Теория и практика массовой коммникации
Приложение 2.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Утверждаю:
Руководитель ООП:
_________________
«__»_________20__г.
Рабочая программа дисциплины (или модуля) (с аннотацией)
Теория и практика массовой коммникации
Направление подготовки 42.03.02. Журналистика
Профиль подготовки
Периодические издания и мультимедийная журналистика
Для студентов 2 курса
Форма обучения
Очная
Квалификация –
Бакалавр
Составитель:
д.ф.н., профессор А.Б. Бушев
Тверь, 2016
I. Аннотация
1. Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
Теория и практика массовой коммуникации
1. Цель и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины является изучение истории появления и становления рекламы и связей с общественностью до нынешнего ее состояния, систематизация опыта и открытие основных школ рекламы и СО, освоение эмпирического материала, служащего базой для использования в дальнейшей профессиональной коммуникации.
Курс «Теория и практика массовой коммуникации» ставит своими задачами ознакомление бакалавров с теорией массовой коммуникации и ее практикой – основными видами массовой коммуникации: журналистикой, ее видами и моделями; рекламой, ее моделями; связями с общественностью, их задачами и моделями; массовой политической коммуникацией; массовой коммуникацией в Интернете; массовой устной коммуникацией; массовой коммуникацией кино и экранной мультимедийной массовой коммуникацией. Ставится задача охарактеризовать все эти виды массовой коммуникации, подчеркнув их общность и различия, определить их место в системе массовой информации и коммуникации.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дляуспешного освоения дисциплины «Теория и практика массовой коммуникации» в качестве уровня начальной подготовкиобучающийся должен освоить такие дисциплины как «Социология», «Основы рекламы и связей с общественностью в СМИ», « Введениев специальность», « Система СМИ» , иметь представление об основных направлениях в развитии средств массовой информации, знать основы риторики, уметь связно высказываться в устной и письменной форме по любому вопросу.
Данная учебная дисциплина входит связана курсами «Социология массовых коммуникаций», «Психология массовых коммуникаций» а также, дисциплинами тертьего модуля программы
4. Объем дисциплины:3 зачетных единицы, ___108 академических часов, в том числе контактная работа: лекции -18 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа 54 час.
5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ОПК-12: способностью понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы | знать виды, средства и формы коммуникации в рыночной среде, основы социологии и психологии, этические основы рекламы и связей с общественностью; уметь выполнять аналитические и организационные работы при подготовке коммуникационных программ; самостоятельно обоснованно высказываться относительно возможного развития событий; владеть традиционными и современными технологиями профессиональной деятельности, навыками работы с журналистскими текстами на родном языке. |
6. Форма промежуточной аттестациизачет.
7. Язык преподавания русский.
II. Содержание дисциплины (или модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | |
Лекции | Практи-ческие работы | |||
Определения информации и коммуникации. Коммуникация и медиа. СМИ и СМК. | ||||
Первые исследования коммуникаций и появление первых объектов исследования | ||||
Основные подходы: лингвистика, социология, политическая экономия, философия коммуникации | ||||
Эмпирико-функционалистская группа теорий изучения коммуникации | ||||
Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры | ||||
Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции | ||||
Микросоциологические подходы к изучению коммуникации | ||||
Теории информационного общества | ||||
Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники | ||||
Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация | ||||
Политическая экономия коммуникаций | ||||
ИТОГО |
III. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
темы рефератов, вопросы к зачету, методические указания для проведения практических занятий, вопросы по курсу для самостоятельной работы, примеры тестовых заданий по промежуточной аттестации.
Программа курса
Тема 1: Определения информации и коммуникации. Коммуникация и медиа. СМИ и СМК.
