Другие теории когнитивного развития

Хотя теория Пиаже остается на сегодняшний день самой влиятельной, она только одна из многих теорий о стадиях развития познания, предложенных западными учеными. В XVIII веке немецкий философ Хегель расположил все общества по эволюционной шкале на основе классификации религиозных верований, рассматривая христианство как высшую форму религии. Количество теорий о стадиях развития увеличилось в XIX веке после того, как широко известной стала эволюционная теория Дарвина. Несколько авторов предложили теории стадий развития человечества от дикого состояния до цивилизации.

В начале XX века французским философом Леви-Брюлем была предложена одна из самых влиятельных теорий стадий (1910,1922,1949). Так же как и ученые до него, Леви-Брюль вывел большинство своих заключений на основе материала о мистических и религиозных представлениях народов, не относящихся к западной культуре. Леви-Брюль предложил теорию большой границы и отделил мышление людей на Западе от мышления людей, живущих в примитивных обществах. Он охарактеризовал не западные культуры как представляющие иной тип мышления, которое он приписал влиянию культуры. В соответствии с Леви-Брюлем, людям на Востоке не мешают логические противоречия, и им недостает четкого понимания индивидуальной идентичности. Совсем недавно некоторые ученые выдвинули новые теории большой границы. Хотя эти исследователи по-разному называют данные группы, их деление человечества схоже. Во всех этих теориях культурное развитие или мышление людей с Востока, как правило, считается или хуже мыш­ления европейцев, или дефектным.

Относительно этих теорий нужно сделать несколько замечаний. Во-первых, вероятно, не случайно, что теории стадий, разработанные на Западе, оценивают людей из других культур (и меньшинства в своей собственной стране) относительно того, насколько близко они напоминают представителей Запада, и тем самым авторы этих теорий помещают себя на более высокую ступень развития. Так, например, популярность теорий стадий в XIX веке совпадала с периодом колониального империализма. Теория стадий оправдывала мировое господство европейцев, так как они базировались на явном превосходстве европейской цивилизации.

Существовали также и другие проблемы. Теоретики стадий постоянно оценивали рациональное мышление представителей Востока с точки зрения их магических и религиозных представлений, в то время как рациональность западных представлений обычно не подвергалась сомнению. Теорию Леви-Брюля на протяжении многих лет сильно критиковали коллеги-антропологи, не принимавшие ни его методологии, ни заключений. Леви-Брюль основывал свои работы на историях, рассказанных миссионерами и путешественниками, и многие из них едва умели разговаривать на местном языке.

Однако не только западные ученые мыслят, исходя из этноцентристских предпосылок. Как показано в кросс-культурных исследованиях, во многих культурах люди предпочитают представителей своей группы и оценивают их более позитивно, чем аутсайдеров. Например, исследование, оценивавшее мысли людей о себе и о других, в которых участвовали представители 30 различных культур Восточной Африки, продемонстрировало, что члены каждого общества высоко оценивали самих себя и считали аутсайдеров «продвинутыми», когда их культура была похожа на культуру их собственной группы.

Это вновь возвращает нас к теории Пиаже, у которой есть несколько весомых достоинств. Теория Пиаже значительно сложнее прежних теорий. Когда Пиаже придумывал задания, чтобы оценить понятия в экспериментальной обстановке, он установил новый стандарт для оценки когнитивного развития, который не так сильно подвержен этноцентрическому предубеждению. Тесты Пиаже могут проводиться и проводились кросс-культурно, их результаты четко очерчены и они не базиру­ются на субъективных представлениях исследователя (хотя выбор инструментов исследований и интерпретация данных все еще подвержены предубеждению исследователя). Все же когнитивное развитие - сложная тема, и вряд ли такие теории могут охватить в полном объеме весь этот сложный процесс.

НРАВСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ

Еще одна область развития человека имеет решающее значение для становления полноценно функционирующей и зрелой личности, способной принимать участие в общественной и культурной жизни. Это сфера нравственных суждений и оценок. По мере взросления у детей вырабатываются все более сложные способы понимания окружающего мира. Эти когнитивные изменения также приводят к изменениям в их понимании нравственных оценок. Ребенок, а затем и взрослый считает что-то плохим или хорошим в зависимости от интерпретации условий вознаграждения и наказания за соблюдение принципов добра и зла Культура и нравственность

Нравственность и культура взаимосвязаны. Нравственные принципы и этические нормы лежат в основе представлений человека о том, что правильно, а что - нет, и соответствующего им поведения. Эти принципы - продукт конкретной культуры и общества, и они передаются от одно­го поколения к следующему. Таким образом, нравственность в значительной степени подвержена влиянию основной, субъективной и имплицитной культуры, в которой она сформировалась. Нравственность и мораль также лежат в основе законов, которые формально определяют приемлемое и неприемлемое поведение. Так что культура также влияет на законы общества. По этим и другим причинам нравственность занимает особое место в нашем понимании культуры и культурных различий.

Наше знание о развитии навыков нравственной оценки во многом обусловлено работами психолога по имени Лоуренс Кольберг. Его модель нравственного суждения и оценок базируется главным образом на теории когнитивного развития Пиаже.

Теория нравственности Кольберга

Теория нравственного развития Кольберга указывает на три основных уровня развития навыков нравственного суждения. (Кольберг разделил каждый из этих трех уровней на две стадии, так что всего им описано шесть стадий нравственного развития.

1. Преконвенциональная нравственность. На этом уровне ребенок подчиняется правилам, чтобы избежать наказаний и заслужить вознаграждение. Человек, действующий на этом уровне нравственности, будет осуждать воровство и считать его плохим, потому что вора могут схватить и бросить в тюрьму или наказать каким-либо другим способом. В сущности, в данном случае оценка со­относится с наказанием (вознаграждением) и поступком.

2. Конвенциональная нравственность включает уступку правилам, которые определяются одобрением других или общественными нормами. Человек, действующий на этом уровне нравственности, сочтет воровство дурным поступком, потому что оно противозаконно и остальные члены общества, как правило, не одобряют его.

3. Постконвенциональная нравственность включает нравственное суждение, основанное на индивидуальных принципах и совести человека. Человек, действующий на этом уровне нравственности, оценивает воровство в контексте или социальных, или общественных потребностей, или своих собственных нравственных представлений и ценностей, вытеснивших потребности общества или группы.

Универсальность или культурная специфика нравственных принципов и суждений стала областью, в равной степени привлекшей пристальное внимание антропологов и психологов. В ряде работ по антропологической этнографии исследовались нравственные принципы и области в различных культурах. Многие из этих работ дополняют и подвергают вполне обоснованному сомнению распространенные в индустриальном обществе представления о морали. Культура, нравственность, этика и закон тесно взаимосвязаны между собой. Подтверждения универсальности теории Кольберга

Данные ряда кросс-культурных исследований показывают, что многие аспекты теории нравственности Кольберга универсальны. Снери, например, рассмотрел 45 исследований, включающих участников в 27 странах, и сделал вывод, что первые две стадии Кольберга можно считать универсальными. Другие ученые пришли к похожим выводам, в том числе Ма, исследовавший жителей Гонконга, материкового Китая и Англии; Ма и Чанг, проводившие эксперименты с участниками из Гонконга, материкового Китая, Англии и Америки; Хау и Лью в исследовании с китайскими участниками из Гонконга.

Некоторые кросс-культурные исследования о нравственном суждении говорят о том, что и более высокие стадии нравственной оценки и суждения Кольберга в целом универсальны. Одна из основных предпосылок теории Кольберга заключается в том, что нравственное суждение на базе индивидуальных принципов и совести, независимо от социальных законов или обычаев культуры, отражает самый высокий уровень нравственного суждения. Однако хотя демократические понятия индивидуализма и личной совести могут вполне подходить для конкретных случаев в каком-то определенном месте и в определенное время, не­ясно, отражают ли эти же понятия универсальные нравственные принципы, применимые ко всем людям во всех культурах. Критика теории Кольберга

Джиллиган и ее коллеги подвергли сомнению теорию Кольберга и указали, что деление на стадии явно производилось с предубеждением, а на самом деле представления о взаимоотношениях у женщин и мужчин противоположны. Джиллиган считает, что мораль у мужчин базируется на представлении об абстрактной справедливости, а женщина судит о нравственности и думает прежде всего об обязанностях и ответственности. Однако несмотря на горячие дебаты, обзор исследований позволяет сделать вывод, что такие гендерные различия в нравственных оценках и суждениях на самом деле не­значительны.

