Тема 16. Культура и контркультура
Контркультура, понятие, концепция культуры Ф. Ницше.
Контркультура не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей; она вступает в конфликт с господствующими ценностями (например, терроризм противостоит общечеловеческой культуре). Примером контркультуры, по мнению американского социолога Н. Смелзера, служат культуры богемы или молодежные субкультуры. Возникновение контркультуры - явление вполне распространенное. Доминирующая культура не способна охватить все многообразие явлений, поэтому оставшееся берет на себя контркультура. Она может быть враждебна доминирующей культуре, а может оказывать на нее положительное влияние, заставляя видоизменяться, приспосабливаясь к новым условиям.
Контркультурами были киники в Древней Греции, раннее христианство, средневековые утопические коммуны, идеология большевиков в ХХ веке и т.д.
Формирование новых художественных стилей как отражение нарастания кризиса в обществе и культуре (символизм, акмеизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм – А. Блок, В. Брюсов, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, Луи Арагон).
Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры ХХ века (произведения А. Платонова, Е. Замятина, В. Дудинцева, Т. Драйзера, А. Зегерс, Л. Фейхтвангера и др.).
Субкультура. Сущность, основные направления и особенности развития современных субкультур. Молодежные субкультуры, субкультуры социальных групп, богемы (артистов, музыкантов, художников или их фанатов)
Духовный кризис в современном обществе. Распространение «подпольной» культуры (культура наркоманов, алкоголиков, бомжей).
Тема 17. Культура, современность и будущее
Человечества
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Социальное равенство как ценность современной культуры. Классовое расслоение общества – обострение проблемы равенства, усиление произвола в отношениях между людьми, распространение безнравственности в различных сферах деятельности.
Стремление к материальному богатству как принципу идеальной жизни, поэтому, следуя христианской морали (перед Богом все равны) современный человек вступает в противоречие с ней.
Глобальные процессы современности.
Сохранение культуры как одна из глобальных проблем современности. Природа и культура образуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования. Природа составляет фундамент, а культура - само здание бытия человека. Природа обеспечивает существование человека как физического существа, культура, являясь «второй природой», делает это существование собственно человеческим. Она позволяет человеку становиться интеллектуальной, нравственной, творческой личностью, поэтому сохранение культуры столь же необходимо, как сохранение природы.
Проблемы выживания человечества (проблема гармонизации отношений человека с обществом; проблема гармонизации отношений человека с историей; проблема гармонизации отношений человека с природой), научный и нравственный аспекты их решения. Нравственность и, соответственно, духовность – основы идеи самоценности человеческой жизни.
Проблема культурного наследия как способ существования культуры. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия, последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всего человечества. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранением культуры вообще.
Контрольные Вопросы
1. Культурология как наука: понятие, предмет культурологии, основные культурологические концепции.
2. Понятие культуры, возникновение; человек – субъект культурного процесса, его среда обитания.
3. Материальная и духовная культура: единство и различие; функции культуры.
4. Морфология культуры. Язык и символы культуры, культурные коды, ценности и нормы.
5. Инкультурация и социализация, их сущность.
6. Первобытная культура, достижения и особенности. Культурная антропология.
7. Язычество, сущность; основные древние верования и их особенность.
8. Цивилизация, понятие, типы, факторы формирования.
9. Культура Древних цивилизаций (Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая и др.).
10. Цивилизации Мезоамерики и их культура.
11. Этническая культура, ее особенность.
12. Античные цивилизации, особенность их развития. Гуманизм – основа античной культуры. Политеизм и его сущность.
13. Античный театр в Древней Греции и Древнем Риме; возникновение, развитие. Известные авторы греческих трагедий и комедий.
14. Особенность архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, основные архитектурные стили.
15. Возникновение христианства и распространение его в Европе, влияние христианства на культуру.
16. Христианская культура, ее нравственные ценности.
17. Принятие христианства на Руси. Влияние византийской культуры на древнерусскую.
18. Национальная культура, ее особенность.
