Принципы и методы организации патронатного воспитания-
3.1. Принципы отбора патронатных семей
i Патронатиое воспитание предоставляет уникальную возможность для семьи принять в своем доме ребенка, которому необходимо находиться в семейной обстановке.^
Патронатное воспитание может быть предоставлено любому ребенку от рождения до восемнадцати лет или возраста окончания средней школы, которому необходимо пожить отдельно от своей родной семьи. Кандидаты должны удовлетворять таким требованиям, как способность к налаживанию близких отношений, необходимых для проживания в семейной обстановке и способность к сотрудничеству с членами патронатной семьи. Решение о передаче ребенка в патронатную семью основано только на необходимости и не связано с расой, этнической принадлежностью, религиозными и политическими взглядами пли экономическим статусом ребенка. В патронатную семью не могут быть помешены дети, которые:
— нуждаются в помещении в психиатрическую клинику;
— неуправляемы в поведении;
~ представляют угрозу для себя и окружающих;
— нуждаются в круглосуточном уходе сиделки, специальных ме
дицинских процедурах, поддерживающих жизнеобеспечение;
— зависимы от психоактивных веществ.
\ Выбор патронатной семьи. Основной фактор, определяющий выбор патронатной семьи. — потребности ребенка. На основании информации о ребенке выбирается семья, которая в наибольшей степени соответствует его потребностям. Соответствие семьи ребенку определяется на основе следующих соображений:
— по возможности селить вместе детей из одной семьи или, если
это не представляется возможным, обеспечивать их взаимоотноше
ния за счет посещений друг друга и совместных занятий;
— по возможности поместить ребенка в патронатную семью, жи
вущую в пределах досягаемости от его биологических родителей,
если они не лишены родительских прав:
— направлять ребенка в патронатную семью, в наибольшей сте
пени соответствующую его потребностям;
— не селить в семье двух детей, требующих терапевтического
* Материал главы разработан совместно с М. Дугласом и Е. В. Селениной.
ухода, если пат ропат нал семья имеет двух своих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, когда для этого имеются другие основания, например помещение братьев и сестер.
Принципы отбора кандидатов для патропатпых семей. Первичный отбор кандидатов осуществляется по телефону и через собеседование. Для рассмотрения в качестве кандидата семья должна отвечать следующим требованиям:
— быть заинтересованной в работе с детьми, которых отбирает
агентство;
— быть заинтересованной в обеспечении временного ухода за
детьми такого типа;
— если патронатная семья включает обоих родителей, то они
должны состоять в законном браке или проживать совместно не
менее трех лет:
— кандидаты должны быть не моложе двадцати трех лет;
— кандидаты должны иметь высшее или среднее профессио
нальное образование;
- • кандидаты должны с пониманием относиться к религиозным воззрениям детей и быть готовыми принять участие в их религиозной деятельности.
Если кандидат удовлетворяет перечисленным требованиям, ему предлагают для ознакомления информационный пакет, который содержит следующую информацию:
— Форму запроса с перечислением необходимых пунктов;
— Копию «Принципов функционирования программы патронат-
ногп воспитания».
Список необходимых документов: справка о тестировании на туберкулез, справка о вакцинации домашних животных, акт проверки пожарной и санитарной инспекциями, поэтажный план дома, справка о том, состоит ли кандидат на учете в правоохранительных органах. Другие документы могут быть затребованы в процессе рассмотрения запроса: свидетельство о рождении, свидетельство о браке, военный билет и т. д.
Процесс рассмотрения заявления. После заполнения и представления заявления в детский дом на патронатное воспитание начинается процесс его рассмотрения.
Потенциальная патронатная семья должна выразить желание пройти курс специальной подготовки патропатпых семей. В процессе прохождения курса, а также посещения семьи и собеседований с ее членами происходит оценка соответствия семьи требованиям патронатного воспитания. Обучающие материалы патронатного воспитания способствуют установлению понимания между семьей
и агентством. Курс обучения предусматривает игровое обучение и обсуждение реальных ситуаций, возникающих в жизни патронат-ной семьи. Кандидаты имеют возможность выразить свое мнение и ощущения по обсуждаемым проблемам. Семьям предлагается оценить своп возможности и потребности в поддержке при работе по следующим направлениям:
— защита и воспитание детей:
— содействие ребенку в его развитии, проявление внимания к
замедлению развития;
— поддерживание отношений ребенка с его семьей;
— установление с детьми прочных взаимоотношений, которые
должны оставаться такими на протяжении всей жи;ши;
— работа во взаимодействии с другими участниками патронат
ного воспитания. Для утверждения в качестве патронатной семьи и
сам кандидат и детский дом должны убедиться в том, что кандидат
соответствует указанным требованиям.