Теоретические представления об информации и коммуникации. Математическое представление об информации. Гуманитарное представление об информации. Науки об информации и науки о коммуникации: сходства и различия. Информация как абстрактное содержание коммуникации. Информация и ее носители. Профессии информации и профессии коммуникации. Понятие медиа как коммуникационного посредника. Основные компоненты медиа. Медиа и СМИ: сходства и различия. Медиа в западной традиции и СМИ в российской/советской традициях. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации: сходства и различия. Пропагандистские подходы к изучению СМИ: советская школа.
Тема 2: Первые исследования коммуникаций и появление первых объектов исследования
Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях. Исследования коммуникатора. Общество, институты, СМИ, инноваторы, индивиды как коммуникаторы. Изучение содержания коммуникации: материалы СМИ, культура, литература, речевые акты и эннонсация, инновация как «содержание» в процессе коммуникации. Исследование канала коммуникации: каналы коммуникации как экономическая сфера, традиционные способы коммуникации и их влияние на содержание, социальные системы трансляции информации. Изучение аудитории коммуникации: массовая аудитория, индивиды, социальные группы. Эффекты массовой коммуникации и их изучение: реакция индивида на сообщения, «концепция использования СМИ», активный потребитель коммуникации. Ранние исследования процессов обмена. Трудовые и экономические отношения как процесс обмена. Концепции сетевого обмена и исторического развития. Массовая психология и психология толпы. Эмпирические исследования общества. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации. Первые исследования массовых коммуникаций.
Тема 3: Основные подходы: лингвистика, социология, политическая экономия, философия коммуникации.
Классификация основных теорий с точки зрения инструментария. Лингвистика как изучение материалов коммуникаций и социальных структур коммуникаций. Структурализм. Социология коммуникации как эмпирическое исследование объектов, каналов и аудитории. Виды социологии коммуникаций и ее периодизация. Социология трудовых отношений и коммуникация. Математические подходы к исследованию информации как технический взгляд на проблему коммуникации. Философия коммуникации как первый этап обозначения политико-экономической коммуникационной парадигмы. Политическая экономия коммуникаций. Особенности советской политэкономии СМИ.
Тема 4: Эмпирико-функционалистская группа теорий изучения коммуникации.
Математическая теория информации в исследованиях систем связи. Линейные и бихевиористские модели, их роль в теориях пропаганды. Биологические науки и их роль в формировании коммуникационных моделей. Циклическая модель Шрамма. Основные факторы возникновения группы теорий. Эволюция коммуникационных моделей. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды. Функциональная социология Раскол американской социологии на два лагеря: лагерь структурной социологии действия и лагерь «операционной социологии». Парадигма «пропагандистской силы» и парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа. Нейтральная социология и индустриальная социология. Гарвардская школа и Колумбийская школа. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения». Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы. Теория двухступенчатого потока информации. Работы Карла Хоуланда и функции медиа. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения»: переломный этап в социологии эффектов. Работы по «использованию медиа». Теория «повестки дня» и «спирали тишины». Теории четвертой власти.
Тема 5: Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры.
Философские составляющие «критической теории». «Критическая теория» как оппозиция американскому эмпиризму. Неомарксизм и переоценка учения Маркса. Возникновение Франкфуртской школы. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».
Тема 6: Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции.
Фердинанд де Соссюр и рождение структурной лингвистики. Две концепции знака в структурной лингвистике. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации. Французская школа массовых коммуникаций. Теории символического насилия в неомарксистской перспективе. Мишель Фуко и структурная теория власти.
Тема 7: Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.
Тема 8: Теории информационного общества
Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.
Тема 9. Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники
Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.
«Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.
Тема 10: Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.
Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.
Тема 11: Политическая экономия коммуникаций
Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.
Тематика и планы лекций и сопутствующей им самостоятельной работы
Вопросы лекции 1
1. Коммуникативные исследования. Виды коммуникации. Российская коммуникативная ассоциация.
2. Массовая коммуникация и массовая культура.
3. Информационное пространство. Медиапространство.
