Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Глобализация общественных процессов.
2. Проблемы экономического роста и модернизации.
3. Революции и реформы.
Литература:
1. Захаревич, А. В. История Отечества : учебник / А. В. Захаревич. – М. : Дашков и К, 2006.
2. Мунчаев, Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М. : Норма, 2004.
3. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций : учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М. : Дрофа, 2005.
Тема 5. Россия в начале ХХ века
Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Экономические реформы Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика.Новый этап в развитии внутренней торговли и обслуживания населения. Место и роль России в мировой экономике и торговле, в системе экономических отношений.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Индустриальная модернизация России.
2. Российские реформы в начале ХХ века.
3. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Литература:
1. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М. : Эксмо, 2004.
2. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций : учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М. : Дрофа, 2005.
3. Сенин, А. С. История российской государственности : учебник / А. С. Сенин. – М. : Владос, 2003.
Тема 6. Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса
Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-ые годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-ые годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Особенности экономической повседневности советских людей: рабочих, колхозников, номенклатуры, интеллигенции, молодёжи. Результаты индустриализации и коллективизации. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Сталинизм как общественное явление и проявление его во всех областях социального бытия: от экономики до быта.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Первая мировая война и общенациональный кризис
2. Революция 1917 года
3. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
4. Социально-экономическое развитие страны в 20-30-ые гг. НЭП.
5. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-30-ые гг. Внешняя политика
6. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизма.
Литература:
1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г. : учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М. : Аспект-Пресс, 2005.
2. Новейшая история России 1914-2002г. : учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. : Юрайт, 2004.
3. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М. : Простор, 2005.
Тема 7. СССР в Великой Отечественной войне и послевоенный период
Мировое сообщество накануне войны. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Основные периоды Великой Отечественной войны. Итоги и уроки второй мировой войны. Ядерная опасность и глобальная стратегия сохранения мира. Социально-экономическое развитие СССР, восстановление народного хозяйства, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика в послевоенные годы. Коммунистическая партия и её роль в послевоенном развитии СССР. Холодная война. Результаты глобального противостояния двух мировых систем: социалистической и капиталистической. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. СССР в Великой Отечественной войне ее национально-освободительный характер.
2. Победа советского народа в войне, ее цена, уроки.
3. Восстановление разрушенного народного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике.
4. Причины и истоки «Холодной войны».
Литература:
1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г. : учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М. : Аспект-Пресс, 2005.
2. Великая Отечественная Война 1941-45г. : справочное пособие. – М. : Дрофа, 2005.
3. Кулешов, С. В. Россия в системе мировой цивилизации : учеб. пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. – М. : Русский мир, 2001.
Тема 8. Советский Союз в 1985-1991 гг.
Несостоятельность социалистической экономики. Перестройка: надежды и реальность. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Попытки реформирования социализма. Деятельность КПСС в условиях перестройки. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Последствия Беловежских соглашений для страны. Октябрьские события 1993 года. Противоречивый характер оценки событий октября 1993 года в общественном сознании.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Советский Союз в 1985-1991гг.: нарастание кризисных явлений.
2. Перестройка. Политика государственного переворота 1991 г. и ее провал.
3. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Литература:
1. История предпринимательства в России. От средневековья до середины XIX в. / Отв. ред. А. В. Семенова. – М. : РОССПЭН, 2000.
2. История России : учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям / под ред. Г. Н. Сердюкова. – М. : ИКЦ МарТ, 2004.
3. История России : в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб. : Нева-Олма-Пресс, 2000.
Тема 9. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)
Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Необходимость Экономических реформ. Экономическая повседневность элиты, среднего класса, молодёжи, других социальных групп постсоветский период. Культура в современной России: проблемы и перспективы. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
2. Культура в постсоциалистической России.
3. Внешняя политика России в новой геополитической ситуации.
Литература:
1. Барсенков, А. С. История России. 1917-2004г. : учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М. : Аспект-Пресс, 2005.
2. История России : в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб. : Нева-Олма-Пресс, 2000.
3. Новейшая история России 1914-2002г. : учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. : Юрайт, 2004.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
– изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углублённое изучение лекционное материала;
– подготовку к семинарским занятиям;
– выполнение реферативной работы;
– подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. История как наука.
2. Догосударственный период в истории России.
3. Образование Древнерусского государства.
4. Принятие христианства на Руси.
5. Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета.
6. Русские земли в условиях феодальной раздробленности.
7. Культура Древней (домонгольской) Руси.
8. Монгольское нашествие на русские земли и его последствия.
9. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-XV вв.
10. Роль Московского княжества в возрождении русской государственности.
11. Иван III и создание русского централизованного государства.
12. Реформы и контрреформы Ивана Грозного.
13. Внешняя политика России в XVI веке.
14. Социально-политический кризис Московского государства в начале XVII в.
15. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Закрепощение крестьянства.
16. Внешняя политика Московского царства в XVII в.
17. Культура Московского царства в XVI-XVII вв.
18. Петровские реформы.
19. Россия после Петра I (1725-1762).
20. Россия при Екатерине II.
21. Культура России во второй половине XVIII в.
22. Реформы Александра I .Деятельность М.М Сперанского.
23. Николаевская Россия: от восстания декабристов к крымской катастрофе.
24. Отмена крепостного права в России: проблемы аграрного развития страны.
25. Либеральные реформы Александра II.
26. Экономическое развитие в пореформенной России.
27. Общественное движение в России в пореформенный период.
28. Золотой век русской культуры.
29. Внешняя политика России во второй половине XIX века.
30. Экономическое развитие России в конце XIX –начале XX в.
31. Политические партии в России: генезис, программа, тактика.
32. Первая русская революция 1905-1907 гг.
33. Государственный строй Российской империи после первой русской революции. Российский парламентаризм.
34. Россия в первой мировой войне.
35. Февральская революция. Образование двоевластия.
36. Октябрьская революция 1917 г.
37. Культура «серебряного века».
38. Гражданская война в России и интервенция, их результаты и последствия.
39. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП.
40. Формирование однопартийного политического режима.
41. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы.
42. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.
43. Форсированное строительство социализма в СССР.
44. Формирование и особенности тоталитарного режима в СССР.
45. Основные периоды ВОВ.
46. Итоги и уроки второй мировой войны.
47. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.
48. Общественно-политическая жизнь, культура в послевоенные годы 1945-1953.
49. Внешняя политика в послевоенный период. «Холодная война».
50. Преобразования в области экономики и управления.(1953-1964гг).
51. Общественно-политическая жизнь в СССР(1953-1964гг).
52. Внешняя политика СССР в 60-80 гг.
53. 80-е годы. Необходимость перестройки всех сфер общественной жизни.
54. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985гг.
55. СССР в 1985-1991 гг. «Перестройка».
56. Распад СССР. Беловежские соглашения (декабрь 1991г).
57. Октябрьские события 1993 г. их характер и последствия.
58. Социально-экономические реформы в России (1992-2006гг).
59. Внешняя политика постсоветской России.
60. Культурная и духовная жизнь страны в конце XX –начале XXI века.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Захаревич, А. В. История Отечества : учебник / А. В. Захаревич. – М. : Дашков и К, 2004.
2. История России : (IX – XX вв.) : учебник / под ред. А. К. Дворниченко. – М. : Гардарики, 2003.
3. История России : учебник / под ред. М. Н. Зуева, А. А Чернобаева. – М. : Высшая школа, 2004.
4. Кузнецов, И. Н. Отечественная история : учебник / И. Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К, 2004.
5. Мунчаев, Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М. : Норма, 2007.
Дополнительная:
1. Артемов, В. В. История : учебник / В. В. Артемов. – М. : Академия, 2006.
2. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г. : учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М. : Аспект-Пресс, 2005.
3. Великая Отечественная Война 1941-45г. : справочное пособие. – М. : Дрофа, 2005.
4. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М. : Эксмо, 2004.
5. Новейшая история России 1914-2002г. : учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. : Юрайт, 2004.
6. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций : учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М. : Дрофа, 2005.
7. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М .: Простор, 2005.
8. Островский, В. П. История России. XX в. : учебник / В. П. Островский. – М. : Дрофа, 2004.
9. Платова, Е. Э. Отечественная история : метод. указ. по изучению курса / Е. Э. Платова, В. В. Фортунатов. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.
10. Семин, В. П. История Отечества : учеб. пособие / В. П. Семин. – М. : Академический проект, 2005.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, плакаты, видео и аудиоматериалы.
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
На базе учебной дисциплины разработаны и внедрены инновационные методы: круглые столы по темам: «Российская империя на пути к модернизации и конституционной монархии», «Россия в ХХ веке: власть, общество, реформы»; деловые игры: «1917 год: альтернатива экономического и политического развития страны. Новые подходы и концепции»; «Россия в системе международных отношений конец ХХ начало ХI вв».
Составители: д.и.н., проф. Е.Э. Платова, ст. преподаватель Е.Р. Гутина кафедры «Истории и политологии».