19. Культура европейского средневековья (рыцарство и монашество – два культурных течения). Романский и готический стили (назовите шедевры мировой архитектуры).
20. Зарождение и развитие монашества на Руси. Роль монастырей в развитии русской культуры.
21. Зарождение и расцвет иконописи на Руси. Великие русские иконописцы. Отличие русского иконописания от византийского.
22. Эпоха Возрождения, общая характеристика, этапы Возрождения.
23. Титаны итальянского Возрождения, формирование универсального человека как идеала человеческой личности.
24. Элитарная культура и ее сущность.
25. Северное Возрождение, особенности культуры.
26. Изобретение печатного станка в Европе, роль книгопечатания в развитии культуры.
27. Книгопечатание на Руси, первый русский печатник.
28. Эпоха Реформации, причины, идеологи Реформации.
29. Протестантизм как ветвь христианства, география распространения. Особенность социально-экономического и культурного развития государств с протестантской религией.
30. Культура допетровской Руси. Появление славянской азбуки, развитие древнерусской литературы, первое художественное произведение.
31. Развитие наук и распространение знаний в эпоху Просвещения. Великие просветители Запада. Создатель первой энциклопедии.
32. Реформы Петра I и их влияние на русскую культуру.
33. Основатель первого российского музея. Роль музеев в сохранении культурных ценностей. Основные музеи Кузбасса и их значение для культуры края.
34. Просветительская деятельность Екатерины II, ее связь с просветителями Запада. Известные российские просветители, их роль в распространении знаний
35. Первая российская академия, особенность ее создания.
36. XIX век – «Золотой век» русской культуры (достижения в области литературы, живописи, музыки, науки).
37. Научные открытия XIX века, изменившие сознание человека и его взгляд на мироздание.
38. Место и роль России в мировой культуре.
39. Кризис традиционных форм культуры, появление технических видов искусства.
40. Контркультура, ее сущность, отличие от традиционной культуры. Основные течения контркультуры.
41. Что такое субкультура, в какой среде формируется. Примеры субкультур.
42. Какие средства утверждения себя в жизни предлагает контркультура; противоречат или нет они средствам традиционной культуры?
43. ХХ век – век технических видов искусства, влияние их на сознание человека, слабость и преимущество их перед традиционными формами искусства (культуры).
44. Народная, элитарная и массовая культуры, какая культура главенствует сегодня и почему?
45. Вестернизация современной культуры.
46. Модернизм и постмодернизм в культуре ХХ в.
47. Основные художественные стили эпохи модерна.
48. Формы хранения культурной информации.
49. Мировые и национальные религии; в чем их различие.
50. Глобальные проблемы современности. Выживание человечества – одна из глобальных проблем XXI века.
Список рекомендуемой литературы
1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры (введение в культурологию). – М., 1992.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. (Глава 7, 10, 14).
3. Большаков А.В. Основы философских знаний. М., 1994. (Тема 11).
4. Бонар А. Греческая цивилизация.
5. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.
6. Волков Г. Три лика культуры. – М., 1986.
1. Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993.
2. Добрынина В.И. История культуры России. – М.: Знание, 1993.
3. Добрынина В.И. Культурология. – М.: Знание, 1993.
7. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.
8. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры: Учеб. для вузов. – М., 1998.
9. Культурология ХХ в. Антология (из серии «Лики культуры»). – М., 1995.
10. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2000.
4. Курс лекций по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 1995.
5. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир, 1988, № 6.
6. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. – М., 2001.
7. Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии. – М., 1998.
11. Турсунов А.М. Проблемы взаимодействия культур и цивилизаций // Народы Азии и Африки, 1988, № 5.
12. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века. – М., 1997.
ГЛОССАРИЙ
А
АБАК– (греч. авах (аbakos) – доска) – 1) архит. – также абака – верхняя часть капители, обычно имеет форму четырехугольной плиты; 2) доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась для арифметических вычислений в Древней Греции и Риме, затем в Западной Европе до ХVIII в.