4. Социальные функции массовой коммуникации. Основные проблемы массовой коммуникации – ее функции, институты, особенности каналов, закономерности развития, эффекты и технологии воздействия на массовое сознание и поведение.
5. Четыре доктрины развития массовой коммуникации Абрахама Моля.
6.Определение массовой коммуникации Б. А. Грушина.
7. Масс-медиа как социальный институт. Социальные функции медиакультуры (информативная, коммуникативная, нормативная, релаксационная, креативная, интеграционная, посредническая)
Ключевые термины, понятия, концепции: теория коммуникации, социология массовой коммуникации, информационное пространство, медиапространство, виды МК, типология СМИ, масс-культура, средства массовой коммуникации, информационная индустрия, интернет-дискурс, блогосфера, Торонтская , Гарвардская, Чикагская школа, Анненбергская школа, функции массовой коммуникации, доктрины массовой коммуникации
Ключевые авторы: М. Маклюэн, Ф. Уэбстер, Д. Белл, М. Кастельс, Г. Шиллер, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр. З. Бауман, Н. Луман, Р. Барт, М. Фуко, К. Ясперс, Ж. Бодрийяр, О. Шпенглер, К. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Беньямин, Х. Ортега-и Гассет, П. Сорокин, Разлогов К. Э., Флиер А. Я., М. Шишкина, Бореев В. Ю., Ионин Л. Г., Каган М. С., Московичи С., Почепцов Г. Г., Б. А. Грушин, У. Шрам, М. М. Назаров, Л. Н. Федотова, А. И. Черных
Вопросы лекции 2
1. Печатный станок, фотография, телеграф, радио, телевидение, компьютерная сеть как средства технического прогресса.
2. Гарольд Лассуэл, Уолтер Липман и Пол Лазарсфельд. Анализ массовой коммуникации.
3. Контент-анализ, анализ институционно-организационных форм медиа и их персонала и принципов, которыми руководствуются журналисты, анализ эффектов на аудиторию, анализ общественного мнения.
4. Медиаметрия.
5. Глобализация информации, новые экономические реалии, сращивание информационного бизнеса с финансово-промышленным капиталом, концентрация и монополизация, специализация и дифференциация – новые тенденции развития журналистики
6. Проблематика социологии МК. Знакомство с работами Л. Н. Федотовой, Б. А. Грушина, Ю. А. Левады, Б. В. Дубина, Л. Г. Гудкова, И. Д. Фомичевой, А. И. Черных, М. М. Назарова, Т. Г. Адамьянц.
7. Международное и национальное законодательство по вопросам медиакультуры.
Ключевые слова и концепты:анализ содержания (контент-анализ), медиаметрия, лидеры общественного мнения., спираль молчания, глобализация, общественное мнение, рейтинг, пиплметр, аудиметр, шкалирование
Ключевые имена:В. А.Ядов, Г. Лассуэл, Б. А. Грушин, Л. Н. Федотова, М. М. Назаров, А. Я. Черных, Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Г. Иннис, М. Маклюэн, П. Бурдье, Засурский И. И., Засурский Я. Н., Землянова Л. М., Луман Н., Мельник Г. С., Почепцов Г. Г., Э. Ноэль-Нойман, И. Д. Фомичева
Самостоятельная работа № 1.. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Вопросы
1. Виды коммуникации. Основания классификации - по формам, видам, уровням, средствам.
2. Массовая коммуникация как особый вид дискурса, ее признаки. Дистантность, ретиальность, индивидуально-коллективный субъект, массовый рассосредоточенный адресат, технический канал распространения.
3. Массовая информация. Функции массовой коммуникации (для индивида - информационная, личностной идентификации, интеграции социального общения, рекреационная, развлекательная, для общества – информационная, социальной связи, обеспечение преемственности, рекреационно- развлекательная, мобилизации).
4. Пресса как публичный институт.
5. Элементы социальной и ментальной структуры общества, которые воздействуют на медийное производство.
