Тема 9. Социальная и юридическая ответственность организатора культурно-досуговой деятельности.

Наука, природа, техника и человек: поиск понимания и равновесия. Правовые аспекты при использовании технических средств в культурно-досуговых программах, нормативно-правовая база. Техника безопасности. Технический паспорт мероприятия. Техника и творчество.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (круглый стол, дискуссии, групповые рефлексии, анализ видеотекста, социально-ролевые игры, деловые игры и т.д.) в сочетании с использованием современных информационных технологий в рамках внеурочной работы студентов.

7. Методические рекомендации студентам по подготовке к занятиям

Для того, чтобы курс оказался не только интересным, но принес фундаментальные, системные знания, необходимо:

- посещать все лекционные занятия, внимательно слушать преподавателя, задавать вопросы в контексте соответствующей темы лекции;

- активно выступать на занятиях, проявлять учебную инициативу и любознательность, откровенно говорить о сложных и непонятных моментах;

- самостоятельно готовиться ко всем занятиям, используя рекомендованную преподавателем, обязательную и дополнительную литературу;

- выполнять обязательные: реферативные и контрольные работы.

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Контроль работы студентов по курсу «Технические средства в сфере социально-культурной деятельности» осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый.

Текущий контроль проводится на занятиях в виде опроса и при обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которых преподаватель оценивает качество усвоения студентами лекционного материала и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Работа студента, оценивается на основании постоянного контроля за посещением им лекционных и практических занятий, по количеству личных выступлений, выполнению самостоятельной работы.

По итогам освоения дисциплины выполняется тестовое задание – письменная зачетная работа.

Требования к зачётной работе:

- подготовить два вида материала: в текстовом виде (Word 8-10 стр.) и презентационном (Power Point 5-10 слайдов);

- формат текста печатной работы: font style - Times new roman, size - 14, line spacing - 1.5, выравнивание по «ширине», отступы – 1.25;

- границы листа: top – 2, bottom – 2, left – 2, right – 1;

- текстовая работа должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 https://studlance.ru/blog/oformlenie-referata-po-gostu ;

- в текстовой работе все разделы («Содержание», «Введение», главы, параграфы, «Заключение», «Список литературы») должны начинаться с нового листа; примеры оформления - http://sga46.ru/oformlenie-referata ;

- текст в презентации сохраняйте в Times new roman и используйте SmartArt;

- все работы должны быть подписаны;

- в названии электронных документов (текста, презентации) указывается краткое название работы и фамилия студента, например: «Фестивали света_Иванова»;

- текст в презентации должен быть представлен тезисно (читаем и понятен), а в печатном варианте развернуто;

- тема работы должна быть раскрыта глубоко, подтверждена теорией, фактами и примерами;

- наглядность материала приветствуется;

- обязательно в тексте печатной работы при цитировании должны быть ссылки на источники;

- обязательно, в конце презентации должны быть ссылки на источники.

Защита работы проводится в форме сообщения (публичного выступления перед аудиторией). Время доклада – не более 7 мин. Презентация является основой для доклада по теме работы. Допустимо пользоваться

Текстовая зачетная работа сдается для проверки заранее (не позднее 7 дней до защиты) в виде электронного файла. Работа допускается к защите только после ее прочтения преподавателем.

После защиты сдается Печатная работа и презентация сдается.

Структура зачетной работы:

Содержание

Введение

1. Глава 1 «Название главы» – теоретическая часть

1.1 «Название параграфа»

1.2 «Название параграфа»

2. Глава 2 «Название главы» – практическая часть

2.1 «Название параграфа»

2.2 «Название параграфа»

Заключение

Список литературы

Примерные темы докладов и зачетных контрольных работ по дисциплине

1. Оборудование парков и аттракционов как инструмент стимулирования детского творчества.

2. Шоу танцующих фонтанов: техника водного театра.

3. Инновации в книжном и библиотечном деле (электронная книга, семантические издания, интерактивные книги, электронные фонды, электронная библиотека, книжные поисковые сервисы).

4. Интерактивные digital-проекты как инновация в социокультурной анимации.

5. Студийная звукозапись музыкального материала: техника, технологический процесс, творчество.

6. Специфика производства видеоконтента для досуговых мероприятий.

7. Специализированные технические средства в искусстве циркового трюка.

8. Вспомогательные средства event-менеджмента (регистратор проекта, протоколы, программное обеспечение, критерии, расчеты в таблицах, программы развития персонала, банк данных и др.)

9. Искусство пиротехнического шоу: производственно-техническая база.

