Понятие, структура и функции культуры
Определение объекта и предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры, имеющего многосмысловой характер и использующийся как в бытовом его значении, так и в научном контексте.
Существует множество определений культуры, которое объясняется как многогранностью самого феномена культуры, так и в широком употреблении данного термина в конкретных дисциплинах. Самим словом «культура» (от лат.cultura – возделывание, выращивание, уход) первоначально обозначали земледельческую работу. В переносном смысле культура – это улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных способностей человека; термин «культура» использовался как синоним греческого термина «пайдейя» (воспитание в соответствии с традициями этоса). Культура в это время осознается как своего рода воспитанность, дающая возможность отличить цивилизованный (от лат.civilis – относящегося к гражданину) народ от варваров. Считалось, что «культурность» предусматривает гражданские добродетели и политическую зрелость, способность занимать любой государственный пост в сочетании с постоянным стремлением к космической гармонии и творческой утонченности.
Таким образом, культуру стали понимать как «человечность», т.е. то, что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала мерой, отличавшей римлянина от варвара, цивилизованного человека от дикаря, естественное от неестественного (искусственного).
Классический постулат о категорическом разделении культуры и цивилизации просуществовал до середины XX века, когда благодаря работам американских антропологов А.Крёбера и К.Клакхона, а также французкого ученого Ф.Броделя, цивилизация вновь стала определяться сквозь призму культуры как «собранию культурных характеристик и феноменов».
Таким образом, в современной культурологии в наиболее общем виде культура определяется как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также система исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений.
Специфика культуры состоит в том, что она свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком, как он ощущает и осознает себя таковым. Иначе говоря, культура является качественной характеристикой развития человека и общества.
Бытие культуры выступает единым процессом, который условно можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально-преобразующей деятельности. Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные руками человека – артефакты.
Артефакт (от лат. arte –искусственный и factus – созданный) –это продукт человеческой деятельности, искусственно созданная вещь, предмет, а также идеи, средства и способы деятельности. Для артефактов характерно то, что они созданы человеком и представляют определенную ценность для социальной группы или общества.
Материальная культура, таким образом, характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура – это и культура труда, и охрана окружающей среды (экологическая культура), и культура топоса (место жительства), и культура отношения к собственному телу (физическая культура).
Духовная культура выступает сложным образованием, включающим в себя знания, нормы, правила, модели поведения, ценности, обычаи, ритуалы, символы, мифы, языки. Она также является результатом деятельности людей, но творением не рук, а ума, объединяя в себе все области духовной сферы (искусство, философию, науку, религию, и пр.).
Таким образом, культура – это не простая совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов, существующих независимо от человека. Любой артефакт, помимо объективной определенности (присущей любому природному явлению), обладает и субъективным значением (несет определенную смысловую нагрузку).
Культура, таким образом, представляет собой мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.
Следует отметить, что особое место в структуре культуры занимают такие образования, как ценности культуры и универсалии культуры.
Ценности культуры – это система жизненно важных для человека, социальной группы или общества предметов, целей, идей, суждений, характеризующая отношение к определенному явлению и процессу. Ценностью является не сам по себе объект, а его способность удовлетворять человеческие потребности. Ценностью могут быть как материальные вещи, так и духовные явления (знания, представления, идеи и пр.). На основе культурных ценностей осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности.
Универсалии культуры – это такие элементы (нормы, правила, традиции, свойства), которые характерны для каждой культуры. Присуще всем культурам, независимо от географического места, исторического времени, социального устройства общества.
В современной научной литературе можно выделить следующие основные подходы к определению понятия «культура»:
· нормативный (культура представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения);
· функциональный (культура рассматривается как устойчивая система ценностей, убеждений, установок, соответствующая потребностям общества);
· аксиологический (совокупность материальных и духовных ценностей в культуре; их иерархия и взаимообусловленность);
· антропологический (т.к. культура присуща исключительно человеку, то может быть рассмотрена как способ деятельности, мир вещей, искусственно созданных человеком);
· семиотический (культура может быть описана как система знаков, используемых для управления поведением, передачи информации, социальной интеграции).
Анализ сущности культуры, ее места и роли в обществе позволяет выделить ее основные функции.
