Часть 2. тренинговые психологические технологии

ТРЕНИНГИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ (существуют модификации для каждой из трех категорий респондентов)

Цель для действующих руководителей, специалистов по персоналу и реальных коллективов организаций: создание сплоченной команды, овладение механизмами эффективного объединения людей в организации, построение алгоритма усиления личностного влияния и занятия лидерской позиции в группе и организации.

Данный тренинг делится на семинарскую и тренинговую часть. В семинарскую часть входят следующие пункты:

• Важность командного подхода в работе современной организации. Признаки командной работы.

• Влияние миссии и целей организации на командную работу.

• Классификация команд.

• Типология команды.

• Этапы командообразования

• Основные подходы к формированию команды.

Тренинговая часть подразумевает непосредственную работу на сплочение команды и строится под цели того или иного коллектива.

Игровые тренинги по командообразованию:

• «Построение фирмы»

• «Необитаемый остров»

• «Подводная лодка»

• «Королевство: проверка на прочность»

Экстремальные тренинги:

• Веревочный курс

• «Воздушная тюрьма»

• «Последний герой»

Королевство:

Сюжетно-ролевая игра «Королевство» в метафорической форме воспроизводит ключевые моменты жизни фирмы или другого коллектива, способ и стиль принятия ответственных управленческих и жизненных решений. В этой игре специально подобранные показательные жизненные ситуации объединены в динамичный сюжет, который, вовлекая участников, снимает напряжение от ситуации «экзамена» и делает их поведение естественным.

На игре человек ведет себя как в жизни, но все, что в жизни происходит скрыто и долго, тут происходит явно и быстро. Это дает возможность людям увидеть друг друга «в деле», и, преодолевая совместные трудности, начать формировать командные отношения.

Для руководителя игра особенно интересна еще и тем, что в силу своего очевидно проективного характера она дает возможность быстро и достаточно глубоко разглядеть своих подчиненных и сотрудников.

При том, что игра «Королевство» ставит очень серьезные вопросы, по форме и атмосфере — это блестящее и веселое шоу, воспринимающееся людьми как яркий праздник.

Необитаемый остров:

Все участники отправляются в путешествие на воздушном шаре, в ходе которого терпят катастрофу. Они спасутся, если сумеют договориться. После чего попадают на необитаемый остров, где им придется построить жизнь заново (создать законы, установить порядки, выработать систему управления и распределить трудовые обязанности). При этом их ожидают трудные ситуации, которые требуют немедленного решения. Игра учит сотрудничеству, понимаю друг друга, доверию и умению принимать решение в кризисных ситуациях.

Построение фирмы:

Тренинг решает задачу создания корпоративного духа как в отдельных департаментах, так и в компаниях в целом. Разработан для развития проектных команд и отдельных департаментов компаний, затрагивает все аспекты командного взаимодействия – от совместного планирования до реализации проекта. Участники строят свои фирмы, налаживают отношения с соседними компаниями, вступают в конкуренцию, празднуют победы, переживают неудачи. Тренинг помогает увидеть сотрудникам, с какими трудностями обычно сталкивается руководитель. Руководителю полезно посмотреть, как могли бы решаться проблемы с помощью сотрудников. Они начинают больше понимать друг друга, и, что самое главное, больше доверять друг Другу.

Веревочный курс:

Веревочный курс – это активный тренинг об отношениях и взаимодействии между людьми, о методах и способах достижения цели. Это необычные ситуации, риск, азарт и новые ощущения. Это тренинг о доверии себе и людям, о том, как сделать шаг в неизвестное и добиваться общей цели совместными усилиями. Тренинг «Веревочный курс» в большой степени затрагивает областьбытия: «Каким мне нужно быть для того, чтобы я и моя команда достигли поставленной цели?» Основные категории, с которыми, как правило, сталкиваются участники во время тренинга: доверие, ответственность, свободный выбор, цель, принятие решения, обязательства, личный вклад в победу.

В ходе этого курса появляется возможность:

• научиться взаимодействовать друг с другом

• понимать и разделять цели компании

• доверять и уважать себя, партнеров и клиентов

• брать ответственность за свой вклад в решение общих задач

• понять, насколько вы - команда

• определить ресурсы каждого сотрудника

ВК(Ropes Course) был разработан в США для психологической и физической реабилитации участников войны во Вьетнаме в 60-е годы ХХ века. Позднее ВК стал использоваться в США как тренинг по развитию навыков командообразования. Тренинг пользуется популярностью и в настоящее время как активный тренинг для создания эффективной команды, команды-победительницы. В середине 90-х годов ХХ века ВК начал активно распространяться в Европе и сейчас весьма популярен в Германии, Англии и других странах.

Курс представляет из себя полосу препятствий, где в каждом этапе задействованы веревки. Очень часто участники бывают буквально связаны друг с другом. Задача командам – пройти эту полосу, дойдя до финала. И сделать это можно только всем вместе. Ведь если один останавливается – приходится останавливаться всем.

Тренинг проходит в лесу на специально оборудованной поляне. Длительность от 8 до 10 часов.

Воздушная тюрьма:

Эта игра проводится на высоте от 7 до 21 метра. Участники проходят много испытаний в стиле «Полицейской академии», зарабатывая баллы. После чего попадают в «тюрьму», выход из которой можно осуществить, когда каждый, преодолев один из высотных этапов, добудет для своей команды ключ. Только при наличии определенного количества ключей вся команда может выйти на свободу. Обычно этот тренинг не ограничен временными рамками, и игра будет сыграна, когда сами участники ее сделают. В процессе тренинга можно наблюдать и мощные подъемы, и обидные, казалось бы, безысходные спады. Люди плачут и злятся, прыгают от радости и обнимают друг друга. Кажется, что вся жизнь сейчас сузилась до маленького островка, висящего в воздухе. И каждый шаг каждого члена команды наблюдается с замиранием сердца. Зато как потом празднуется победа!

Последний герой:

Игра предполагает наличие нескольких отделов, департаментов одной организации. Также есть опыт проведения данной игры между разными организациями.

Путем отбора на игровом поле появляются самые лучшие и самые достойные представители - им предстоит сражаться до последнего. В конце останется только один. В процессе тренинга игроки могут привлекать всех членов своей команды. Задания могут быть самые разные: на силу и ловкость, на ум и эрудицию, на умение организовать и повести за собой, на умение договориться с другими. Поэтому одному здесь справиться сложно. Бывали игры, где соревновались между собой начальники отделов. Кто-то умело организует и делегирует задания или части заданий, кто-то по привычке все делает сам. У кого-то коллектив разошелся посмотреть на игру других участников, у кого-то активно помогал и переживал за своего начальника. Вся жизнь организации и ее подразделений предстает как на ладони. Видны сильные личностные качества, видны промахи и ошибки в управлении.

Игра может быть сделана как на земле, так и на высоте – что выберут сами игроки. Как она пройдет у вас – зависит только от вас. В любом случае – вы этот не забудете никогда!

Несмотря на экстремальность и кажущийся развлекательный характер данных тренингов, они очень эффективно сплачивают коллектив. Приобретя однажды навык работы «плечо - к - плечу», в «одной связке» люди стремятся переносить его на всю свою деятельность. Вот почему эти тренинги одинаково эффективны со школьным коллективом и с персоналом реально существующей фирмы.

ТРЕНИНГИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

(для всех категорий респондентов)

Цель тренинга для действующих специалистов – развитие коммуникативных деловых навыков, ориентированных на взаимодействие в коллективе и с клиентами, для остальных категорий – повышение общих коммуникативных навыков.

Блок первый.

Наши рекомендации