Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Устная речь. Формирование и развитие навыков диалогической и монологической речи студентов в ситуациях, связанных с обсуждением планов, маршрута путешествия, заказа билетов. Ритм нейтральной речи в изучаемом языке (ударные и неударные слова в потоке речи), выделение ключевых слов. Воспроизведение микродиалогов (по ролям), воспроизведение текста по ключевым словам (краткий пересказ).


Грамматика. Будущее простое время.

Аудирование. Работа с диалогом по теме.

Чтение и перевод. Работа с текстами по изучаемой тематике.

Письмо. Составление текста факса.

Практическое занятие 4: Реклама

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и отработка диалогической и монологической речи студентов. Обсуждение: виды рекламы; средства и методы рекламы товаров; методика успешной рекламы; психология цвета в рекламе.

Грамматика. Артикль. Модальные глаголы.

Аудирование. Работа с диалогом «Удачная реклама». Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение и перевод. Работа с текстами по изучаемой тематике.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, сообщения, частное письмо, биография.

Практическое занятие 5: Трудоустройство и занятость

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов в ситуациях, связанных с устройством на работу. Дискуссии: проблемы трудоустройства в современном мире; безработица; как найти достойную работу; совмещение работы и учебы; пособия по безработице. Собеседование при устройстве на работу.

Грамматика. Виды вопросов. Пассивный залог.

Аудирование. Развитие навыков понимания на слух основных частей микродиалога «Interviewing». Воспроизведение его по ролям.

Чтение и перевод. Работа с текстом по теме.

Письмо. Составление резюме.

Практическое занятие 6: Торговля

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Развернутые ответы на вопросы как основа навыков монолога. Тема, выносящаяся на обсуждение: механизмы успешной торговли.

Грамматика. Косвенная речь.

Аудирование. Развитие навыков восприятия на слух разговорно-бытовой речи, освоение разговорных формул в коммуникативных ситуациях (приветствие, благодарность и т.п.).

Чтение и перевод. Развитие навыков понимания и извлечения информации из текста к теме «Торговля. (Восприятие смысловой структуры текста, выделение основной и второстепенной информации). Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Письмо. Умение написать краткий текст по плану, сформулировать вопросы к тексту письменно. Умение написать деловое письмо, заказ, факс.

Практическое занятие 7: Инновации. Изобретения и нововведения.

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Обсуждение: инновации – двигатель прогресса; нововведения – основа конкурентного преимущества; защита прав изобретателя; патент на изобретение; продвижение инновации на рынок.

Грамматика. Условные предложения.

Аудирование. Работа с диалогом по теме инновация.


Чтение и перевод. Работа с текстом по изучаемой тематике. Виды текстов: сложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Составление ответа на запрос.

Практическое занятие 8: Виды организаций

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Подготовка докладов по теме: рекомендации по реорганизации компаний.

Грамматика. Причастие I, II. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера.

Аудирование. Работа с текстом - интервью.

Чтение и перевод. Работа с текстом по теме.

Письмо. Составление текста делового письма.

Практическое занятие 9: Деньги. Движение денежных потоков. Финансовые результаты деятельности предприятий

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Подготовка докладов по следующим темам: история возникновения денег и банков; финансовые риски; денежный оборот; как заработать деньги в условиях современного рынка. Подготовка презентации по теме «Выгодное капиталовложение в условиях развивающегося рынка». Правила речевого этикета при разговоре по телефону.

Грамматика. Инфинитив и его виды. Сложное подлежащее, сложное дополнение. Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Аудирование. Работа с диалогом «Как взять кредит».

Чтение и перевод. Работа с экономическими текстами.

Практическое занятие 10: Этика

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Дискуссии на тему: Этика в жизни общества; нормы и мораль; этика и бизнес; культура и этика делового общения; взяточничество; этикет ведения телефонных переговоров. Творческое задание: ролевая игра «Бизнес и этика».

Грамматика. Согласование времен.

Аудирование. Работа с диалогом по теме.

Чтение и перевод. Работа с текстом по теме.

Практическое занятие 11: Изменения

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Дискуссии на тему: изменения в жизни человека: положительные и отрицательные моменты; развод; переезд; увольнение с работы и другие непредвиденные ситуации; изменения в бизнесе: преимущества и недостатки.

Грамматика. Прямая речь, косвенная речь (revision).

Аудирование. Работа с диалогом «Изменения в компании».

Чтение и перевод. Работа с текстом по теме.

Практическое занятие 12: Стратегия

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Дискуссии на тему: стратегия, планирование и бизнес-план; взаимосвязь с изменениями; стратегия планирования успешного бизнеса; слияние компаний и образование корпораций. Презентация: предоставление и обсуждение бизнес – плана крупной корпорации.

Грамматика. Предлоги.

