Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации
Обращение к большой аудитории, публичное выступление – еще один уровень социально ориентированного общения. В последующих главах (темах) будут специально рассмотрены особенности ораторской речи, использование речи в средствах массовой информации. Здесь отметим наиболее общие закономерности речевой коммуникации данного уровня.
Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом – значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой).
Но чем неукоснительнее используется стандарт, тем больше нивелируется «единичный» и «уникальный» облик адресанта, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления. Можно утверждать, что чем выше вероятность несовпадения социально-культурного опыта участников общения в больших и сложных по составу коллективах, тем сильнее необходимость типизировать варианты речевого поведения. Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины.
Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно – так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 1-й:
1 Что такое язык?
2 Назовите основные функции языка.
3 Какова структура языка и его уровни?
4.Чем отличаются парадигматические, синтагматические и иерархические отношения между языковыми единицами?
5 Почему язык называют знаковой системой? Какие единицы языка являются основными знаками?
6 Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?
7 Что такое метафоризация речи?
8 Можно ли говорить о речи как о форме поведения? В чем проявляется коммуникативный аспект речи?
9 Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации
10 Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники речевого общения?
11 Назовите известные вам речевые роли говорящих. Дайте общую характеристику стилей говорящих и слушающих.
12 Укажите особенности языка, способные вызвать трудности в восприятии речи.
К подтеме «Речь в межличностном общении», «Речь в социальном взаимодействии»:
1 Чем отличается фатическое речевое поведение от информативного речевого поведения в межличностном взаимодействии?
2 Что такое «эгоречь»? Как она проявляется?
3 Опишите поддерживающий и неподдерживающий стили поведения.
4 Охарактеризуйте нерефлексивный, рефлексивный, эмпатический виды слушания.
5 Каковы отличительные особенности речевой деятельности в социальном взаимодействии?
6 Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера?
7 Приведите основные правила речевой коммуникации, обеспечивающие возможность совместной деятельности.
8 Что такое речевые стратегии и тактики?
9 Чем отличается эгоцентрическая речь детей от социализированной речи взрослых?
10 Как с помощью речевых средств можно демонстрировать социальный статус и регулировать социальные отношения между общающимися?
11 Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?