АБЕРРАЦИЯ – (лат. abеrratio<aberrare – отклоняться, заблуждаться) в широком смысле – заблуждение, отклонение от нормы; отклонение от истины.
АБОРИГЕНЫ – (лат. aborigines<aborigine – от начала) – коренные жители данной территории, географической местности, обитающие в ней с давних времен, но не обязательно здесь образовавшиеся как этническая единица.
АБСОЛЮТНОЕ ДАО – в культуре религии Даосизма существует догмат: жизнь – это иллюзия, смерть – возвращение к Дао – истинному бытию бессмертной души. Термин «Дао» многозначен – путь, закон. Основатель даосизма мудрец Лао-цзы (VI в. до н. э.). Даосизм был широко распространен в Древнем Китае. В основе вероучения – поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновий долг, терпение, самопожертвование и т. п.) и соблюдением заповедей.
АБРИС – очертание предмета; контур изображения, выполненный специальной тушью на прозрачном материале (кальке).
АБСТРАКЦИОНИЗМ – (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – одно из течений в современном искусстве, отражающее особое восприятие художником окружающего мира. А. не воспроизводит реальную действительность, поэтому его называют «беспредметным искусством». Основан на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретной действительности и крайней формализации композиции. А. возник почти одновременно в 1910-х гг. в Мюнхене, Амстердаме, Москве. В русской живописи он ярко представлен В. Кандинским и К. Малевичем.
АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – (лат. abstraction – удаление, отвлечение) – способ художественного мышления и построения образа реальности в искусстве. Предполагает отвлечение от второстепенного в информации об объекте, акцентировании ее значимых моментов.
Абсурд– (лат. absurdus - неблагозвучный, нелепый, глухой) - понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем.
А. воспринимается не как отсутствие смысла, а как смысл, который неслышим, - это бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса.
А. одновременно имеет и не имеет место, т.е. находится в нашем мире и вне нашего мира, поэтому абсурдное для нашего мира в другом мире может восприниматься как имеющее умопостигаемый смысл. Абсурдное мышление выступает в качестве импульса к образованию иного мира, одновременно расширяя иррациональную основу мысли, и А. приобретает смысл, который может быть высказан и понят.
Авангардизм– (фр. avantgardisme – передовой отряд) – совокупность пестрых и многообразных новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в., тенденция отрицания традиций и экспериментального поиска новых форм, проявляющаяся в искусстве различных направлений, школ и творчестве отдельных художников. Термин появился в начале ХХ в. А. был тесно связан с модернизмом (абстракционизм, кубизм, футуризм), являясь его крайним выражением. Часто приводит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, к нигилистическому отношению к «вечным ценностям».
А. приобрел глобальное значение феномена художественной культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней.
АВЕСТА – священная книга зороастризма, древней, доисламской религии иранских народов (учение пророка Заратуштры-Зороастра).
АВТАРКИЯ – (<греч. autarkeia – самоудовлетворение) – политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляции ее от международных культурных, экономических и политических связей.
АВТОКРАТ – (греч. autokrates – самовластный) – правитель с неограниченной верховной властью; самодержец.
АВТОРИТАРНО-ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – перенос традиционного образа сурового, но справедливого отца семейства, на властные инстанции в обществе: «царь-батюшка», «любимый вождь-отец народа» и т. п.; сентиментальный авторитаризм нередко прощает неэффективность и некомпетентность, но и не терпит проявлений самостоятельности.
АВТОХТОНЫ – (греч. autos-caм+chthon – земля) – первоначальное, исконное население страны, иначе аборигены.
АГИОГРАФИЯ –(греч. hagios – святой + графия) – церковно-житийная литература; в широком смысле – неправдоподобное, напыщенное жизнеописание.
АГОНИСТИКА – (<греч. agonistikos – способный к борьбе) – один из важнейших элементов бытия и культуры в Древней Греции – принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп, и полисов с целью достижения наилучшего результата, наградой за который является общественное признание и почет.
Адаптациякультурная– приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природным и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности.