Аудирование. Работа с диалогом «Развитие стратегии».

Чтение и перевод. Работа с текстом. Формирование навыков реферирования газетной статьи на заданную тематику.

Практическое занятие 13: Культура

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Дискуссии на тему: что такое культура; культура и этнос; особенности менталитета англичан, американцев, русских; духовная культура; культура и религия; материальная культура; культура и бизнес. Культура ведения переговоров. Формирование навыков публичной речи – дискуссия, дебаты.

Грамматика. Модальные глаголы (revision).

Аудирование. Работа с диалогом «Различие культур».

Чтение и перевод. Работа с текстом по теме.

Письмо. Составление текста факса (повторение правил составления).

Практическое занятие 14: Лидерство

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Дискуссии на тему: лидерами рождаются или становятся; кого можно назвать лидером; лидерские качества и можно ли их сформировать. Доклады: Известные люди, которых можно назвать лидерами. Лидеры – мужчины и лидеры – женщины.

Грамматика. Синтаксис.

Аудирование. Работа с диалогом «Управление большой компанией».

Чтение и перевод. Работа с текстом по изучаемой тематике.

Письмо. Составление текста делового письма (повторение правил оформления).

Практическое занятие 15: Конкуренция

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Дискуссии на тему: конкуренция – идея соревнования в бизнесе; механизмы достижения конкурентного преимущества.

Грамматика. Неопределенные формы глагола.

Аудирование. Работа с диалогом «Конкуренция и рынок».

Чтение и перевод. Работа с текстом «Виды стратегии».

Практическое занятие 16: Качество

Введение и отработка лексического минимума в объеме 250 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Устная речь. Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи студентов. Дискуссии на тему: контроль качества и обслуживание потребителей; качество товаров; права потребителей. Творческое задание: ролевая игра «Судебное разбирательство в службе контроля качества».

Грамматика. Предлоги времени и места.

Аудирование. Работа с диалогом «Качество продукции».

Чтение и перевод. Работа с текстом по теме.

Письмо. Составление жалобы.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- подготовку к практическим занятиям;

- решение упражнений;

- проработку и повторение учебного материала по своим записям;

- выполнение переводов с иностранного языка;

- изучение учебной и учебно-методической литературы;

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к зачетам и экзамену.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

В контрольной работе проверяется умение пользоваться профессиональной лексикой и навыки перевода текстов по темам:

Английский язык:

1 семестр:

1. Множественное число имен существительных.

2. Степени сравнения имен прилагательных и наречий.

3. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени действительного залога (группа Indefinite). Спряжение глаголов «to be», «to have».

4. Простое распространенное предложение. Обороты с глаголами.

2 семестр:

1. Пассивная форма глагола.

2. Причастие 1и 2.

3. Модальные глаголы.

3 семестр:

1. Функции и значения слов it,that, since,one,for, as. Выделение отдельных членов предложения при помощи оборота it is (was)... that. Указательное местоимение that(those) с последующим определением как заместитель существительного. Неопределенное местоимение one.One в сочетании с разными формами определения как заместитель существительного.

2. Пассивные формы (Passive Voice)в трех временах всех групп Indefinite, Continuous, Perfect.

3. Функции глаголов to be, to have, to do.

4. Простые неличные формы глагола: the infinitive в функции подлежащего, определения, дополнения и обстоятельства цели, the Gerund. Отличие Gerund от Participle 1 и от глагольного существительного.

5. Перевод на русский язык дополнительных придаточных предложений при согласовании времен в главном и придаточном предложениях. Бессоюзное подчинение.

4 семестр:

1. Условные предложения трех типов.

2. Сложные формы инфинитива и причастия.

Французский язык:

1 семестр:

1. Вопросительные предложения

2. Времена глагола (présent, passé composé, future simple)

3. Повелительное наклонение

4. Род, число прилагательных

5. Многозначность предлогов

6. Местоимения en, y

2 семестр:

1. Сложное предложение

2. Несамостоятельные личные местоимения, их функции

3. Указательные местоимения

4. Глагольные времена (passé simple, imparfait, plus-que-parfait)

5. Пассивная форма глагола

6. Ограничительный оборот ne … que

7. Суффиксы и префиксы существительных и прилагательных

3 семестр:

1. Глагольные времена (future immédiat, passé immédiat)

2. Глаголы laisser, faire в сочетании с инфинитивом

3. Формы на –ant: participe présent, gérondif, adjectif verbal

4. Усилительные конструкции c' est que, c' est qui

5. Безличный оборот с местоимением il

6. Относительные местоимения qui, que

7. Многозначность слов

4 семестр:

1. Согласование времен изъявительного наклонения

2. Conditionnel présent

3. Conditionnel passé

4. Условные придаточные предложения, вводимые союзом si

5. Subjonctif présent

6. Префиксы

Немецкий язык:

1 семестр:

1. Порядок слов в повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях.