6. Трихотомия культуры – высокая, традиционная и массовая. Признаки, свойства массовой культуры. Лики массовой культуры - кинематограф, мода, дизайн, поп-музыка, блогосфера , массовый туризм и культура повседневности, компьютерная субкультура, реклама, фотография. Специфика воздействия СМК на личность.
Литература
Литвинова Е. Н.Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2010, № 1. С. 195-199.
Медведева Е. В.Теория и практика изучения разновидностей массовой коммуникации// Вестник МГУ, сер 19 лингвистика и межкультурная коммуникация, 2009 , № 3, с. 66- 76.
А.В. Соколов. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
М. М. Назаров. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2010.
Кроме указанных работ, можно рекомендовать работы Л. Н. Федотовой, А. И. Черных, Г. Г. Почепцова.
А. А. Киселев. Теория и практика СМИ.М., 2008.
Ионин Л. Г. Социология культуры. Путь в новое тысячелетие. М., 2000.
Костина А. В. Массовая культура. М., 2010.
Шапинская Е. Н. Очерки популярной культуры. М.,Ю 2008.
Ученова В. В. Реклама и массовая культура. М. 2008.
Crossing the divide : Dialogue among civilizations / A. Kamal Aboulmagd, Lourdes Arizpe, Hanan Ashrawi a. o. - New Jersey : Seton Hall university, 2001. - 252 p. - Ind.: p.247-252. - ISBN 0-971061-0-2 : 69.00.
Киричек П. Н. Духовная культура и массовая информация: феномен сиамских близнецов?// Вопросы культурологии, 2010. № 1. С. 16-21.
Горохова А. В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе//Вопросы философии. 2009.№ 12. C.43-55.
Воропай Т. С. Между глобализацией и масс-культурой// Философские науки, 2009. C. 11-31.
Barry, Brian. Culture and equality : an egalitarian critique of multiculturalism / Barry, Brian ; Brian Barry. - Cambridge : Polity, 2006. - XI, 399 p. - Ind.: p. 372-399. - ISBN 0-7456-2228-3 : 926.31.
Stark, Rodney. Sociology / Stark, Rodney ; Ed. S. Beauparlant. - 5-th ed. - Belmont (California) : Wadsworth Publ. Co., 1994. - XXП, 691 p. : ill. - Bibliogr.: p.647-662. - Ind. p.: 667-691. - ISBN 0-534-20502-X : 15000.00.
Сетевое сообщество «Российская культурология». Адрес в Интернете:
Медиаскоп.www.mediasope.ru
Медиаальманах. www.journ.msu.ru
Медиатренды. www.journ.msu.ru
Живое слово. Портал для журналистов. Zhivoeslovo.ru
Библиотека сайта для журналистов EVARTIST
Библиотека портала www.journ-port.ru
Поиск в Интернете:
Mass communication, media and communication; media research; theories of mass communication; social theory of media; media society; discourse, cultural studies, mass culture, pop art, kitsch, classical commercials, branding, hypertextб effective print media measurement, measuring media audiences, media communication research
Дополнительные проекты
1. А. А. Зиновьев о масс-медиа.
2. Л. Альтюссер: идеология и масс-медиа.
3. Понимание массовой коммуникации в рамках Франкфуртской школы
4. Медиариторика (теория Анненковой И. В.)
5. Сайт-центра медиафилософии: структура, проблематика, контент.
6. М. Маклюэн о «горячих» и «холодных» медиа.
7. Социодинамическая теория массовой коммуникации А. Молля.
8. Н. Луман о масс-медиа как самореферентной социальной системе.
9. Понимание массовой коммуникации теоретиками постмодерна.
10. Энди Уорхол и массовая культура.
11. Китч, его характеристики и примеры.
12. Философия фотографии.
13. Примеры масс-медийного дискурса, связанного с глобальной масс-культурой.