А.к. – один из основных факторов исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и других процессов социокультурной трансформации сообщества, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей
АКАДЕМИЗМ – (греч. academia – школа) – художественное направление, основанное на догматическом следовании канонам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными (Античность, Возрождение). Вместе с тем А. дал многое для развития искусства: образность, высокую технику живописи, знание законов создания художественного образа. Возник в конце ХVI в. в Италии, к ХIХ в., в силу своей каноничности, стал восприниматься как тормоз дальнейшего развития искусства.
АКАНТ, АКАНФ – (греч. akantha), иначе «медвежья лапа» – травянистое растение теплого пояса Азии, Африки, Средиземноморья; в архит. украшение в виде стилизованных листьев и стеблей на капителях коринфского и композитного ордеров, а также в различных видах орнамента.
АКВЕДУК – (< лат. agua – вода и duko – веду) в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности. Известны были еще в архитектуре Древнего Востока.
Аккультурация– (англ. acculturation<лат. ad+cultura – образование, развитие) – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. В современной культурологии отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А. как процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
Понятие А. начало использоваться в американской культурной антропологии в конце XIX в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах северо-американских индейцев (Ф. Боас, У. Холмс и др.).
До 50-х годов изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиционных культур под воздействием западной цивилизации: начиная с 50-х – 60-х гг. возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур и такого процесса, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характерного для отдельных культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.).
Акмеизм – (греч. Acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии начала ХХ в. Акмеисты противопоставили мистическим устремлениям символистов к «непознаваемому» - «стихию естества», декларировали предпочтение реальной, земной жизни и возвращение слову его изначального, не символического смысла. Как отмечал О. Мандельштам, А. – «тоска по мировой культуре». Утвердился в теоретических работах и художественной практике С. Городецкого, М. Кузьмина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Зенкевича, Г. Иванова, Е. Кузьминой-Караваевой и др.
А. нашел воплощение не только в словесности, но и в живописи (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), в музыке (А. Лядов, И. Стравинский)
Основные принципы А.: 1. жизнеприятие (у Гумилева и Ахматовой), 2. формальное совершенство (у Мандельштама), 3. стремление видеть и показывать мир четко и конкретно, 4. внимание к смыслу слова («Слово - материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание» - Мандельштам).
АКРОПОЛЬ – (греч. Acropolis – верхний город) – укрепленная часть города по возвышенности. В период античности на Акрополе находились городские святыни и храмы, во время войны А. служил убежищем от врагов.
АКРОТЕРИЙ – (греч. akroterion – вершина, край) – в архитектуре скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона.
Аксиология – (от греч. ценность) – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. Термин А. впервые использован П. Лапи, Э. Фон Гартманом, но сама проблема разрабатывалась уже в философии Древнего Востока и античности (Платон).
А. в философском понимании – это проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью.
В культурологическом познании проблема ценностей занимает особое место, прежде всего, в связи с распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человеком. Это делает ценности специфическим объектом культурологического анализа.
Аксиологическая проблематика в культурологии существует в контексте разработки проблемы идеалов, т.е. обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах жизни, о нормативной модели, стремление к которой задается в каждой культурной системе.
АЛЛЕГОРИЯ – (от греч. allegoria – иносказание) – изображение отвлеченной идеи посредством образа, устанавливающегося по аналогии или смежности, например, любовь-сердце.
АЛЛИЛУЙЯ – (<др. евр. hallelujah – славьте Бога) – 1) хвалебный возглас в христианском и иудейском богослужении; 2) петь аллилуйю – чрезмерно превозносить, восхвалять.
АЛЬМА-МАТЕР– (лат. alma mater букв. кормящая мать) – старинное студенческое название университета (дающего духовную пищу); употр. то в ласкательном, то в шутливом смысле.
АЛТАРЬ – (от лат. altus – высокий) – 1) у древних народов - место в виде возвышения (камень, курган) для жертвоприношений, жертвенник; 2) восточная часть христианского храма, где находится престол, в православной церкви А. отделен от остальной части храма иконостасом.
