Культурно-исторические и природоориентированные

Доминанты туристского брендинга исследованных районов

Ленинградской области

Полученные в исследовании материалы отражают многообразие и неповторимость культурно-исторических, климато-географических и экономических ресурсов исследованных территорий. Установленные различия предполагают создание уникальных, свойственных только данным территориям (районам) брендов. Авторам отчета (и участвовавшим в проекте экспертам) представляется важной разработка неповторимых, «высвечивающих» уникальность конкретной территории архетипически-мировоззренческих установок, позволяющих привлекать свою целевую аудиторию и создавать объект-субъектную структуру брендов. Выявленная специфика изученных районов имеет отношение как к культурно-историческому (включающему также военно-патриотический), так и рекреационному туризму. Установленные культурно-исторические, климато-географические и экономические особенности районов могут использоваться для брендинга их территорий.

С позиций центростремительной парадигмы результаты проведенного исследования (анализ анкет респондентов и эссе экспертов) позволяют выделить важные для туристского брендинга Ленинградскую области культурно-исторические доминанты.

Существует культурно-историческая схожесть приграничных – Выборгского и Кингисеппского – районов Ленинградской области. Эта общность базируется на близком ментальности россиян архетипе Защитника.

В Кингисеппском районе построенная в 1492 г. по приказу царя Ивана III Васильевича на правом берегу Нарвы Ивангородская крепость защищала Новгородские земли от западных соседей. Ивангород стал форпостом на западе русской земли, на границе с Ливонией, где на левом берегу реки с XIII века стояла крепость рыцарей Тевтонского ордена – Нарвская крепость.

Культурной доминантой Выборгского района также является замок – единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества. Несмотря на то, что Выборгская фортеция была основана шведами в 1293 г., сооружение символизирует славу защитников Отечества, не раз осаждавших и бравших ее приступом. В последний раз это произошло более 300 лет назад, когда Петр I в 1710 г. во время Северной войны руководил взятием Выборгского замка. Архетипические репрезентации образа Защитника Отечества могут использоваться в бренде Ленинградской области.

Архетип Защитника имеет глубокие исторические корни. Активизация его проявлений происходит всегда в ситуациях агрессивной экспансии. В российской истории таких эпизодов было предостаточно. Авары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары, крестоносцы в древности, ливонцы, французы, турки, немцы во времена российской империи и не знавшая равных по жестокости и потерям Великая Отечественная Война Советского Союза оказали мощное влияние на глубинные психические процессы в душах россиян. Архетип Защитника актуализирует мотивы честности, справедливости, сплоченности.

Объединяющее начало трех приозерных районов – Волховского, Лодейнопольского и Подпорожского – архетип Воды. По Карлу Юнгу, для того чтобы избежать психологической нестабильности и подняться в своем развитии, человек должен познать свою темную сторону личности, встретиться с собственной «Тенью». Тень – это желания, амбиции, переживания, которые не принимаются сознанием и вытесняются в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, т.к. «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену». Метафорически увидеть свое отражение, свою Тень можно в воде. Человек, смотрящий в «зеркало вод», видит свое истинное лицо, «которое он никогда не показывает миру, скрывая его за социальной маской – Персоной». Таким образом, вода обеспечивает единение темной и светлой сторон психики, способствует психологическому развитию и формированию цельности личности. Водная стихия области (Ладога, Онега, Волхов, Свирь, многочисленные малые озера и реки) выступает также материей, связующей территории и обеспечивающей единение Северо-Запада России с другими ее регионами. Архетипическая роль воды «проступает» в своей речной и озерной испостасях в фигурах водного пути («Осударева дорога»), балтийских фрегатов Петра I, штормовой волны, бесконечной водной глади.

Символическое значение имеют также историко-культурные памятники Волховского, Лодейнопольского и Подпорожского районов. Эти объекты следует рассматривать как колыбель государственности и духовной цельности России. Столица Древней Руси Старая Ладога, древний путь «из варяг в греки», треугольник духовной силы (Введено-Ояцкий, Тервенический и Александра Свирского монастыри), разбросанные на территории Подпорожья уникальные деревянные церкви XIV-XVII веков – все эти артефакты представляются элементами духовного и административного развития русской государственности.

Поскольку в ответах респондентов чаще других в качестве культурных героев области упоминались Петр I, Рюрик и герой Отечественной войны 1812 года генерал Бистром, «лицом» региона может стать собирательный образ Отца Нации, Мудрого лидера, Новатора, Защитника Отечества.