14. Медиаметрические исследования в современной России.
15. Качественное социологическое исследование телеаудитории.
Ключевые термины, понятия, концепции: теория коммуникации, социология массовой коммуникации, информационное пространство, медиапространство, виды МК, типология СМИ, масскультура, средства массовой коммуникации, информационная индустрия, интернет-дискурс, блогосфера анализ содержания (контент-анализ), медиаметрия, лидеры общественного мнения., спираль молчания, глобализация, общественное мнение
Ключевые авторы: Маклюэн, Ф. Уэбстер, Д. Белл, М. Кастельс, Г. Шиллер, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр. З. Бауман, Н. Луман, Р. барт, М. Фуко, К. Ясперс, Ж. Бодрийяр, О. Шпенглер, К. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Беньямин, Х. Ортега-и Гассет, П. Сорокин,, Разлогов К. Э., Флиер А. Я., М. Шишкина, Бореев В. Ю., Ионин Л. Г., Каган М. С., Московичи С., Почепцов Г. Г., Б. А. ГрушинЯдов, Лассуэл, Грушин, Федотова, Назаров, Черных, Парсонс, Лазарсфельд, Мертон, Иннис, Маклюэн, П. Бурдье, Засурский И. И., Засурский Я. Н., Землянова Л. М., Луман Н., Мельник Г. С., Почепцов Г. Г. Э. Ноэль-Нойман, И. Д. Фомичева
Лекция 3. МЕДИА
Вопросы лекции 3
1. Многообразие мира медиа: комиксы, книгоиздание, реклама, агентства новостей, PR и журналистика, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, поп-музыка, технология.
2. критерии массовой информации и журналистики.
3. Журналы и стиль жизни.
4. Значимы ли различия между информационными агентствами и электронными СМИ на сегодняшний день? Какова роль агентств новостей в процессах глобализации? Появление агентств как условия для появления объективности в журналистке. Функции агентств - информационная, инновационная, культурная, координационная, интеграционная. Специализация информационных агентств.
5. Прецизионная журналистика, концептуализм (новый документализм), исследовательская и расследовательская журналистика, потребительская журналистика. Техническая трансформация продукта.
Ключевые термины, понятия: концепции:комиксы, книгоиздание, реклама, агентства новостей, пиар, журналистика, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, поп-музыка, технология, прецизионная журналистика, концептуализм (новый документализм), исследовательская и расследовательская журналистика, потребительская журналистика
Ключевые имена:М. Кастельс , М. Маклюэн, Е. Масуда, В. И. Сапунов, Т. Вульф, А. А. Тертычный, А. Константинов
Лекция 4. ИНТЕРНЕТ-СМИ
Вопросы лекции 4
1. Конвергентные СМИ. Интернет-СМИ.
2. Компьютеризация, дигитализация, интерактивность, мультимедийность, трансграничность и глобальность, коммерциализация, нарастание эффективности коммуникативных процессов, концентрация и монополизация СМИ, включение СМИ в систему корпораций, дифференциация и специализация СМИ, зависимость журнальной практики от внедрения новых технологических достижений.
3. Контент, производимый аудиторией.
4. Интернет-реклама и ее виды. Особенности Интернет- рекламы : интерактивность, активность пользователей, регистрируемость, двухуровневое воздействие и возможности фокусировок. Основные формы представления рекламной информации в Интернете: баннеры. Rich-media баннеры, тестовые и текстово-графические блоки, всплывающие окна, рекламные вставки и минисайты. В качестве типов рекламных площадок выступают электронные СМИ, порталы, бесплатные почтовые серверы, тематические сайты, торговые системы, поисковые каталоги и системы, баннерные сети, почтовые рассылки и т.д.
5. Медиабизнес. Кластер производства содержания и кластер распространения содержания.
6. Кризис традиционной журналистики. СМИ среди видов социальной коммуникации в Интернете.
