Занятие 3. Социализация человека в сфере досуга
План
1. Понятия «досуг», «свободное время», «досуговая деятельность», «отдых».
2. Социальная сущность досуга. Роль досуга в жизни человека.
3. Принципы досуговой деятельности.
4. Функции досуговой деятельности.
5. Виды досуговой деятельности.
6. Формы организации досуга.
7. Игра в сфере досуга.
8. Хобби.
9. Организация досуговой деятельности.
Литература
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для вузов по специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм"/ Г. А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс,2006.-236 с.
2. Букин В.П. Предпочтения и возможности молодежи российской провинции в сфере досуга/ В.П. Букин//Социально-гуманитарные знания.-2010. - № 1.-С. 111-120.
3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник/А.Ф.Воловик, В.А.Воловик. - М.: Флинта,1998.-479 с.
4. Гурьева Г. Досуг - сфера духовная/ Галина Гурьева //Библиотека.-2008. - N 11.-C.16-20.
5. Доклад "Организация культурно - досуговой деятельности молодежи"// http://staroehmelevoe.68edu.ru/index.php/metodics/65-pedchtenia/328-2010-05-09-18-19-43.html
6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для вузов по специальности "Социально-культурная деятельность"/ И.Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС,2004.-221 с.
7. Изучение основных форм досуга// http://moyazachetka.ru/kursovye/460-izuchenie-osnovnyx-form-dosuga.html
8. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие/ И.Ю. Исаева.
9. Карелова И.М. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития/ И.М. Карелова//Воспитание школьников.-2011. - № 6.-С. 35-42.
10. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 1999. - 132 с.
11. Колесов И.В. В двух шагах от дома: воспитание подростков средствами массового дворового спорта/ И.В. Колесов//Народное образование.-2010.- № 5.-С. 264-267.
12. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей// http://www.orenipk.ru/rmo2009/dop2009/DOP/4_1_4.htm
13. Понукалина О. Развлечения в контексте современной массовой культуры/ О. Понукалина//Вопросы культурологии.-2010. - № 10.-С. 84-87.
14. Понукалина О.В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи/ О.В. Понукалина //Высшее образование в России.-2009.- № 1.-С. 137-142.
15. Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи/ О. Понукалина //Высшее образование в России.-2007.- № 11.-С. 124-128.
16. Попкова М.М. Организация досуга/ М.М. Попкова //Социальная педагогика.-2010. - № 5.-С. 71-75.
17. Социально-педагогическая характеристика досуговой деятельности учащихся // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=931
18. Шаповалова М.И. Организация досуга детей - важный фактор профилактики их безнадзорности/ М.И. Шаповалова //Работник социальной службы.-2011. - № 6.-С. 52-54.
Занятие 4. Социальное воспитание в детских и юношеских общественных организациях
План
1. Понятия «общественное объединение», «организация», «общественная организация», «детская организация», «детское общественное объединение».
2. Сущность детских общественных организаций.
3. Черты детско-юношеских организаций.
4. Типы детских объединений.
5. Формы детско-юношеских организаций.
6. Основные функции детско-юношеских организаций.
7. Особенности социализации в детско-юношеских организациях.
8. Презентации, рекламирующие какую-либо детскую или юношескую организацию (СПО-ФДО «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», Общероссийская общественная организация Детские и молодежные социальные инициативы «ДИМСИ», Общероссийская детская общественная организация "Малая академия наук "Интеллект будущего", скауты, «Молодая гвардия Единой России», молодежное движение «Наши», молодежное движение «Сталь» и др.) (микрогруппы, задание для СРС №2 по модулю 2).
Литература
1. Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся/ О.А. Копцева //СОЦИС. - 2005 - № 2. - С. 113-120.
2. Куприянов Б. Детские общественные организации: инвариант и вариативность/ Б. Куприянов //Народное образование.-2007. - № 7.-С. 207 - 214.
3. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: инвариант и вариативность// http://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/20/1/4
4. Чепурных Е. Детские общественные организации в новом веке/ Е. Чепурных//Воспитание школьников.-2004. - № 3.-С. 2 - 9.
Литература для подготовки презентаций подбирается студентами самостоятельно.
Занятие 5. Неформальные объединения как фактор социализации
План
1. Понятия «неформальное объединение», «неформальная группа», «субкультура».
2. Типы молодежных субкультур.
3. Молодежные субкультуры в современной России.
4. Атрибутика и символика неформальных объединений.
5. Причины популярности неформальных объединений в подростковой и молодежной среде.
6. Влияние субкультур на социализацию личности.
7. Социально-педагогическая работа с неформальными объединениями и отдельными неформалами.
Литература
1. Баева И.А. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы роста/ И.А. Баева //Народное образование.-2010.- № 2.-С. 248-254.
2. Большакова Е. Ваш ребенок - неформал/ Е. Большакова //Семья и школа.-2009. - № 1.-С. 22-23.
3. Конышева Т.А. Неформальные организации молодежи в фокусе педагогического внимания/ Т.А. Конышева, С.Г. Дехаль //Народное образование.-2010.- № 3.-С. 227-230.
4. Косарецкая С.В. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения/ С.В. Косарецкая, С.Г. Косарецкий, Н.Ю. Синягина. - СПб.: КАРО,2006.-388 с.
5. ЛЕКОМЦЕВА Е.Н. Неформальные объединения молодёжи как социальное явление// http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/35_3/
6. Ломаев С. На свалке субкультур: [о молодежных субкультурах]/ С. Ломаев //Октябрь.-2010. - № 6.-С. 134-141.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2009.-224 с.
8. Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 312 с.
9. Чибисова О. Субкультура: подходы к определению понятия/ О. Чибисова //Вопросы культурологии.-2010. - № 5.-С. 16-20.