АЛЬТРУИЗМ – (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму.
АЛЬ-СЕККО – (итал. – роспись по сухой штукатурке).
АЛЬ_ФРЕСКО – (итал. – роспись по сырой штукатурке, обычно – фреска).
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – (греч. amphi – вокруг, с обеих сторон + лат. valentia – сила) – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (например, симпатию и антипатию); амбивалентный – двойственный, порождающий различные смыслы.
АМПИР – (от фр. empire – империя) – стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве (первая четверть ХIХ в.). Возник во Франции в период империи Наполеона I. Для А. характерны строгие монументальные формы и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам – военные трофеи, крылатые сфинксы и т. д.
АМФИТЕАТР –(от греч. amphi – c обеих сторон и theatron) – древнегреческий театр, в котором места для зрителей располагались полукругом, ступенями, постепенно повышаясь от центра).
Ангажированность – (от фр. вовлеченность) - сознательно выбранная общественная позиция. Выражение своей позиции в каких-либо формах есть вовлечение в общественную жизнь. Невмешательство в события – тоже форма участия в них.
АНИМИЗМ – (лат. anima – дух, душа) – верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира.
АНКХ – крест с петлей в верхней части; в Древнем Египте «ключ жизни», «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и земным, духовным и материальным. А. выражает фундаментальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования.
АННАЛЫ – (лат. annales (libri) – годовые сводки) – вид хроники, отличающийся сжатой формой изложения событий.
АНОМИЯ – (от фр. anomie – отсутствие закона, организации) – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам.
АНТАБЛЕМЕНТ – горизонтальная конструкция архитектурного ордера, опирающаяся на колонну и состоящая из архитрава, фриза и карниза.
АНТИНОМИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ – (греч. antinomia – противоречие в законе) – термин исследователей русской культуры, употребляется для характеристики ее противоречивого развития. В русской культуре А. проявляются в специфике национально-духовной жизни: индивидуализм-коллек- тивизм, смирение-бунт, природная стихийность-монашеский ас- кетизм, мягкость-жестокость, самоотверженность-эгоизм, элитарное-народное, «наши»-«ненаши» и т.д. Значительный вклад в разработку А.Р.К. внес Н. Бердяев.
Антиномичность культуры (греч. antinomia – противоречие в законе) - выражение внутренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен. В культуре рождается и утверждается некий идеал (исторический, национальный и т.д.), на который культура в своем развитии ориентируется. Приобщение к культуре способствует социализации личности, но и создает благоприятные условия для ее индивидуализации, способствует выявлению индивидом своих способностей и возможностей. Субъективно культура способствует раскрытию и утверждению личностью своей уникальности; культура не существует вне общества; создаваемая индивидом – творцом, она облагораживает человека, оказывая благотворное влияние на общество в целом, но может воздействовать и отрицательно, подчиняя человека разного рода мощным духовным воздействиям.
АНТИЧНОСТЬ – (от лат. antiguus – древний) – древнегреческая и древнеримская культура с ХII в. до н. э. по V в. н. э., которые с эпохи Возрождения считаются классическими для всей европейской культуры. Принято считать, что собственно греческий период заканчивается падением под натиском римлян Коринфа в 146 г. до н. э.; падение Римской империи – 476 г. н. э.
Антропология – (наука о происхождении и эволюции человека) - комплекс наук о человеке (археология, этнография, этнология).
А. на современном этапе включает в себя все большее количество дисциплин: психологию человека, генетику человека, эмбриологию, психофизиологию человека и т.д.
А. культурная – это особая область научных исследований, изучающая процесс взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре XIX в., она концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры. Главная проблема культурантропологии связана со становлением человека как феномена культуры.
АНТРОПОСОФИЯ – мистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил. Оказала влияние на русский символизм.
АПОКРИФЫ – (от греч. apokryphos – сокровенный, тайный) – произведения с библейским сюжетом, содержание которого не вполне совпадало с официальными вероучениями, поэтому А. не признавались церковью священными и были запрещены.
