Глобальная и локальная культуры. Восточный и западный типы культуры. Профессиональная культура

Цели и задачи занятия: понятие типа культуры, типологии; критерии и основания для типологической классификации культуры.

Основные понятия и категории темы: тип,типология, этнос, традиция, народная культура, нация, менталитет, ментальность, элита, массовая культура, локальная культура.

План семинара

1. Основные подходы и принципы типологии культуры. Типология как метод исследования культуры. Понятие типа культуры. Особенности исторической типологии культур.

2. Особенности различных типологий культуры. Восточный и Западный типы культур. Особенность русского типа культуры. Этническая, национальная и народная культуры; элитарная, массовая культуры.Формирование профессиональной культуры.

Вопросы для самостоятельной работы

Группа А

1. Дайте определение типа культуры. Перечислите наиболее распространенные основания (подходы) к типологии культуры. Дайте характеристику способам и формам культуры.

2. Дайте определение этносу, нации. Что такое этническая культура, каковы ее признаки? Сравните этническую и национальную культуру.

3. Дайте определение понятий «менталитет», «ментальность» и «национальный характер». Назовите традиционные национальные черты русского характера, их современную модификацию, социальную и этнотерриториальную дифференциацию.

4. Назовите формы проявления народной культуры. Укажите на особенности народной культуры. Какого человека можно считать представителем народной культуры?

5. Назовите характерные ориентации западного типа культуры.

6. Каковы характерные черты восточной культуры?

Группа В

7. Что такое массы и массовая культура? Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека, определите его характерные черты. Как Х. Ортега-и-Гассет трактует человека массы? Что такое элита и элитарность? Как вы понимаете суть элитарной культуры?

8. Какие стадии развития выдвинул Л. Морган?

9. ХХ век прошел под знаменем профессионализма, какими качествами можно охарактеризовать профессионализм? Дайте определение профессиональной культуры. Культура профессиональной деятельности, кроме профессиональных знаний и навыков, должна включать: ….. Современный профессионал – это не только знаток и любитель своего дела, но это и человек, обладающий еще одним важнейшим качеством. Назовите это качество.

Группа С

10. Как представляли развитие мировой культуры сторонники теории локальных культур? В чем созвучна теория культур-цивилизаций нашего современника С. Хантингтона с общими концепциями локальных культур? Каковы основные положения С. Хантингтона о столкновении цивилизаций?

11. Анализ концепции культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Как Данилевский относился к идее общечеловеческой цивилизации единого направления прогресса?

12. Концепция локальных культур О. Шпенглера. «Закат Европы». Почему Шпенглер считал всемирную историю абстрактным представлением и отрицал понятие человечество?

13. В чем специфика культурологического постижения цивилизаций у А. Тойнби? Что такое вызов в культурологической концепции А. Тойнби? А. Тойнби в работе «Постижение истории» выдвигает концепцию локальных цивилизаций и делит их на три поколения, дайте обоснование этим поколениям.

Литература

2. Белик, А.А. Культурология/А. А. Белик. – М., 1998. – Гл.6.

3. Булгаков, С.Н. Нация и человечество/ С.Н. Булгаков// Избр. соч.: в 2 т. – М., 1992. – Т.2.

4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли/Л.Н. Гумелев. – М., 1990.

5. Гуревич, П.С. Философия культуры/П.С. Гуревич. – М.,1994. – Гл.10.

6. Гуревич, П.С. Культурология/П.С. Гуревич. – М., 2001.

7. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа/Н.Я. Данилевский. – М., 1991.

8. Культура, человек, картина мира. – М., 1987.

9. Культурология/ под ред. Г.В. Драч. – Ростов – н/Д, 1999.

10. Сорокин, П.А. Человек, Цивилизация. Общество/ П.А. Сорокин. – М., 1992.

11. Тойнби, А. Постижение истории/А. Тойнби. – М., 1991.

12. Флиер, А. Культурогенез в истории культуры/А. Флиер //Общественные науки и современность. – 1995. – №3.

13. Шпенглер, О. Закат Европы/О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993.

