Тема 1. Орфоэпические нормы современного русского языка

Предисловие

Проблемы культуры речи занимают важное ме­сто в общеобразовательной подготовке любого специалиста. Свободное владение речью в различных ситуациях, в том числе в профессиональном общении, сегодня возможно лишь при сознательном, целенаправленном обучении языковым, коммуникативным, этикетным нормам. Подбор справочного и дидактического материала в предлагаемом пособии основан на современной концепции культуры речи, рассматриваемой как трехуровневая система и включающей владение языковыми, ситуационными и этико-этикетными нормами (Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев).

В итоге изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны научиться общаться более эффективно, чем они это делали раньше: овладеть нормами русского литературного языка и навыками практического использования его стилистических ресурсов; получить теоретические знания об условиях успешности в сфере межличностных и публичных коммуникаций; приобрести умение создавать тексты научного, делового, публицистического стилей в соответствии с их жанровыми канонами.

Предлагаются темы, изучаемые на практических и семинарских занятиях. Усвоение сведений о структуре и функциях языка, русском языке и его месте в типологии мировых языков остается за рамками пособия. Будучи частью программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», соответствующая информация, в зависимости от конкретных учебных планов, дается в лекционном разделе курса либо изучается самостоятельно.

В минимальном и необходимом объеме в пособие входит справочный материал. Во 2-ое издание включены темы «Выразительные средства», «Язык художественной литературы», «Публичная речь». Ряд тем переработан.

Литература

Основная литература

1. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. М., 2000;

2. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.,1999.

3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

Дополнительная литература

1. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А., Шаклеин В. М. Русский язык и культура речи. Учебник. Флинта, 2011.

2. Быков Л.П., Купина Н.А. Лингвистический натурализм массовой литературы как проблема ортологии // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. Сб. статей. М.. 2006. С. 104-111.

3. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : МарТ, 2002.

5. Вепрева И.Т. О кодифицированной норме в современной культурно-речевой ситуации: норма и мода // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. Сб. статей. М.. 2006. С. 111-119.

6. Дементьев В.В. Беседа светская // Антология жанров. М., 2007.

7. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008.

8. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск. 1999. Раздел 4.3. (о комплиментах).

9. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

10. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.,1996. С.130-150.

11. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

12. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. М., 2012.

13. Сиротинина О.Б. Узуальная норма и её роль в развитии языка // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. Сб. статей. М.. 2006. С. 490-499.

14. Тарасенко Т.В. Этикетные речевые жанры: опыт описания (на примере описания жанра поздравления) // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002

15. Шмелева Т.В. Многоязычие (нов)городских улиц // Язык в контексте гуманитарных знаний. Великий Новгород, 2008.

Справочная литература

1. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. – 5-е изд., стереотип. М., 2005.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник- практикум. М., 2005.

3. Скворцов Л.И.. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 2010.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь современного русского языка. 4-е изд., дополненное. – М., 2004. (можно другое издание).

5. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. М., Астрель, 2003 (М.,2004).

6. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Изд. 4-е, стереотип. М., 2010.

7. Словарь иностранных слов и выражений / Автор-сост. Е.С. Зенович. М., 2000.

8. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь трудностей русского языка. 2-е изд., испр. – М., 2001.

9. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М., 1994.

Вопросы к экзамену (теоретическая часть)

1. Русский язык среди языков мира.

2. Культура языка и культура речи. Современная языковая ситуация в России.

3. Современная концепция культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи.

4. Уровни владения языком и типы речевой культуры.

5. Русский литературный язык в системе национального языка. Внелитературные формы языка.

6. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Динамичность и изменчивость норм.

7. Норма и вариантность. Норма и кодификация. Словари современного литературного языка.

8. Формы и разновидности речи. Виды речевой деятельности. Правила эффективного слушания.

9. Социальный характер общения. Язык как средство социального взаимодействия.

10. Речевое событие. Речевая ситуация и её компоненты.

11. Понятие функционального стиля. Стилистическая норма. Окрашенные и неокрашенные стилистические средства.