АПОКАЛИПСИС – (греч. apokalypsis – откровение) – часть Библии, завершающая часть «Нового Завета» - «Откровение Иоанна Богослова», содержащая мистические рассказы о судьбах мира и человека, пророчества о «конце света».
АПОСТОЛЫ – (от греч. apostolos – посланник) – двенадцать учеников Христа, о которых повествуется в новозаветных книгах (двенадцать племен Израиля – двенадцать апостолов).
АПСИДА – (греч. hapsis – свод) – полукруглый, граненый или прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полусводом; в христианских храмах в центральной апсиде находится алтарь.
Ареалы культурные - зоны территориального или межэтнического распространения определенных локальных культурных типов и черт (ареал индо-буддийской культуры). Понятие А.к. близко к понятию «локальной цивилизации». Концепция А.к. разработана американскими этнологами для исследования пространственного распространения явлений культуры и определения культурных взаимосвязей.
АРЕОПАГ – (греч. Areios pagos – Аресов холм) – высший орган судебной и политической власти в древних Афинах.
АРКАТУРА – (нем. Arkatus) – ряд декоративных ложных арок, служащих для украшения стены, например, аркатурный фриз в романской и древнерусской архитектуре.
Артефакт – (от лат. искусственно сделанный) - любой искусственно созданный объект. В культурологию понятие вошло из археологии, где использовалось для различия естественных и искусственных объектов.
Некоторые культурологи понимают под А. любое искусственное образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культур и системах.
А. имеет три основных элемента: психоаналитический (устанавливает связь между А. и антропологическим побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).
АРХАИКА – (греч. archaikos – древний) – архаическое искусство – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля. В основном применяется к раннему периоду египетского и древнерусского искусства. Архаика характеризуется синкретизмом, т.е. нерасчлененностью, невыделяемостью художественной деятельности в общей структуре творческой деятельности человека.
Архетип – (греч. arhe – начало + tupos – образ) – согласно К. Г. Юнгу – первообраз, изначальные врожденные неизменные психические структуры, универсальные схемы образов, символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, реализуются в мифах, сказках, религии, философии, художественном творчестве, воплощаются в сновидениях, составляют основу общечеловеческой символики (например, герой, мудрец). А. предрасполагает индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации. А. наследуется генетически.
Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение.
АРХИТРАВ – (греч. archi – главный, лат. trabs – балка) – нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки – широкой и гладкой в дорическом и тосканском ордерах, или разделенной на три горизонтальных уступа – фасции – в ионическом и коринфском ордерах.
АСКЕТИЗМ – (греч. asketes – упражняющийся) – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Цель А. – достижение свободы от потребностей, сосредоточенность духа.
АссимиляцияКУЛЬТУРНАЯ – (assimilatio – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более «слабого» народа, другой, иноземной культурой, чаще путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя. Последним бастионом при этом выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура.
Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиционной культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнической группы; нередко оказывается и обратное влияние.
АССИСТ – (греч. ass – луч) – золотые лучи, окружающие изображение святых в древнерусской живописи, символически обозначающие небесный свет. Согласно П. Флоренскому лучи ассиста, окружающие Иисуса Христа, – символ божественной энергии.
АТРИЙ, АТРИУМ – (лат. аtrium) – замкнутый дворик, двор в середине жилища, помещение античного жилого дома с небольшим отверстием в крыше и бассейном посредине.
АТТИК – (греч. attikos – аттический) – стенка, расположенная над карнизом, венчающим сооружение, часто украшена рельефами, надписями.
АудиовизуальнаяКультура - область культуры, связанная с современными способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, система мультимедиа). Аудиовизуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющие изобразительные, звуковые и вербальные ряды.
А.к. – способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющей, но и служащей альтернативой прежде господствовавшей вербально-письменной коммуникации. А.к. – это феномен культуры XX в., который соответствует общему направлению развития средств коммуникации и оказывается все более приспособленным к объективному и детально точному воспроизведению фактов действительности.
Б