Трехдневная смерть шамана и его воскресение

Человек, имеющий стать шаманом, целый год лежит на постели, хворает, тело его покрывается сыпью. Про это и говорят — подвергается рассеканию. Также говорят, что шаман умирает, три дня лежит мертвым, а потом оживает.

Потомки шаманов обычно не бывают счастливы, вымирают. Но такими бывают не все шаманы, а некоторые, которых называют—«сиэмэх» (кровожадные). Иногда приходится слышать такие фразы: душа больного человека упала в воду «смерти и гибели». (Что это значит, рассказчик не умеет объяснить. Г. К.) Что шамана, подвергающегося рассеканию кладут на свеже-содранную бересту — это я не слышал.

Рассказывают, что у некоторых шаманов не достает костей... Такой шаман, будто бы, не помогает больным. Слышал также, что у шаманов бывает плотина, что шаманы употребляют людей в качестве тычки в своих каких-то самострелах

Павлов Капитон.

Маганы, граница Якутского

и Вилюйского округа.

17 февраля 1925 г.

ШАМАН, НА ТРИ ДНЯ ПРИВЯЗАННЫЙ К ДЕРЕВУ

Когда-то давно жил, рассказывают, шаман по имени Бютэй-Илии, из какого улуса неизвестно. Когда он устремлял свой взгляд на скот и людей, то все они погибали. По этой причине его привязали к дереву и в таком виде оставили на три дня среди роя к о м а р о в. Так люди, будто бы, мучили его в наказание. Но однако с шаманом ничего не случилось. Говорят, что у него пальцы на руках и на ногах были сплошь сросшиеся. Потому- то, якобы, он и получил имя Бютэй-Илии («сросшиеся, цельные руки»).

СТРАСТНЫЕ ДНИ ШАМАНА

Тот человек, который должен стать большим шаманом, говорят, в течение пяти—шести дней лежит, лишившись речи, как будто мертвый. Все тело его в то время покрывается сине-багровыми кровоподтеками. Про такого и говорят — «лежит, подвергаясь рассеканию».

Вот почему и шаман в своих молитвах, обращенных к духам предков — шаманов, говорит про себя:

«Суорума соруктаммытым,

Итэгэс айыыламмытым!..»

Перевод: «Обречен я был на несчастье (вами),

Искалечено было мое назначение!..»

В том же духе он поет много про свое злосчастье. Это называется «кэп туонар». (Киэп — выкройка, образчик, форма. Кэп - исконное предназначение, родовое, наследственное свойство человека, которое в виде неотвратимой судьбы висит над каждым, в том числе и над шаманом. «Кэп» обрекает человека на испытание всего того, что случилось когда-то и с его предками. Туойар — воспевать. Вся фраза переводится «воспевать первообраз, образец». Г. К.)

Когда происходит становление великого шамана, весь его ближайший род вымирает. Говорят, что у шамана не достает костей; за каждую недостающую кость умирает по одному человеку из родни. За девять главных костей может умереть и до девяти человек.

ШАМАН-ОХОТНИК И МАТЬ ЗВЕРЬ

(Шаманский тотем)

У каждого шамана должен быть мать-зверь, или первообраз—зверь («иньэ-кыыл», «кэп-кыыл»). Он по большей части представляется в виде лося, редко — в виде медведя. Этот зверь ходит совершенно отдельно от шамана; его, по-видимому, надо понимать как силу огня шаманского зрения, бродящего по земле (т. е. как воплощение пророческого дара шамана, силы его прозрения, проникновения в прошлое или будущее. Г. К.).

Этот мать-зверь приходит к моменту смерти шамана (т. е. имеет отношение к душе шамана).

Рассказывают, что каждый шаман имеет свой самострел, настораживаемый на других шаманов. Говорят, что у этого (невидимо настороженного лука) в качестве спускающейся при выстреле собачки или челака служит жена самого шамана (наверное, речь идет о душе жены, о зависимости ее жизни от этого мифического лука. Г. К.), а дети шамана, будто бы, служат у лука в качестве кольев, к которым прикрепляется натянутая симка (сторожельный волосок самострела). Говорят, если стрела лука промажет и не попадет в проходящего шамана (вобразе мать-зверя), нога которого задела волосок лука, то жена и дети (шамана — владельца лука) должны умереть.

Рассказывают, что большой шаман (дух шамана, большего по росту и по значению, чем шамана — владельца лука) проходит мимо указанного лука, перешагивая через его сторожельный волосок, а дух маленького шамана проходит, тоже не задевая, ниже волоска.

(По якутским понятиям, охотятся друг на друга не физические шаманы, а их духи. В древности эти охотящиеся духи, наверное, представлялись в образе их мать-зверей, но в настоящее время эти понятия сохранились только в глухих районах, население которых не только теперь, но и в глубокой древности стояло вдали от культурных центров. Результат же этой борьбы, которая ведется без ведома самих шаманов сказывается якобы на их благополучии. Если смертельно ранен мать-зверь, то и шаман не может жить. Г. К.).

Егоров Семен.

Верхне-Вилюйский улус.

28 февраля 1925 г.

Наши рекомендации