Улицы, названные в честь значимых явлений, профессий и т.д.
Инженерная ул.;
Конюхова-Черемного ул. – упоминается в летописи под 1442г., связывается со словом «конюх», но было ли это чьё-либо прозвище или профессию, определённо сказать затруднительно;
Космонавтов ул.;
Мира проспект;
Молотковская ул. – в древнем городе на этой улице жили мастеровые и ремесленники, изготовлявшие изделия из металла;
Народная ул. – проложена после Великой Отечественной войны и названа так в честь советского народа-победителя;
Новаторов ул. – проложена в середине 1960-х годов и названа в честь движения новаторов производства;
Октябрьская ул. – образовалась в 1950-х годах, название получила в дни подготовки к празднованию 40-летия Великого Октября;
Оловянка-Тимура Фрунзе ул. – известна с 1617 г., на этой улице жили купцы, привозившие из европейских стран олово, а также ремесленники-оловенщики, волочильщики (делавшие проволоку) и др.;
Партизанский переулок – проложен после освобождения города от фашистских оккупантов, назван в 1946 г. в честь партизан Великой отечественной войны;
Рабочая ул. – проложена в 1960-х гг., названа в честь рабочих коллективов и предприятий, расположенных на ней;
Радистов ул.;
Свободы ул.;
Славянская ул. –проложена в 1946-1947 гг., название получила в честь дружбы славянских народов, объединивших свои усилия в борьбе против гитлеровской Германии;
Строителей пл. – образовалась в первые послевоенные годы и названа в честь строителей города;
Советской армии ул.;
Текстильщиков ул. – проложена в середине 1950-х гг., названа именем текстильщиков, для которых коллектив завода «Стекловолокно» готовит пряжу;
Физкультурная ул. – застраивалась в 1945-46гг., названа в честь советских физкультурников;
Химиков ул. – получила наименование по решению горисполкома от 29 апреля 1965 г. ( первые дома появились на ней в 1964 г.) в связи с развитием химической промышленности в городе;
Шитная ул. – на улице среди других мастеров жили те, которые изготавливали щиты для воинов;
8-го Марта ул.;
20-го января ул.
Улицы, названные по направлению движения улицы к другим городам, посёлкам, по этническому составу населения улиц и в честь городов и географических объектов новгородской области.
Батецкая ул. – см. в пункте № 4;
Большая Московская ул.;
Большая Санкт-Петербургская ул.;
Валдайская ул. – названа по районному центру – г. Валдай;
Гзень, наб. реки – по названию реки, некогда протекавшей здесь и засыпанной позднее в строительных интересах;
Григоровское шоссе – образовалось в конце ХIХ века и названо так по посёлку Григорово, к которому идёт;
Ильменская ул. – в честь озера Ильмень;
Лужское шоссе – ведёт к городу Луга;
Маловишерская ул. – см. в пункте № 4;
Пестовская ул. – после изгнания фашистов из города улицу восстановили и назвали в апреле 1946 г. по районному центру области городу Пестово;
Псковская ул. – переходит в Псковское шоссе;
Прусская ул. – название связано с балтийским племенем, жившим на территории современной Пруссии и в ХIII-ХVI вв. полностью истреблённым немцами, заимствовавшими от них название захваченной территории. Часть пруссов, смешавшись с кривичами приняла участие в первоначальном формировании славянского населения Новгородской земли. Возможно, первыми поселенцами Прусской улицы были выходцы с территории древней Пруссии;
Славная ул. – получила наименование от основного массива пришедшего к Ильменю славянского населения;
Сырковское шоссе – названо по селу Сырково, к которому по нему можно проехать;
Чудовская ул. – см. в пункте № 4;
Чудинцева ул. – в своём названии отражает факт бытования здесь древнего «чудского» (финно-угорского) населения, племена которого новгородцы называли «чудью», «чудью белоглазой»;
Шелонская ул. – названа по реке Шелоне, протекающей в юго-западной части области;
Шимская ул. – застроена в 1945-1947 гг., название получила по посёлку Шимск, что стоит на реке Шелоне.
Сведения об истории и наименовании улиц Великого Новгорода.
Торговая сторона.
Нутная улица (Боровическая).