Рецензент: д.и.н., проф. кафедры «Истории и политологии» В.В. Фортунатов.
ПРАВОВЕДЕНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих знаниями в области права, выработка позитивного отношения к нему, представление права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма и справедливости.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- понимать законы и другие нормативно-правовые акты;
- обеспечивать соблюдение законодательства;
- принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
- анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Правоведение» студенты должны:
· знать:
- понятие государства и его признаки, основные теории происхождения государства, формы государственного правления, государственного устройства и виды политического режима;
- основы конституционного строя РФ;
- понятие, признаки и функции права, понятие и виды нормативных правовых актов;
- понятие нормы, института, подотрасли и отрасли права;
- понятие, виды и структуру правоотношения;
- понятие, признаки, состав и виды правонарушения;
- понятие, признаки и виды юридической ответственности;
- основы гражданского права;
- основы трудового права;
- основы административного права;
- основы наследственного и семейного права;
- основы уголовного права;
- основы экологического права;
- правовые основы защиты государственной тайны.
· уметь:
- анализировать источники права и использовать их для решения индивидуально-конкретных дел;
- давать объективную оценку государственно-правовым явлениям;
- использовать приобретенные знания для профессионального выполнения служебных обязанностей;
- осуществлять поставленные задачи в соответствии с действующим национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права;
- своевременно реагировать на любые противоправные действия, на основе законности принимать эффективные меры по устранению причин, способствующих их совершению.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Раздел 1: Теоретические основы государства и права | |||||||
1. | Введение. Понятие государства | - | - | ||||
2. | Понятие права | - | - | ||||
3. | Система права | - | - | - | |||
4. | Правоотношения и их участники | - | - | ||||
5. | Правонарушения и юридическая ответственность | - | - | ||||
Раздел 2: Общая характеристика отраслей российского права | |||||||
6. | Основы гражданского права | - | - | ||||
7. | Основы трудового права | - | - | ||||
8. | Основы административного права | - | - | ||||
9. | Наследственное право | - | - | - | |||
10. | Семейное право | - | - | - | |||
11. | Основы уголовного права | - | - | ||||
12. | Основы экологического права | - | - | ||||
13. | Правовые основы защиты государственной тайны | - | - | - | |||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1: Теоретические основы государства и права
Введение
Предмет и содержание учебной дисциплины. Общая характеристика программы изучения курса, ее структура и содержание. Роль и место правоведения в системе иных общественных наук. Значение учебного курса для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в области профессиональной деятельности, и формирования высокой правовой культуры и правосознания личности.
Тема 1. Понятие государства
Понятие государства и его признаки: территория, публичная власть, наличие права (законодательство), суверенитет. Основные теории происхождения государства. Форма государства: форма государственного правления, форма государственного устройства и политический режим. Функции государства. Механизм государства. Особенности федерального устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовое государство понятие и основные принципы. Гражданское общество и правовое государство. Проблемы формирования и развития гражданского общества и правового государства в России.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие государства и его признаки. Формы и функции государства.
2. Особенности федеративного устройства России.
3. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
4. Правовое государство: понятие и его основные принципы.
Литература:
1. Марченко, Н. Н. Правоведение : учебник / Н. Н. Марченко. – М. : Проспект, 2005.
2. Основы государства и права : учеб. пособие / под ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2005
Тема 2. Понятие права
Понятие права и его признаки. Функции права. Принципы права. Научные подходы к определению права: естественно-правовой, нормативный, социологический. Источники российского права, их виды и общая характеристика. Закон и подзаконные акты. Закон и его признаки. Виды нормативных правовых актов. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Система российского права. Право в системе социальных норм. Право и мораль: единство и различие. Соотношение права и государства, их роль в жизни общества. Международное право как особая система права. Основные правовые системы современности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие права его функции и принципы.
2. Закон и его признаки. Конституция РФ, как основной закон государства.
3. Виды нормативно-правовых актов.
4. Право в системе социальных норм.
5. Международное право как особая система права.
6. Основные правовые системы современности.
Литература:
1. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004.
2. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2006.
Тема 3. Система права
Понятие нормы права, ее структура и виды. Норма права как первичный элемент системы права. Отрасль права, подотрасль права, институт права. Общая характеристика отраслей российского права. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.
Тема 4. Правоотношения и их участники
Понятие гражданского правоотношения и их виды. Участники (субъекты) правоотношений. Физические, юридические, коллективные лица. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Понятия компетенции и правомочий.
Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и состав правоотношения.
