Глава 12. социальные организации в современном

ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………..124

12.1. Внутренняя структура организации ………………………………….124

12.2. Процессы управления в организациях……………………………….130

Глава 13. КЛАССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ……………………………………133

13.1. Базовые характеристики общества ……………………………………133

13.2. Социальная стратификация ……………………………………………138

13.3. Социальные классы……………………………………………………140

Глава 14. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ (Пропущена)

14.1. Сущность коллективного поведения

14.2. Массовое поведение

14.3. Общественное мнение

Глава 15. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ …………………………………………145

15.1 Социальные и культурные изменения …………………………...146

15.2. Виды социальных процессов ………………………………….…150

Глава 16. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ………………………………………….156

16.1. Причины возникновения социальных движений………………….156

16.2. Условия развития и распространения социальных движений ……162

16.3. Личность и социальные движения………………………………….165

Глава 17. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ………………………169

17.1. Виды социальной мобильности и механизм ее возникновения….169

17.2. Индивидуальная восприимчивость к социальной мобильности…174

17.3. Процесс миграции в обществе …………………………………….176

Глава 18. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ……………………………………….178

18.1. Стадии протекания конфликта ……………………………………179

18.2. Характеристики конфликта ……………………………………….185

Краткий терминологический словарь …………………………………………189

.

Литература ………………………………………………………………………194

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с

От автора

Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения - значит уподобляться тем, кто сводит всю радио-электронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложение явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей учебников по социологии как отечественных, так и зарубежны авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.

Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов.

Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в ней проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможность надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для paзpaбoтки учебных программ и лекций по социологии.

Наши рекомендации