Материалы к занятиям по теме «Гунны в Европе»

В процессе изучения темы учащиеся повторяют свои знания о хуннах (гуннах) и их державе, узнают об их роли в Азии и Европе.

Подталкиваемые политическими (поражение от Китайской империи) и природными факторами (климатические изменения), хунны начали продвижение на Запад, положив начало Великому переселению народов. Их путь отмечен находками бронзовых ритуальных котлов, характерной особенностью материальной культуры хуннов. В европейских источниках хунны получили известность под именем гуннов, при этом четко прослеживаются параллели и преемственность в материальной и духовной культуре хуннов-гуннов. Достоверных сведений о языке гуннов-хуннов не сохранилось.

Наивысшего расцвета гуннское общество достигает при Аттиле, объединившем под своей властью различные племена кочевников. В этот период гунны активно контактировали с варварскими племенами Европы и народами Римской империи, происходили не только войны, но и культурное взаимодействие, наблюдаются элементы синтеза кочевания и оседлости, о чем свидетельствуют описания быта гуннов посещавшими их современниками (Приск Панийский — античный дипломат, историк и писатель V века). Уже в эпоху гуннов проявилась особенность существования крупных образований (союзов) кочевых народов - «кочевых государств» как образований созданных харизматическими лидерами, смерть которых знаменует их закат. Смерть Аттилы и распад гуннского союза.

В V в. отряды гуннов проникли в районы Среднего Поволжья и Приуралья. Два гуннских котла обнаружены на территории Татарстана у с. Татарское Сунчелеево в Аксубаевском районе.

Основные даты изучаемого периода:

Первая половина II в. - начало миграции хуннских племён на Запад, движение через Казахстан и Среднюю Азию.

IV в. – начало Великого переселения народов.

375 г. - продвижение хуннов через Волгу и Дон, через территорию современного Татарстана на запад.

445-453 гг. Аттила – предводитель гуннского союза.

453 г. – смерть Аттилы, распад гуннской державы

Понятия и термины:

Закрепление: кочевой и оседлый образ жизни, Великое переселение народов, союз племен.

Усвоение: Тенгри, тенгрианство. Каган, шаньюй, хан, бек, тархан, эльтебер. Род Ашина, отуз татары, токуз татары. Руническая письменность, тамга.

Картография:

По карте прослеживаются основные направления движения гуннов и территория их расселения, характеризуются природно-географические и климатические особенности данного региона (наличие рек и др. источников воды, плодородные земли, пастбища, степи и пустыни, торговые и караванные пути), определяются пограничные народы и государства.

Персоналии:

Учащиеся знакомятся с исторической личностью Аттилы – вождя гуннов.

Источники и иллюстрацииучебного пособияпредставляют дополнительную информацию о гуннах.

Так, изображения гуннских всадников позволяют рассмотреть традиционное для кочевников вооружение и снаряжение, форма гуннских котлов отличается тем, что они приспособлены для использования в условиях кочевого образа жизни (устанавливаются на земле, огонь разжигается вокруг высокой «ножки», без сооружения стационарного очага); богатая орнаментация позволяет говорить об их символическом значении – котел, как символ единения семьи, рода, союза племен и власти их предводителя окормляющего свой народ.

Отрывки из сочинений Приска Панийского и Аммиана Марцелина позволяют проследить изменение отношения европейцев к гуннам-кочевникам в IV и V вв. В сообщении Приска прослеживаются элементы культурных контактов гуннов с античными цивилизациями, элементы синтеза культур, оседлости (деревянный дворец, баня), они дополняются описанием гуннов и их повседневной жизни (пир у Аттилы). Эти материалы свидетельствуют об образе гуннов, отличном от распространенного представления о них, как диких варварах.

Дополнительная литература для учителя

Альфан Луи. Великие империи варваров. От великого переселения народов до тюркских завоеваний XI в. — М.: Вече, 2006.

Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009.

Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV—V в.). СПб., 1994.С. 151—156;

Засецкая И. П. Гунны на Западе// История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 148-152.

Ивик О., Ключников В. Гунны. — М.: Ломоносовъ, 2015.

Колин Дуглас Гордон. Эпоха Аттилы. Римская империя и варвары в V веке. М., 2015.

Менхен-Хельфен О. История и культура гуннов / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2014.

Иностранцев К. А. Хунну и Гунны: Разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов. М.: Директ-Медиа, 2014. - 137 с.

Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Аттилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004.

Росс Лэйдлоу Аттила, Бич Божий М.: Вече, 2014.

Томпсон Э. Гунны. Грозные воины степей. М., 2015.

Хаттон Э. Аттила. Предводитель гуннов. М., 2013.

Наши рекомендации