12. Функциональные стили русской речи. Межстилевое взаимодействие в современной языковой ситуации.

13. Группировки текстов В.Г. Костомарова.

14. Культура межличностных коммуникаций. Условия успешности коммуникации. Постулаты Г. Грайса. Правила речевого поведения Р. Лакофф. Максимы вежливости Дж. Лича.

15. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Роль внеязыковых факторов.

16. Устное деловое общение: общие правила, основные жанры.

17. Язык служебных бумаг: стилевые черты, языковые формулы. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

18. Жанры служебных документов по функции и структуре.

19. Коммуникация в сфере науки. Стилевые черты научной речи и средства их создания.

20. Подстили и жанры научного стиля. Логическая схема и композиция собственно научного текста. Аннотирование и реферирование как виды речевой деятельности в научной сфере.

21. Коммуникация в сфере СМИ. Стилевые черты языка средств массовой коммуникации и отбор языковых средств.

22. Жанры публицистического стиля. Реализация информативной и воздействующей функции СМИ в текстах разных жанров.

23. Особенности устной публичной речи. Оратор и аудитория. Основные виды аргументов.

24. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи: средства достижения.

25. Язык художественной литературы (художественный стиль).

26. Церковно-религиозный стиль.

27. Русский речевой этикет.

План стилистического анализа текста (практическая часть экзамена)

1. Опишите текст в аспекте экстралингвистических факторов: форма общественного сознания / сфера общения, функция языка, цель говорящего.

2. Определите стиль и жанр текста. Назовите стилевые черты и средства их создания.

3. Подробно прокомментируйте стилеобразующие (стилистические) средства лексико-фразеологического уровня. Выделите среди них окрашенные неокрашенные единицы. Охарактеризуйте стилистические приемы и изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте.

4. Выражено ли в тексте авторское «я»? Присутствуют ли авторские оценки? Если да, то назовите средства их выражения.

5. Выделите смысловую доминанту и доминирующую эмоцию (для художественного и публицистического текстов).

Примечание

В ходеизучения отдельных тем студенты выполняютиндивидуальные задания. В пособии они помечены знаком ☻. Полезно ознакомиться с ними сразу и выбрать то, которое вызовет интерес.

I. Существительные

Трудные случаи определения рода существительных

Справка. Запомните отдельные слова:

Ж. р.:артель,канифоль, консоль (выступ в стене), латунь, мигрень, мозоль.

М. р.:корректив, провансаль, рельс, табель (но! см. выражение в табели о рангах, гдев окончании -И проявляется ж.р.), толь, тюль, утиль, шампунь.

Нормативны м.р. и ж.р.: малолеток и малолетка, клипс и клипса, ставень и ставня, манжет и манжета, вольер и вольера.

Задание 1. Запишите словосочетания со склоняемыми нарицательными существительными, употребив их в ед. числе.

Заказные бандероли, старинные банкноты, большие мозоли, кожаные туфли, войлочные тапки, красящие шампуни, необходимые коррективы, настоящие растяпы, какие-то малолетки, новые протеже, противные заусеницы, лучшие бутсы, босоножки, боты, кроссовки, мокасины, туфли.

Задание 2. Определите род несклоняемых нарицательных существительных.В случаях затруднения пользуясь словарем. Запомните исключения из правил.

Табу, рагу, сабо, кредо, реноме, суфле, идальго, цунами, торнадо, сомелье, миссис, конферансье, маэстро, крупье, коммюнике, колибри, пони, рандеву, резюме, динго, контральто, жалюзи, зомби, протеже, авокадо, аутодафе, пресс-атташе.

Задание 3. Что называют следующие собственные имена? Определите их род.

Триполи, Хоккайдо, «Тайм», «Таймс», Осло, Хуанхэ, Душанбе, Антананариву, Бордо, Килиманджаро.

Задание 4. Прочитайте аббревиатуры (см. ниже ВПК и др.), восстановите составное наименование. В каких случаях род не определяется опорным словом? Употребите слова в контексте, выявляющем род.

