воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, обычаев, традиций, образцов поведения, коллективных представлений и верований и т.д. Понятие С. появилось в 30-е гг. XX в. и широко используется в социологии, антропологии, социальной психологии. В настоящее время С. и инкультурация рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему. Хотя главным образом процесс С. индивида изучается в детском и юношеском возрасте, но охватывает он всю человеческую жизнь, т.к. и взрослый человек может под давлением жизненных обстоятельств приобретать новые модели поведения.
Социальная структура - совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, статусов, ролей), относительно независимых от незначительных колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени. Данное понятие широко используется в социологии, культурологии и других науках.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС – резкие изменения в социально-культурной сфере, связанные с процессом дезинтеграции ценностных систем, с ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов, с утратой людьми чувства стабильности и уверенности и нарастанием настроений растерянности и страха. Культура как совокупность неких общепринятых схем жизнедеятельности в ситуации С.К.К. обесценивается, ее упорядочивающее и организующее воздействие на всю общественную жизнь ослабевает. Человек в данной ситуации испытывает все большие затруднения в адекватном восприятии окружающей его природной, общественной и культурной реальности. Социально-психологическое переживание кризиса квалифицируется как своеобразный дефицит культуры, как отсутствие стабильной и четкой картины мира. Культурология рассматривает различные концепции С.К.К. (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, Хосе Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, марксизм).
Социальный опыт – аккумулирование прямых и опосредованных способов осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей. С.о. включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сообществе и обеспечивающих поддержание социальной консолидированности людей, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов и иных социально безответственных проявлений человека, а также повышающих взаимопонимание, толерантность, согласие и т.п.
Социальный характер - совокупность черт характера, присутствующая у большинства членов сообщества и возникшая в результате общего образа жизни; это некая целостная бессознательная структура, которая мотивирует поведение членов данного общества и придает обществу в той или иной мере общую направленность и согласованность. С.х. отличается от индивидуального, т.к. на его формирование оказывают большое влияние социоэкономические факторы, которые формируют у членов сообщества установки, не совпадающие с особенностями индивидуального развития. Тем самым С.х. выполняет важные социальные функции: позволяет индивиду действовать последовательно, делает его поведение предсказуемыми, заставляя «хотеть делать то, что должен делать», освобождает его от обдумывания каждого действия. Таким образом, С.х. является «цементирующей силой» общества.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ – совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – базовый тип культурной динамики, который имеет место тогда, когда иное состояние возникает в результате изменения прежнего под влиянием интенсивных процессов общественного обновления.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – в культурологии объединяет ученых и деятелей культуры, которые в основу исследования феномена человеческой культуры помещают само общество, его структуры и социальные институты. Виднейшие представители: Томас Стернз Элиот (1885–1965), Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), Альфред Вебер (1868–1958), Толкотт Парсонс (1902–1979).
СТАГНАЦИЯ – (лат. stagno – делать неподвижным, останавливать) – одна из основных форм проявлений регресса, характеризуется застоем в экономике, политике, торговле, культуре и других сферах жизнедеятельности человека.
СТАМБХА (Стамбаха) – в Древней Индии колонна, высотой до 15 м, на вершине которой изображение священного животного.
СТЕРЕОБАТ – в античной архитектуре ступенчатое основание храма или колоннады. Его верхняя ступень называется стилобатом.
СТИЛОБАТ –(греч. stylobates – stylos – колонна + baino – ступаю) верхняя стереобата.
СТИЛЬ – (греч. stylos – палочка для письма) – совокупность главных художественных особенностей творчества, которая проявляется как в темах, идеях, характерах, так и в изобразительно-выразительных средствах, приемах и технической обработке материала, в исполнении и т. д. Стилевое единство присуще культурам определенных эпох, сложившимся жанрам, видам и течениям искусства.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА – условное название стиля русской иконописи первой половины ХVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычегодска, где находилось их имение. Для него характерны многофигурные композиции, виртуозный рисунок, тончайшая проработка деталей, богатая орнаментация и полихромный колорит.
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ – (лат. struktura – строение, порядок, связь) – культурологический термин для объяснения строения культуры. Нет единого мнения о С.К. наиболее часто встречается точка зрения о том, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. Кроме того, в культурологии исследуются и такие структурные элементы, как мировая и национальная культура, городская, сельская, профессиональная и т. д. в свою очередь каждый из элементов культуры может иметь свою структуру.
СТРУКТУРАЛИЗМ – (лат struktura – строение, расположение) – философская и культурологическая школа, научное направление, возникшее в 20-х гг. ХХ в. Основные идеи разработаны К. Леви-Строссом, М. Фуко и др. В качестве образца для культурологических исследований была взята лингвистика. В С. культура воспринимается как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык. Кроме него в С. входят наука, искусство, мода, религия, реклама и т. д. На этих объектах С. обнаруживает скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры («ментальные структуры», «дискурсивные формации», «эписистема» и т. д.). Структуралисты полагают, что всякий продукт культуры опосредствован разумом, а сам структурный анализ – это анализ духа, воплощенный в предметности культуры.