Систематизация природоориентированных доминант исследованных районов Ленинградской области позволила выделить два основных растения, упоминаемых большинством респондентов – березу и сосну. Эта хвойно-лиственная смешанность представляется нам важной характеристикой региона и может претендовать на использование ее в бренде. Белый гриб и иван-чай также могут стать символами региона, т.к. они испокон веков были важными элементами «пищевой корзины» местных жителей. Среди животных чаще других упоминаются лось, лиса, медведь и волк.

Наиболее значимыми сувенирными промыслами области можно считать производство декоративной стеклотары в Кингисеппском районе и Оятской керамики в Лодейнопольском районе. Эти промыслы могут стать основой сувенирной промышленности Ленинградской области. Указанные промыслы объединяются архетипом Сосуда с его антропоморфизмом и антропометризмом. Сосуд воплощает в себе идею соотношения формы и содержания, знака и значения, вместилища тайны.

В туристском слогане Ленинградской области можно было бы использовать следующие строки:

- отсюда Русь берет начало…,

- вечно в сердце родная – Ленинградская область моя…,

- здесь рождалась история…,

- и горит зари костер сразу в тысяче озер…,

- Ладога – Онега, а между ними Свирь…,

- всюду солнечные искры, понад Свирью сосны в ряд и на палубе туристы зачарованно глядят (стоят)…,

- жизнь на всех парусах…

Образ области в ответах большинства респондентов ассоциируется с оттенками синего и зеленым цветами, что характеризует 2 основные природные доминанты – воду и лес. Указания на обилие природоориентированных и рекреационных ресурсов в ответах респондентов свидетельствует о необходимости развития этих видов туризма. Примером успешного использования этих ресурсов может быть феномен Верхней Мандроги.

К числу нереализованных, но перспективных идей можно отнести возрождение особых сегментов туризма – аристократического и религиозного. Первый из них мог бы развиваться на базе воссозданных дворянских усадеб. В частности, его элементами могли бы стать усадьбы художников Ореста Адамовича Кипренского (Кингисеппский район) и Василия Дмитриевича Поленова (Лодейнопольский район). Второй из указанных сегментов мог бы включать многочисленные монастыри и церкви (действующие и реставрируемые), расположенные преимущественно на территориях Лодейнопольского и Подпорожского районов Ленинградской области.

Приложения

Приложение 1

Бланк анкеты для проведения социологического исследования

Культурно-исторические и природоориентированные - student2.ru

Культурно-исторические и природоориентированные - student2.ru

Культурно-исторические и природоориентированные - student2.ru

Культурно-исторические и природоориентированные - student2.ru

Приложение 2

Уважаемые эксперты!

В целях создания привлекательного бренда Вашего района просим написать эссе о наиболее значимых геокультурных(климато-географических, экономико-географических и культурно-исторических) ресурсах района, которые могут стать объектами туристского интереса.

План эссе.

1.Выделите и назовите знаковые (узнаваемые) места территории Вашего района как определенные локусы его пространства (от трех до пяти).

2.Обозначьте содержание, дайте характеристику этих мест (красивая природа, интересное времяпрепровождение, запоминающийся памятник культурного наследия и т.д.)

3.Проранжируйте избранные знаковые места по степени их значимости для каждой из перечисленных ниже категорий граждан:

· туристов-школьников

· родителей с детьми школьного возраста

· пенсионеров

· молодежи

· ветеранов

· жителей Петербурга

· жителей Москвы

· иностранных туристов (китайцев, немцев, и др.)

4.Предложите образную формулу территории Вашего района. Подходит ли образ «Бабочки над заливом» к содержанию знаковых мест территории Вашего района? Чем хорош или плох этот образ?

5.Предложите текстовой «имидж», слоган территории Вашего района.

6.Дайте мифологическую характеристику территории Вашего района. Существует ли легенда, какое-либо предание, связанные с территорией Вашего района? Если нет, предложите собственный миф (сказку, фантазию и т.п.).

