Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке курсовых работ и

Выпускной квалификационной работы

по направлению подготовки

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры - student2.ru

Екатеринбург

ББК 74.584 (2)

Д 75

Рецензенты:Репина А.И. к.п.н., доцент кафедры ТиМ АФК

Допущено к изданию решением Методического совета Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральского государственного университета физической культуры» в качестве методического пособия.

Тимофеева И.В., Салимов М.И. Методические рекомендации по подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы для обучающихся по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – Екатеринбург: 2016. – 57 с.

ББК 74.584 (2)

Д 75

© Тимофеева И.В., Салимов М.И., 2016.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Выполнение и оформление студенческих письменных работ любого уровня сложности (реферат, курсовая работа, диплом) – это важный вид деятельности студента в течение каждого года обучения или за все время обучения в учебном заведении. Выполнение письменных работ предусмотрено планом и обязательно для каждого обучающегося. Самостоятельный анализ источников и литературы, правильное оформление работы – первый и главный показатель уровня научной подготовки студента. Именно в работе над письменным исследованием студент показывает свою готовность вести научно-исследовательскую деятельность, свой профессионализм. На протяжении каждого года обучения студент пишет исследование, причем каждое последующее должно рассматриваться как логическое продолжение предыдущего, если и не с точки зрения содержания, то с точки зрения возросшего профессионального (теоретического и практического) уровня самого исследователя, его умения правильно оформить и защитить работу.

Настоящие методические рекомендации должны помочь студенту ответить на следующие вопросы:

1. Что такое студенческая курсовая работа?

2. Как выбрать тему работы?

3. Как обосновать актуальность темы исследования и определить основные характеристики работы?

4. Как подобрать и описать источники исследования и литературу по теме работы?

5. Какова структура студенческой письменной работы?

6. Как оформить текст, сноски, списки источников и литературы, примечания и приложения к работе?

7. Как представить работу на обсуждение?

Если реферат, прежде всего, призван показать, что студент самостоятельно изучил и осмыслил литературу по выбранной теме, то курсовая работа – более сложное и основательное исследование. Это уже настоящая научная (точнее, научно-практическая) работа. Ее задачи – развитие аналитических способностей студента, умения работать с источниками, привитие навыков серьезного, упорядоченного исследования проблемы. К курсовой работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

– актуальность, проблемность и новизна выбранной темы;

– полнота раскрытия темы, глубина анализа материала;

– самостоятельность выводов;

– стройность и логичность структуры курсовой работы;

– научный стиль, грамотный литературный язык.

Подготовка курсовой работы

В структуру создания курсовой входят титульный лист, продуманное содержание, сформулированное введение, основной текст, который разбит на определённые главы, а главы – на параграфы, выводы по главам, подведенное заключение, грамотно оформленный список использованных источников.

Последовательность действий при написании студенческой работы определяется индивидуальным опытом, навыком или интересом автора. Поэтому предлагаемый вариант – это не более чем рекомендация тем, кто затрудняется определиться в этом вопросе самостоятельно.

1. Выбор темы. Тема исследования должна быть четко сформулирована в названии работы. При этом необходимо помнить, что формулировка темы (названия) работы должна быть:

- ясной по форме (не допускать двойного толкования);

- содержать ключевые слова, которые репрезентируют исследовательскую работу;

- быть конкретной (не содержать неопределѐнных слов типа «некоторые», «особые» и т.д.);

- содержать в себе действительную задачу;

- быть компактной.

2. Определение источников и литературы – с помощью научного руководителя, методических разработок, каталогов библиотек, а также с помощью справочников и поисковых систем в Интернете. Проблемный анализ научной литературы с обзором существующих точек зрения и формулированием собственной позиции – важная часть исследования и важный композиционный элемент работы. Обзор литературы может быть дан во введении или может представлять собой отдельную главу (например, «Основные теоретические предпосылки исследования»). Он позволяет судить о научной эрудиции автора, глубине проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам цитируемых источников. Список использованной литературы дается в конце работы в алфавитном порядке. Желательно просмотреть все виды научных источников по теме исследования: монографии, учебные пособия, статьи, тезисы и т. д.

3. Ознакомление с источниками и литературой – чтение текстов и их осмысление. При конспектировании научных источников важно выбрать такой метод обработки информации, который поможет в написании работы. Одним из возможных способов является составление информационных карточек, на каждой из которых выписана цитата, выходные данные издания с обязательным указанием страницы. Эти записи должны быть подробными, чтобы в дальнейшем зафиксированные данные помогли автору курсовой работы правильно оформить сноски и список литературы. Информация, полученная из научных источников, может использоваться прямо (в виде прямых цитат) или косвенно (внутри авторского текста в переработанном виде, то есть в форме расширенного пересказа содержания источника без кавычек с обязательной ссылкой на него).