Справка. Род аббревиатур определяется по стержневому слову: ООН – организация, ЕГЭ – экзамен. Род заимствованных аббревиатур определяется по русскому переводу их стержневого слова: ФИДЕ, ФИФА – федерации; МАГАТЭ – агентство; НАСА – управление; ЮНЕСКО, НАТО, ОПЕК – организации. Эти и мн. др. аббревиатуры не склоняются. Все чаще проявляется новая тенденция: аббревиатуры, имеющие в составе гласную, приравниваются к нарицательным сущ. В частности, если оканчиваются на согласную, употребляются как сущ. м.р., склоняются: нет вуза, в МИДе, против СПИДа, к ОМОНу, в ВАКе, из УБОПа, с УБЭПом; если оканчиваются на гласные -О, -Е (-Э), приравниваются к словам ср. рода, не склоняются: РОЭ, ЗАО, ТОО.

ВПК, КГБ, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСБ, РАО, ЛДПР, ГИБДД, АЗС, НИИ, НХЛ, ФИФА, УЕФА, ЕЭС, СБСЕ, ОАО.

Задание 5. Почему (по какому правилу) сложные слова следует употреблять так: у нового суши-бара, знаменитая царь-пушка, уютный кафе-бар; этот шкаф-купе, стильное платье-костюм, очередной обед-презентация? Какого рода следующие слова: женщина-посол, реклама-напоминание, кафе-кондитерская, крем-краска, самолет-амфибия, команда-финалист?

Падежные формы существительных

Задание 6. Укажите разные значения слов с падежными окончаниями -Ы (И) и -А(Я). Например, пропуска – это…, пропуски – это… . Назовите лишнее слово в списке:

Адрес, колено, корпус, мех, образ, орден, провод, ректор, род, соболь, счет, тон, учитель, хлеб.

Задание 7. Обнаруживается ли связь между окончанием слова и его смысловыми или формальными признаками? Ответьте с опорой на следующий материал:

Ы (И) А (Я) ударные
Бункеры, бухгалтеры, возрасты, грУнты, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, корректоры, лекторы, лИфты, плейеры, пОрты, свитеры, склАды, снайперы, токари, фронтЫ, шофЁры Борта, буфера, векселя, вензеля, вороха, директора, инспектора, катера, кителя, кузова, купола, невода, окорока, округа, паспорта, профессора, тенора, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля, шулера.

Задание 8. Запомните употребление форм род. падежа мн. числа в существительных разных тематических групп.

8.1. Слова, обозначающие единицы измерения, как правило, имеют окончание -ОВ: байтов, граммов, децибелов, каратов, килограммов, ярдов. Что общего в словах с нулевым окончанием (ампер, рентген, герц, ом, вольт)?

8.2.Прочитайте окончания слов из тематической группы «фрукты»: [много] абрикосов, баклажанов, гранатов, мандаринов, помидоров, яблок, вишен, черешен, слив. Какое из этих слов имеет омоним с нулевым окончанием?

8.3.Сущ., обозначающие парные предметы и похожие артефакты, имеют разные окончания. Подчеркните и запомните слова, в форме которых Вы не были уверены:

Нулевое: (нет) ботинок, валенок, кед, лампас, плеч, погон, сапог, чулок, гланд. Гольф (в учебнике Е.Н. Зверевой) -ОВ: (нет) бронхов, клипсов, носков, джинсов. Шорт и шортов. Гольфов (в словаре И.Л. Резниченко)

8.4.Сформулируйте правило для сущ., обозначающих нации и народности:

Нулевое, если <…> (нет) армян, башкир, болгар, грузин, лезгин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган Искл. : (нет) бурят, турок -ОВ, если <…>: (нет) казахов, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов. Искл. : (нет) бедуинов

Задание 9. Поставьте сущ.в род пад. мн. числа. Укажите возможные варианты.