СУБКУЛЬТУРА – узкие культурные миры, формирующиеся по профессиональному, возрастному и другим признакам, внутри которых складывается собственная система ценностей (молодежная субкультура).
СУБЛИМАЦИЯ – (лат. sublimare – возносить) – процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности, художественного творчества (Зигмунд Фрейд).
Субэкумена – устойчивая коалиция культур, связанных единой вселенской религиозно-философской традицией (западный христианский мир, исламский мир, индуистско-буддийский мир Южной Азии и конфуцианско-буддиский мир Древнего Востока). Теория С. подчеркивает, что культурные миры, созданные вселенскими религиями и религиозно-философскими традициями, устойчивее, чем отдельные народы.
СУПРЕМАТИЗМ – (лат. supremus – наивысший) – разновидность геометрического абстракционизма. С. оперирует комбинацией простейших геометрических элементов (квадратом, крестом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат считается наиболее чистым, т. е. очищенным от содержательных ассоциаций элементом. Основоположником С. считается художник К. С. Малевич.
СФУМАТО – (итал. sfumato – затушеванный) – живописный прием (полупрозрачная дымка), смягчающий светотеневую моделировку, очертания предметов и фигур. Широко применяется в Европейской живописи со времени Высокого Возрождения (конец ХV – первая треть ХVI вв.).
СХОЛАСТИКА – (лат. cholactikos – школьный, ученый): 1) средневековая религиозно-идеалистическая философия, основанная на церковных догматах; 2) обыденно – бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начетничество.
СЮРРЕАЛИЗМ – (фран. surrealisme – сверхреализм) – модернистское направление, возникшее в искусстве в 20-х гг. ХХ в. Идейные основы: философия интуитивизма, восточные мистико-религиозные учения, фрейдизм, идеи дзен-буддизма. Последователи С. призывают к творчеству вне контроля разума. Художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. Произведения С. не отходят от образности, изобразительности как в абстракционизме, но они строятся как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особая ирреальность. Виднейший представитель – Сальвадор Дали (1904–1991).
Т
ТАБУ – (полинез.) – 1) у первобытных народов система нравственных и религиозных запретов (налагаемых на какой-либо предмет, действие, слово и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего были направлены на соблюдение брачных норм; 2) вообще – строгий запрет.
ТАЛИОН – (лат. talio (talionis) – возмездие (по силе равное преступлению) – принцип уголовной ответственности в раннеклассовом обществе, когда наказание точно соответствует причиненному вреду («око за око», «зуб за зуб»).
ТАЛМУД – (др. евр.) – собрание догматических, религиозно-этических, правовых, бытовых предписаний иудаизма, сложившихся в IV в. до н. э. – V в. н. э.; основан на толковании «Ветхого завета».
ТАНКА – (япон.) – древнейший жанр японской поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога. Традиционная тематика – любовь, разлука, странствия, времена года.
ТАШИЗМ – (фран. tache – пятно) – течение в живописи второй половины ХХ в., одна из разновидностей абстракционизма (абстрактный экспрессионизм). Ташисты провозглашали своим методом бессознательность и автоматизм творчества; для достижения острой эмоциональности колорита они превращали живопись в сочетание цветовых пятен, свободное от преднамеренной композиции и рисунка.
ТЕМПЕРА – (итал. tempera.) – 1) краски, растертые на яичном желтке или на смеси клеевого раствора с маслом и разбавляемые водой; широко применялись в иконописи; 2) картина, написанная такими красками.
ТЕОГОНИЯ – (греч. theos – бог + gone – рождение, происхождение) – рождение богов, мифологическое повествование о происхождении богов и Вселенной. Обобщенное изложение древнегреческих версий содержится в поэме Гесиода «Теогония».
ТЕОКАЛЛИ – культовое сооружение в культурах Мезоамерики в форме уступчатой пирамиды.
ТЕОКРАТИЯ – (греч. theos – бог + kratos – власть) – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви.
ТЕОЛОГИЯ – (греч. theos – бог + logos – учение) – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях бога, систематическое изложение вероучения.
Теория культурных кругов– направление в этнографии и культурологии, утверждающее что на ранней стадии развития человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, в результате чего оформлялись культурные круги, которые возникали на определенном географическом пространстве и распространялись затем на другие области. Возникла данная научная теория в начале ХХ в. в Германии и нашла развитие в трудах многих культурологов. Фробениус, например, изображая постоянные связи между определенными культурами, сопоставлял определенные типы домов со специфическими формами орудий труда, масок, одежды и т.д., что приводило к возникновению культурного круга. Гренбер в работе «Методы этнологии» утверждал, что ему удалось объединить культурные достижения всех народов Земли на догосударственной стадии развития в шесть культурных кругов, хотя в настоящее время встретить их в такой форме нельзя, но это не препятствие для их изучения.