По новгородским памятникам топоним Нутная в названии улицы Новгорода известен с 1194 года: тогда на этой улице была построена деревянная церковь святого апостола Филиппа. В Новгородской летописи по синодальному списку отмечается: «В лето 6702 (1194 г.) ... поставиша церковь святаго апостола Филипа на Нутной улици, и святи ю владыка Мартурий месяця генваря в 29 ...» (Новгородская летопись по синодальному списку. – СПб., 1888, с.169). Подобное обнаруживается и в других летописях, но с более подробной записью: « В лето 6702 (1194 г.) ... Того же лета поставиша церковь древяну святаго апостола ФIлIппа, на Нутной улицы, на Торговой, на Знаменской, в Славенском конце ... и стояла до пожару (т.е. до 1347 г. – В.С.) ... и згоре 6853 года» (Новгородские летописи, изд. Археографической комиссии. – СПб., 1879, с. 12, 196).
Каменная церковь апостола Филиппа на Нутной улице заложена в 1383 году посадниками Родиславом Даниловичем, Устином и Филиппом (Новгородская летопись по синодальному списку. – СПб., 1888, с. 244).
Как замечает М.К. Каргер, в 1526 году церковь была заново перестроена, но сохранила прежний план и значительную высоту старых каменных стен (Каргер М.К. Новгород. – Л.-М.,1970, с. 148).
Топоним Нутная (улица) восходит к прилагательному нутьный, известному в древнерусском языке ХI (по сп. ХIII-ХIV вв.). Оно образовано от существительного нута в значении «крупный рогатый скот»; употреблялось в древности и нутник – торговец рогатым скотом. Нутная улица по своему расположению примыкала к древнему новгородскому торгу и, видимо, была прогонной для скота.
Строгова В.П.
Древние топонимы Новгорода и его окрестностей. – Новгород:
издательство НГПИ. – 1993. – с.29-30.
Приведённое толкование (Нутная от «стада» – Е. О.) давно фигурирует в популярной литературе, но это не означает, что оно правильно. Как показали раскопки, скот («нуть») в средневековом Новгороде содержался во всех усадьбах, и гоняли его на выпас по всем улицам. Иногда пишут, что по Нутной скот гоняли на продажу. Однако древняя Нутная улица никакого отношения к Торгу, находившемуся много севернее, не имеет. А слово «нут» в старину имело и другое значение: застава на воде, запираемая гавань или затон, нутырями назывались сборщиками таможенных пошлин. Но Нутная улица как раз и начиналась у торговых пристаней. В её названии, следовательно, отразилась драгоценная подробность древнего устройства Новгорода. Младшая сестра Нутной – бывшая в Москве Мытная улица (та же Нутная, но в другой огласовке).
Янин В.Л.
Из статьи «Память о первостроителях Новгорода». Новгородская
правда. 14 февраля 1989 г.
Одно из значений слова «нута» в древнерусском языке обозначало крупный рогатый скот, а производное от него слово «нутник» – торговец рогатым скотом. А.И. Семёнов считал Нутную улицу «скотопрогонной дорогой через город к Торгу. Название улицы соответствует её назначению: «нуто» – это стадо. Таможенная грамота 1571 года отмечает6 « а гонити нутником коровы на продажу К Ивану Святому на Опоки». очевидно, здесь имеются в виду не жители Нутной улицы, а погонщики скота (Семёнов А. И. Древняя топография южной части Славенского конца Новгорода // НИС. Вып. 9. Новгород. С. 68; ААЭ, Т.1(1294 – 1598). СПб., 1836, С.320).
В.Л. Янин не согласен с таким однозначным толкованием, поскольку скот гоняли не только по Нутной, но и по другим улицам средневекового Новгорода, а слово «нута» имеет и другие значения. Никакого отношения к Торгу Нутная улица не имела, поскольку она находилась много севернее. Улица могла быть названа от «нутарей» то есть сборщиков таможенных пошлин, поскольку она начиналась как раз у торговых пристаней на Волхове (Янин В.Л. Память о первостроителях Новгорода // Новгородская правда. 14 февраля).