Дупло, комментарий, кочерга, поместье, свадьба, свеча, туфля, вафля, доля, дядя, полотенце, будни, серьга, простыня, солдат, цапля, грабли, дрязги, выкрутасы, нападки, сумерки, ясли, будни.

Склонение фамилий

Задание 10. Сформулируйте основные правила склонения фамилий, опираясь на опоры-примеры:

Фамилии на <…>:сказал студенту Шмидту и аспирантке Шмидт; тренировался у Константина РемЕня; виделся с Красных, с Коваленко.

Фамилии на<…>:

а) <…> не склоняются: с Золя, с Безе, у Пуччини, у Шоу;

б) <…> склоняются, у режиссера Митты,к философу Сковороде;

в) <…> не склоняются: рассказы Гулиа;

г) <…> склоняются: в ведомстве Берии, труды психолога Лурии.

Два лица или несколько:

а) Генрих и Томас Манны, отца и сына Ойстрахов, так как < …>;

б) Инна и Тамара Сац, у Ирины и Тамары Сац, так как <…>;

в) Нина и Станислав Кребель, у Нины и Станислава Кребель, так как <…>

Задание 11. Используйте фамилию Гримм при следующих словах и словосочетаниях: братья; сестры; семья; господин и госпожа; супруги; муж и жена; брат и сестра. Распределите примеры между следующими случаями:

-фамилия в ед. числе и не склоняется: <…>

-фамилия во мн. числе и склоняется: <…>

II. Числительные

Справка 1. Количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?»Изменяются все части сложных и все слова составных количественных числительных. См. таблицу:

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный   Предложный две тысячи триста сорок шесть, сто пять; двух тысяч трехсот сорока шести, ста пяти; двум тысячам трёмстам сорока шести, ста пяти; две тысячи триста сорок шесть, сто пять; двумя тысячами (одной тысячью) тремястами сорока шестью, ста пятью; о двух тысячах трехстах сорока шести; о ста пяти

Справка 2. Порядковые числительные отвечают на вопрос«какой, который по счету?». В составном порядковом числительном склоняется только последнее слово: в две тысячи втором году, на сто пятьдесят третьем месте.

Справка 3. Собирательные – двое, трое…

Собирательные Количественные (два, три и т.д.)
трое солдат, раненых, сирот (муж. и общий род для обозн. лиц муж. пола) трое поросят (невзрослые животные) трое ребят (дети) нас трое (личное местоимение) трое ушли (субстантивированное числ.) трое ворот (сущ., имеющие только мн. ч.) три актрисы три дома три пары лыж три волка три генерала (высокая должность, звание)
Косвенные падежи: Троих солдат (одуш.) Косвенные падежи: Трех ворот (неодуш.)

Задание 12. Употребительно правильно формы числительных:

12. 1. Запишите словами: блок кассет, составленный из 211 золотых шлягеров; кассовые аппараты по цене от 340 долларов; к 46000 зрителей на стадионе прибавьте миллионы телезрителей; он оказался 32459 в этой очереди.

12. 2. Просклоняйте: а) полтора десятка домов; б) три пятых территории; в) 90 лет.

12. 3.Употребите «пять» или «пятеро» со словами: карандаши, подруги, дети, пары рукавиц, медведи, друзья, носилки.

Задание 13. Можно ли правильно прочитать фразу: Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело 92 суток? Почему не получается? Как можно исправить это предложение?

Задание 14. Составьте и запишите рассказ в жанре криминальной хроники, употребив следующие формы:

-предл. падеж – о (356 полотен русских мастеров);

-род. падеж – из (41 человек охраны)

-дат. падеж – к (полтора десятка преступлений)

-тв. падеж: с (104 сотрудника);

IV. Этикетные жанры

Задание 12. ☻ Дайте рекомендации по ведению светской беседы.

Задание 13. ☻ Расскажите об одном – двух этикетных жанрах русской речи (комплимент, поздравление, соболезнование и т.д.). Что может привести к успеху и «провалу» в их реализации?