2. Участники (субъекты) правоотношений.
3. Понятия компетенции и правомочий.
4. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды.
5. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Литература:
1. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004.
2. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2005.
Тема 5. Правонарушения и юридическая ответственность
Понятие, признаки правонарушения. Состав правонарушения: субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Виды правонарушений. Проступок и преступление, их отличие. Понятие и признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности: уголовно-правовая, административно-правовая, гражданско-правовая, дисциплинарная и др. Основание возникновения юридической ответственности. Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие правонарушений, признаки, их виды. Состав правонарушений.
2. Проступок и преступление.
3. Понятие и признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
4. Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Литература:
1. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004.
2. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2005.
Раздел 2: Общая характеристика отраслей российского права
Тема 6. Основы гражданского права
Понятие, предмет и источники гражданского права. Особенности гражданско-правовых отношений. Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений их виды. Физическиелица: граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. Их правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Юридические лица. Признаки юридического лица. Праводееспособность юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие организации, государство, субъекты Федерации, муниципальные образования. Право собственности в гражданском праве. Содержание права собственности: правомочия, владения, пользования и распоряжения. Приобретение и прекращение права собственности. Защита права собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, предмет и источники гражданского права.
2. Особенности гражданско-правовых отношений.
3. Юридические лица, как субъекты гражданского права.
4. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.
5. Содержание права собственности. Обязательства и договоры.
6. Защита прав собственности.
7. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Исковая давность.
Литература:
1. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М. : Юрайт, 2005.
Тема 7. Основы трудового права
Понятие, предмет и источники трудового права. Структура трудового права: общая и особенная часть. Трудовые отношения, их признаки. Коллективные договоры и соглашения: основание и порядок их заключения. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны (субъекты) трудового договора, содержание.
Основания и порядок заключения и прекращения трудового договора (контракта). Изменение условий индивидуального трудового договора. Переводы и перемещение на другую работу. Обеспечение занятости высвобождаемых работников. Правовой статус безработного. Понятие подходящей работы. Понятие и виды рабочего времени. Время отдыха. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Дисциплинарная и материальная ответственность работника. Трудовые споры и порядок их разрешения. Механизм реализации и защиты, трудовых прав граждан.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание.
2. Изменение условий индивидуального трудового договора.
3. Правовой статус безработного.
4. Дисциплинарная и материальная ответственность работника.
5. Трудовые споры и порядок их разрешения.
6. Механизм реализации и защиты трудовых прав граждан.
Литература:
1. Основы государства и права : учеб. пособие / под ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2005.
2. Основы права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2004.
3. Правоведение : учебник / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : Юристъ, 2005.
Тема 8. Основы административного права
Понятие и система административного права. Система органов исполнительной власти. Основные принципы государственного управления. Понятие административного проступка. Административное принуждение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности. Виды административной ответственности. Административные правонарушения. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и система административного права.
2. Основные принципы государственного управления.
3. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
4. Виды административной ответственности.
Литература:
1. Четвериков, В. С. Административное право : учебник / В. С. Четвериков. – М. : ИНФРА-М, 2005.
Тема 9. Наследственное право
Наследственное право-институт гражданского права. Понятие, источники и основные принципы наследственного права. Субъекты и объекты наследственного права. Время открытия наследства: определение, юридическая значимость. Наследование по закону: понятие, круг лиц. Наследование по завещанию: понятие, содержание, участие третьих лиц в составлении завещания. Лица, не имеющие права быть наследниками. Принятие наследства. Отказ от наследства.
Тема 10. Семейное право
Понятие, предмет и источники семейного права. Основные принципы и задачи. Понятие семьи, субъекта и объекта семейных правоотношений. Понятие родства и супружества. Брачно-семейные отношения. Условия и порядок заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Прекращение брака. Порядок расторжения брака в органах ЗАГСа и в судебном порядке. Признание брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Понятие личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом. Понятие, изменение и распоряжение брачного договора. Ответственность супругов по обязательствам. Права несовершеннолетних детей: личные, имущественные. Права и обязанности родителей. Защита, лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Ответственность по семейному праву. Понятие и виды алиментных обязательств. Судебный порядок уплаты и взыскания алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов, а также других лиц по семейному кодексу.
Тема 11. Основы уголовного права
Понятие, принципы, система и источники уголовного права. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Состав преступления: объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Виды преступления: против личности, против собственности, должностные преступления и др.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, предмет, система и принципы уголовного права.
2. Понятие преступления и его признаки.
3. Основание уголовной ответственности. Состав преступления.