Прежде всего, следует выделить адаптационную функцию культуры, которая дает возможность каждому индивидууму приспосабливаться к существующим в обществе ценностям и формам поведения.
Следующей по значимости является познавательная функция культуры, сущность которой заключается в возможности получения человеком знаний, необходимых для понимания социальных явлений.
Аксиологическая функция дает возможность выработать ценностные ориентации, скорректировать поведение и идентифицировать себя в обществе.
Большое значение имеют информационная и коммуникативная функции культуры, заключающиеся в выработке, сохранении и передаче информации, обмене культурными ценностями.
Содержание нормативной функции культуры составляет выработка и распространение определенных норм поведения, которые общество навязывает человеку и в соответствии с которыми, формируется образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, модели поведения.
Следует отметить и гуманистическую функцию культуры. Именно ее имел в виду Мартин Хайдеггер, характеризуя культуру как реализацию высших ценностей путем культивирования человеческого достоинства.
Функция социализации заключается в приобщении человека к определенной системе знаний, норм, ценностей, существующих в обществе.
Особое место принадлежит воспитательной функции: культура не только приспосабливает человека к определенной природной и социальной среде. Она еще выступает универсальным фактором саморазвития человечества. Каждого конкретного индивида или социальную группу правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества, сформированный в беспрерывном процессе развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей, постановки перед собой и достижений определенных жизненных целей, программ.
Мировоззренческая функция культуры заключается в том, что она обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении (с помощью целой системы факторов – познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных и пр.)
Культура и цивилизация
Совокупность всех феноменов культуры и существующих культурных форм в культурологии получила название культурного пространства. В качестве элементов культурного пространства можно рассматривать такие культурные формы, как религия, искусство, философия, моральную, правовую, политическую культуру (как нормы и модели поведения, регулирующие общественные отношения), целые культурные миры – национальные, региональные культурные общности, цивилизации, а также разнообразные совокупности культурных феноменов – субкультуру, контркультуру, элитарную и массовую культуры, сельскую и городскую (отражающие культуру отдельных социальных групп).
Рассматривая культурное пространство в масштабе всего человечества, можно выделить национальные культуры, региональные культуры, цивилизации.
«Цивилизация» как культурологическая категория наиболее часто определяется следующими способами: как форма существования существ, наделенных разумом; как степень развития материальной и духовной культуры; как относительно самостоятельное иерархически выстроенное социально-историческое образование, локализованное в пространстве и во времени.
Понятие «цивилизация» впервые было использовано для выделения исторического периода, пришедшего на смену первобытному обществу.
Культура и цивилизационное бытие человека не разделялось в античности, где культура рассматривалась, скорее, как некий космический мировой порядок, а не результат творения человеческих рук.
Христианство, создав новую картину мира, трактовало человеческое бытие как следование заветам Бога-творца, букве и духу Святого писания. Соответственно, в это время культура и цивилизация в сознании людей также не разделялись.
Такое разграничение обозначилось в эпоху Возрождения, когда в культуре стал проявляться личностный потенциал человека, а цивилизация стала связываться с историческим процессом развития общества.
В эпоху Просвещения личностное и общественно-гражданское устройство жизни накладывалось друг на друга, поэтому культура и процесс цивилизационного развития совпадали.
Сам термин «цивилизация» был впервые использован французскими просветителями только в XVII веке.
Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в XVIII-XIX вв. Социально-исторические корни этого понятия лежат в положении Германии того периода. Она состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национально-политического самосознания, хотя ощущение единства национальной культуры было ярко выражено.
Противопоставление культуры и цивилизации стало возможным в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.
Таким образом, в научной мысли наиболее часто термин «цивилизация» использовался для определения эпохи, которой предшествовали дикость и варварство.
Разграничивая понятия культуры и цивилизации, можно отметить следующие черты: культура является внутренним достоянием человека, раскрывает меру его духовного богатства (цивилизация же представляет собой внешний по отношению к человеку мир); культура тесно связана с расовой и национальной идентичностью социальных групп (в цивилизации же преобладают общечеловеческие глобальные ценности); культура предусматривает наличие в ней религии, без которой невозможна духовность – движущая сила культуры (цивилизация безрелигиозна).