10. Современные тенденции развития аудиовизуальной техники.

11. Техника как социокультурное явление.

12. Перспективы развития взаимодействия искусства и высоких технологий (сетевое искусство, медиа-арт, digital-арт ).

13. Технические средства в телепроизводстве: техника и творчество.

14. Технический прогресс как один из факторов развития искусства режиссуры эстрадно-массовых представлений.

15. Мультимедиа в современной музейной экспозиции. Видеоарт.

16. Театральные традиции и современная сценическая техника в театральном пространстве. Применение инновационных технологий в репертуарном театре.

17. Проблемы управления подразделением художественно-постановочной части: планирование, организация и контроль работ.

18. Мультимедийный подход к театру: расширение границ образности.

19. Техника в современном представлении – мост от замысла к зрительскому восприятию.

20. Фестивали света - оживление городского культурного пространства: социокультурный аспект.

21. Внедрение виртуального персонажа в среду театрализованного представления (технические средства, технология, взаимодействие с виртуальным персонажем).

22. Эстетические функции театрально-концертных технических средств в художественном решении хореографического номера.

23. Традиционная музыка и синтезаторные технологии. Великие композиторы-электронщики.

Оценка семестровой работы студента строится по бальной системе и складывается из:

- посещения лекционных и практических занятий – до 25-ти баллов;

- непосредственного активного участия в занятиях (сообщения, выступления и дополнения по обсуждаемым вопросам) – до 5-ти баллов;

- самостоятельного изучения вопросов курса, работы с дополнительной литературой по курсу, умения находить ненужную информацию, анализировать и трактовать ее в соответствии с целями и задачами занятия – до 15-ти баллов;

- умения ориентироваться во всем материала изучаемого курса, соотносить новый материал с пройденным, формировать и аргументировано доносить свою позицию, делать общие выводы по выбранной теме – до 10-ти баллов;

- владения профессиональным понятийным аппаратом – до 5-ти баллов;

- выполнения письменной итоговой контрольной работы – до 40-ти баллов.

Допуск к зачету (защите итоговой контрольной работы) – минимум от 65-и баллов.

Методическое обеспечение самостоятельной работы состоит из:

- изучения дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем;

- самостоятельного поиска дополнительной литературы;

- организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1 Основная литература:

1. Айзенберг Ю.В. Световые приборы: Учебник для электромеханических техникумов. – М.: Энергия, 1980. – 464 с.

2. Базанов В.В. Техника и технология сцены - Л.: «Искусство», 1976. – 365 с.

3. Базанов В.В. Охрана труда в театрально-зрелищных предприятиях - Спб.: КультИнформПресс, 2005. – 95 с.

4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости – М.: Медиум,1996. – 240 с.

5. Бьюик П. Живой звук - М.: Шоу-Мастер 1998. - 178 с.

6. Вендоров Н.И. Звук в телевизионной программе. Учебное пособие. – Л.: ЛГИТМиК, 1988. – 55 с.

7. Гук А.А. Эстетика видео: технология, творчество, поэтика: Монография. – М.: МГУКИ, 2009. – 102 с.

8. Емельянов Е.Д. Звукофикация театров и концертных залов: Учебник. – М.: Искусство, 1989. – 272 с.

9. Казанцева А. В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов. –М.: АСТ, CORPUS, 2016. – 177 с.

10. Карлсон В., Карлсон С. Настольная книга осветителя: Пер. с англ. Д.М. Демуровой под ред. С.В. Шульца – М.: ГИТР: Флинта, 2004. – 320 с.

11. Нисбетт А. Звуковая студия. Техника и методы использования: Пер. с англ. под ред. Б.Г. Коллендера. - М.: Связь, 1979. – 464 с.

12. Новые аудиовизуальные технологии: Учеб. пособие / Рос. ин-т культурологии; отв. ред. К.Э.Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 484 с.

13. Извеков Н.П. Техника сцены: учебное пособие - Л.: «Искусство», 1940. – 314 с.

14. Исмагилов Д.Г., Древалёва Е.П.
 Театральное освещение - М.: ЗАО «ДОКА Медиа», 2005. - 360 c.

15. Оборудование звукотехнических комплексов киностудий. Методические указания. Под редакцией О.А. Оськовой. СПб.: СПбИКиТ, 1995. – 77с.

16. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 719 с.

17. Рывин В.Я. Устойчивость театральных декораций: учебное пособие – Л.: ЛГИТМиК, 1987. – 83 с.

