Принципы и методы организации патронатного воспитания-

3.1. Принципы отбора патронатных семей

i Патронатиое воспитание предоставляет уникальную возмож­ность для семьи принять в своем доме ребенка, которому необхо­димо находиться в семейной обстановке.^

Патронатное воспитание может быть предоставлено любому ре­бенку от рождения до восемнадцати лет или возраста окончания средней школы, которому необходимо пожить отдельно от своей родной семьи. Кандидаты должны удовлетворять таким требова­ниям, как способность к налаживанию близких отношений, необ­ходимых для проживания в семейной обстановке и способность к сотрудничеству с членами патронатной семьи. Решение о передаче ребенка в патронатную семью основано только на необходимости и не связано с расой, этнической принадлежностью, религиозными и политическими взглядами пли экономическим статусом ребенка. В патронатную семью не могут быть помешены дети, которые:

— нуждаются в помещении в психиатрическую клинику;

— неуправляемы в поведении;

~ представляют угрозу для себя и окружающих;

— нуждаются в круглосуточном уходе сиделки, специальных ме­
дицинских процедурах, поддерживающих жизнеобеспечение;

— зависимы от психоактивных веществ.

\ Выбор патронатной семьи. Основной фактор, определяющий выбор патронатной семьи. — потребности ребенка. На основании информации о ребенке выбирается семья, которая в наибольшей степени соответствует его потребностям. Соответствие семьи ре­бенку определяется на основе следующих соображений:

— по возможности селить вместе детей из одной семьи или, если
это не представляется возможным, обеспечивать их взаимоотноше­
ния за счет посещений друг друга и совместных занятий;

— по возможности поместить ребенка в патронатную семью, жи­
вущую в пределах досягаемости от его биологических родителей,
если они не лишены родительских прав:

— направлять ребенка в патронатную семью, в наибольшей сте­
пени соответствующую его потребностям;

— не селить в семье двух детей, требующих терапевтического

* Материал главы разработан совместно с М. Дугласом и Е. В. Селениной.



ухода, если пат ропат нал семья имеет двух своих несовершеннолет­них детей, за исключением случаев, когда для этого имеются другие основания, например помещение братьев и сестер.

Принципы отбора кандидатов для патропатпых семей. Пер­вичный отбор кандидатов осуществляется по телефону и через со­беседование. Для рассмотрения в качестве кандидата семья должна отвечать следующим требованиям:

— быть заинтересованной в работе с детьми, которых отбирает
агентство;

— быть заинтересованной в обеспечении временного ухода за
детьми такого типа;

— если патронатная семья включает обоих родителей, то они
должны состоять в законном браке или проживать совместно не
менее трех лет:

— кандидаты должны быть не моложе двадцати трех лет;

— кандидаты должны иметь высшее или среднее профессио­
нальное образование;

- • кандидаты должны с пониманием относиться к религиозным воззрениям детей и быть готовыми принять участие в их религи­озной деятельности.

Если кандидат удовлетворяет перечисленным требованиям, ему предлагают для ознакомления информационный пакет, который со­держит следующую информацию:

— Форму запроса с перечислением необходимых пунктов;

— Копию «Принципов функционирования программы патронат-
ногп воспитания».

Список необходимых документов: справка о тестировании на ту­беркулез, справка о вакцинации домашних животных, акт провер­ки пожарной и санитарной инспекциями, поэтажный план дома, справка о том, состоит ли кандидат на учете в правоохранитель­ных органах. Другие документы могут быть затребованы в процес­се рассмотрения запроса: свидетельство о рождении, свидетельство о браке, военный билет и т. д.

Процесс рассмотрения заявления. После заполнения и представ­ления заявления в детский дом на патронатное воспитание начина­ется процесс его рассмотрения.