14. Ясперс, К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс. – М., 1991.

Тема 6. Культура в природном пространстве

6.1. Культура и природа.

6.2. Культура природопользования.

6.3. Культурное вмешательство в природу человека.

Культура и природа

Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции: Демокрит считал культуру «второй натурой».

Один из подходов к проблеме формулируется в противопоставлении природы и культуры, другой подход определяет взаимосвязь природы и культуры (культура не возможна без природы, природа – источник культуры).

Изначально культура понималась как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не «само по себе», а в результате человеческой деятельности. Вместе с тем культура включает в себя и саму деятельность, и ее продукт. Следует заметить, что деятельность (особенно на ранних этапах развития человечества) органично связана с тем, что природа предлагает в своей первозданности человеку. Прямое воздействие природных факторов (ландшафта, климата, наличия или отсутствия энергетических или сырьевых ресурсов и т.п.) может быть четко прослежено по разным направлениям – от орудий труда и технологий до особенностей быта и высших проявлений духовной жизни. Это позволяет говорить, что культурное действительное не что иное, как природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. Вместе с тем культура есть нечто противоположное природе, существующей вечно и развивающейся без участия человека.

Огромное влияние природы на образ жизни человека (его культуру) впервые было выражено теоретически концепцией, так называемого географического детерминизма (Боден Ж., Монтескье Ш.Л., Реклю Ж.Э., Мечников И.И.). Именно среда является определяющим фактором общественного культурного развития, причем влияние природы трактуется и материалистически (условия жизни), и идеологически (формирование психологического склада, менталитета).

Сторонники географического детерминизма исходят также из неизменности среды, ее влияние на человека.

Иную позицию в этом вопросе занимал К. Маркс. Он рассматривал природно-географическую среду как естественное условие, предпосылку общественного культурного развития, но предпосылку, изменяемую активной деятельностью людей. К. Маркс поддерживал идею о разделении природной среды на внешнюю, вовлеченную хозяйственно-экономическую жизнь людей и определяющую их быт, и внутреннюю, представленную биологической сущностью человека как части живой природы. Более того, можно сказать, что культурное есть взаимодействие природного с природным, но преобразованным человеческой деятельностью. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Как человеческое творение, культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа.

Противопоставление природы и культуры не имеет исключительного смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это формирование и творчество. Не было и нет чисто природного человека, есть и будет только «человек культурный», т.е. «человек творящий».

Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу – означает овладеть не только внешней, но и внутренней, т.е. человеческой природой, на что способен только человек. Он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить свой мир, мир культуры как высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой.

Таким образом, культура – это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Он единственное существо, способное к новаторству. Человек – уникальный творец культуры, придающий ей смысл. На начальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненности человека природе, которую он «преодолевал» в труде. С развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, в господство культуры над природой.

Во взаимодействии культуры и природы можно выделить следующие аспекты.

Первый аспект – хозяйственно-практический. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран и народов, культур. Сейчас значение природного фактора для экономического могущества стало косвенным. Все большую роль в судьбе стран, культур играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.

Второй аспект – экологический: «человек не может ждать милости от природы после того, что он с ней сделал». Экологическое равновесие, «чистые» технологии – все это аспекты современного состояния проблемы «культура и природа». Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической культуры.

Третий аспект – медико-гигиенический. Климат, погода оказывают большое влияние на жизнь человека. И неучитывание этих факторов приводит к возникновению многих заболеваний и аномальных состояний у человека. Отсюда – проблемы здорового образ жизни, география болезней и т.д.

Четвертый аспект проблемы – этический. Он тесно связан с формированием экологической культуры, как результата ценностного отношения человека к природе, в котором выражается все понимание связи и зависимости между жизнью и деятельностью человека.

Таким образом, проблема «Культура и природа» это история человечества.

Культура природопользования

Еще один важный аспект соотнесенности природы и культуры – культура природопользования (экологическая культура) людей, включая культуру физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа. Проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов –один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле и норм его социокультурного функционирования – пока не нашел комплексного позитивного решения.

Наши рекомендации