Некоторые исследователи критиковали теорию Кольберга за то, что в ней сохранялись культурные предубеждения. Миллер и Берзофф сравнили реакции на задание с нравственной оценкой у респондентов из Индии и США. Индийские испытуемые, и дети и взрослые, считали, что если человек не помогал другому - то это было гораздо более худшим нравственным проступком, чем по мнению американских испытуемых, независимо от того, угрожала ли эта ситуация жизни или человек, которому нужно было помочь, был родственником испытуемого. Эти исследователи интерпретировали культурные различия как имеющие отношение к ценностям кооперации и справедливости и предположили, что индусов обучают социальной ответственности в более широком смысле - индивидуальной ответственности за помощь человеку в трудной ситуации. Миллер и Берзофф разрабатывали тему отзывчивости, и эти же вопросы связаны с заявлением Джиллиган о гендерных предубеждениях в американских исследованиях. Вполне возможно, однако, что данные, приводимые Джиллиган, обусловлены как гендерными, так и культурными различиями. Кросс-культурные исследования нравственных суждений

Снери, чей обзор был упомянут выше, также приходит к выводу, что нравственное суждение на более высоком уровне гораздо больше зависит от условий конкретной культуры, чем первоначально предполагал Кольберг. Другие исследования кросс-культурной литературы, проведенные Берглингом и Эдвардсом, подтверждают эту точку зрения. Теория Кольберга, так же как и методология оценки стадий морали в зависимости от вербального суждения, вполне возможно, не учитывает более высокого уровня нравственности в соответствии с оценкой других культур. Если различные культуры действительно определяют такой более высокий уровень нравственности на основании совершенно разных параметров, то эти различия могут включать глубокие различия в суждениях людей о нравственной и этической приемлемости. Вполне возможно, что существуют фундаментальные различия в основах нравственности и морали в разных культурах, особенно если учесть, что их подпитывает, и они сами подпитываются конкретной субъективной культурой. Кроме того, эти фундаментальные отличия в нравственности как функция культуры формируют основу для возможных межкультурных конфликтов.

Одно современное исследование служит ярким примером того, как исследование нравственности на разных уровнях абстракции - от усвоенных через культуру идей до поведения - может иметь большое значение для понимания культурного сходства и различий в нравственном суждении. В этой работе ученые проанализировали просоциальные нравственные суждения у бразильских и американских подростков. Кроме того, они оценили реальное просоциальное поведение на основе рейтинга сверстников.

В обеих культурах возрастные и гендерные различия в просоциальных нравственных оценках совпадали, а также была одна и та же взаимосвязь между просоциальными нравственными суждениями и просоциальным поведением. Что касается усвоенного нравственного суждения, то существовали культурные отличия, и американские под­ростки показывали более высокие результаты, чем бразильские. Эти данные показывают, что культурное сходство и различия в нравственном суждении и поведении можно объяснить, если учесть разные уровни нравственности, которые исследовали ученые. Кросс-культурные исследования должны будут учесть такое многоуровневое представление о нравственности, чтобы исследовать сходства и отличия в одних и тех же группах участников на примере самых разных психологических феноменов, связанных с нравственностью.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В процессе социализации когнитивное и нравственное развитие составляет две части общей картины развивающегося человека. Третья основная составляющая нашей мозаики - это социальное и эмоциональное развитие. И действительно, этот аспект нашей жизни не менее важен для нас, чем развитие мыслительных навыков. Теория социально-эмоционального развития Эриксона

Одна из доминирующих теорий социально-эмоционального развития была предложена известным ученым Эриком Эриксоном. Теория социально-эмоционального развития Эриксона - это на самом деле теория социализации на протяжении всей жизни человека. Эриксон считает, что процесс развития проходит постоянно на протяжении всей жизни от рождения до преклонного возраста. Эриксон выделяет восемь общих стадий развития в жизни человека, каждая из которых характеризуется конфликтом или напряжением, связанным с тем, что человек сам должен определить свой дальнейший путь развития.