II. Язык и стиль документа

Задание 3. Образуйте принятые в официально-деловой речи устойчивые словосочетания, правильно соединив слова из колонок:

Существительные и прилагательные Существительные и глаголы:  
Приговор срок дети полномочия пособия органы качество ответственность действия лицо Неправомочный. необходимый, установленный, юридический, вышестоящий, судебный, денежный, надлежащий, административный, несовершеннолетний   Приказ контроль должностной оклад выговор порицание содействие меры обследование   оказать установить издать объявить вынести возложить принять пройти  
       

Задание 4. Выберите словосочетания, которые имеют окраску официально-делового стиля:

Услуги по вывозу твердых бытовых отходов; функционирование текста; взыскание задолженности; обыденная семантика; осуществлять подбор складированных мешков; диета для иммунитета; бытовые нужды; демонтаж прибора учета; на возмездной основе; ненадлежащее исполнение обязательств; специальное предложение для омичей; неоплата или неполная оплата.

Задание 5. Выделите в приведенных высказываниях наиболее яркие признаки официально-деловой речи:

1) Свидетельство подлежит замене в случае переезда физического лица на новое место жительства на территорию, подведомственную другой инспекции МНС РФ, изменения приведенных в нём сведений, а также в случае порчи, утери. 2) Плата за газ вносится непосредственно на расчетный счет Поставщика газа любым незапрещенным законом способом в российских рублях. 3) Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ответчики не исполняют условия договора пожизненного содержания с иждивением, поскольку пожизненная рента ими выплачивается в меньшем размере, чем установлено в договоре. 4) Во избежание возгорания запрещается курение в жилых комнатах, коридорах и холлах общежития. 5) Ученый совет не возражает против участия С. в конкурсе молодых ученых. 6) Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода.

Задание 6. Ответьте на вопрос так, чтобы Ваш ответ был фрагментом официально-делового документа:

-Можно ли позаниматься в университетской библиотеке, если забыл читательский билет?

-Можно ли перевозить в автобусе бесплатно клетку с попугаем?

-Должны ли мне вернуть деньги за несвежую сметану, если я выбросил чек?

I. Классификации документов

Задание 1. По каким основаниям выделены следующие группы документов? Приведите примеры документов каждой разновидности.

-документы для внутреннего пользования, документы для внешнего пользования;

-организационные, распорядительные, информационно-справочные.

-служебные и личные.

-линейная запись, трафарет; таблица; анкета; текст-аналог.

Задание 2. Охарактеризуйте с точки зрения места составления, функции, формы следующие жанры служебной документации: заявление, деловое письмо, личный листок по учету кадров.

Образец: Распоряжение – документ для внутреннего пользования, директивный, имеет форму текста-аналога.

Задание 3. Что должен знать и уметь человек, которому предстоит коммуникация в правовом поле? Будет ли она успешной, если что-то «сделано не так» (выбран не тот жанр, в документе отсутствует часть реквизитов и т.д.)? Какие шаги должен сделать человек, если он хочет попросить родственника продать свою машину, или защитить в суде свои законные права, или повлиять на решение какой-либо социальной проблемы (строить – не строить завод; закрывать – не закрывать детский дом и т.д.).

II. Деловая беседа

Задание 6. Назовите цели и задачи деловой беседы. Опишите несколько коммуникативных ситуаций, соответствующих понятию деловой беседы. Обратите внимание на следующие моменты: кто, с кем, о чем, где, когда говорит.

Задание 7. Почему нужно планировать деловую беседу? В чем конкретно будет состоять подготовкак беседе следующего содержания: способный студент хочет попросить декана разрешить ему обучение по индивидуальному плану? Может ли повлиять на исход такой беседы время и место ее проведения, а также сопутствующие обстоятельства (присутствие третьих лиц и т.д.)?

Задание 8. Как строится деловая беседа? Каковы задачи начального этапа? Какие приемы, применяемые на этом этапе, могут помочь инициатору? Из каких смысловых элементов состоит центральная часть? Расскажите о методах аргументирования (“да-но”, “метод кусков” и другие). Как правильно завершить беседу? Предложите диалог по теме задания 7.

