Функциональные стили русского языка

Вопросы.

  1. Особенности научного и официально-делового стилей:

- сфера функционирования;

- функции и стилистические особенности текстов;

- жанровые разновидности;

- языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические)

2. Публицистический стиль:

- сфера функционирования;

- функции и стилистические особенности текстов;

- жанровые разновидности;

- языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

3. Художественный стиль. Соотношение понятий литературный язык и язык художественной литературы.

4. Особенности разговорного стиля.

Задание 1. На примере предложенного ниже текста охарактеризуйте функции научного стиля, общестилистические, жанровые, лексические, морфологические и синтаксические особенности.

Задание 2. Преобразуйте фрагмент научной речи в публицистику.

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Термин «Культура речи» употребляется в широком смысле (и тогда имеет место синоним «Культура языка»). В этом случае имеются в виду образцовые тексты письменности, а также потенциальные свойства языковой системы. В узком смысле под Культурой речи понимают конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного – устного и письменного общения.

Задание 3. Подготовьте небольшой научный текст (10 предложений) на тему «Моя будущая специальность», докажите, что это именно научный стиль.

Задание 4. Составьте текст резюме для устройства на работу, обратите внимание на пункты «образование», «опыт работы», «достижения», «интересы», «дополнительная информация о соискателе».

Задание 5. Заполните таблицу, используя материал для справок.

  Научный Официально-деловой Публицис-тический Художествен-ный
1. Сфера общения        
2. Основные цели общения        
3. Способ общения        
4. Основная функция        
5. Типичный вид речи        
6. Основная форма речи        
7. Способ изложения материала        
8. Полнота изложения (смысловая законченность)        
9. Объективность        
10. Точность        
11. Ясность        
12. Экспрессивность        
13. Стандартизированность        


Материал для справок.

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.

3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно-контактный.

4. Функция: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.

5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

6. Форма речи: письменная, устная.

7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.

8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).

Задание 6. Прочитайте текст. Подчеркните языковые средства, характерные для научного стиля. Измените текст так, чтобы он был полностью выдержан а) в разговорном, б) в научном стиле.

– Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка?

– Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду упомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном, несомненно, должны быть надеты.

– Можно посыпать овсянку сахаром?

– Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доза этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специально приспособленном контейнере.

– Папа, я не хочу сегодня в школу. Не каждый же день туда ходить!

– Несколькими исследователями было независимо показано, что недостаток школьного образования может впоследствии отрицательно повлиять на способность индивидуума зарабатывать деньги. Кроме того, другие папы сообщали, что, в частности и в особенности, та школа, которой папа платит деньги, является очень хорошей. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание, является относительная свобода, которой мама пользуется днем в твое отсутствие, в силу чего имеется возможность уделять внимание лишь бэби и себе самой.

– Но зачем туда ходить каждый день?

– Предыдущее высказывание по данному вопросу игнорируется полностью. Создается впечатление, что в этот момент ты не слушала. Доводы настоящего оратора сводятся к следующему: при отсутствии преимуществ в образовании, которые обеспечиваются регулярным посещением нормальной школы, могут наблюдаться пробелы в знаниях, а этот недостаток, в свою очередь, может привести к бедствиям, проистекающим из недостаточности денежных резервов.

– Папа, бэби плачет. Он всегда плачет.

– Да. Многие подчеркивали, что наш бэби выделяется в этом отношении. Твое наблюдение находится в согласии с сообщениями как мамы, так и дяди Билла. Некоторые другие посетителя, однако, которым приходилось изучать это явление на других бэби, оспаривали очевидную уникальность этого аспекта бихевиористической характеристики рассматриваемого бэби как кажущуюся.

– Я люблю дядю Билла. Когда он придет?

– Кажется весьма вероятным, если принять во внимание все имеющиеся отношение к делу факты, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Биллом в течение предстоящего дня. Тогда вопрос, который ты подняла, и будет рассмотрен.

(Физики продолжают шутить /

Сборник переводов. М., 1968)

Литература:

1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 46-58.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания).

3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.

4. Винокур Г.О. Язык литературы и литературный язык // Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1990. – С. 14-287.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993.

6. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – М.: Педагогика-пресс, 1994.

Русский язык и культура речи

Практическое занятие № 7

Наши рекомендации