7. Виды сайтов (электронные версии СМИ, сайты документации научных и т.п. учреждений, сайты коммерческих компаний, сайты энтузиастов Интернет, откроенное неквалифицированные и намеренно или непреднамеренно недостоверные сайты).
Ключевые термины, понятия, концепции:личностно-цифровое неравенство, веб-версии, он-лайн счетчики, интернет-опросы, опросы в офлайне, радио в Интернете, подкастинг, видеоблоги, звуковой и текстовой архивы с рассылкой RSS, версии для мобильного телефона, мультимедийный портал, интернет-ТВ, пиринговые сети, интернет-вещатели, сайты-коллекторы контента, конвергентная редакция, мультимедийная статья, «перевернутая пирамида», интерактивность, голосование, формы для отправки пользовательского контента, блоги, гиперссылки, группировка мультимедийных элементов
Ключевые авторы:М. М.Лукина, А. А. Калмыков, Л.А. Коханова, М. Г. Делягин , Л. М. Землянова, Е. Л. Вартанова, А. Е. Войскунский , К. Э. Разлогов
Самостоятельная работа №2.. КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИА
Вопросы
1. Приведите примеры СМИ, присутствующих в Интернете , в радиоэфире, на ТВ и в печатном виде. Оцените структуру сайта СМИ ( сайты «Комсомольской правды», «Эха Москвы», «Известий», «Завтра», «Коммерсанта», «Новой газеты», «Литературной газеты», «МК» «Русского репортера», «Би-би-си», «Си-эн- эн»).
2. Анализ рекламы на радио. Как радио компенсирует то состояние что является невизуальным СМИ?
3. Чем станции, транслирующие классическую музыку отличаются от станций поп-музыки (кроме контента). Какой тип слушателя стоит за работой станции?
4. Модели телевидения в Европе и США.
5. Приведите примеры высокоспециализированных каналов.
6. Оцените контент на основных телеканалах России. Телекритика в России (С. Муратов, А. Вартанов, И. Петровская, Ю. Богомолов, С. Тарощина, А. Бородина, А. Мельман, В. Кичин, А. Качкаева и др.)
7. Чем же все-таки является блогосфера - виртуальным аналогом межличностных бесед, трибуной для публичных выступлений или новым каналом распространения информации.
Литература
Дженни Маккеу.Все о журналах. М., 2008.
Джон Мориш.Журнал: как создать успешное издание. М,. 2008
Джил Денис.Отбор и оценка рукописей. М., 2008.
PODстанция в Интернете.Подкасты студентов-журналистов.
Телевизионный музей в Интернете:tv.museum.ru
Портал онлайновой журналистики: www.onlinejournalism.com
А. Черных. Мир современных медиа. М., 2007.
Андрей Подшибякин. По живому 1999-2009: Livejournsl в России. М., 2010.
Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества. // Информационное общество. 1999. Вып. 1. (URL: http://NetHistoryRu/biblio/l043171700.html.
Ершова Т.В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века. // Вестник РФФИ. — 1999. — № 3. (URL: http://www.rfbr.ru/dcfault.asp?doc_id=5210).
Сюнтюренко О. В. Информационное общество и информатизация науки. // Вестник РФФИ — 1999. — № 3. (URL: http://www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=5198).
— Интернет. История Интернета (URL: http://connect.rin.ru/cgi-bin/print. pl?id=2&s=internet);
— "официальная" версия истории возникновения Интернета (URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/voznik-interneta-of.html);
— "неофициальная" версия истории возникновения Интернета (URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/voznik-interneta-neof.html).
Ресурс "Медиаспрут"
Вейлер К., Маурер Р. И. Сетевые СМИ — другая журналистика? (URL: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/online/webjour.shtml)
Ресурс "Acta Diurna"
Блоггинг, журналистика и достоверность информации // Материалы конференции Гарвардского университета, 21—22.01.2005. (URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/bogging.html).