2. Образование и употребление настоящего и будущего времен.

3. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками.

4. Модальные глаголы.

5. Степени сравнения имен прилагательных и наречий.

6. Перевод сложных существительных.

2 семестр:

1. Образование и употребление форм прошедшего времени.

2. Неопределенно-личное местоимение man.

3. Сложноподчиненное предложение.

3 семестр:

1. Пассив.

2. Инфинитив.

3. Инфинитивные обороты.

4. Инфинитивные группы.

4 семестр:

1. Косвенная речь.

2. Распространенное определение.

3. Причастие I.

4. Причастие II.

5. Причастия в функции определения.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом;

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Чтение и перевод со словарем текста по специальности (1200 п.з.) Время подготовки – 40 минут.

2. Передача содержания текста объемом 2400 п.з. Время подготовки – 10 минут.

3. Диалог с преподавателем по одной из перечисленных тем: «Глобализация», «Бренды», «Путешествия», «Реклама», «Трудоустройство и занятость», «Торговля», «Инновации и технический прогресс», «Виды организаций», «Деньги. Движение денежных потоков. Финансовые результаты деятельности предприятий», «Этика», «Стратегия», «Перемены», «Культура», «Лидерство», «Конкуренция», «Качество продукции».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Басова, Н. В. Немецкий для экономистов : учеб. пособие / Н. В. Басова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003.

2. Миньяр-Булоручева, А. П. Английский язык. Учебник устного перевода : учебник / А. П. Миньяр-Белоручева, К. В. Миньяр-Белоручев. – М. : Экзамен, 2005.

3. Попова, И. Н. Французский язык : учебник / И. Н. Попова. – М. : Нестор Академик Паблишерз, 2006.

4. Шевелева, С. А. Деловой английский : учебник / С. А. Шевелева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Дополнительная:

Немецкий язык:

1. Агаркова, Е. В. Немецкий язык. Основной курс : учебник / Е. В. Агаркова. – СПб. : Литон, 2003.

2. Бисько, И. А. Иностранный (немецкий) язык : метод. указ. по выполнению контрольных работ / И. А. Бисько, Е. В. Ищенко. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

3. Богданова, Н. Н. Немецкий язык для технических университетов : учебник / Н. Н. Богданова, Е. Л. Семенова. – М. : Изд-во МГТУ им. Баумана, 2004.

4. Гандельман, В.А. Немецкий язык для гуманитарных вузов : учебник / В. А. Гендельман, А. Г. Катаева. – М. : Высшая школа, 2003.

5. Дормидонтов, Е. А. Русско-немецкий автомобильный словарь. Около 13000 терминов / Е. А. Дормидонтов. – М. : РУССО, 2004.

6. Левитан, К. М. Немецкий язык для студентов-юристов : учеб. пособие / К. М. Левитан. – М. : Гардарики, 2004.

Английский язык

1. Бисько, И. А. Развитие навыков перевода специального текста на английском языке : учеб. пособие / И. А Бисько, Е. А Паксютина. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

2. Бонк, Н. А. Учебник английского языка : в 2 ч. / Н. А. Бонк. – М. : Эксмо, 2004.

3. Дудорова, Е. С. Практический курс разговорного английского языка : учеб. пособие / Е. С. Дудорова. – СПб. : Союз, 2004.

4. Cotton, D. Market Leader. Course Book. BUSINESS ENGLISH. PRE- INTERMEDIATE / D. Cotton, D. Falvey, S. Kent. – Longman, 2004.

5. Cotton, D. Market Leader. Course Book. INTERMEDIATE. BUSINESS ENGLISH : учебник английского языка / D. Cotton, D. Falvey, S. Kent. – Longman, 2002.

6. Иностранный (английский) язык : метод. указ. по выполнению контрольных работ / сост. И. А. Бисько [и др.]. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

7. Лапицкий, А. Н. Новый англо-русский, русско-английский словарь / А. Н. Лапицкий. – СПб. : Союз, 2005.

8. Леонтьева, Т. Н. Грамматика английского языка : практикум / Т. Н. Леонтьева, Т. Т. Льонченко, М. А. Никитина. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

9. Писарева, Л. П. Английский язык : практикум / Л. П. Писарева. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

10. Никитина, М. А. Английский, немецкий, французский языки : метод. указ. по выполнению контрольной работы / М. А. Никитина, Л. П. Писарева, Л. А. Арапова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

Французский язык

1. Миньяр-Белоручев, Р. К. Французский язык. Курс устного перевода : учеб. пособие / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М. : Экзамен, 2003.

2. Парчевский, К. К. Самоучитель французского языка : учеб. пособие / К. К. Парчевский. – М. : Высшая школа, 2001.

