Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Базовая подготовка

среднего профессионального образования

 
  Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. - student2.ru

Оренбург

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Русский язык и культура речи (базовая подготовка) разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Русский язык и культура речи для студентов специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и Положения о самостоятельной работе студентов (Приказ №252 от 30.04.2014 года).

Разработчик(и):

ОТЖТ –СП ОрИПС – филиала СамГУПСпреподаватель Г.Н. Шаньшина

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол №_______ от «_____» ______________ 2016_г. Председатель ПЦК ________________________ /Л.А. Федюнина /  

Содержание

Пояснительная записка
Организация самостоятельной работы
Раздел 1. Введение. Фонетические единицы языка.  
Самостоятельная работа № 1. Написание и защита сообщений на темы «Язык и общество: взаимодействие и взаимовлияние», «Словари русского языка». Нахождение и выписывание слов профессиональной тематики железнодорожника с правильным ударением.
Раздел 2.Лексика и фразеология.  
Самостоятельная работа № 2.Нахождение и выписывание значений слов железнодорожной тематики.
Самостоятельная работа №3. Нахождение и выписывание незнакомых фразеологизмов.
Раздел 3.Словообразование.  
Самостоятельная работа №4. Выделение способов словообразования в словосочетаниях специализированной тематики, предложенных преподавателем.
Раздел 4. Морфология.  
Самостоятельная работа №5. Составление конспекта по пособию по орфографии русского языка.
Раздел 5. Синтаксис.  
Самостоятельная работа №6. Определение типов предложений в текстах, предложенных преподавателем.
Раздел 6.Нормы русского правописания.  
Самостоятельная работа №7.Составление словарного диктанта профессиональной тематики по орфографическому словарю (не менее 50 слов).
Раздел 7.Стили речи.  
Самостоятельная работа №8.Составление таблицы «Признаки стилей русского языка».
Самостоятельная работа №9.Нахождение и выписывание текстов научного стиля.
Литература
Интернет-ресурсы

Пояснительная записка

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Русский язык и культура речи (базовая подготовка) разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Русский язык и культура речи для студентов специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство и Положения о самостоятельной работе студентов (Приказ №252 от 30.04.2014 года).

Самостоятельная работа студентов – это работа, которая выполняется ими по заданию, преподавателя, без его непосредственного участия (но под его руководством) в специально представленное для этого время.

Цели самостоятельной работы:

качественное усвоение учебного материала;

выработка умений и навыков учебной деятельности;

формирование познавательных способностей и интереса к изучаемому материалу;

формирование готовности к самообразованию;

формирование самостоятельности как качества личности.

Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами рассчитаны на 16 часов.

Основные формы самостоятельной работы, используемые в данном пособии: 1) подготовка и защита тематических сообщений; 2) работа со словарями русского языка; 3) составление конспекта; 4) составление таблицы; 5) работа с учебником; 6) выполнение заданий в словосочетаниях и текстах, предложенных преподавателем.

Подготовка и защита тематических сообщений.

Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст.

2. Составьте его развернутый план (простой и важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нём информации).

3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.

4. Объедините близкие по смыслу части.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.

Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д. Сообщение выполняется в тетради СР.

2) Работа со словарями русского языка.

В лингвистических словарях объясняются слова и их значения. Наиболее распространённый тип – одноязычный толковый словарь. В нём даются слова с объяснением их значений, грамматическая и стилистическая характеристика слов. Словарь иностранных слов содержит слова иноязычного происхождения и их объяснение. В словаре фразеологизмовобъясняются фразеологизмы, приводятся их возможные варианты, употребление в речи фразеологизмов иллюстрируется примерами из художественной, публицистической литературы. В орфографическом словаредаётся нормативное написание слов. В орфоэпическом словаре-нормативное литературное произношение.

Этапы работы со словарями:

1. Выбрать нужный словарь.

2. Ознакомиться с вводной статьёй словаря, в которой подробно даётся руководство как работать с тем или иным словарём, что обозначают конкретные сокращения и т.д.

3. Найти и выписать нужные слова железнодорожной тематики, причём выписывается полностью словарная статья по каждому слову, соблюдая все сокращения, ударения, примеры.

3) Составление конспекта.

Конспект-это краткое письменное связное изложение содержания текста.

Этапы работы над конспектом:

1.Прочитайте текст.

2. Составьте его развёрнутый план.

3. Составленный план проанализируйте.

4. Сократите в плане те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нём не исчезнет.

5.Некоторые части плана объедините.

6. В каждой части выделите и оставьте главное.

7. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты- однородными членами.

8.В конспекте указывается название книги, статьи, которые конспектируются, или тема, записываются подзаголовки, выводы.

9.Конспект пишется своими словами, но в нём используются и слова, словосочетания автора, могут быть и цитаты.

10. На полях конспекта можно записывать своё мнение по тому или иному вопросу

11.Составленный конспект нуждается в редактировании. Внимательно прочитайте его, подумайте: удовлетворяет ли вас его общий план. Хорошо ли воспринимается смысловая связь между отдельными положениями, частями конспекта; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемого текста, верно ли поставлены знаки препинания.

Составление таблицы.

Таблицадолжна включать следующие графы: сфера общения, основные функции, подстили, жанры, специфические черты, общие языковые особенности, лексические особенности, морфологические особенности, синтаксические особенности, использование образных средств. Из выбранной литературы выбирается нужная информация по графам.

Работа с учебником.

Открывается содержание учебника, выбирается нужная тема, выписывается текст(слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение).

Наши рекомендации