Раздел "Дилетантизм и профессионализм в интернете (плюсы и минусы web 2.0.)"
Ресурс"Acta Diurna"
Кин Э. Дилетантская Америка. Как современный интернет убивает нашу культуру // Chicago Sun-limes, 03.06.2007. Перевод. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin_chic.html.
Кин Э. Web 2.0 как напоминание о Марксе // Weekly Standard, 15.02.2006. Перевод, URL: http://psujoum.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin_web2.html.
Вайнбергер Д. Лучшее достижение Эндрю Кина // The Huffington Post, 16.08.2008. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin_wein.html.
Шерки К. Что мы скажем по поводу "Культа любителя"? // Corante, Many-to-Many Weblog, 24.05.2007. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/kin shir.html.
Барышев Е. В. Современные возможности политического Интернета// Вестник РГГУ, серия политология 2012, № 1, С. 201- 208.
Поиск в Интернете:
Дополнительные проекты
1. Майкл Блумберг и его информационная империя.
2. История агентства Рейтер.
3. Службы агентства Ассошиэтид Пресс.
4. Особенности мультимедийной статьи.
5. Как писать для Рейтерс? (реферат одноименной книги).
6. Интерактивность медиа.
7. Портфель мультимедийного журналиста.
Ключевые термины, понятия, концепции:комиксы, книгоиздание, реклама, агентства новостей, пиар, журналистика, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, поп-музыка, технология; личностно-цифровое неравенство, веб-версии, он-лайн счетчики, интернет-опросы, опросы в офлайне, радио в Интернете, подкастинг, видеоблоги, звуковой и текстовой архивы с рассылкой RSS, версии для мобильного телефона, мультимедийный портал, интернет-ТВ, пиринговые сети, интернет-вещатели, сайты-коллекторы контента, конвергентная редакция, мультимедийная статья, перевернутая пирамида, интерактивность, голосование, формы для отправки пользовательского контента, блоги, гипрессылки, группировка мультимедийных элементов
Ключевые авторы:М. Кастельс , М. Маклюэн, Е. Масуда.Сапунов В. И., М. М.Лукина, Калмыков, Коханова, М. Г. Делягин , Л. М. Землянова, Е. Л. Вартанова, Войскунский ,К. Э. Разлогов
Вопросы лекции 5
1. Теоретики информационного общества – Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, П. Друкер, Р. Шиллер и другие.
2. Социальные функции массовой информации (функция политического контроля, опосредованного духовного контроля, культурная функция, информационная, познавательно-культурологическая, развлекательная, мобилизационная, рациональная, иррациональная- давление манипулирование, реклама, пропаганда, социально- психотерапевтическая, средства в руках элит, социальной связи, преемственности, идентификации, аффилиации, управления, социально-экономическая).
3. Типология эффектов массовой коммуникации ( индивидуальный ответ, капания и коллективная реакция в СМИ, распространение инноваций, распределение информации и знаний, социализация, социальный контроль, представление социальной реальности, институциональные изменения, влияние на результаты событий, культурные изменения).
4. Концепция повестки дня, спирали молчания, информационного дефицита.
5. Элвин Тоффлер о нашей эпохе: интерактивность, мобильность, обратимость, возможность взаимосвязи, повсеместность, глобализм. Приоритет новой власти – власти информации.
Ключевые термины, понятия, концепции:информационное общество, цифровое неравенство, медиа и демократия, медиа и гражданское общество, медиатехнологии и гражданское общество постсовременности
Ключевые имена:Ф. Уэбстер, Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Маклюэн, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, М. Кастельс, Л. Землянова, В. Иноземцев, Е. Вартанова, Ф. Уэбстер, Д. Белл, Р. Райх, М. Кастельс, Г. Шиллер, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр, З. Бауман, Н. Луман, М. Фуко, Ф. Джеймисон, У. Липпман
Лекция 6. МЕДИАЭКОНОМИКА
Вопросы лекции 6
1. Аудитория как товар СМИ. Коммодификация аудитории
2. Культурная (идеологическая) сверхприбыль.