Прим.: воспользуйтесь информацией, изложенной в указанной книге Ф.А. Кузина.

Задание 9. Почему авторы пособий по деловому общению (см., в частности, соответствующий раздел в учебнике под ред. В.И. Максимова) много внимания уделяют технике вопросов? По какому основанию различаются такие виды вопросов, как открытые – закрытые; вопросы о фактах – вопросы о мнениях? Каковы функции контрольных, уточняющих и зондирующих вопросов? Какая зависимость существует между а) типом вопроса и этапом деловой беседы; б) типом вопроса и психологическими особенностями партнера по коммуникации? Предложите серию вопросов работодателя соискателю вакантной должности.

Задание 10. ☻Какие типы вопросов будут наиболее эффективными в приведенных ниже ситуациях? Приведите аргументы, предложите комментарии и иллюстрации. Одну из ситуаций можно представить в виде диалога:

а) Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих доверие (происходит на улице);

б) Проведение беседы при приеме на работу с застенчивым претендентом;

в) Желание руководителя понять действительные причины конфликта между подчиненными.

Задание 11. ☻Как вести деловую беседу с людьми разных психологических типов? Познакомьтесь с классификацией возможных типов собеседников, предложенной П. Мицичем (см. в указанном пособие М.А. Введенской и Л.Г. Павловой).

III. Переговоры

Вопросы для самопроверки:

1. Чем переговоры отличаются от других видов делового общения?

2. Какие действия совершаются на предварительном этапе?

3. Каковы этапы ведения переговоров?

4. Назовите главное правило ведения переговоров.

5. Какие существуют подходы к ведению переговоров? В чем суть принципиальных переговоров?

Тема 11. Научная речь. Терминоупотребление.

Жанры научной речи

Литература

1. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М., 2008. С. 289-319.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. – М., 2005. С. 77, 80-89.

3. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008.С. 171-179.

III. Жанры научной речи

Тезисы.

Справка. Тезисы – малый жанр научной речи (1-2 стр.). В тезисах должна быть представлена суть уже поведенного исследования. Основных требований два: а) содержание тезисов должно соответствовать теме конференции; б) тезисы должны иметь научную новизну (научно-информативную валентность). Тезисы имеют следующую структуру:

-преамбула (здесь излагается проблемная ситуация и гипотеза);

-основное тезисное изложение (здесь от трех до шести положений, которые составляют доказательство);

-заключительный тезис (выводы).

Так как жанр невелик, жанровые нормы достаточно жесткие. Самое трудное в тезисах: оптимальным образом преодолеть противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью. А.Н. Васильева (Васильева А.Н. «Основы культуры речи». М., 1990) говорит о том, как надо писать тезисы, показывая, как не надо это делать.

Желая быть понятыми (понятными), авторы растягивают тезисы, подменяют их текстом доклада или статьи. Результат: если вместо 2-х стр. – 4 или 5, текст либо не печатают, либо сокращают, а это дополнительная работа организаторам конференции (редакторам).

Не должно быть преамбулы размером с большой абзац; пространных цитат (и вообще, цитаты неуместны), описаний условий эксперимента. Фактическая часть (иллюстрации) должна быть минимизирована. По А.Н. Васильевой, «тезисы носят характер утверждающего суждения, а не конкретно-фактологической констатации».

Еще одна распространенная ошибка – подмена тезисов выводами. Многие полагают: раз надо сказать самое главное, перепишу заключение. Но заключение – не тезисы. В тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста, в том числе доказательство (аргументация). Если какие-то эталонные примеры (иллюстрации) являются аргументами, они должны быть включены в текст.

