П. 4.СО присуща единицам всех уровней языка

О чем нужно помнить и какие действия выполнять при определении стилистической окраски

О ЧЕМ ПОМНИТЬ

П. 1. Происхождение и смысл стилистической окраски
Стилистическая окраска (СО) это часть значения языковой единицы, дополнительное по отношению к ее предметно-логическому значению.

СО – компонент семантики (значения) языковой единицы, который формируется за счет ее устойчивого употребления в типических социокультурных и эмоционально-оценочных контекстах и для воплощения говорящим соответствующих типических речевых ролей, характерных для коммуникативной культуры народа – носителя литературного языка.

СО, таким образом, своеобразный«привкус» среды, в которой данное слово (или другая языковая единица) обыкновенно вращается, а также«привкус» некоторой типичной речевой роли, которую оно помогает воплотить. Т.е. за стилистической окраской стоят легко узнаваемые нами среды и соответствующие речевые роли. Например, среда науки и роль ученого, среда профессиональной деятельности и роль профессионала, ситуации, вызывающие отторжение, и роль недовольного …

Источник любой стилистической окраски — традиция избирательного употребления языковых единиц в различных сферах общения для выражения различного отношения говорящего к слушающему и предмету речи.

П. 2.Виды и подвиды СО

Виды типических контекстов и их состав определяют виды и состав конкретных СО (конкретных компонентов СО). Число этих контекстов и, соответственно, число этих окрасок, ограничено. Все виды и разновидности (подвиды) СО отражены в схеме семантической структуры речевых единиц (в области стилистической окраски)см. схему

П. 3. Стилистическая окраска - отражение тенденции употребления
Стилистическая окрашенность языковой единицы далеко не всегда однозначна и однородна. Жизнь слова изменчива – оно исторически меняет среду своего обитания, а значит, изменяется и его стилистическая окраска. Поэтому часто мы имеем дело с переходными случаями, промежуточным положением между разными средами.

П. 4.СО присуща единицам всех уровней языка

СО присуща не только словам, но и устойчивым оборотам, словообразовательным моделям, отдельным морфемам, грамматическим формам, синтаксическим конструкциям, моделям организации текста, а также фонетическим средствам языка.

Т.е. разными по стилистической окраски могут быть – звуковые формы: вообще / ваще; сейчас / щас (ща); словообразовательные морфемы: приставка«пре»в значении очень (премудрый (кн.) / очень мудрый (нейтр.)/ сильно/шибко мудрый– (разг.)); словоизменительные морфемы: окончания – ой (судьбой (нейтр.) – судьбою (разг.)); словообразовательные модели: словосложение, или сложение основ УТОЧНИТЬ (радостно-игривый (кн., худож.), аббревиация (ВДНХ (кн., офиц.-деловое, научн.)); синтаксические конструкции: конструкции с определительным значением (Человек, которого я знаю (нейтр.) // Человек, знаемый мной (кн.);

П. 7. Все единицы языка являются стилистически окрашенными (положительными или нейтрально окрашенными)

Положительной (более-менее явная положительная) окрашенность/маркированность противопоставляется стилистический ноль. Когда мы говорим, единица не имеет стилистической окраски, это не совсем верно – она имеет нулевую окраску, она нейтральна – и этот стилистический нейтралитет мы можем ощущать так же остро, как и стилистическую окрашенность. Если происходят радостные события, а человек рассказывает о них равнодушно – мы замечаем это по отсутствию стилистических окрасок. Как бы никакой – «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». И это значимая безликость может быть стилистически оправданной. Мы можем сознательно подбирать нейтральные средства, создавая стерильно-равнодушную речь.

О чем нужно помнить и какие действия выполнять при определении стилистической окраски

О ЧЕМ ПОМНИТЬ

П. 1. Происхождение и смысл стилистической окраски
Стилистическая окраска (СО) это часть значения языковой единицы, дополнительное по отношению к ее предметно-логическому значению.

СО – компонент семантики (значения) языковой единицы, который формируется за счет ее устойчивого употребления в типических социокультурных и эмоционально-оценочных контекстах и для воплощения говорящим соответствующих типических речевых ролей, характерных для коммуникативной культуры народа – носителя литературного языка.

СО, таким образом, своеобразный«привкус» среды, в которой данное слово (или другая языковая единица) обыкновенно вращается, а также«привкус» некоторой типичной речевой роли, которую оно помогает воплотить. Т.е. за стилистической окраской стоят легко узнаваемые нами среды и соответствующие речевые роли. Например, среда науки и роль ученого, среда профессиональной деятельности и роль профессионала, ситуации, вызывающие отторжение, и роль недовольного …

Источник любой стилистической окраски — традиция избирательного употребления языковых единиц в различных сферах общения для выражения различного отношения говорящего к слушающему и предмету речи.

П. 2.Виды и подвиды СО

Виды типических контекстов и их состав определяют виды и состав конкретных СО (конкретных компонентов СО). Число этих контекстов и, соответственно, число этих окрасок, ограничено. Все виды и разновидности (подвиды) СО отражены в схеме семантической структуры речевых единиц (в области стилистической окраски)см. схему

П. 3. Стилистическая окраска - отражение тенденции употребления
Стилистическая окрашенность языковой единицы далеко не всегда однозначна и однородна. Жизнь слова изменчива – оно исторически меняет среду своего обитания, а значит, изменяется и его стилистическая окраска. Поэтому часто мы имеем дело с переходными случаями, промежуточным положением между разными средами.

П. 4.СО присуща единицам всех уровней языка

СО присуща не только словам, но и устойчивым оборотам, словообразовательным моделям, отдельным морфемам, грамматическим формам, синтаксическим конструкциям, моделям организации текста, а также фонетическим средствам языка.

Т.е. разными по стилистической окраски могут быть – звуковые формы: вообще / ваще; сейчас / щас (ща); словообразовательные морфемы: приставка«пре»в значении очень (премудрый (кн.) / очень мудрый (нейтр.)/ сильно/шибко мудрый– (разг.)); словоизменительные морфемы: окончания – ой (судьбой (нейтр.) – судьбою (разг.)); словообразовательные модели: словосложение, или сложение основ УТОЧНИТЬ (радостно-игривый (кн., худож.), аббревиация (ВДНХ (кн., офиц.-деловое, научн.)); синтаксические конструкции: конструкции с определительным значением (Человек, которого я знаю (нейтр.) // Человек, знаемый мной (кн.);

Наши рекомендации