Нутная улица много раз упоминается в письменных источниках на протяжении ХII-ХVII вв. Впервые о ней говорится в Новгородской первой летописи в 11943 г., когда новгородцы “поставиша церковь святого апостола Филипа на Нутьней улици” (Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950 – НПЛ – , С.41). В 1252, 1347 и 1369 гг. Нутная улица упоминается в связи с крупными пожарами в Славенском конце (НПЛ. С. 80, 359, 371), в 1383, 1384 гг. – в связи со строительством церкви Филиппа из камня (НПЛ. С. 379, 380).Под 1411 г. в летописи описывается военное столкновение новгородцев со шведами под г. Выборгом, где погиб Павел с Нутной улицы (НПЛ. С. 402, 403). 1435 г. датируется «Духовная Фёдора Остафьевича на недвижимое и движимое имущество …», в которой упоминается «вся великая улица Нутная» (Грамоты Великого Новгорода и Пскова/ Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1949, С. 171). В 1527 и 1542 гг. улица снова упоминается в связи с церковью Филиппа в Новгородской четвёртой летописи (ПСРЛ. Т.4. Вып. 3. С. 542, 617, 618). Несколько раз Нутная улица фигурирует в писцовой книге Леонтия Аксакова, составленной в 1581 – 1582 гг. (Майков В.В. Книга писцовая по Новгороду Великому конца ХVI в. СПб. 1911, С. 218, 222, 245, 246, 250, 254, 255), а также в описи Новгорода 1617 г. (Опись Новгорода 1617 года. Ч. 1,2 / Под ред. В.Я. Янина. М. 1984, С.67, 104, 154). Жители Нутной улицы несколько раз упоминаются в книгах записей купчих грамот, составленных в 1609-1616 гг., в период оккупации Новгорода шведами (Nordlender I. 1987. Р. 115, 121, 123, 129, 155, 159). Снова в связи с церковью Филиппа Нутная улица упоминается в «Росписи новгородских монастырей и церквей 1615 года (Болховитинов Е. Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. М. 1808, С. 87). О ней несколько раз говорится при описании оборонительных сооружений в 1626 и 1631 гг. (Новгород Великий в ХVII.в.: документы по истории градостроительства / Под ред. В.Л. Янина. М. 1986,С. 21, 34, 35). В более позднее время Нутная улица известна по планам Новгорода ХVIII в. Без всякого сомнения, она просуществовала до 1778 г., когда вся уличная сеть города была перепланирована на принципах регулярной застройки.
П.Г. Гайдуков
Славенский конец средневекового Новгорода.
Нутный раскоп.
М., 1992, С.9.
Фёдоровский ручей (проспект Ю. А. Гагарина).
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью заложена в 1360 г., а закончена в 1361 году. Новгородская летопись отмечает под 1360 г. : «... Семион Андреевич (новгородский посадник – В.С.). с материю своею боголюбивою Натальею, заложиша церковь камену святый Фёдор, на Федоровой улици». И далее, под 1360 годом: «Свершиша церковь камену святый Фёдор, на Фёдоровой улици» (Новгородские летописи, изд. Археографической комиссии. – СПб., 1879, с. З4).
Церковь Фёдора Стратилата относится к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины ХIV века. Она стояла на правом берегу Плотницкого, или Фёдоровского ручья, названного по имени этой церкви. В послевоенное время с возведением моста через Волхов Фёдоровский ручей был засыпан; с 18 апреля 1961 года проспект на месте этого ручья получил имя лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина.
До постройки церкви Фёдора Стратилата водный поток назывался Ручей. Этот гидроним известен по новгородским летописям с 1105 г., т.е. за 225 лет до возникновения указанной церкви: «В лето 6613 (1105 г.) ... и погореша хороми от роучия, мимо Славно, до святого Илие» (Новгородская летопись по синодальному списку. – СПб., 1888, с. 119). В 1134 году он уже называется Плотницным (Плотницким) ручьём по одноимённому Плотницкому концу Новгорода. Ср. «В лето 6642 (1134 г.) ... Том же лете погоре Торговый пол (сторона – В.С.), от ручья Плотницнаго до конця Холма...» (Новгородские летописи, изд. Археографической комиссии. – СПб., 1879, с. 127).
Гидроним Ручей фиксируется в ХII в. часто: «В лето 6689 (1181 г.) ... Том же лете загореся пожар в Славне от Коснятина, и согореста церкви 2: святаго Михаила, а другая святых Отец, и дворове многи на брегу, оли и до Руцья ...» (Новгородские летописи, изд. Археографической комиссии. – СПб., 1879, с.157,158).
Думается, что небольшой поток, впадающий в Волхов, в начале ХII в. в Новгороде назывался Ручей, а затем, по имени одного из концов Новгорода, Плотницким ручьём и только с постройкой церкви Фёдора Стратилата на его правом берегу он приобрёл иное наименование – Фёдоровский ручей – по имени церкви.
Слово ручей – «небольшой поток, речка» – И.И. Срезневский приводит по новгородским источникам с начала ХII в. (1105 г.) (Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. – СПб., 1903. – Т.III. – с.199,200); оно свойственно всем славянским языкам.
Строгова В.П.
Древние топонимы Новгорода и его окрестностей. - Новгород:
издательство НГПИ. – 1993. – с.34-35
Софийская сторона.