18. Самуэльсон Д. Киновидеокамеры и осветительное оборудование: Выбор и применение: Пер. с англ. П. Смоляковой при участии Е. Герасимовой Д. Серебрякова под ред. А. Кириллова – М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2004. – 240 с.

19. Соколова М.Е.
Социальное время и новые электронные технологии: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр социальн. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социальной психологии. Отв. ред. Гирко Л.В. – М, 2006. – 105 с.

20. Федотов А. Техника театра кукол – М.: Искусство, 1963. – 205 с.

21. Щепетков Н.И.Световой дизайн города: Учебное пособие – М.: Архитектура-С, 2006. – 320 с.

22. Экскузович И.В. Техника театральной сцены в прошлом и настоящем - Л.: Прибой, 1930. – 399 с.

7.2 Дополнительная литература:

1. Арнхейм Р. 
Искусство визуального восприятия: Пер. с англ. В.Н. Самохина под общ. ред. В.П. Шестакова / под ред. Р. Ф. Медведева, В.А. Пузанков, М.: «Прогресс», 1974. – 386 с.

2. Бабков В. Музыкальное и театральное продюсирование. ART-менеджер М. 2008 - 634 стр.

3. Воскресенская М.Н. Звуковое решение фильма. М.: «Искусство», 1978. – 85с.

4. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: Учебник для студентов вузов культуры и искусства. – М.: Изд. Дом МГУКИ, 2009. – 470 с.

5. Краткий словарь специальной терминологии по основным жанрам циркового искусства.Составитель: Москаленко Б. Д. – М.: Гос. уч-е циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева, 2000. – 25 с.

6. Пригожин И.И. Политика – вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. – М.: ООО «Алкигамма», 2001. – 320 с.

7. Свобода И. Тайна театрального пространства. Лекции по сценографии. / пер. с итал. А. Часовниковой. – 2-е изд.- М.: Изд-во «ГИТИС», 2005. – 144 с.

8. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Часть первая: Учебник – М.: Издатель А.Г. Дворников, 2000. – 242 с.

9. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Часть вторая: Учебник – М.: Издательство «625», 2001. – 207 с.

10. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Часть третья: Учебник – М.: Издатель А.Г. Дворников, 2003. – 206 с.

11. Троицкий А.К. Poplex: Энциклопедия современных поп-музыкальных терминов – М.: Амфора, 2009. – 97 с.

12. Фрей Д. Микширование «живого» звука: Пер. с англ. - М.: Редакция «IN/OUT», 1996. - 131 c.

7.3 Периодические издания:

1. Журнал «Звукорежиссер». Издательство «625»

2. Журнал «Империя света. Свет и светотехника»

3. Журнал «Театр масс» профессиональный журнал по проблемам массовых форм театрального искусства: ООО «Издательский дом «ФортеПресс»

4. Журнал «Шоу-мастер»

5. Журнал «625». Издательство «625»,

6. Журнал «IN/OUT»

7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Слушателям при изучении дисциплины рекомендуется использовать источники в сети Интернет, где представлены материалы и статьи по техническим средствам в социально-культурной деятельности, результаты современных научных исследований.

Сайты:

http://window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных Интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека для общего и профессионального образования, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.

http://www.gumer.info/ - библиотека гуманитарных наук;

http://cyberleninka.ru - научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки, основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии и повышение цитируемости российской науки;

http://www.show-master.ru - интернет-журнал о шоу-технике;

https://tvkinoradio.ru/ - Портал о телевидении, кино и радио. Рубрики ресурса содержат множество статей на тему техники и технологии в теле- и кинопроизводстве;

http://www.ascreen.ru;

http://topzvuk.com - специализированная информационная организация, занимающаяся освящением событий связанных с музыкальной тематикой, а так же публикующая обучающий и новостной материал. Основные направления сайта: оперативное обеспечение пользователей музыкально-социальной, культурной информацией; создание единой социально активной площадки для общения специалистов рынка шоу-бизнеса; создание базы данных полезных развивающих материалов; создание базы данных специалистов работающих в сфере шоу-бизнеса.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Дисциплина поддерживается материально-техническим обеспечением:

1. аудиторный фонд, оснащенный мультимедийным оборудованием, аудио оборудованием и широкоформатным телеэкраном, аудиторным оборудованием для работы студентов;

2. технические средства сцены учреждений культуры Омской области и г. Омска.

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки социально-культурная деятельность, программе профильной подготовки менеджмент социально-культурной деятельности и программе профильной подготовки социально-культурные технологии в индустрии досуга.

Наши рекомендации