Приложение 3

Варианты ответов на вопрос: «Приведите названия трёх дикорастущих и (или) культурных растений, которые распространены в Вашем районе и чьи изображения могли бы войти в его логотип» при социологическом опросе жителей Кингисеппского района

№№ п/п Варианты ответов Частота (чел) Частота (%) Структура (%)
Сосна 28,28% 10,98%
Клевер 18,18% 7,06%
Береза 16,16% 6,27%
Ель 15,15% 5,88%
Борщевик 14,14% 5,49%
Клюква 13,13% 5,10%
Рябина 10,10% 3,92%
Одуванчик, медуница 9,09% 3,53%
Иван-чай 9,09% 3,53%
Шиповник 9,09% 3,53%
Клён 8,08% 3,14%
Черника 8,08% 3,14%
Липа 6,06% 2,35%
Пшеница 6,06% 2,35%
Рожь 6,06% 2,35%
Брусника 5,05% 1,96%
Дуб 5,05% 1,96%
Картофель 5,05% 1,96%
Тополь 5,05% 1,96%
Ромашка 4,04% 1,57%
Ива, верба 4,04% 1,57%
Яблоня 3,03% 1,18%
Подснежник 3,03% 1,18%
Морошка 3,03% 1,18%
Крапива 2,02% 0,78%
Подорожник 2,02% 0,78%
Кедр 2,02% 0,78%
Зверобой 2,02% 0,78%
Ольха 2,02% 0,78%
Малина 2,02% 0,78%
Осина 2,02% 0,78%
Кувшинка 2,02% 0,78%
Лапчатка кустарниковая 2,02% 0,78%
Папоротник 2,02% 0,78%
Земляника 1,01% 0,39%
Розы 1,01% 0,39%
Ландыш 1,01% 0,39%
Печеночница 1,01% 0,39%
Сныть 1,01% 0,39%
Осока 1,01% 0,39%
Хмель 1,01% 0,39%
Лисички 1,01% 0,39%
Камыш 1,01% 0,39%
Незабудка 1,01% 0,39%
Злаки 1,01% 0,39%
Купырь лесной 1,01% 0,39%
Хрен 1,01% 0,39%
Смородина 1,01% 0,39%
Тысячелистник 1,01% 0,39%
Боярышник 1,01% 0,39%
Калина 1,01% 0,39%
Фиалка 1,01% 0,39%
Голубика 1,01% 0,39%
Репейник 1,01% 0,39%
Анютины глазки 1,01% 0,39%
Астра 1,01% 0,39%
Вяз 1,01% 0,39%

Приложение 4

Варианты ответов при социологическом опросе жителей Кингисеппского района на вопрос: «Назовите трех представителей царства зверей и животных, чьи изображения могли бы войти в логотип Вашего района»

№№ п/п Варианты ответов Частота (чел) Частота (%) Структура (%)
Лось 47,47% 17,87%
Лиса 26,26% 9,89%
Волк 24,24% 9,13%
Лошадь 16,16% 6,08%
Кабан 14,14% 5,32%
Лосось 14,14% 5,32%
Заяц 12,12% 4,56%
Белка 11,11% 4,18%
Медведь 10,10% 3,80%
Ворон, галка 9,09% 3,42%
Собака 9,09% 3,42%
Бобер 8,08% 3,04%
Лев 8,08% 3,04%
Ондатра 8,08% 3,04%
Корова 7,07% 2,66%
Орел 7,07% 2,66%
Рысь 4,04% 1,52%
Глухарь 3,03% 1,14%
Уклейка 3,03% 1,14%
Ёжик 2,02% 0,76%
Косуля 2,02% 0,76%
Кот 2,02% 0,76%
Сова 2,02% 0,76%
Утка 2,02% 0,76%
Аист 1,01% 0,38%
Беркут 1,01% 0,38%
Гриф 1,01% 0,38%
Змея 1,01% 0,38%
Корюшка 1,01% 0,38%
Лебедь 1,01% 0,38%
Пантера 1,01% 0,38%
Петух 1,01% 0,38%
Сапсан 1,01% 0,38%
Соловей 1,01% 0,38%
Тетерев 1,01% 0,38%
Тигр 1,01% 0,38%
Тюлень серый 1,01% 0,38%

Приложение 5

Варианты ответов на вопрос: «Приведите названия трёх дикорастущих и (или) культурных растений, которые распространены в Вашем районе и чьи изображения могли бы войти в его логотип» при социологическом опросе жителей Лодейнопольского района