В. Шмидт и В. Копперс объединили Т.к.к. с доктриной политического католицизма. Формирование католико-конфессиональной ветви было связано с теоретической основой этого учения. Сводя каждую форму культуры к единственному центру происхождения, оно допускало по отношению к древнейшей культуре человечества связь с библейским мифом о сотворении мира. Утверждалось, что характерными чертами древнейшего культурного круга якобы были монотеизм, частная собственность, моногамия и государство.
Стремление этой ветви Т.к.к. было направленно, в первую очередь, на доказательство извечности частной собственности. Шмидт признавал наличие коллективной собственности на ранних ступенях развития человечества, но стремился подчеркнуть решающую роль личной или частной собственности, которую он представил как созданную Богом одновременно с сотворением человека и рассматривал как составную часть человеческой личности. Впоследствии после смерти Шмидта (1952 г.) сторонники венской школы отошли от важнейших идей Шмидта, опираясь на методы и теоретические установки других направлений этнографии.
ТЕРМЫ – (греч. therme) – в Древнем Риме общественные бани, включавшие, кроме горячих, теплых и холодных бань, также парильни, залы для спорта, собраний и т.д.
ТЕРРАКОТА – (итал. terra cotta – буквально обоженная земля) – обоженная цветная глина, а также неглазированные изделия – разновидность керамики.
ТЕРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – (греч. teras – чудовище) – стиль, характеризуемый причудливым переплетением зооморфных и растительных полуфантастических, диковинных мотивов. Характерен для искусства раннего Средневековья, унаследованный от скандинавских и германских племен.
«ТЕХНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА» – в развитых формах возникли в ХХ в. Хотя процесс слияния искусства с техникой начинается еще в ХV в. с создания первых художественных клише. Развитие звуковой, цветной, стереоскопической систем, вся мощь современной электроники поставлена на службу искусству. Создается «синтетически-технический» вид искусства – «светомузыка». Одним из первых теоретиков и создателей светомузыкальных произведений был русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин (1872–1915).
Техносфера – область действительности, употребляющаяся для характеристики современной цивилизации, для которой характерно использование сложной машинной техники во всех сферах деятельности. Выделяя Т. как часть искусственного культурного мира, нужно четко определить ее место в этом мире как совокупности искусственных средств освоения человеком окружающего природного и культурного пространства и ее границ. Определение границ Т. подразумевает следующие аспекты: 1. существующая техника и сферы ее применения; 2. взаимоотношения техники и науки – связь между научным и техническим развитием; 3. значение техники для общества, ее влияние на развитие общества; 4. соотношение между техникой и технологиями, механизмы передачи технологических навыков.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР – (греч. tupos – форма, образец + logos – знание, учение) – систематизация культуры по наиболее общим признакам, свойствам.
ТОЛОС – (греч. tholos) – монументальное, круглое в плане здание (гробница, храм) в эгейской культуре и античном мире.
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР – упрощенный вариант дорического ордера – имеет колонну с базой, но без желобков-каннелюр и гладкий фриз. Возник в Древнем Риме на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э.
Тоталитарная культура - культура жестко управляемая сверху, политико-идеологизированная, опирающаяся на массовый аффектированный энтузиазм снизу и апеллирующая к простейшим архетипам архаического сознания.
Т.к. отличается преданностью правящему режиму и его вождям, в то же время проповедующая псевдодемократизм, выражающийся в поэтизации безликого «простого человека» и народных масс как воплощение вековой мудрости (коммунистический режим при Сталине в СССР, при Мао Цзэдуне – в Китае, Ким Ир Сене – в Корее; фашистский режим при Муссолини в Италии; нацистский режим при Гитлере в Германии).
Т.к. держится на пропаганде монополизированной партийной идеологии, военизированном жестком «порядке», а также на преувеличенной роли государственной «тайны» и необходимости охранять ее от посягательств многочисленных внешних и внутренних «врагов». Именно те компоненты культуры и культурные деятели, которые определялись тоталитарными режимами как «лишние» и «ненужные», «вредные» или «опасные», в конечном счете, становились носителями антитоталитарных тенденций в истории культуры и способствовали внутреннему распаду и кризису тоталитаризма (Б. Пастернак, М. Булгаков, В. Гроссман, А. Солженицын, В. Шаламов, В. Дудинцев, А. Сахаров; в Германии – Т. и Г. Манны, Б. Брехт, К. Ясперс).
ТОТЕМИЗМ – архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) – тотемом и родовой группой. Т. мыслится как общий предок рода. Т. связан с системой табу – запретом убивать и поедать тотемное животное.
ТРАГЕДИЯ – (греч., букв. «песнь козлов»). Сценическое произведение, возникшее в Древней Греции из дифирамбов, распеваемых переодетыми в козлиные шкуры исполнителями мистерий в честь Диониса – бога растительности, виноградарства и виноделия. Ее суть в противостоянии героя и государства, стихии, рока, в результате герой гибнет. В трагедии утверждаются высшие ценности, идеалы человечества.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ – опора на традиции как высшие ценности в вере, обычаях, искусстве, правах, науке. Преклонение перед авторитетом, делами и словами предков. Абсолютная вера в достоверность господствующей в сознании сообщества идеологии.