Культурно-исторический подход
Отечественная возрастная психология преимущественно основывается на разработанной Л. С. Выготским (1896–1934) культурно-исторической теории развития психики.
Л. С. Выготский не оставил законченной теории психического развития,
многие из его работ по детской психологии представляют собой стенограммы лекций;
во-вторых, его работы включали нередко даже в свое название термин «педология».
Л. С. Выготский утверждал: «Педология есть наука о ребенке. Предмет ее изучения – ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, как звездный мир и наша планета, есть вместе с тем и объект воздействия на него обучения или воспитания, имеющего дело именно с ребенком как целым.
Вот почему педология является наукой о ребенке как едином целом»
С. Холлу принадлежит идея создания педологии– специальной науки о детях, концентрирующей и обобщающей знания о развитии ребенка из разных научных областей (педагогики, медицины, физиологии, социологии и т. д.). Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, в том числе и в России, ориентируясь на практические нужды образования.
Л. С. Выготский
общие законы детского развития[Мещеряков, 2008, с. 104–105]:
1) целостность процесса развития, единство разных сторон и линий развития;
2) в развитии есть не только количественные, но и качественные изменения;
3) общая неравномерность развития, т. е. изменение его скорости или темпа;
4) гетерохронность и диспропорциональность развития разных линий (разные части тела, различные эндокринные железы, различные психические функции развиваются с различной скоростью, в своем темпе, по своим траекториям, созревают в разное время);
5) появление новообразований может сопровождаться регрессом, инволюцией более ранних приобретений;
6) развитие характеризуется структурными изменениями, которые связаны с дифференциацией прежних структур и с разной скоростью развития частей целого (диспропорциональностью);
7) существование оптимальных периодов для развития той или иной стороны организма и личности.
С его точки зрения, все современные ему теории (К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, А. Гезелла и др.) описывали ход развития ребенка как процесс перехода от индивидуального к социальному, условиями которого в большинстве теорий выступали наследственность и среда.
По мнению Л. С. Выготского, существующие теории либо отрицают развитие, потому что полагают, что все в развитии дано с самого начала (преформизм), либо приходят к отрицанию развития, потому что рассматривают развитие не как процесс внутреннего движения ребенка, а как накопление опыта, простое отражение средовых влияний [Выготский, 1984].
Л. С. Выготский стремится выделить специфику психического развития в онтогенезе.
С его точки зрения, психическое развитие ребенка есть прежде всего культурное развитие.
среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т. е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития»
Таким образом, психическое развитие ребенка носит непреформированный характер, т. е. протекает за счет нарастания и разрешения внутренних противоречий, определяется самим ходом развития,
а не заложенной генетической программой,
возникает в результате присвоения ребенком образцов человеческой культуры.
Понимание Л. С. Выготским среды как источника развитияимеет центральное значение для разрабатываемой им концепции психического развития.
Механизмом развития выступает взаимодействие идеальных и начальных форм.
Именно в среде представлены идеальные формы, т. е. образцы, прототипы будущих новообразований. Идеальные формы более широко можно понять как мир человеческой культуры, как представления, идеи, знаки, человеческие действия, предстоящие ребенку, с которыми он встречается и которые он должен усвоить (присвоить), таким образом, преобразуя натуральные (начальные) формы в культурные.
ход психического развития ребенка, по Л. С. Выготскому, идет от социального к индивидуальному,от внешнего к внутреннему, а формой развитиявыступает процесс присвоения культурных форм, т. е. социально-исторического опыта.
высшие психические процессы человека, по Л. С. Выготскому, с самого начала социальны.
И по своему происхождению, и по своему содержанию они существуют в пространстве взаимоотношений ребенка и взрослого и только впоследствии интериоризируются, т. е. переходят во внутренний мир ребенка, становятся его достоянием. Взрослый выступает как носитель идеальных, высших, культурных форм