Потенциальная патронатная семья должна выразить желание пройти курс специальной подготовки патропатпых семей. В про­цессе прохождения курса, а также посещения семьи и собеседова­ний с ее членами происходит оценка соответствия семьи требовани­ям патронатного воспитания. Обучающие материалы патронатного воспитания способствуют установлению понимания между семьей

и агентством. Курс обучения предусматривает игровое обучение и обсуждение реальных ситуаций, возникающих в жизни патронат-ной семьи. Кандидаты имеют возможность выразить свое мнение и ощущения по обсуждаемым проблемам. Семьям предлагается оце­нить своп возможности и потребности в поддержке при работе по следующим направлениям:

— защита и воспитание детей:

— содействие ребенку в его развитии, проявление внимания к
замедлению развития;

— поддерживание отношений ребенка с его семьей;

— установление с детьми прочных взаимоотношений, которые
должны оставаться такими на протяжении всей жи;ши;

— работа во взаимодействии с другими участниками патронат­
ного воспитания. Для утверждения в качестве патронатной семьи и
сам кандидат и детский дом должны убедиться в том, что кандидат
соответствует указанным требованиям.

Его соответствие также устанавливается в процессе подготови­тельных занятий, которые, как и общение с другими кандидата­ми, помогают правильно ориентировать кандидата и оценить его возможности. В процессе занятий представитель агентства также имеет возможность установить, соответствуют ли кандидаты сле­дующим качествам.

Ответственность и эмоциональная уравновешенность личности с хорошим характером и репутацией. (Представитель детского до­ма оценивает эти качества но жизненным достижениям кандидата, отношениям с окружающими и рекомендательной информации. Ес­ли кандидат когда-либо был заподозрен в проявлении насилия или пренебрежительного отношения к детям, совершал правонаруше­ния или в настоящее время привлечен к уголовной ответственности, его заявление не будет рассматриваться.)

Физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справ­ляться с уходом за ребенком. (Представитель детского дома оце­нивает эти качества по состоянию здоровья на настоящий момент времени, результатам тестирования на туберкулез, распорядку и образу жизни кандидата.)

Способность к формированию и сохранению нормальных взаи­моотношений с окружающими. (Эти качества оцениваются на ос­новании информации об отношениях с супругом, детьми, другими родственниками, а также с друзьями и знакомыми.)

Коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов. (Эти качества оцениваются по поведению кандидата во время под­готовительных занятий.) От кандидатов может быть получена до-

полнительная информация относительно методов, которые они ис­пользуют для разрешения конфликтов, а также об их представле­нии, восприятии и опыте, связанных с воспитательным процессом, ощущениях, полученных в детстве, взаимоотношениях с родителя­ми, включая случаи насилия или пренебрежения, и способах раз­решения этой проблемы.

Обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы нести дополнительные расходы по содержанию еще одного ребенка в семье. Патронатная семья должна существовать на собственные доходы, не полагаясь на выплаты по Программе патропатного вос­питания или на помощь от государства. (Представитель детского дома определяет финансовые возможности кандидата, рассматри­вая предоставленную информацию о доходах и обсуждая с канди­датами предстоящие расходы, связанные с помещением ребенка в семью.)

Критерии отбора патронатных родителей не должны быть фор­мальными, за исключением наличия инфекционных заболевании и судимостей, гак как сколько детей, столько и различных ситуаций, для каждого ребенка требуется своя, подходящая только ему семья. Например, девочка-под росте к, пострадавшая от сексуального наси­лия, не может быть помещена в семью, где есть мужчина, нужна одинокая женщина. В некоторых случаях требуются пожилые жен­щины, способные играть роль бабушек.

3.2. Принципы передачи и приема детей на воспитание

Заявление о передаче ребенка на патропатное воспитание осу­ществляется родителями или полномочным опекуном в отношении тех детей, которые могут успешно существовать в семейном или по­добном семейному окружении,- Ребенок должен быть готов к уста­новлению близких отношений, необходимых для совместного про­живания с другой семьей.