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Сосна 43% 14,9%
Ель 41% 14,2%
Белый гриб 39% 13,5%
Клюква 36% 12,5%
Береза 30% 10,4%
Морошка 22% 7,6%
Брусника 16% 5,6%
Черника 10% 3,5%
Лиственница 8% 2,8%
Рябина 6% 2,1%
Пихта 6% 2,1%
Клён 4% 1,4%
Ягоды 4% 1,4%
Борщевик 3% 1,0%
Дуб 2% 0,7%
Земляника 2% 0,7%
Клевер 2% 0,7%
Ромашка 2% 0,7%
Осина 2% 0,7%
Одуванчик 1% 0,3%
Черемуха 1% 0,3%
Кедр 1% 0,3%
Ландыш 1% 0,3%
Малина 1% 0,3%
Кувшинка 1% 0,3%
Боярышник 1% 0,3%
Василёк 1% 0,3%
Лук 1% 0,3%
Можжевельник 1% 0,3%

Приложение 6

Варианты ответов при социологическом опросе жителей Лодейнопольского района на вопрос: «Назовите трех представителей царства зверей и животных, чьи изображения могли бы войти в логотип Вашего района»

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Медведь 63% 22,2%
Лось 62% 21,8%
Волк 40% 14,1%
Заяц 26% 9,2%
Лиса 25% 8,8%
Кабан 18% 6,3%
Рысь 10% 3,5%
Бобер 7% 2,5%
Глухарь 6% 2,1%
Сова 5% 1,8%
Белка 4% 1,4%
Рыба 4% 1,4%
Ёжик 2% 0,7%
Орел 2% 0,7%
Собака 2% 0,7%
Олень 2% 0,7%
Ворон 1% 0,4%
Лев 1% 0,4%
Енот 1% 0,4%
Аист 1% 0,4%
Тетерев 1% 0,4%
Королек 1% 0,4%

Приложение 7

Варианты ответов на вопрос: «Приведите названия трёх дикорастущих и (или) культурных растений, которые распространены в Вашем районе и чьи изображения могли бы войти в его логотип» при социологическом опросе жителей Выборгского района

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Береза 59% 20,4%
Сосна 42% 14,5%
Дуб 30% 10,4%
Ель 28% 9,7%
Клён 17% 5,9%
Ива 17% 5,9%
Каштан 13% 4,5%
Тополь 10% 3,5%
Рябина 8% 2,8%
Сирень 7% 2,4%
Липа 6% 2,1%
Черника 6% 2,1%
Клюква 5% 1,7%
Акация 4% 1,4%
Ольха 4% 1,4%
Осина 4% 1,4%
Черемуха 3% 1,0%
Лиственница 3% 1,0%
Брусника 2% 0,7%
Ромашка 2% 0,7%
Жасмин 2% 0,7%
Ландыш 2% 0,7%
Яблоня 2% 0,7%
Борщевик 1% 0,3%
Капуста 1% 0,3%
Кедр 1% 0,3%
Зверобой 1% 0,3%
Пихта 1% 0,3%
Иван-чай 1% 0,3%
Вереск 1% 0,3%
Груша 1% 0,3%
Малина 1% 0,3%
Папоротник 1% 0,3%
Прострел широколистный 1% 0,3%
Печеночница 1% 0,3%
Подснежник 1% 0,3%

Приложение 8

Варианты ответов при социологическом опросе жителей Выборгского района на вопрос: «Назовите трех представителей царства зверей и животных, чьи изображения могли бы войти в логотип Вашего района»

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Лось 87% 30,1%
Лиса 47% 16,3%
Волк 25% 8,7%
Рысь 25% 8,7%
Медведь 23% 8,0%
Кабан 17% 5,9%
Ворон 14% 4,8%
Белка 10% 3,5%
Заяц 10% 3,5%
Рыба 9% 3,1%
Дятел 5% 1,7%
Филин 5% 1,7%
Ласка 2% 0,7%
Енот 2% 0,7%
Голубь 1% 0,3%
Орел 1% 0,3%
Снегирь 1% 0,3%
Сова 1% 0,3%
Лебедь 1% 0,3%
Чайка 1% 0,3%
Утка 1% 0,3%
Кролик 1% 0,3%

Приложение 9

Варианты ответов на вопрос: «Приведите названия трёх дикорастущих и (или) культурных растений, которые распространены в Вашем районе и чьи изображения могли бы войти в его логотип» при социологическом опросе жителей Подпорожского района