Для самостоятельного изучения литературы необходимо выделять типы и виды литературы:

- Библиографические указатели – периодически издаваемые тематические или отраслевые перечни всех выпускаемых книг;

- Реферативные журналы – отраслевые перечни выпускаемой научной периодики с короткими рефератами статей;

- Тематическая периодика – издания по определенной тематике, выходящие с определенной периодичностью;

- Официальные издания – публикуемые от имени государства и его органов материалы законодательного, нормативного или директивного характера. При использовании таких текстов в работе они становятся источниками информации и доказательной базой;

- Научные издания – издания, содержащие результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований (монографии, статьи в журналах и научных сборниках, материалы конференций);

- Учебные издания (учебники, учебные пособия, курсы лекций) – систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела;

- Справочники, словари и энциклопедии – издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, не предназначенные для сплошного чтения, дающие возможность быстрого получения самого общего представления о предмете и начальных сведений об имеющейся по этому вопросу литературе. После изучения литературных источников (иногда параллельно с ним) идет работа с эмпирическим материалом. Это может быть сбор информации в статистических органах, редакциях, общественных и иных организациях, изучение событий и явлений, связанных с избранной темой, исследование материалов газет, различных документов и т.д. Изучать эмпирический материал помогают такие социологические методы исследования, как контент анализ, интервью, наблюдение (в том числе включенное) и т.д. Обработка больших массивов информации может осуществляться при помощи специальных компьютерных программ. Но мало просто получить необходимые данные. Надо систематизировать, сопоставить, осмыслить их, выделить главное и отбросить ненужное. Только после того, как из разнообразных сведений начинает складываться цельная картина, основная структура, все элементы которой логично связаны между собой, есть смысл приступать непосредственно к написанию курсовой работы.

4. Составление рабочего, чернового плана работы – примерное определение целей и задач работы, а также этапов и сроков ее выполнения. Составить хорошо продуманный, структурированный и развернутый план – значит сделать половину работы. Структура любой работы, как правило, включает три части: введение, основную часть и заключение. Безусловно, на этом этапе работы студентам необходимы консультации с научным руководителем.

5. «Проработка» источников – подбор цитат по теме исследования.

6. Написание текста основной части работы по главам и разделам.

7. Проработка литературы для написания характеристики источников и обзора литературы.

8. Написание Заключения.

9. Оформление списка используемых источников, оглавления, титульного лист. 10. Составление Приложений

11. Переплет работы, сдача научному руководителю.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА НА 2 КУРСЕ (ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ) И 3 КУРСА (ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)

Строится на основе анализа источников литературы по избранной теме. Главное требование к работе - ее содержательность, знание литературы, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, использование методов классифицирования, внешнее оформление.

Во введении отражаются актуальность выбранной темы, мотивация ее выбора, цель и задачи исследования. Анализ источников литературы выступает как самостоятельный метод исследования. Изучаются прямые и косвенные материалы основной и смежных дисциплин.

Поиск источников литературы по выбранной теме осуществляется студентом самостоятельно. Необходимо изучить соответствующие главы учебников и методических пособий: «Теория и организация адаптивной физической культуры» / Под общ. ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005; «Частные методики адаптивной физической культуры» / Под общ. ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003; затем дополнительные источники - монографии, статьи из журналов «Адаптивная физическая культура», «Лечебная физическая культура для дошкольников и младших школьников», «Физическая реабилитация для взрослых и инвалидов», «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе», «Дефектология», «Иппотерапия» и др., материалы конференций, авторефераты диссертаций. Публикации специализированных журналов и авторефератов диссертаций отражают современное состояние исследований на области АФК.

Современные научные исследования по адаптивной физической культуре носят междисциплинарный характер и предполагают поиск источников наиболее «свежей» наукоемкой информации. К числу таких источников относятся Интернет-технологии, возможности создания и работы с базами данных, использование электронных таблиц в процессе обработки результатов исследований, оформление научных и методических работ с помощью текстовых и графических редакторов. Для оказания научной и методической помощи студентам по проблемам АФК и смежных дисциплин рекомендуются некоторые базы данных и справочная информация Интернет.

Результаты исследования, проведенного студентом, излагаются в курсовой работе в соответствии с определенными языковыми нормами:

1. Логичность и непротиворечивость повествования (аргументированность и краткость изложения, наличие выводов после каждого раздела).