4. Преступления против личности, собственности, должностные преступления.
Литература:
1. Сборник Законов Российской Федерации.- М. : ЭКСМО, 2006.
Тема 12. Основы экологического права
Экологические системы как объект правового регулирования. Источники экологического права. Содержание экологического права. Принципы и объекты охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие, принципы и виды возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Порядок его возмещения. Общая характеристика земельного законодательства. Земля, как объект правового регулирования. Правовой режим земель.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Экология. Экологические системы как объект правового регулирования.
2. Источники и содержание экологического права.
3. Ответственность за экологические правонарушения.
4. Общая характеристика земельного законодательства. Правовой режим земель.
Литература:
1. Бринчук, М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. – М . : Юристъ, 2004.
Тема 13. Правовые основы защиты государственной тайны
Понятие государственной тайны. Режим государственной тайны и его обеспечение. Уголовно-правовая защита государственной тайны. Концепция национальной безопасности РФ о соотношении жизненно-важных интересов человека, общества и государства. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Доктрина информационной безопасности РФ.
Организация самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- изучение российского законодательства;
- работу с обязательной учебной литературой, рекомендованной по темам занятий;
- подготовку к семинарским занятиям по соответствующим учебным вопросам;
- углубление знаний путем ознакомления с рекомендованной дополнительной литературой;
- подготовку докладов и выступлений по темам занятий и отдельным учебным вопросам;
- участие в консультациях, которые проводит преподаватель согласно плану работы кафедры;
- подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Понятие и признаки государства.
2. Происхождение государства.
3. Сущность государства.
4. Формы государства.
5. Формы правления.
6. Формы территориального устройства.
7. Формы политического режима.
8. Правовое, социальное, светское государство.
9. Механизм и функции государства.
10. Понятие права. Отрасли права.
11. Норма права и её структура и виды.
12. Понятие правоотношения, элементы правоотношения: субъекты, объекты, содержание.
13. Условия возникновения правоотношений.
14. Понятие и признаки правонарушения.
15. Состав правонарушения. Виды правонарушения.
16. Юридическая ответственность и ее виды.
17. Понятие, предмет, метод административного права, принципы.
18. Административные правонарушения и административная ответственность.
19. Понятие, предмет, метод, принципы финансового права. Система и источники финансового права.
20. Подотрасли финансового права (бюджетное, налоговое, таможенное право, валютное регулирование и валютный контроль).
21. Правонарушения и юридическая ответственность в финансовой сфере. Государственный финансовый контроль.
22. Понятие, принципы, стадии бюджетного процесса.
23. Банковское право: субъекты, объекты, правонарушения и ответственность.
24. Правовой статус Центрального и коммерческого банка.
25. Валютное регулирование и валютный контроль.
26. Понятие трудового права, предмет, метод, принципы.
27. Субъекты и объекты, трудового права.
28. Социальное партнерство в сфере труда.
29. Трудовой договор.
30. Коллективный договор.
31. Разрешение трудовых споров.
32. Приём на работу, перевод на другую работу, увольнение работников.
33. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
34. Трудовой распорядок. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность.
35. Материальная ответственность сторон трудового договора.
36. Возмещение работодателями вреда, причинённого здоровью и жизни работника.
37. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
38. Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права.
39. Субъекты и объекты гражданского права.
40. Юридические лица: понятия и виды.
41. Гражданин как субъект гражданского права.
42. Предпринимательская деятельность гражданина.
43. Осуществление и защита гражданских прав.
44. Гражданско-правовая ответственность.
45. Сроки в гражданском праве и исковая давность.
46. Право собственности: содержание, возникновение, прекращение.
47. Понятие сделки, виды и недействительность сделок.
48. Обязательственное право: возникновение, изменение, прекращение обязательств. Ответственность за неисполнение обязательств.
49. Понятие и виды гражданских договоров. Условия договора.
50. Понятие экологического права, его предмет и метод.
51. Экологические системы как объект правового регулирования.
52. Источники и содержание экологического права.
53. Ответственность за экологические правонарушения.
54. Общая характеристика земельного законодательства. Правовой режим земель.
55. Страховое правоотношение.
56. Понятие экономических отношений.
57. Государственное регулирование и управление в сфере экономики.
58. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.
59. Правовые основы производства, потребления и распределения материальных благ.
60. Собственность, как основа экономических отношений, основные формы и виды собственности.
61. Понятие государственной тайны.
62. Уголовно-правовая защита государственной тайны.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список рекомендуемой литературы
Нормативная литература:
1. Гражд