Программа патронатного воспитания предусматривает переда­чу детей как в плановом порядке, так и а случае экстренной необхо­димости.. Экстренная передача детей необходима, если (а) ребенок находится в опасности или (б) брошен родителями при отсутствии иных способов предоставления ему жилья и обеспечения необходи­мого надзора. Во всех других случаях предусмотрен процесс плано­вой передачи, который включает в себя оценку условий, в которые будет помещен ребенок, и разработку плана помощи и воспитания в соответствии с временными рамками, удовлетворяющими мини­мальным требованиям.

Кроме случаев экстренной передачи детей, ребенка передают на воспитание только после заполнения родителями или полномочным опекуном заявления о передаче ребенка и предоставления необхо­димой документации, в том числе выписки о медицинском обследо­вании, справки о прививках, свидетельства о рождении, выписки из школы с указанием оценок, копии решения суда об установле­нии опекунства и копии психиатрического, медико-педагогического и психологического обследования (при наличии такового).

. Письменное заключение психиатра или психолога необходимо для передачи на воспитание детей, требующих специального ухода. Заключение должно быть составлено не болей чем за шесть меся­цев до помещения ребенка в семью и должно содержать сведения о диагнозе и прогнозе течения заболевания.

Подготовка родителей патронагтюй службой (детским до­мом). После утверждения кандидатов в статусе патронатных роди­телей представитель агентства начинает работать вместе с семьей над созданием плана подготовки. Время, необходимое для подго­товки, варьирует В зависимости от нужд патронатных родителей и опекаемого ребенка.

Помещение детей в семью. Перед началом процесса помещения детей Б семью необходимо, чтобы родители или опекун-распоряди­тель подготовили к этому ребенка- Информация, сообщаемая ре­бенку, должна быть точной и правдивой. Ребенок должен понять, почему его необходимо изолировать от родителей, где будут на­ходиться последние и как долго нужно будет жить раздельно, как часто они будут видеться, какие события должны произойти, перед тем как их семья воссоединится, а в случае временного помещения в паи ропатную семью —когда его судьба будет определена оконча­тельно.

Сотрудник службы помогает в подготовке ребенка к помеще­нию в семью, предоставляя ему сведения о патронатных родителях, а также о принципах и методах осуществления его воспитания, В случае, если помещение производится в экстренном порядке, необ­ходимо, по крайней мере, одно предварительное посещение семьи. Предпочтительно, чтобы таких посещений было как минимум два. Первое общение должно состояться на нейтральной территории,

!

где ребенок и патронагные родители смогут познакомиться. Вто­рой раз следует встретиться в доме, где ребенок будет жить, во время этого посещения он сможет получить информацию о семьи и семейном распорядке.

Индивидуальный план помощи. Для обеспечения помощи в па-тронатном воспитании детей составляется индивидуальный план

помощи или план работы с каждым ребенком, который включает в себя следующие разлельт:

физическое здоровье и развитие:

— семейные отношения;

— образование;

— социальное развитие:

— эмоциональное, психологическое и духовное развитие:
- поведение:

— навыки самостоятельной жизни для детей соответствующею
возраста;

- развлечения.

Финансовое нозлащенис -натронатиым родителям. Патропач-ные родите:!и получают финансовое возмещение для удовлетворе­ния н\жд ребенка, взятого на воспитание; это возмещение не можеч рассматриваться как дополнительный источник дохода патронат-ных родителей.

Патронатная семья будет получать сумму в рублях, эквивалент­ную 100 долларам США для одного ребенка и сумму, эквивалент­ную 5(1 долларам на каждого следующего ребенка? помещенного в семью. Выплаты прекращаются, если ребенка забирают из иатро-натной семьи.