1. Базовое доверие против недоверия (младенчество). В младенчестве человек испытывает конфликт между доверием и недоверием. Он разрешается в каждом человеке в разной степени, будучи функцией того, как младенец взаимодействует со своими родителями или воспитателями и другими людьми, окружающими его. Маленькие дети, вероятно, самые зависимые существа из всех новорожденных животных и должны доверять окру­жающим, чтобы удовлетворить свои потребности. Именно в процессе такого взаимодействия между младенцем и воспитателями и родителями, удовлетворяющими потребности ребенка, он развивает чувство доверия или недоверия.

2. Автономия против стыда и сомнения (ребенок, начинающий ходить). Когда младенцы развивают моторные навыки и координацию мускулатуры, они начинают действовать как автономные существа. Подвижность привносит ощущение независимости, компетенции и мастерства (спросите об этом у кого-нибудь, кто только что получил водительские права!). То, как воспитатели и окружающие малыша люди воспринимают его новые навыки, формирует основу для решения конфликта, связанного с развитием этих навыков.

3. Инициатива против чувства вины (дошкольники). На этой стадии развития малыши начинают координировать свои постоянно развивающиеся моторные навыки и планируемые цели, чтобы осуществить целенаправленные действия. Насколько окружающая детей среда отвечает новым требованиям, которые они выдвигают? Будут ли подкреплены усилия ребенка в период инициации? Или им помешают воспитатели и другие люди? Ответы на эти вопросы формируют базу для разрешения детьми основного конфликта этой стадии.

4. Трудолюбие против неполноценности (дети 6-12 лет). Во многих обществах и культурах этот возраст соответствует периоду, когда начинается формальное обучение, и часто он совпадает с обучением в начальной школе. По мнению Эриксона, именно в этот период жизни подростки интересуются этикой работы и дисциплиной - понятиями, связанными с чувством трудолюбия. В той степе­ни, в которой ощущение трудолюбия не развивается, этот период в жизни может повлиять на чувство неполноценности.

5. Идентичность против спутанности ролей (подростковый возраст). Половая зрелость приводит к биологическим и физиологическим изменениям у подростков и глубоким социальным и психологическим проблемам. Для этого периода характерен основной вопрос о том, кто мы такие с точки зрения индивидуальной идентичности, места и роли в жизни. Половая зрелость вынуждает нас задавать этот вопрос и отвечать на него. В той степени, в какой мы отвечаем на этот вопрос, у нас развивается чувство уверенности и идентичности. В противном случае у нас в сознании происходит смешение ролей.

6. Близость против изоляции (ранняя зрелость). Чувство близости характеризует степень, в которой люди могут развить близкие и интимные отношения с окружающими. Противоположность близости - изоляция и погружение в себя, неспособность устанавливать такие отношения. Предположение Эриксона о большом значении близости в человеческой жизни определяет социальную природу его теории и его понимание людей как социальных животных.

7. Генеративность против стагнации (зрелый возраст). В зрелом возрасте мы сталкиваемся с размышлениями о продуктивности собственной жизни. Насколько мы чувствуем себя полезными или продуктивными в наших рабочих или близких отношениях, настолько наша жизнь характеризуется высокой степенью генеративности. Существенный аспект генеративности - это представление о том, что наша деятельность обладает значимостью для следующего поколения. Безуспешное решение этого конфликта приводит к ощущению стагнации и вопроса о цели и пользе прожитой жизни.

8. Целостность эго против отчаяния (пожилой возраст). Последняя стадия жизни характеризуется размышлением обо всей жизни в целом. Когда мы оглядываемся назад и размышляем о своей жизни, то задаем вопрос о том, как мы входили в каждую стадию жизни и как разрешали каждый вопрос и конфликт. В той степени, насколько мы оглядываемся назад и гордимся тем, как мы столкнулись с каждым конфликтом и разрешили его, мы вырабатываем чувство целостности в представлении о нашей жизни и о самих себе. В противном случае мы испытываем отчаяние и отвращение. Теория Эриксона в контексте приобщения к культуре

Хотя Эриксон разработал свою теорию в США, исследования, на которых она была основана, включали работы представителей разных культур: запад­ноевропейской, американской и культуры коренных жителей Америки. Сам Эриксон родился и воспитывался не в США, а в Европе, и поэтому получил опыт на базе разных культур. Широкий кругозор позволил ему разработать теорию социализации и социально-эмоционального развития. Эриксон хотел, чтобы в целом эта теория была применима к разным культурам. Кросс-культурные и антропологические исследования подтверждают теорию Эриксона.

