Тема 11. иран в эпоху cасанидов (iii-iv вв.).
План
- Приход к власти династии Сасанидов.
- Социально-политическая обстановка в Иране при первых Сасанидах.
- Зороастризм как государственная религия сасанидского Ирана.
- Религиозные движения в Иране в III-V вв. и их роль в социально-политической жизни Ирана.
- Внешняя политика Сасанидов:
а) борьба сасанидского Ирана с Римом;
б) Иран и Византия, как две мировые державы эпохи средневековья. Великий шелковый путь и борьба за господство на нем. Отношения Ирана и Византии с кочевыми народами Евразии (авары, тюрки, хазары и др.):
в) борьба Сасанидов с эфталитами.
- Завоевание Ирана арабами.
Источники
1. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история.
Литература
1. Васильев Л.С. История Востока в 2-х частях (любое издание).
- Гумилев Л.Н. Древние тюрки (любое издание).
- Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи.
- Чекалова А.А. Византия между державами Сасанидов и варварскими племенами Запада в IV-первой половине VII вв.//Византия между Западом и Востоком. – СПб., 1999.
- Даркевич В.П. Византия и Восток // С.А. 1991 №3.стр.69.
- Очерки истории СССР. Т.II. Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX вв.(под ред. Б.А.Рыбакова). – М.,1958.
- Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар.- Л.,1936.
- Плетнева С.А. Хазары. – М.,1986.
- Византия между Западом и Востоком. – СПб., 1999.
- Кузнецов В.С., Йездигерд III. //Вопросы истории 2001 №6.
- Проблема возникновения зороастризма в Ср.Азии //ВДИ 1989. №2. с.170-177.
- Абаев В.И.Два зороастризма в Иране (Иран Восточный – Иран Западный. Два лица одной культуры) //ВДИ 1990. № 4.С.198-207.
- Баимов Р.Н. Зороастризм и зооастрийская литература //Ядкар. 2001 №3,4.
- Курбанов Г. Зооастрийские культы и обряды // Азия и Африка сегодня. 2000 №6. С.50-56.
- Ньаш Г. Ларс и Салетан в сасанидской религиозной политике //ВДИ. 1993. №4.
Методические рекомендации.
Приступая к изучению темы студенту необходимо обратить внимание на этнополитическую ситуацию на территории Передней Азии, объединенной, номинально под властью парфянской династии Аршакидов.
Новое объединение Ирана началось из Парс, расположенной на юго-западе Ирана. В чем особенность вновь образовавшегося государства? Назовите территории, вошедшие в его состав. Что представляло собой в этническом и культурном отношении население Ирана? Как изменилась ситуация с момента объединения разрозненных территорий и племен Ирана под властью новой династии? Охарактеризуйте внешнеполитическое положение сасанидского Ирана при первых правителях. Как складывались отношения с Римской империей?
В чем суть зороастрийского учения? Какую роль Зороастризм сыграл в укреплении государства, и как отразился на общественной и политической системе? Обратите внимание на общественный и политический строй сасанидского Ирана. Во главе государства стоял шаханшах, который принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престолонаследие не имело ещё строгих законов, поэтому шах стремился назначить своего наследника при жизни, но и это не спасло от больших затруднений при наследовании.. Знать и жрецы всячески пытались сместить с престола царей. Особенно большая роль в решении подобных вопросов отводилась мобедан мобеду, то есть верховному жрецу. Его положение и его власть соперничали с властью шаха, поэтому наиболее сильные и энергичные цари старались ослабить положение жречества и власть мобедов. Наиболее высокое положение в государстве занимали шахрдары — самостоятельные правители областей, цари, находившиеся в подчинении у Сасанидов. Правители провинции с V в. назывались марзпанами. Четыре великих марзпана носили титул шаха.Следующий ранг после шахрдаров занимали виспухры. Это были семь древнейших иранских родов с наследственными правами, имевшие большой вес в государстве. Самые важные военные и государственные должности были наследственны в этих родах.
К знати, имевшей обширную земельную собственность, из которой вербовались высшие чины административного и военного управления, принадлежали вузурги (визурги). Источники упоминают о них, как о «знатных», «великих», «именитых», «больших». Они, несомненно, играли значительную роль в управлении государством.наиболее многочисленной группой были средние и мелкие землевладельцы — азаты, то есть «свободные». Азаты были военнобязанными, составляя в военное время ядро сасанидской армии, её прославленную конницу.