2. Терминологичность (в работе должен быть свой терминологический аппарат, каждому термину должна быть дана точная формулировка, использование синонимов недопустимо).

3. Отсутствие эмоционально окрашенной, экспрессивной лексики.

4. Повествование ведется либо от третьего лица («в работе изучается...», «необходимо обратить внимание ...»), либо от первого лица множественного числа («мы сделали вывод о...».).

Часто встречающиеся ошибки:

1. Ошибки в употреблении основных терминов:

- отсутствие их объяснения;

- использование синонимов для рабочих терминов.

2. Ошибки формулирования положений:

- голословность (отсутствие аргументации);

- многословие (использование лишних слов; использование слов, не нужных по смыслу; излишне длинные предложения);

- использование слов и словосочетаний с неопределенным или слишком обобщенным значением;

- употребление цепочки существительных, стоящих друг за другом в родительном падеже;

- частое употребление местоимения «мы», употребление местоимения «я»;

- употребление конструкций типа «мы попытаемся», «нам хотелось показать...»;

- использование большого количества иностранных слов при наличии русских эквивалентов;

- употребление слов не в соответствии с их значением;

- использование канцеляризмов (слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов).

Термины и словосочетания

1. Употребление единообразных терминов должно выдерживаться на протяжении всей работы. Не следует в одном случае писать «двигательные качества», а в другом - «физические качества», хотя эти понятия тождественны.

2. Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени, (я утверждаю, мною открыто и т. п.) Лучше использовать выражения: «Как показал анализ ...», «в основе предлагаемой методики ...», «актуальность проблематики и ее недостаточная изученность позволили сформулировать...», «выявлено...», «установлено...», «вышесказанное позволяет считать...» и т.п.

3. Не стоит злоупотреблять вводными словосочетаниями в начале фразы: «следует подчеркнуть», «необходимо заметить», «представляет интерес», «кроме того», «более того» и др.

4. Не следует в одном предложении использовать однокоренные слова (школа, школьники, школьная программа). Лучше их заменить синонимами (школьники: учащиеся, дети, занимающиеся) или перестроить фразу.

Ссылки на авторов

1. После анализа источника литературы необходимо в скобках указать фамилию автора, инициалы, год издания источника, например: (Федоров Л. П., 1996).

2. При перечислении нескольких источников используется хронологический порядок, например: (Байкина Н. Г., 1990; Сермеев Б. В., 1991).

3. При упоминании фамилии в тексте изложения год публикации указывается после фамилии автора в скобках. Например: В. И. Лях (1996) утверждает, что...

Цитаты

Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, в которой указываются инициалы, фамилия автора и страница.

Например:

- Я.А.Коменский писал: «Ложных знаний не может быть, знания могут быть только неполными» (с. 14). Полное библиографическое описание источника дается в списке литературы.

- В.М. Млзговой, рассмотрев формирование спортивных умений и навыков школьников 12-14 леи с нарушением интеллекта при обучении гимнастическим упражнениям, показал …

- Профессор Н.В. Астафьев с группой ученых разработали…

- Литош Н.Л подробно рассматривая вопрос о многосторонней подготовке умственно отсталых школьников, определила ….

- О.В. Боруцкая акцентирует внимание, что….

Сокращения

1. Допускаются следующие сокращения слов: т.е., и т. д., и т. п., и др., и пр.

2. Недопустимо сокращать сложные союзы и словосочетания типа: так как, так называемый, таким образом, потому что, так что, в том числе.

3. В научной и методической литературе часто употребляются такие сокращенные слова, как ЧСС, ОФП, АФК, ДОУ, ДЦП и др., которые называются аббревиатурой. В тексте работы при первоначальном употреблении пишется полное сочетание слов, а в скобках -сокращенное. Например: частота сердечных сокращений (ЧСС), в дальнейшем используется аббревиатура.

Пример структуры курсовой работы (Приложение А)

Пример титульного листа (Приложение Б)

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯКУРСОВАЯ РАБОТА НА 3 КУРСЕ (ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ) И 4 КУРСА (ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)

Курсовая работа за 3 курс очной формы обучения и 4 курс заочной формы обучения сопряжена с производственной практикой, на которой проводится первичная оценка функционального состояния пациентов по двигательным тестам и разработкой методики (комплекса) ЛФК.

Принцип составления оглавления в экспериментальной работе такой же, как и в теоретической, но структура работы имеет отличия. Например, экспериментальная работа по теме «Оценка функционального состояния пациентов, страдающих гипертонической болезнью» может иметь следующее оглавление:

ВВЕДЕНИЕ (актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи исследования)

Наши рекомендации