3. Н. Хомский и политической экономии масс-медиа. Модель пропаганды и ее параметры.
4. Медиарынки и их виды. Бизнес и формирование медиарынка. Собственность СМИ.
5. Общественное ТВ, нерекламные газеты, бесплатные газеты.
6. Рыночные характеристики печатной прессы.
7. Рыночные характеристики вещательных станций.
8. Медиапланирование.
Ключевые термины, понятия, концепции:сдвоенный рынок товаров и услуг СМИ, коммодификация аудитории, прибыль, медиарынок, реклама, общественное ТВ, нерекламные газеты, бесплатная газета, рыночная характеристика СМИ, медиапланирование
Ключевые имена:Н. Хомский, Е. Вартанова, С. Гуревич, В. Евстафьев, В. Бузин,
Самостоятельная работа № 3. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И МЕДИАЭКОНОМИКА
Вопросы
1. Отдельные ученые о глобализации.
2. Теория коммуникации в современной философии (К. О. Аппель, Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Мак-Люэн, Э. Кассирере, Л. Витгенщтейн.К. Леви-Строс, Р. барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Э. Гидденс, М. Кастельс).
3. Гуманитарная миссия современной коммуникативистики (Л. М. Землянова).
4. Современные труды в области общественной мысли и глобалистики ( на выбор - по книге В. Иноземцев «Книгочей» . Эта книга обзор рецензий на популярную обществоведческую классику последних лет, опубликованных на страницах «Свободной мысли»: Бенджамин Барбер, Зигмунт Бауман, Збигнев Бжезинский, Джагдиш Бхагвати, Питер Дракер, Фарид Закария, Майкл Игнатьев, Мануэль Кастельс, Анатоль Ливен, Скотт Лэш, Джозеф Най, Элан Рагман, Освальдо де Риверо, Джеффри Сакс, Заудин Сардар, Мэрил Дэвис, Джордж Сорос, Эрнандо де Сото, Джозеф Стиглиц, Дайнеш Д’Суза, Лестер Туроу, Майкл Уолцер, Найэлл Фергюсон, Фрэнсис Фукуяма, Самюэль Хантингтон, Дэвид Харви, Роберт Харви, Майкл Хардт, Антонио Негри, Натан Щаранский, Рон Дермер. Иноземцев – издатель Лари Зидентопа, Генри Киссинджера, Уилла Хаттона, Иммануила Валерстайна, Сейлы Бенхабиб, Амитаи Этциони и др.)
5. Проблематика медиаэкономики.
Литература
Шаповалов В. Ф.Коммуникация как глобальная проблема современного мира// Философия и общество , 2010, № 4.
Л. М. Землянова . Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. М.: МГУ. 2010
Патрисия Форсайт. Маркетинг в книгоиздании. М., 2008.
Ф. Уэбстер. Теория информационного общества.
А. В. Назарчук. Теория коммуникации в современной философии
Работы Е. Л. Вартановой, С. М. Гуревича.
Н. Кириллова. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М., 2008.
Интернет-СМИ. Теория и практика. Под ред. М. М. Лукиной. М., 2010.
Л. А. Коханова, А. А. Калмыков. Интернет-СМИ.
Медиа. Зарубежный учебника ред.А. Бриггс. М.2005.
В. Иноземцев. Книгочей. М., 2008.
Польрэ Б. Двусмысленности когнитивного капитализма// Логос 2007 № 4. С. 70-113.
Горц А. Знание, стоимость и капитал// Логос, 2007, № 4. C. 5-53.
Федерация Интернет-образования России:
www.fio.ru
Человек и информационное общество
www.phis.org.ru
Поиск в Интернете:
Дополнительные проекты
1. Медиаэ<