Изъятие ребенка из патропатной f.c.\ibu. Патропатное воспи­тание предусматривает развитие у детей чувства собственного до­стоинства и повышение самооценки. Одной из основных целей при воспитании детей более старшего возраста является развитие навы­ков к самостоятельной взрослой жизни. Таким образом, взаимодей­ствие е детьми осуществляется по множеству направлений, чтобы добиться успешной подготовки к жизни. К сожалению, имеет место и изъятие детей из патропатной семьи, которое может произойти в случаях, когда:

-- ребенок становится опасным для себя и для окружающих;

— ребенок нуждается в лечении от наркотической зависимости:

— ребенку необходим уровень ухода и воспитания, выходящий
за рамки возможностей патропатной семьи:

— ребенок совершил побег из натронатной семьи.

Служба поддержки семьи. Сотрудник, работающий с ребенком, отвечает за планирование и использование плана поддержки ре­бенка и семьи, соответственно текущие контакты между- ребенком. натропатными родителями и сотрудником имеют обязательный ха­рактер. Если возникает необходимость в дополнительных контак­тах с целью разрешения возникающих проблем, оказания поддерж­ки и т.д., о них можно договориться но телефону.

Частота посещений и телефонных контактов определяете:! по­требностями ребенка. Расписание посещений определяется согла­шением, которое заключается при помещении ребенка в патронат -ную семью.

Связь с пред ста в и re л ем детского дома осуществляется кругло­суточно в будние и выходные дни для сообщения об экстренных си­туациях. Номер телефона дежурного и контактные телефоны пред­ставляет патропатпым родителям директор детского дома.

с Контроль со стороны детского дома осуществляется еженедель­но. Патронатпая семья должна соответствовать всем принятым на настоящий период нормам для иатронатных семей. Копия ре­гиональных стандартов предоставляется родителям для изучения в подготовительный период. Согласно нормам патронатпая семья должна обеспечивать сотрудников детского дома информацией обо всех серьезных происшествиях и сведениями медицинского харак­тера. Кроме запланированных визитов предусмотрены п посещения без предварительного уведомления патропатных родителей. Патро-натные родители обязаны обеспечивать ребенку постоянный уход в соответствии с нормами. Программа патронатпого воспитания под­держивает создание нормальных условий для ребенка в семье, церк­ви, школе. Дети, которым доступен широкий спектр возможностей, будут более подготовлены с точки зрения здоровья, способностей. ответственности к взрослой жизни.

Контакт с семьями. Контакты с семьей поощряются за исклю­чением тех случаев, когда родители лишены прав на ребенка или же контакты противопоказаны. Сотрудник агентства координиру­ет посещения родителей и их контакты с детьми. План посещений рассматривается сотрудником ежемесячно. Патронатные родите­ли доставляют ребенка к месту встречи с родителями и обратно. Исключения из этого правила согласует и утверждает сотрудник агентства.

Контакты, по телефону и переписка. Детям разрешается посы­лать и получать сообщения (включая и электронную почту) в лю­бое время, за исключением тех случаев, когда воспитательный план содержит ограничения, согласованные с ребенком, родителями и представителем агентства. Дети также имеют доступ к телефон­ным разговорам с родителями. Семья ребенка в большей степени. чем агентство или иатропатные родители, берет на себя расходы за междугородние переговоры.

Контакт с братьями, и сестралш. Если дети из одной семьи не могут быть помещены в одну патронатную семью, агентство пред­ложит возможности для осуществления регулярных контактов и

телефонных разговоров между детьми. Такие факторы, как рас­стояние, расходы и имеющиеся противопоказания, предполагают разработку специального плана для каждой семьи. Разработанная стратегия должна быть отмечена в индивидуальном плане помощи ребенку и его воспитательном плане.

3.3. Образование и медицинская помощьв патронатной семье

I Дети из патронатных семей посещают школу. Они пользуются теми же правами и привилегиями, что и другие ученики, а именно могут участвовать во всех школьных мероприятиях, подавать за­явки на занятия в группах профессионального обучения, факуль­тативных программах и т. д. Они могут пользоваться всеми видами специальных образовательных программ, в том числе проходить тестирование, обследование. Патронатные родители должны кон­тактировать со школьными учителями для контроля процесса обу­чения детей и их специфических; нужд, определенных воспитатель­ным планом.