3. Шишковская, О. В. Французский язык для экономистов (продвинутый этап) : учеб. пособие / О. В. Шишковская. – М. : ИВИ-ТЕЗАУРУС, 2003.

4. Шиянова, Е. Ю. Практический курс по французскому языку. Тематическое пособие по развитию навыков устной и письменной речи / Е. Ю. Шиянова. – СПб. : Союз, 2004.

Периодические издания:

1. Manager magazine

2. Capital, der

3. Economist, The

4. English Language and Linguistics

5. Fortune, The

6. Atmospheres

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, видео и аудиоматериалы, плакаты, таблицы.

Составители: д.п.н., проф. И.А. Бисько, ассистент Н.А. Черноярова кафедры «Деловой иностранный язык».

Рецензент: к.ф.н., ст. преподаватель кафедры «Деловой иностранный язык» С.В. Лесков.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью дисциплины является изучение исторического прошлого России на основе системного анализа событий, фактов, явлений экономической, политической и культурной жизни народа и формирование исторического сознания у студентов экономических направлений.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– формировать научные представления о методологии и методах изучения истории России;

– анализировать источники и факты, раскрывающие основные тенденции экономического, политического и культурного развития российского общества;

– систематизировать исторический материал, этапы развития российской государственности и проблемы экономической повседневности в жизни россиян;

– осмысливать историю в контексте всемирной истории, выявлять общие и специфические черты в истории России;

– применять методы системного анализа и исторического исследования по отечественной истории;

– вырабатывать и формировать объективные принципы исторического познания и ретроспективного анализа содержания исторического прошлого.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен:

· знать:

– основные исторические факты, даты, термины, события и имена исторических деятелей, их роль в истории России;

· уметь:

– анализировать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому, хранить и преумножать традиции предков;

· получить навыки:

– системного мышления, при анализе исторических событий.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Методология и теория исторической науки - -
2. Проблема этногенеза восточных славян - -
3. Особенности и основные этапы экономического развития России - -
4. Роль ХХ столетия в мировой истории - -
5. Россия в начале ХХ века - -
6. Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса. - -
7. СССР в Великой Отечественной войне и послевоенный период - -
8. Советский Союз в 1985-1991гг - -
9. Становление новой российской государственности - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Методология и теория исторической науки

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Представление об историческом источнике. Понятие и классификация исторического источника. Специфика источника в исторической и экономической науке.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Противоречивый характер отечественной историографии. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Значение исторических знаний для формирования гражданской позиции россиян.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Что и как изучает история: методология и периодизация мировой и отечественной истории.

2. Формационный, цивилизационный, альтернативный, сравнительно-исторический подходы к изучению истории.

3. Типы цивилизаций в истории человечества.

Литература:

1. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М. : Эксмо, 2004.

2. Кузнецов, И. Н. Отечественная история : учебник / И. Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К, 2004.

3. Кулешов, С. В. Россия в системе мировой цивилизации : учеб. пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. – М. : Русский мир, 2001.


Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян

Античное наследие в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Русь и Византия. Византийско-древнерусские связи. Особенности социально-экономического строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Способы хозяйствования на Руси. Специфика русского хозяйствования. Принятие христианства. Историческое судьбоносное значение принятия христианства Русью. Христианство в судьбе русского народа и государства. Распространения ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Значение «монгольского» завоевания для судьбы русской культуры, для становления русского характера.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

2. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

3. Принятие христианства, его роль в укреплении русского государства.

4. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

5. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Литература:

1. Вернадский, Г. Русская историография : учебник / Г. Вернадский. – М. : Аграф, 2000.

2. История России : (IX – XX вв.) : учебник / под ред. А. К. Дворниченко. – М. : Гардарики, 2003.

3. Мунчаев, Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М. : Норма, 2004.

Тема 3. Особенности и основные этапы экономического развития России

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Феодальное землевладение в Европе и на Руси. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра Iи их значение для России и её народов. Экономическая повседневность дворянства, купечества, крестьянства и других социальных и сословных групп.Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России в условиях самодержавия. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности формирования российского централизованного государства.

2. Процесс феодального землевладения на Руси.

3. Основные этапы социально – экономического развития России в условиях самодержавия.

4. Реформы 60-70 гг., реформаторы в России. Утверждение капитализма.

5. Идейные течения и общественно-политические движения XIX в.

6. Русская культура XIX и ее вклад в мировую культуру.

Литература:

1. История России : учебник / под ред. М. Н. Зуева, А. А Чернобаева. – М. : Высшая школа, 2004.

2. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М. : Простор, 2005.

3. Семин, В. П. История Отечества : учеб. пособие / В. П. Семин. – М. : Академический проект, 2005.


Тема 4. Роль ХХ столетия в мировой истории

Наши рекомендации