Культурогенез, динамика культуры
В современной культурологии существует несколько периодизаций развития культуры. Данная периодизация связывается с историческими и жизненными этапами развития человека.
Первый период – начинается 150 тыс. лет назад и завершается примерно в 4 тыс. до н.э. Этот период называют периодом младенческого возраста человечества. Вся культура этого периода была магической (магия – это форма отношения человека к окружающему миру, основанном на вере в сверестественное, а также возможности влияния человеком на окружающую его действительность). Складываются первые религиозные культы и ритуалы (фетишизм, тотемизм, анимизм; инициации, брак).
Второй период – хронологические рамки этого периода с 4 тыс. до н.э. –V в. н.э. Этот период называется детством человечества. Культура здесь имеет не только магический, но и мифологический характер (миф – это реальность, представляемая в символах и образах). Особо выделяется в этом периоде культура Древней Греции
Третий период – хронологические рамки этого периода V-XV вв. В целом это культура Средневековья, которую называют периодом отрочества человечества
Четвертый период – хронологические рамки этого периода XV – сер. XVII вв. Его именуют эпохой Возрождения (Ренессанса), он соответствует юношескому возрасту человечества. Христианство переживает внутренний кризис. Главное идейное течение – гуманизм
Пятый период – хронологические рамки: начинается с середины XIX в. Вместе с Новым временем. Культуру этого периода можно считать вполне «взрослой». Вместе с тем это эпоха Абсолютизма, эпоха Просвещения, утверждения капитализма.
Культура не является застывшей структурой, она постоянно изменяется в соответствии с развитием всего общества и общественных отношений. Изменения в культуре могут быть связаны с изменениями социальной структуры, ценностей и норм, с влиянием на культурную сферу политических, экономических и других факторов, а также с внешним влиянием других культур.
Динамика культуры есть процесс ее развития, обновления, где статика – необходимая сторона данного движения, отражающая моменты сохранения и воспроизводства.
Различают линейный и циклический типы социокультурной динамики. Линейная модель развития культуры базируется на общей идее социокультурного процесса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. В рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления (соответствующие основным типам социокультурных изменений): эволюционное и революционное.
Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских философов XVII века, которые, рассматривая историю человечества, впервые выделили понятия «цивилизованности» в противопоставлении «варварству», а также в работах американского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который в развитии общества выделил такие основные стадии, как дикость, варварство и цивилизация. Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперед от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.
Так, анализируя культуру первобытного общества, английский исследователь Эдуард Тейлор (1832-1918) приходит к выводу о том, что развитие каждого общества происходит прямолинейно – от простейших форм к более сложным. Рассматривая факторы, влияющие на процесс развития культуры, другой английский ученый, один из основателей социологии, автор эволюционной концепции развития общества, Герберт Спенсер (1820-1903) выделял в качестве главного фактора социокультурных изменений усложнение социокультурной структуры общества. Французский исследователь Эмиль Дюркгейм (1858-1917) усматривал причину изменений в разделении и специализации труда. Фердинанд Теннис (1855-1936), один из основателей немецкой школы социологии, рассматривал развитие общества как постепенный переход от традиционного типа к современному, который предопределяется изменениями в системе социальных связей и типах регулирования социальных отношений, а именно – переходом от регулирования общественных отношений на основе обычаев и традиций к государственному регулированию с помощью системы правовых норм.
К эволюционной теории культуры относят и концепции индустриального и постиндустриального общества. Американский экономист и социолог У.Ростоу (1916) в середине 60-х гг. XX века, исходя из изменений в характере производства и потребления, выделил в развитии общества традиционную и индустриальную стадии. В 1973 году американский политолог и социолог Д.Белл (1919) выдвинул концепцию постиндустриального общества, согласно которой человечество проходит в своем развитии три стадии – доиндустриальную (или аграрную), индустриальную и постиндустриальную, каждой из которых соответствует определенный тип производства и уровень развития технологий – сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. К эволюционному направлению в научных концепциях развития культуры можно отнести и религиозный эволюционизм Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955).
Революционная концепция социокультурных преобразований связана прежде всего с марксизмом. Согласно концепции немецкого ученого Карла Маркса (1818-1883), общество в своем развитии обязательно проходит пять стадий: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Каждая из этих стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой решающую роль играют экономические отношения. Переход от одной формации к другой происходит путем социальной революции.
В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития – от возникновения до упадка. Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1740). По мнению ученого, каждое общество в своем развитии проходит цикл, включающий три периода: детство (безгосударственный период, в котором ведущая роль принадлежит вождям и жрецам); юность (период, для которого характерно формирование государства и подчинение героям); зрелость (период, в котором отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своих обязанностей, с характерной формой правления: монархия или демократическая республика);
По мнению Дж. Вико, достигнув высшей степени развития, общество снова опускается к низшему.
Концепция циклического развития получила дальнейшее развитие в работах Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975). Так, Освальд Шпенглер, выделяя восемь равноценных по «зрелости» культур, отмечал, что каждая из них уникальна, они существуют, оставаясь непроницаемыми друг для друга. Любая культура существует 1000 лет, после чего вырождается, превращаясь в цивилизацию – «бездушный интеллект», или «массовое общество» (Ф. Ницше). Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, немецкий экономист и социолог Альфред Вебер (1868-1958) также рассматривает мировую историю как ряд всемирно-исторических культур, каждая из которых имеет три фазы развития: молодость, зрелость, упадок. Но, в отличие от О. Шпенглера, А. Вебер рассматривает культуру и цивилизацию не как две фазы развития культурно-исторических целостностей (культура – развитие общества, цивилизация – его упадок), а как два аспекта каждой из них – духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический. Английский историк и экономист А. Тойнби выделяет следующие стадии развития: возникновение, рост, надлом, распад и гибель. Механизм социокультурного развития, с точки зрения А.Тойнби, является «и вызовом, и ответом», когда внешние или внутренние факторы неблагоприятны к культурной системе, а ее будущее зависит от способности им противостоять.