Студенты иногда путают тезисы с планом. Разграничить план и тезисы удобно на основании оппозиции темы и ремы высказывания. В плане фиксируются темы, в тезисах – ремы. План номинативен, тезисы предикативны. См., например, в плане: «Логическая схема научного текста». В тезисах – «Логическая схема научного текста включает постановку проблемы». Строго говоря, и в плане иногда просматривается рема, часто оформляемая при помощи «как»: «Метафора как способ моделирования действительности». Но даже в этом случае очевидно, что в плане логическая связь частей выведена за скобки, а в тезисах она выражена, хотя и в сжатой форме. Существуют разные мнения о том, стоит ли нумеровать, рубрицировать положения в тексте тезисов.

Рецензии и отзывы

Справка. Рецензия – письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений, толкование авторской мысли; во-вторых, аргументированную оценку научной работы; в-третьих, выводы о её значимости. Отзыв дает самую общую характеристику работы, но содержит практические рекомендации (например, рекомендацию к опубликованию статьи в издательстве).

Задание 4. ☻ Напишите рецензию на статью по Вашей специальности.

Аннотация

Справка. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая её содержание, назначение. Факультативным компонентом аннотации является композиция первичного текста.

Задание 5. Из каких смысловых элементов состоит стандартная аннотация? Постройте ответ, используя в качестве иллюстрации следующий текст:

Ройзман С.А. Фитотерапия заболеваний сердечно-сосудистой cистемы. М.: «Наука», 1994, 64 с.

В книге изложены научно обоснованные и практически апробированные методы фитотерапии некоторых сердечно-сосудистых заболеваний (ИБС, гипертонической болезни, атеросклероза, нейроциркуляторной дистонии, дистрофии миокарда, ревматизма и хронической сердечно-сосудистой недостаточности).

Впервые даны разработанные автором прописи лекарственных растительных сборов. В краткой характеристике раскрыты содержание и фармакологическое действие различных компонентов, входящих в состав лекарственных трав и растительных сборов. Эти данные позволят практическому врачу оценить реальность предлагаемых прописей и в пределах указанных сведений самостоятельно произвести их некоторое видоизменение.

Книга рассчитана на практических врачей, может быть использована студентами старших курсов медицинских вузов и представит интерес для всех, кто интересуется фитотерапией.

Задание 6.Напишите аннотацию к статье по специальности.

Реферат

Справка. Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста (текстов). Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные (иначе – простые информационные) рефераты пишутся по одному тексту, воспроизводят его содержание. Цель такого реферата – ответить на вопрос: что нового говорится в книге, статье? Продуктивные рефераты (рефераты-обзоры) пишутся по нескольким источникам, предполагают критическое или творческое осмысление литературы, требуют больших творческих усилий. Реферат-обзор, как «жанр в жанре», присутствует в курсовых и дипломных работах. Структурные компоненты реферата-обзора:

-обоснование круга источников;

-анализ изученности разных сторон объекта (в чем совпадают точки зрения авторов первичных текстов, что можно считать доказанным, что остается предметом дискуссий, о чем нигде не сказано);

-описание применявшихся методов исследования;

-анализ результатов, полученных авторами;

-формулирование собственных выводов по поставленной проблеме.

Речевые манипуляции

Литература

1. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1999. Гл. VI. С. 238-279.

2. Солганик Г.Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., Флинта, 2003. C. 312-315.

Текст 1.

Выставка работ Ивана Айвазовского пройдёт в Омске впервые, сообщает министерство культуры Омской области. Выставленные картины будут связаны с тематикой флота и моря. Посвящена она будет 90-летию Омского музея имени Врубеля и откроется 19 сентября.

Содержание выставки позволит говорить об истории русского флота и его победах, что представляется актуальным в год 300-летия Гангутского сражения (1714 г.) – первой в истории России победы русского флота и 100-летия начала Первой мировой войны, – объяснили тематику экспозиции в минкульте.

Также выставка «морской» направленности по задумке министерства должна напомнить горожанам, что Омск был основан именно по указу Петра I, который также создал и русский флот.

Стоит отметить, что выставку организовало Правительство области при помощи Главного командования Военно-Морского флота в сфере патриотического воспитания граждан России.

12 сентября 2014, 11:44 (мск) | Общество | РИА ОмскПресс

Текст 3.