Бредова-Звериная улица.
Зверин Покровский монастырь находился на Софийской стороне Неревского конца Новгорода за земляным валом, на левом высоком берегу Волхова; с северо-востока он окружён речкой Гзенью.
Древнейшая Новгородская летопись по синодальному списку под 1069 годом фиксирует топоним Зверинец при описании битвы новгородского князя Глеба с войсками полоцкого князя Всеслава: «… Новгородци же поставиша пълъкъ противу ихъ, у Зверинця, на Къземли; и пособи Бог Глебу
князю с Новгородци…» (Новгородская летопись по синодальному списку. – СПб., 1888, с. 103).
В ХI веке севернее древнего (и нынешнего) земляного вала, за Неревским концом древнего Новгорода, на левом берегу Волхова, были лесные угодья, где охотились князья на диких зверей. Макарий указывает: «Покровским именуется он по главному древнему храму в честь Покрова богородицы, а звериным потому, что здесь князья новгородские потешались некогда охотою и травлею звериною и содержали самый зверинец. Подобное было и в других городах, например, в Переславле упоминается зверинец под 1149 г.; равно и в Киеве» (Макарий. Новгородские церковные древности. – М., 1860. – Ч. I, с. 132-133).
Общеизвестно, что охота издревле была любимым занятием князей. «…» В Новгороде также существовали заповедные лесные места. В ХI веке им и был Зверинец. «…»
Как замечает Макарий, основание Зверина монастыря относится к первым временам христианства в Новгороде, так что выходит за пределы летописей новгородских.
На месте Зверинца, заповедного пригородного леса, позднее возник монастырь, о котором, начиная с 1148 г., упоминают многие новгородские летописи. Так, в Новгородской летописи по синодальному списку под 1148 г. указано: «Бысть дождь с градом июня в 27, в неделю (воскресенье – В.С.), и зажьже гром церковь святыи Богородиця в Звериньци монастырь (Новгородская летопись по синодальному списку. – СПб., 1888, с. 137).
Церковь «Святая Богородица во Зверинци …» упоминается в 1335 году многими новгородскими летописями. Сведения о монастыре в Зверинце обнаруживаем и позднее: в 1395-1400 годах «владыка Иван постави церковь камену Покров святеи Богородицы во Зверинцах …» (Владимирский летописец // ПСРЛ. – М., 1965. – Т.30, с.129). В 1467 г. поставлена церковь святого «Семиона во Зверинцех» (Новгородская вторая (архивская) летопись // ПСРЛ. – М.,1965. – Т.30,с.172).
Древний новгородский топоним ХI века Зверинец образован от притяжательного прилагательного краткой формы с суффиксом –ин - (зверин от зверь) при помощи суффикса –ьц -, широко распространённого в древнерусском языке.
В современном Новгороде древним топоним живёт в наименовании «Зверин монастырь», которым обозначается место с группой церквей, сохранившихся до сих пор от Зверинца ХI века и бывшего монастыря.
Строгова В.П.
Древние топонимы Новгорода и его окрестностей. - Новгород:
издательство НГПИ. – 1993. – с.4-6
Зверинская улица была названа именем Героя Советского Союза Анатолия Бредова решением исполкома Новгородского Совета трудящихся 29 апреля 1965 года.
«...» К началу октября 1944 года на всём советско-германском фронте только на Крайнем Севере, между Западной Лицей и Титовкой, оставался участок советской земли, ещё занятой врагом. Туда для усиления своего 19-го корпуса враги подбрасывали всё новые части. Опорные пункты на господствующих высотах были превращены в крепости. На километр линии фронта приходилось 15-20 дотов. Гитлеровцы сосредоточили там более 53 тысяч солдат и офицеров, свыше 750 орудий и миномётов. С воздуха их оборону поддерживали до 160 самолётов, с моря – около 200 кораблей.
В боях под Печенгой (Петсамо) тяжёлые испытания выпали на долю 155-го стрелкового полка под командованием полковника Поваренкова. 10 октября, опередив другие части, полк перекрыл путь отхода вражеским частям, державшим оборону на Западной Лице. Боясь окружения, гитлеровцы стали, отходить к Печенге и превосходящими силами обрушились на 155-й полк.
Без артиллерийской поддержки, при остром недостатке боеприпасов полк выдержал 6 атак и только через сутки, когда иссякли патроны, оставил свои позиции. В тех ожесточённых боях особо отличились солдаты батальона капитана Каспера, уничтожившие около 500 фашистов, и батальон майора Стрыгина, в составе которого находился пулемётный расчёт Анатолия Бредова.