Патронатные родители участвуют во всех мероприятиях, свя­занных с обучением детей (прием и отчисление, родительские со­брания и т. д.). Программа патропатпого воспитания и патронатныс родители действуют в соответствии с принципами и методами ра­боты районного отдела школьного образования. Сотрудник агент­ства обеспечивает связь со школой для поддержания эффективных рабочих отношений, решения возникающих проблем, связанных с обучением.

Отношение к религии. При приеме ребенка в семью необходимо учитывать, чтобы религиозные взгляды семьи были совместимы с нуждами и интересами ребенка, духовное развитие и получение знаний о Боге существенны для воспитания любого ребенка. Детей следует поощрять к участию в жизни церкви.

Медицинская и стоматологическая помощь. К моменту поме­щения ребенка в патронатную семью его родители или опекун должны представить заявление с просьбой о предоставлении ре­бенку медицинской и стоматологической помощи. Условия оплаты медицинской помощи излагаются в письменном разрешении на по­мещение в патронатную семью и подписываются родителями или опекуном.

Если ребенка помещают в патронатную семью из детского дома, требуется заявление директора данного детского дома с просьбой о предоставлении воспитаннику медицинской помощи. Патронат-

ные родители могут прибегать к услугам своего семейного врача, если ребенок уже не находится под наблюдением другого педиат­ра. Необходимо также согласовать выбор педиатра и дантиста с инспектором Программы, отвечающим за данного ребенка. Часто­та визитов к врачу и медицинских осмотров зависит от состояния здоровья ребенка и определяется врачом, который должен соста­вить соответствующее заявление.

Результаты медицинских осмотров, назначения и рекоменда­ции врача, необходимость и частота последующих осмотров долж­ны фиксироваться в личном деле ребенка. Патронатные родители должны информировать сотрудников агентства о состоянии здо­ровья ребенка. За исключением экстренных случаев, необходимо представить в агентство перечень предписаний врача до того, как они начнут выполняться. Обязательно следует просить врача доку­ментировать назначенное лечение и частоту последующих осмот­ров. Копии счетов за лечение должны быть отданы в агентство, которое либо произведет оплату, либо обеспечит компенсацию за оплату счетов патронатпым родителям.

Хранение и использование лекарственных препаратов.

— Патронатные родители должны обеспечивать ребенка всеми
необходимыми лекарствами в случае, если он не участвует в про­
грамме льготного обеспечения лекарствами.

— Все препараты должны приниматься в соответствии с ин­
струкцией на этикетке.

— Каждый выписанный врачом препарат должен храниться в
собственной упаковке, имеющей этикетку с именем ребенка, датой
назначения, правилами приема и именем врача.

— Все лекарственные препараты должны храниться в недоступ­
ном для детей месте или в запертых шкафах, ящиках и т. п.

— Лекарство нужно выбросить, если истек срок его хранения
или ребенок покидает патронатную семью.

— Лекарства, подлежащие хранению в холодильнике, должны
хранится отдельно от продуктов питания, в специально предназна­
ченном для них отделении.

— Препараты можно давать ребенку только по указанию врача.
В личном деле ребенка должны быть отмечены наименование, доза
каждого препарата, а также имя врача, прописавшего лекарство.

— Эффективность препаратов, влияющих на поведение и психи­
ку, а также необходимость их последующего приема должны оцени­
ваться лечащим врачом как минимум раз в три месяца. Если прием
препарата оказывает неблагоприятное действие или врач находит
это необходимым, оценка должна проводиться чаще. Ни при ка-

ких условиях вышеуказанные препараты не должны использовать­ся для моделирования адекватного поведения ребенка, даже если другие методы не дают желаемого результата.

Наши рекомендации