Найдите сами по электронному адресу http://media.news.online.yellowpress

V. Речевая агрессия в СМИ

Справка. Под речевой агрессией понимается форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации, обществу в целом. Речевая агрессия является нарушением этико-речевой нормы. С речевой агрессией связано следующих разрядов лексики:

1) слова и выражения, обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность (жулик, бандит);

2) слова с ярко выраженной негативной окраской (расист);

3) названия профессий, употребленные в переносном значении (палач, мясник);

4) метафоры, отсылающие к названиям животных (свинья, кобель);

5) глаголы с осуждающей семантикой (украсть, хапнуть);

6) слова, содержащие негативную экспрессивную оценку личности (гадина);

7) эвфемизмы для слов первой группы (женщина легкого поведения);

8) каламбуры, направленные на унижение или оскорбления адресата (дерьмократы).

Задание 7. Прочитайте фрагменты текстов СМИ, приведенные в статье Т.В. Жарковой «Проблема речевой агрессии в языке современных российских СМИ» (www.sworld.com.ua). Т.В. Жаркова ставит вопрос: подобное качество речи в СМИ – это отражение низкой квалификации журналистов или изменившихся вкусов общества? Как бы на этот вопрос ответили Вы?

«Главное сейчас – раскачать болото», «Своих отмыть или новых нарожать?» (об отечественной науке, «Комсомольская правда».);

«…Бабло и ельцинские олигархи», «ловить и сажать», «дурного бабла жуликам уже не видать» (о работе Счётной палаты, «Аргументы недели»).

II. Аргументация

Задание 3. Расскажите о правилах аргументации. Какие правила предъявляются к тезису? От чего зависит выбор аргументов? Что означают термины «восходящая» и «нисходящая аргументация»? Какие аргументы относят к сильным, какие – к слабым? В каком порядке предъявляются аргументы, что влияет на этот порядок? Когда используют одностороннюю аргументацию, когда – двустороннюю?

Задание 4. ☻В чем различие между индукцией и дедукцией как типами (способами) логического доказательства? Докажите одним из этих способов важный для Вас тезис. Учитывайте, что индукция предпочтительнее для женской, молодежной, дружески настроенной и малоподготовленной аудитории; дедукция – для мужской, старше 23 лет, критически настроенной.

Задание 5. Установите соотношение между следующими понятиями: аргументы по существу и аргументы к человеку; логические аргументы, естественные доказательства, психологические аргументы; этические доводы, доводы к пафосу; аргумент к авторитету, аргумент к угрозе, аргумент к обещанию, аргумент к жалости, «чтение в сердцах».

Задание 6. Найдите тезис и аргументы в следующем отрывке из стенограммы выступления Никиты Михалкова. Определите, к каким этическим ценностям обращается говорящий в данном отрывке (задание взято из учебника «Русский язык и культура речи» / Под редакцией В.И. Максимова, А. В. Голубевой. М., 2012. С. 286):

Я хотел сказать очень важную вещь. Знаете, мне кажется, что очень большое заблуждение, и мы можем очень сильно как бы ошибаться, когда мы говорим о том, что дайте нам сооружения и все будет хорошо. Невозможно думать о здоровье нации физическом, не думая о здоровье нации духовном. Это нереально. Это нереально, потому что когда спортсмен, спорт профессиональный, он всё-таки, так сказать, скоротечен. И в 35-40 лет спортсмен перестает быть спортсменом. Остается человек. Что остается у него в жизни? Если он не знает, как имя и отчество Достоевского, я сейчас утрирую, если у не было вот этого, кроме того что у него тренировки там два или три раза в день, но если не было той внутренней базы культурной и духовной базы, которая в результате делает его спортсменом этой страны, а не любой другой, потому что Вы правильно сказали: метры, секунды – вещь объективная. Но это спортсмен этой страны, и он должен знать, что он спортсмен этой страны, а не какой-нибудь другой.

Предисловие

Проблемы культуры речи занимают важное ме­сто в общеобразовательн

Наши рекомендации