Его соответствие также устанавливается в процессе подготовительных занятий, которые, как и общение с другими кандидатами, помогают правильно ориентировать кандидата и оценить его возможности. В процессе занятий представитель агентства также имеет возможность установить, соответствуют ли кандидаты следующим качествам.
Ответственность и эмоциональная уравновешенность личности с хорошим характером и репутацией. (Представитель детского дома оценивает эти качества но жизненным достижениям кандидата, отношениям с окружающими и рекомендательной информации. Если кандидат когда-либо был заподозрен в проявлении насилия или пренебрежительного отношения к детям, совершал правонарушения или в настоящее время привлечен к уголовной ответственности, его заявление не будет рассматриваться.)
Физическое здоровье и достаточная энергичность, чтобы справляться с уходом за ребенком. (Представитель детского дома оценивает эти качества по состоянию здоровья на настоящий момент времени, результатам тестирования на туберкулез, распорядку и образу жизни кандидата.)
Способность к формированию и сохранению нормальных взаимоотношений с окружающими. (Эти качества оцениваются на основании информации об отношениях с супругом, детьми, другими родственниками, а также с друзьями и знакомыми.)
Коммуникабельность, способность к разрешению конфликтов. (Эти качества оцениваются по поведению кандидата во время подготовительных занятий.) От кандидатов может быть получена до-
полнительная информация относительно методов, которые они используют для разрешения конфликтов, а также об их представлении, восприятии и опыте, связанных с воспитательным процессом, ощущениях, полученных в детстве, взаимоотношениях с родителями, включая случаи насилия или пренебрежения, и способах разрешения этой проблемы.
Обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы нести дополнительные расходы по содержанию еще одного ребенка в семье. Патронатная семья должна существовать на собственные доходы, не полагаясь на выплаты по Программе патропатного воспитания или на помощь от государства. (Представитель детского дома определяет финансовые возможности кандидата, рассматривая предоставленную информацию о доходах и обсуждая с кандидатами предстоящие расходы, связанные с помещением ребенка в семью.)
Критерии отбора патронатных родителей не должны быть формальными, за исключением наличия инфекционных заболевании и судимостей, гак как сколько детей, столько и различных ситуаций, для каждого ребенка требуется своя, подходящая только ему семья. Например, девочка-под росте к, пострадавшая от сексуального насилия, не может быть помещена в семью, где есть мужчина, нужна одинокая женщина. В некоторых случаях требуются пожилые женщины, способные играть роль бабушек.
3.2. Принципы передачи и приема детей на воспитание
Заявление о передаче ребенка на патропатное воспитание осуществляется родителями или полномочным опекуном в отношении тех детей, которые могут успешно существовать в семейном или подобном семейному окружении,- Ребенок должен быть готов к установлению близких отношений, необходимых для совместного проживания с другой семьей.
Программа патронатного воспитания предусматривает передачу детей как в плановом порядке, так и а случае экстренной необходимости.. Экстренная передача детей необходима, если (а) ребенок находится в опасности или (б) брошен родителями при отсутствии иных способов предоставления ему жилья и обеспечения необходимого надзора. Во всех других случаях предусмотрен процесс плановой передачи, который включает в себя оценку условий, в которые будет помещен ребенок, и разработку плана помощи и воспитания в соответствии с временными рамками, удовлетворяющими минимальным требованиям.
Кроме случаев экстренной передачи детей, ребенка передают на воспитание только после заполнения родителями или полномочным опекуном заявления о передаче ребенка и предоставления необходимой документации, в том числе выписки о медицинском обследовании, справки о прививках, свидетельства о рождении, выписки из школы с указанием оценок, копии решения суда об установлении опекунства и копии психиатрического, медико-педагогического и психологического обследования (при наличии такового).
. Письменное заключение психиатра или психолога необходимо для передачи на воспитание детей, требующих специального ухода. Заключение должно быть составлено не болей чем за шесть месяцев до помещения ребенка в семью и должно содержать сведения о диагнозе и прогнозе течения заболевания.
Подготовка родителей патронагтюй службой (детским домом). После утверждения кандидатов в статусе патронатных родителей представитель агентства начинает работать вместе с семьей над созданием плана подготовки. Время, необходимое для подготовки, варьирует В зависимости от нужд патронатных родителей и опекаемого ребенка.
Помещение детей в семью. Перед началом процесса помещения детей Б семью необходимо, чтобы родители или опекун-распорядитель подготовили к этому ребенка- Информация, сообщаемая ребенку, должна быть точной и правдивой. Ребенок должен понять, почему его необходимо изолировать от родителей, где будут находиться последние и как долго нужно будет жить раздельно, как часто они будут видеться, какие события должны произойти, перед тем как их семья воссоединится, а в случае временного помещения в паи ропатную семью —когда его судьба будет определена окончательно.