«11 октября 1944 года во время оседлания дороги Петсамо-Титовка в бою за высоту Придорожная враг оказывал особо сильное сопротивление. Немцы понимали стратегическое значение высоты Придорожной, господствующей над местностью и дорогой Петсамо (Печенга). Не мирясь с потерей важнейшей высоты, противник 11 раз переходил в контратаки. 4 атаки немцев отразили смертоносным огнём своего пулемёта первый номер Бредов и наводчик Ашурков. Несмотря на огромные потери, шагая через трупы своих солдат и офицеров, гитлеровцы, лезли и лезли, стремясь овладеть высотой. Положение было исключительно напряжённым. Почти весь расчёт пулемёта был выведен из строя.
У пулемёта остались только Бредов и наводчик Ашурков. Патроны были на исходе. А немцы всё лезли и лезли, отсекая героев от флангов. Выполняя свой долг перед Родиной, они дрались до последнего патрона. Когда кончились патроны, Бредов и Ашурков начали забрасывать гитлеровцев гранатами. Истекая кровью, озверевшие фашисты смыкали кольцо окружения двух бесстрашных советских воинов. Но вот кончились и гранаты. Остались только две...» (из наградного листа).
Гитлеровцы крались молча. Вот они уже в нескольких шагах.
Ашурков поднялся:
– Русские в плен не сдаются !
Метнул гранату, но, прошитый пулемётной очередью, упал.
Окружённый врагами, Анатолий Бредов ударил гранатой о камень, подорвав себя и фашистов...
Только рано торжествует враг,
Ты с противотанковой гранатой
Делаешь в бессмертье первый шаг.
Со вторым – гранатой бьёшь о камень.
И в веках железный подвиг твой.
Навсегда покончено с врагами,
Слава слита с песней и молвой!
(Прокофьев)
Анатолий родился в Новгороде, в доме на улице Козьмодемьянской. Его отец – старый коммунист Фёдор Михайлович Бредов – принимал активное участие в борьбе с контрреволюцией, в укреплении Новгородской партийной организации. Он ушёл на фронт в первые дни Великой Отечественной войны и был политруком в авиационной части. «...»
15 писем с фронта получила мать от сына. Они были наполнены не только впечатлениями о боевых буднях, но и воспоминаниями о Новгороде, Старой Руссе, где Анатолий начал учиться в школе, Мурманске, куда переехала семья. Там Анатолий закончил школу и стал работать на судоверфи, а когда грянула война, он с первых же дней подавал рапорт за рапортом в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Рапорты читали и накладывали резолюцию «отказать» – производство нуждалось в квалифицированных рабочих. Ведь Бредов ремонтировал на судоверфи военные корабли, был лучшим производственником и активистом. Но комсомольское сердце звало на передовую.
Наконец просьба удовлетворена. Короткая военная подготовка – и Анатолий пулемётчик. «...»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года сержанту Ашуркову и сержанту Бредову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
А Никита Егорович Ашурков выжил. Он побывал в Мурманске, у памятника другу.
Тэммо А.М., Вязинин И.Н.
Золотые звёзды новгородцев. – Л.: Лениздат,1987. – с. 264-267.
А.Ф.Бредов – род. В 1923 г. в Новгороде в семье рабочего. Русский. По окончанию 7 классов в г. Мурманске работал электриком на судоверфи. В Совет. Армии с апр. 1942 г.
В боях Вел. Отеч. войны с июля 1942 г. Командир пулемётного отделения 155-го стр. Полка (14-я стр. див., 14-я армия, Карельский фронт), комсомолец, сержант.
Б. 11.10 1944 г. в бою за важную высоту у дороги Петсамо (ныне Печенга) - Титовка (Мурман. обл.) вместе с наводчиком пулемёта, удерживая занимаемую позицию, отражали контратаки противника. Огнём из пулемёта уничтожили десятки гитлеровцев. Израсходовав все боеприпасы, последней гранатой подорвали себя вместе с пулемётом. Звание Героя Совет. Союза присвоено посмертно 24.3.45. Нагр. орд. Ленина.
Похоронен на воинском кладбище в Мурманске. Именем героя назван микрорайон, Дом пионеров в г. Мурманске, улица в Новгороде, большой морозильный рыболовный траулер МРХ, комс.-молодёж. бригада треста «Ковдорстрой» в г. Ковдор Мурман. обл. В г. Мурманске установлен памятник. Мемор. доски установлены на здании дома пионеров и на здании по ул. Ленина в г. Мурманске, на улицах его имени в Новгороде и пгт Никель Мурман. обл.
