Характеристика принципов построения предметно- развивающей

Среды в ДОУ

Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физическими упражнениями. Мероприятия двигательного режима должны проводиться систематически, создавая условия для полноценного решения задач физического, нравственного, эмоционального и трудового воспитания ребенка.

В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы определенные условия (развивающая среда) в спортивном зале, групповой комнате, площадке дошкольного учреждения.

При организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в процессе развития физических способностей детей по средствам использования оборудования, инвентаря, тренажеров и нестандартного оборудования необходимо поддерживаться следующих принципов:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии: первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет решить какие бы то ни было, образовательные задачи.

- принцип активности, творчества: в процессе дошкольного обучения должна быть заложена возможность формирования у детей и проявления взрослости. Обстановка среды должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновения и развития познавательного интереса ребенка.

- принцип стабильности - динамичности: при проектировании развивающей среды не обходимо учитывать то, что определит для ребенка его жизненную среду невозможно.

- принцип комплексирования гибкого зонирования. Среда должна представлять единый комплекс цветовой, звуковой, кинестетической модельности.

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации: постижение детьми категории эстетики начинается со своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных мнений.

- принцип учета половых и возрастных различий детей: представление
возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в
соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и
женственности.

Приложение 5

Примерные вопросы для анализа различных форм работы по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

Вопросы для анализа утренней гимнастики

1. Подготовленность воспитателя, наличие плана- конспекта, правильность и тщательность его разработки.

2. Условия проведения (групповая комната, физкультурный зал, площадка)

3. Подготовка места и необходимого оборудования и инвентаря, соблюдение санитарно- гигиенических требований.

4. Организация утренней гимнастики: своевременное начало и конец, способы организации детей для выполнения физических упражнений, рациональное использование пространства, раздача и сбор инвентаря.

5. Соответствие упражнений решению оздоровительных задач, возрасту детей, состоянию их здоровья, физическому развитию и физической подготовленности, последовательность их проведения.

6. Качество выполнения упражнений, приемы предупреждения и исправления ошибок.

7. Использование музыкального сопровождения.

8. Самочувствие, поведение и настроение детей.

9. Уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений, владение терминологией, объяснения, указания, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за самочувствием; поведением и настроением; владение голосом, культура речи, тон в обращении с детьми, характер ведения утренней гимнастики (уверенно, неуверенно); внешний вид педагога.

Вопросы для анализа гимнастики корригирующей направленности

1. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и требований к месту проведения, к оборудованию и инвентарю, к одежде детей)

2. Организация корригирующей гимнастики: время проведения, длительность, способы организации детей для выполнения физических упражнений, рациональное использование пространства, раздача и сбор инвентаря.

3. Соответствие упражнений возрасту детей, решению оздоровительных задач (для коррекции и профилактики каких заболеваний подобраны упражнения) .

4. Регулирование нагрузки при выполнении упражнений в соответствии с состоянием здоровья воспитанников, возрастом и подготовленностью детей

5. Качество выполнения упражнений, приемы предупреждения и исправления ошибок, правильность использования методических указаний.

6. Использование музыкального сопровождения (при необходимости).

7. Самочувствие, поведение и настроение детей во время выполнения упражнений.

Вопросы для анализа учебно- тренировочного физкультурного занятия

1. Назовите условия проведения (подготовка места, инвентаря) занятия.

2. Соответствие внешнего вида детей и воспитателя санитарно- гигиеническим требованиям к проведению мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

3. Охарактеризуйте эффективность решения задач физического воспитания:

- качество выполнения упражнений детьми;

- способы организации детей при выполнении упражнений;

- взаимосвязь частей занятия;

- правильность сочетания основных видов движений в основной части занятия, последовательность физических упражнений;

-соответствие методов и приемов обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, использование подводящих упражнений;

- соответствие дозировки и темпа выполнения упражнений возрасту детей, регулирование физической нагрузки;

- самочувствие детей (заинтересованность в результатах, активность, внимание, взаимоотношения с другими детьми).

4. Каков уровень подготовки воспитателя по физической культуре:

- качество показа физических упражнений;

- правильность объяснений;

- подача команд и распоряжений;

- умение видеть всех детей;

- помощь детям при выполнении упражнений;

- умение предупреждать и исправлять двигательные ошибки;

- обеспечение достаточной нагрузки при выполнении упражнений, владение приемами её регулирования;

-характер ведения занятия, педагогический такт инструктора (воспитателя) по физической культуре.

Наши рекомендации