Сотрудник службы помогает в подготовке ребенка к помещению в семью, предоставляя ему сведения о патронатных родителях, а также о принципах и методах осуществления его воспитания, В случае, если помещение производится в экстренном порядке, необходимо, по крайней мере, одно предварительное посещение семьи. Предпочтительно, чтобы таких посещений было как минимум два. Первое общение должно состояться на нейтральной территории,
! |
где ребенок и патронагные родители смогут познакомиться. Второй раз следует встретиться в доме, где ребенок будет жить, во время этого посещения он сможет получить информацию о семьи и семейном распорядке.
Индивидуальный план помощи. Для обеспечения помощи в па-тронатном воспитании детей составляется индивидуальный план
помощи или план работы с каждым ребенком, который включает в себя следующие разлельт:
физическое здоровье и развитие:
— семейные отношения;
— образование;
— социальное развитие:
— эмоциональное, психологическое и духовное развитие:
- поведение:
— навыки самостоятельной жизни для детей соответствующею
возраста;
- развлечения.
Финансовое нозлащенис -натронатиым родителям. Патропач-ные родите:!и получают финансовое возмещение для удовлетворения н\жд ребенка, взятого на воспитание; это возмещение не можеч рассматриваться как дополнительный источник дохода патронат-ных родителей.
Патронатная семья будет получать сумму в рублях, эквивалентную 100 долларам США для одного ребенка и сумму, эквивалентную 5(1 долларам на каждого следующего ребенка? помещенного в семью. Выплаты прекращаются, если ребенка забирают из иатро-натной семьи.
Изъятие ребенка из патропатной f.c.\ibu. Патропатное воспитание предусматривает развитие у детей чувства собственного достоинства и повышение самооценки. Одной из основных целей при воспитании детей более старшего возраста является развитие навыков к самостоятельной взрослой жизни. Таким образом, взаимодействие е детьми осуществляется по множеству направлений, чтобы добиться успешной подготовки к жизни. К сожалению, имеет место и изъятие детей из патропатной семьи, которое может произойти в случаях, когда:
-- ребенок становится опасным для себя и для окружающих;
— ребенок нуждается в лечении от наркотической зависимости:
— ребенку необходим уровень ухода и воспитания, выходящий
за рамки возможностей патропатной семьи:
— ребенок совершил побег из натронатной семьи.
Служба поддержки семьи. Сотрудник, работающий с ребенком, отвечает за планирование и использование плана поддержки ребенка и семьи, соответственно текущие контакты между- ребенком. натропатными родителями и сотрудником имеют обязательный характер. Если возникает необходимость в дополнительных контактах с целью разрешения возникающих проблем, оказания поддержки и т.д., о них можно договориться но телефону.
Частота посещений и телефонных контактов определяете:! потребностями ребенка. Расписание посещений определяется соглашением, которое заключается при помещении ребенка в патронат -ную семью.
Связь с пред ста в и re л ем детского дома осуществляется круглосуточно в будние и выходные дни для сообщения об экстренных ситуациях. Номер телефона дежурного и контактные телефоны представляет патропатпым родителям директор детского дома.
с Контроль со стороны детского дома осуществляется еженедельно. Патронатпая семья должна соответствовать всем принятым на настоящий период нормам для иатронатных семей. Копия региональных стандартов предоставляется родителям для изучения в подготовительный период. Согласно нормам патронатпая семья должна обеспечивать сотрудников детского дома информацией обо всех серьезных происшествиях и сведениями медицинского характера. Кроме запланированных визитов предусмотрены п посещения без предварительного уведомления патропатных родителей. Патро-натные родители обязаны обеспечивать ребенку постоянный уход в соответствии с нормами. Программа патронатпого воспитания поддерживает создание нормальных условий для ребенка в семье, церкви, школе. Дети, которым доступен широкий спектр возможностей, будут более подготовлены с точки зрения здоровья, способностей. ответственности к взрослой жизни.
Контакт с семьями. Контакты с семьей поощряются за исключением тех случаев, когда родители лишены прав на ребенка или же контакты противопоказаны. Сотрудник агентства координирует посещения родителей и их контакты с детьми. План посещений рассматривается сотрудником ежемесячно. Патронатные родители доставляют ребенка к месту встречи с родителями и обратно. Исключения из этого правила согласует и утверждает сотрудник агентства.
Контакты, по телефону и переписка. Детям разрешается посылать и получать сообщения (включая и электронную почту) в любое время, за исключением тех случаев, когда воспитательный план содержит ограничения, согласованные с ребенком, родителями и представителем агентства. Дети также имеют доступ к телефонным разговорам с родителями. Семья ребенка в большей степени. чем агентство или иатропатные родители, берет на себя расходы за междугородние переговоры.