Герои Советского Союза.
Краткий биографический словарь. Т.1. - М., 1987, с. 204.
На восточной стороне улицы Бредова расположены выдающиеся памятники русского зодчества: церкви Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) и Николы белого (1312-1313 гг.).
Церковь Петра и Павла в Кожевниках была построена в период расцвета новгородского зодчества. Она увенчана одной главой, имеет всего лишь одну апсиду. Поражает богатством декоративного оформления фасадов. Здание церкви было восстановлено в1959 году.
Стоящая на улице Бредова Церковь Николы белого входила в Николо-Белький монастырь. Её внешний облик сильно искажён позднейшими переделками.
Территорию за окольным земляным валом до Зверина монастыря, по которой проходит сейчас улица Бредова, в древнем Новгороде называли Кожевниками. При Иване Грозном в Кожевниках готовили оружие и снаряжение для войск царя, участвовавших в Ливонской войне.
Н.А. Зайцев, И.И. Кушнир.
Улицы Новгорода. Справочник. – Лениздат, -1975. – с.20-21.
Великая улица (Дмитриевская).
Новгородские улицы. Одни появились совсем недавно, история других, таких как Славная, Дмитриевская, своими корнями уходят в далёкое прошлое. И хотя название последней из них, Дмитриевской, не так уж древне, речь пойдёт об улице, которая шла когда-то в этом направлении. Называли её Великой. Она и сейчас «существует», скрытая от нас большим наросшим культурным слоем земли (до 7 метров). Её можно воочию увидеть на старинных планах Новгорода, о ней говорят многочисленные материалы раскопок Неревского конца, софийской стороны, наконец, деревянные сосновые плахи её мостовой можно увидеть в одном из залов Новгородского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника.
«...» В 958 году на Великой появилась первая деревянная мостовая, по которой начинают стучать колёса купеческих подвод. Кто только не жил на этой улице за её чуть ли не тысячелетний срок существования! Оружейники, кожевники, ювелиры. Но всё-таки преимущественно это бала улица бояр, усадьбы которых занимали её основную площадь. Высокие добротные терема стояли украшенные затейливыми резными наличниками. В каждом боярском дворе наряду с хоромами владельца стояли жилые постройки ремесленников, их мастерские. Каменных домов тогда в Новгороде не строили, они считались большой роскошью. Строили в основном деревянные двухэтажные дома. Первый этаж, или подклет, использовался как подвал для хранения продуктов, пива, а иногда и совсем в других целях. «Если Матфейца поймаете, - читаем мы в одной из берестяных грамот, - достаньте цепи о хорошенько скуйте, посадите в пивном подклете, а Коснятницу накажите , пусть сторожит его до моего приезда». Кто знает, как окончилась эта история, но улица Великая знает об этом точно.
...Дерево! Сколько оно приносит радости! А сколько бед? Пожары в Новгороде не были редкостью. Так, 23 мая 1267 года пожар на улице Великой уничтожил все постройки - 16 дворов. «О, горе, братья, - пишет летописец, как лют был пожар. Много товара погорело на Волхове в ладьях в едином часе всё сгорело от кремля до Гзених!».
Почему огонь так безнаказанно мог буйствовать? Отчасти оттого, что простором новгородские улицы не баловали ширина мостовой Великой улицы была около 4,5 метра. Делалась она из широких сосновых плах и служила 20-25 лет, после чего укладывалась новая.
И всё же, как ни хороша была такая мостовая, а дождевая и талая вода подолгу оставалась на улице, радуя лишь гусей и уток. И вот в начале ХV века на Великой была уложена система деревянных труб и желобов протяжённостью несколько сот метров, помогавшая отводу грунтовых вод, отчего улица стала намного шире и суше.
В 1531 году, отмечает летопись, после большого пожара, присланные московским князем в Новгород дьяки начали «мерити Великую улицу от Володимерских ворот прямо в конец» - это были первые планировочные работы по упорядочиванию жилой застройки на Великой.
А в 1701 году по приказу Петра I в связи с организацией обороны кремля в ходе Северной войны в результате фортификационных работ была ликвидирована большая её часть. Однако полная перестройка была осуществлена в 1778 году. Эта дата, вероятно, и была последней в истории улицы Великой.
Из статьи «...Называли улицу Великой» А. Максимова.
Новгородский комсомолец. - 1981. - 8 сентября.