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Иван-чай 53,8% 23,1%
Ромашка 39,4% 16,9%
Сосна 28,8% 12,4%
Береза 26,9% 11,6%
Ель 26,0% 11,2%
Морошка 18,3% 7,9%
Клюква 4,8% 2,1%
Незабудка 4,8% 2,1%
Колокольчик 4,8% 2,1%
Рябина 2,9% 1,2%
Сирень 2,9% 1,2%
Малина 1,9% 0,8%
Осина 1,9% 0,8%
Грибы 1,9% 0,8%
Шиповник 1,9% 0,8%
Борщевик 1,0% 0,4%
Брусника 1,0% 0,4%
Дуб 1,0% 0,4%
Клевер 1,0% 0,4%
Крапива 1,0% 0,4%
Черника 1,0% 0,4%
Акация 1,0% 0,4%
Зверобой 1,0% 0,4%
Ольха 1,0% 0,4%
Яблоня 1,0% 0,4%
Лиственница 1,0% 0,4%
Купальница 1,0% 0,4%

Приложение 10

Варианты ответов при социологическом опросе жителей Подпорожского района на вопрос: «Назовите трех представителей царства зверей и животных, чьи изображения могли бы войти в логотип Вашего района»

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Медведь 77,9% 33,1%
Лось 60,6% 25,7%
Лиса 27,9% 11,8%
Волк 23,1% 9,8%
Заяц 18,3% 7,8%
Рысь 10,6% 4,5%
Белка 2,9% 1,2%
Рыба 1,9% 0,8%
Щука 1,9% 0,8%
Бобер 1,0% 0,4%
Ворон 1,0% 0,4%
Голубь 1,0% 0,4%
Кабан 1,0% 0,4%
Сиг 1,0% 0,4%
Дятел 1,0% 0,4%
Снегирь 1,0% 0,4%
Утка 1,0% 0,4%
Петух 1,0% 0,4%
Олень 1,0% 0,4%
Форель 1,0% 0,4%

Приложение 11

Варианты ответов на вопрос: «Приведите названия трёх дикорастущих и (или) культурных растений, которые распространены в Вашем районе и чьи изображения могли бы войти в его логотип» при социологическом опросе жителей Волховского района

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Ель 31% 11,4%
Береза 30% 11,0%
Сосна 19% 7,0%
Тополь 18% 6,6%
Борщевик 17% 6,2%
Мать-и-мачеха 15% 5,5%
Каштан 14% 5,1%
Клён 12% 4,4%
Брусника 10% 3,7%
Дуб 10% 3,7%
Одуванчик 10% 3,7%
Крапива 9% 3,3%
Рожь 6% 2,2%
Ромашка 6% 2,2%
Клевер 5% 1,8%
Рябина 5% 1,8%
Свекла 5% 1,8%
Черника 5% 1,8%
Клюква 4% 1,5%
Морковь 4% 1,5%
Смородина 4% 1,5%
Картофель 3% 1,1%
Люпин 3% 1,1%
Черемуха 3% 1,1%
Земляника 2% 0,7%
капуста 2% 0,7%
Липа 2% 0,7%
Подорожник 2% 0,7%
Розы 2% 0,7%
Ива 2% 0,7%
Шиповник 2% 0,7%
Куриная слепота 1% 0,4%
Мох 1% 0,4%
Иван-чай 1% 0,4%
Яблоня 1% 0,4%
Малина 1% 0,4%
Осина 1% 0,4%
Камыш 1% 0,4%
Незабудка 1% 0,4%
Фиалка 1% 0,4%
Крыжовник 1% 0,4%
Ясень 1% 0,4%

Приложение 12

Варианты ответов при социологическом опросе жителей Волховского района на вопрос: «Назовите трех представителей царства зверей и животных, чьи изображения могли бы войти в логотип Вашего района»

№№ п/п Варианты ответов Частота (%) Структура (%)
Медведь 41% 14,64%
Лось 37% 13,21%
Лиса 36% 12,86%
Заяц 28% 10,00%
Волк 24% 8,57%
Белка 20% 7,14%
Кабан 12% 4,29%
Змея 11% 3,93%
Голубь 8% 2,86%
Собака 8% 2,86%
Рысь 8% 2,86%
Ёжик 7% 2,50%
Лев 7% 2,50%
Кот 6% 2,14%
Орел 5% 1,79%
Бобер 3% 1,07%
Сиг 3% 1,07%
Ворон 2% 0,71%
Мышь 2% 0,71%
Обезьяна 2% 0,71%
Синица 2% 0,71%
Воробей 1% 0,36%
Крыса 1% 0,36%
Сова 1% 0,36%
Кролик 1% 0,36%
Корова 1% 0,36%
Лошадь 1% 0,36%
Кукушка 1% 0,36%
Олень 1% 0,36%

Наши рекомендации