Контакт с братьями, и сестралш. Если дети из одной семьи не могут быть помещены в одну патронатную семью, агентство предложит возможности для осуществления регулярных контактов и
телефонных разговоров между детьми. Такие факторы, как расстояние, расходы и имеющиеся противопоказания, предполагают разработку специального плана для каждой семьи. Разработанная стратегия должна быть отмечена в индивидуальном плане помощи ребенку и его воспитательном плане.
3.3. Образование и медицинская помощьв патронатной семье
I Дети из патронатных семей посещают школу. Они пользуются теми же правами и привилегиями, что и другие ученики, а именно могут участвовать во всех школьных мероприятиях, подавать заявки на занятия в группах профессионального обучения, факультативных программах и т. д. Они могут пользоваться всеми видами специальных образовательных программ, в том числе проходить тестирование, обследование. Патронатные родители должны контактировать со школьными учителями для контроля процесса обучения детей и их специфических; нужд, определенных воспитательным планом.
Патронатные родители участвуют во всех мероприятиях, связанных с обучением детей (прием и отчисление, родительские собрания и т. д.). Программа патропатпого воспитания и патронатныс родители действуют в соответствии с принципами и методами работы районного отдела школьного образования. Сотрудник агентства обеспечивает связь со школой для поддержания эффективных рабочих отношений, решения возникающих проблем, связанных с обучением.
Отношение к религии. При приеме ребенка в семью необходимо учитывать, чтобы религиозные взгляды семьи были совместимы с нуждами и интересами ребенка, духовное развитие и получение знаний о Боге существенны для воспитания любого ребенка. Детей следует поощрять к участию в жизни церкви.
Медицинская и стоматологическая помощь. К моменту помещения ребенка в патронатную семью его родители или опекун должны представить заявление с просьбой о предоставлении ребенку медицинской и стоматологической помощи. Условия оплаты медицинской помощи излагаются в письменном разрешении на помещение в патронатную семью и подписываются родителями или опекуном.
Если ребенка помещают в патронатную семью из детского дома, требуется заявление директора данного детского дома с просьбой о предоставлении воспитаннику медицинской помощи. Патронат-
ные родители могут прибегать к услугам своего семейного врача, если ребенок уже не находится под наблюдением другого педиатра. Необходимо также согласовать выбор педиатра и дантиста с инспектором Программы, отвечающим за данного ребенка. Частота визитов к врачу и медицинских осмотров зависит от состояния здоровья ребенка и определяется врачом, который должен составить соответствующее заявление.
Результаты медицинских осмотров, назначения и рекомендации врача, необходимость и частота последующих осмотров должны фиксироваться в личном деле ребенка. Патронатные родители должны информировать сотрудников агентства о состоянии здоровья ребенка. За исключением экстренных случаев, необходимо представить в агентство перечень предписаний врача до того, как они начнут выполняться. Обязательно следует просить врача документировать назначенное лечение и частоту последующих осмотров. Копии счетов за лечение должны быть отданы в агентство, которое либо произведет оплату, либо обеспечит компенсацию за оплату счетов патронатпым родителям.
Хранение и использование лекарственных препаратов.
— Патронатные родители должны обеспечивать ребенка всеми
необходимыми лекарствами в случае, если он не участвует в про
грамме льготного обеспечения лекарствами.
— Все препараты должны приниматься в соответствии с ин
струкцией на этикетке.
— Каждый выписанный врачом препарат должен храниться в
собственной упаковке, имеющей этикетку с именем ребенка, датой
назначения, правилами приема и именем врача.
— Все лекарственные препараты должны храниться в недоступ
ном для детей месте или в запертых шкафах, ящиках и т. п.
— Лекарство нужно выбросить, если истек срок его хранения
или ребенок покидает патронатную семью.
— Лекарства, подлежащие хранению в холодильнике, должны
хранится отдельно от продуктов питания, в специально предназна
ченном для них отделении.
— Препараты можно давать ребенку только по указанию врача.
В личном деле ребенка должны быть отмечены наименование, доза
каждого препарата, а также имя врача, прописавшего лекарство.
— Эффективность препаратов, влияющих на поведение и психи
ку, а также необходимость их последующего приема должны оцени
ваться лечащим врачом как минимум раз в три месяца. Если прием
препарата оказывает неблагоприятное действие или врач находит
это необходимым, оценка должна проводиться чаще. Ни при ка-
ких условиях вышеуказанные препараты не должны использоваться для моделирования адекватного поведения ребенка, даже если другие методы не дают желаемого результата.