Газон (ул. М. Горького от Софийской пл. до начала Б. С.-Петербургской).
«...»Вот, что писал в начале века господин Ласковский, оставивший в наследство потомкам замечательный путеводитель по Господину Великому : «Напротив сада (имеется в виду современный кремлёвский парк) на площади, или , как говорят в Новгороде, «на газоне», поставлен городской театр...». Как видите, название Газон было популярно ещё и несколько столетий назад.
На плане 1834 года к востоку от этой улицы, которая как известно, сегодня начинается от здания областного УВД и заканчивается городской телефонной станцией, и раньше тоже лежала Софийская площадь, где всегда по традиции проходили военные парады и гулянья. А на запад шла дорога. По ней и в древнем Новгороде от Волхова к земляному окольному валу развозили товары и грузы. Отсюда и название Розважа. (Другой подход связывает название улицы с именем Развад – Е.О.) Потом она была переименована в Садовую улицу.
Газон и Разважа сходились воедино в самом начале Санкт-Петербургской улицы и вполне мирно существовали. Во всяком случае в истории, не известно ни одного случая, когда розважские и газонные шли стенка на стенку. Может быть, потому, что до революции здесь базировались театр, гимназия, пожарная команда и другие организации и учреждения, а также соблюдалась односторонняя застройка. Принцип этой планировки не был нарушен и при восстановлении города после войны, правда, пальма первенства теперь была отдана жилым домам. На фотографиях середины 50-х годов улица практически ничем не отличается от своего современного вида. Только аккуратно подвязанные деревца вдоль дороги пребывают ещё во младенческом состоянии «...»
После Октябрьской революции Газон держался чуть ли не дольше всех в плане переименования. Лишь в 1936 году после смерти пролетарского писателя Максима Горького улица получила его имя. А три с половиной десятилетия спустя Горький «простёр длань» аж до самого Волхова, прихватив и всю Розважу-Садовую. Кстати, в том же 1971 году в Новгороде появляется и суперсовременное (по тем временам, конечно) здание телеграфно-телефонной станции, что в те годы безусловно перевело улицу в разряд самых красивых в городе. Ещё бы: парк, сталинские дома, большие магазины и ТТС.
«...»А вот газонов, давших в своё время имя одной из главных городских магистралей, осталось совсем мало - броня асфальта сковала почти всю зелень в округе, только кремлёвский парк ещё может ей как-то противостоять.
Из статьи М. Владимирова «Газон , по которому можно гулять»
Новгородские ведомости, 4 октября 1997 г.
Улица Мусы Джалиля – Духовская.
Среди архитектурных памятников, расположенных к северу от земляного вала, опоясывающего Софийскую сторону, возле Ленинградского шоссе, находятся постройки Духова монастыря, возникшего ещё в XII веке. В 1357 году в монастыре был возведён каменный храм Духа, доныне не сохранившийся.
Из древних монастырских построек заслуживает внимания трапезная церковь Троицы, выстроенная около 1557 года. Это небольшой бесстолпный храм на подклете с подвалом, к которому с западной стороны примыкает трапезная палата. Плоские и мелко профилированные лопатки, на которые опираются килевидные арки, поясок из пятиугольных нишек, тянущийся по верхней части апсид и продолжающийся на северном и южном фасадах храма, нишки с килевидным завершением на лопатках и другие элементы декора сближают трапезную Духова монастыря с другими новгородскими постройками середины ХVI века – с храмом Никиты на Московской улице, собором Сыркова монастыря, трапезной церковью Варлаама в Хутынском монастыре. Все эти постройки отражают новые московские веяния в зодчестве Новгорода.
М.К. Каргер Новгород. – 4-е изд., доп. – Л.: Искусство, 1980, - с. 125.
23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму. Вначале поэт попал в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком», а попросту говоря – ездовым. Когда выяснилось, что рядовой Залилов – известный писатель, руководитель татарской писательской организации, его хотели либо демобилизовать, либо оставить в тыловой части. Но Муса решительно воспротивился этому и добился отправки в действующую армию. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». «…»
3 июня 1942 года Джалиль писал с Волховского фронта Гази Кашшафу: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои . Крепко дерёмся, дерёмся не на жизнь, а на смерть… Поэтому поэма откладывается. Но я скоро вышлю 10-15 коротеньких песен и стихов и очень прошу планировать второй сборник. Очень прошу.»
В то время, когда Джалиль писал это письмо, - своё последнее письмо с фронта, 2-я ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил ( «кругом идут жестокие бои»). Связь с большой землёй, хотя и не регулярная, поддерживалась лишь самолётами. И всё же поэт, не ждавший ниоткуда «ни спасения, ни чуда», продолжал писать. Здесь, в окружении, в сложнейшей обстановке, написаны многие замечательные стихи.
Очевидцы рассказывают, что Муса всё время носил в своей походной сумке толстую потрёпанную тетрадь, в которую он записывал всё сочинённое им. Там были наброски новой поэмы и, по-видимому, другие не дошедшие до нас стихотворения. «…»
Некоторое время от Джалиля ещё приходили письма. А с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса пропал без вести.
…23 апреля 1945 года 79-й стрелковый корпус Советской Армии, наступавший в направлении рейхстага, вышел на рубеж берлинский улиц Ратеноверштрассе и Турмштрассе. Впереди сквозь дым разрывов показалось мрачное серое здание за высокой кирпичной стеной – тюрьма Моабит. Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было. Лишь ветер носил по двору мусор, обрывки бумаг, ворошил страницы каких-то книг, видимо выброшенных взрывом из тюремной библиотеки. На чистой страничке одной из этих книг кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и , наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадётся эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москву, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву в Союз писателей. Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля. «…»
В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушённый взрывной волной Муса попал в плен. После многомесячных скитаний по лагерям для советских военнопленных Джалиля привезли в польскую крепость Демблин. Здесь гитлеровцы собирали военнопленных татар, башкир и других национальностей Востока. Муса встретил в этом лагере своих земляков, познакомился с другими пленными из числа тех, кому можно доверять. Они и составили впоследствии ядро созданной им подпольной организации.
В конце 1942 года фашисты развернули формирование так называемых «национальных легионов». В числе других в польском местечке Едлино был создан легион «Идель-Урал»из присланных насильно военнопленных из числа народностей Поволжья (так как подавляющую часть легиона составляли волжские татары, немцы обычно называли его Волго-татарским легионом). Фашисты вели идеологическую обработку пленных в националистическом и идеологическом духе, готовясь использовать легионеров в военных действиях против Советской Армии. Сорвать замыслы фашистов, повернуть оружие против них – такую задачу поставила перед собой подпольная группа Джалиля. Подпольщики сумели проникнуть в редакцию издаваемой немецким командованием газеты «Идель- Урал», печатали и распространяли среди легионеров антифашистские листовки, создавали тщательно законспирированные боевые подпольные группы – «пятёрки»
Первый же батальон Волго-татарского легиона, посланный на Восточный фронт, поднял восстание, перебил немецких офицеров и влился в отряд белорусских партизан.
В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след подпольной группы. Муса Джалиль и большинство его боевых товарищей были арестованы. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту левую руку, отбили почки. Тело его исполосовали электрическим шнуром и резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом – теперь уже оружием песни.
Об ужасах фашистской неволи написано немало. «…»
Но никто не расскажет об этом так, как это сделали сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии. В их свидетельствах – нечто большее, чем суровая достоверность факта. В них большая человеческая правда, за которую заплачено самой дорогой ценой – ценой собственной жизни.
Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
«…»Нет, не физические страдания, даже не близость смерти больнее всего угнетали Джалиля, а разлука с Родиной, с близкими, смерть на чужбине. Он не был уверен в том, что Родина узнает правду о мотивах его поступков, не знал, вырвутся ли на волю его стихи. А вдруг фашистам удастся оболгать его, и на Родине о нём будут думать как о предателе?
«…»героическое в «Моабитских тетрадях» не исключает трагического. Читая стихи Джалиля, мы ни на минуту не забываем о том, что их писал человек, над головою которого навис топор палача. Как и миллионы его соотечественников, он отдал жизнь за свободу Родины. Сила духа Джалиля не в том, что он совсем не знал страха смерти, а в том, что он умел преодолевать его и гордо, спокойно смотреть в лицо смерти.
Необходимо подчеркнуть в то же время, что стихи, созданные в Моабитской тюрьме, - не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия. Эту поэзию отличает подлинная внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа. По единодушному признанию критики, моабитский цикл – это наивысшее достижение татарской поэзии периода Отечественной войны и одна из вершин всей советской многонациональной литературы.
«…»Нерв цикла, его стержневой конфликт – это извечное столкновение жизни и смерти, человеческого и бесчеловечного. «…»
Подвиг поэта был подготовлен всей его жизнью. Это была не минутная вспышка, не мгновенный пламенный порыв. С 26 июня1942 года, когда тяжело раненный, оглушённый взрывной волной политрук М