Ряд существенных черт в этой теории помогает нам понять процессы приобщения к культуре. Во-первых, конфликты, характеризующие каждую стадию, не приводят к однозначному выбору решений типа или/или. Напротив, их следует рассматривать как вехи в том промежутке, в котором каждый человек характеризует себя. Различия между людьми можно понять как различия в степени, а не абсолютные различия в дихотомических решениях этих конфликтов.

Во-вторых, «успешные» решения на каждой стадии зависят отчасти от успешного разрешения конфликта на предыдущей стадии. С этой точки зрения приобщение к культуре можно считать рядом явлений, связанных вместе серией решений на протяжении всей жизни.

В-третьих, культуры отличаются в том, как они определяют «успешность» того или иного решения. Например, в то время как в американской культуре предпочтительным исходом второй стадии считается ощущение автономии, в других культурах предпочитают, чтобы дети были менее автономными и более зависимыми от других. С точки зрения теории Эриксона, важно не то, что она на каждой стадии дает предпочтительное решение, а то, что формируется конфликт, который люди должны решить. Разные культуры могут предоставить различные тенденции для решения этих конфликтов.

В-четвертых, ярлыки, которые Эриксон пер­воначально использовал для описания конфликтов, лежащих в основе каждой стадии, могут быть менее приемлемыми в разных культурах. «Стыд и сомнение» определенно имеют негативные коннотации в английском языке. Однако в качестве альтернативы «автономии» люди могут предпочитать решения в другой культуре, в которой это же решение может восприниматься совершенно иначе. Люди из коллективистских культур, которые не поощряют автономию личности и способствуют вырабатыванию ощущения зависимости от других, могут считать альтернативой автономии «зависимость» или «отношения поглощения». Интересно, что стыд часто используется в этих культурах как социальная санкция против слишком большой автономии.

Наконец, Эриксон четко указывает, что хотя продвижение по этим стадиям в чем-то обязательно, они не всегда будут фиксированными. Описанные им конфликты могут, в действительности, существовать на протяжении всей жизни, но имеют особую значимость в определенные периоды. Такое представление о социально-эмоциональном развитии придает теории Эриксона особенно полезную гибкость для понимания кросс-культурной социализации.

Теория Эриксона формирует структуру, которую можно использовать для того, чтобы понять социально-эмоциональный контекст развития и процесс приобщения к культуре. Такая теоретическая структура, выдвигающая на первый план эмоциональные конфликты, с которым должны справляться дети и взрослые, помогает нам осознать, что процессы социализации и приобщения к культуре наполнены эмоциональными конфликтами и имеют важное эмоциональное значение для развития.

ДРУГИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ

Кросс-культурные исследования психологических процессов развития по-прежнему наиболее популярны и на то имеются веские причины. Когда мы хотим объяснить, как и почему культурные отличия возникают среди взрослых, то психологи и ученые обращаются к исследованию развития, чтобы объяснить причины и контекст онтогенеза культурных отличий.

Прошедшее десятилетие стало показателем возобновившегося интереса к кросс-культурным ис­следованиям, несомненно, по большей части из-за повышенного интереса к культуре во всех сферах психологии. Исследования охватили многие процессы, связанные с развитием, в том числе и целями и обязательствами, ориентированными на будущее, с процессами оценки, социальными ожиданиями, эмоциональными взаимоотношениями в подростковом возрасте, настойчивостью в выполнении задач, реакцией дошкольников на конфликт и дистресс, способность справиться с тестами и социальным взаимодействием. Несомненно, существуют и другие исследования на тему развития. В целом, такие исследования выдвигают на первый план сходства и различия в развитии в разных культурах и прокладывают путь для новых исследований в этих областях в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой половине этой главы мы рассмотрели, какой вклад в наши знания о процессе социализа-ции и приобщения к культуре вносят психология развития, образования, социология и антропология. Во второй половине главы мы увидели, как культура порождает сходство и различие в разных областях развития, в том числе когнитивной, в сфере нравственных суждений и социально-эмоционального развития.

Исследование развития, представленное в этой главе, дает исчерпывающее представление о том, каким образом проходит приобщение к культуре и как культура влияет на ряд процессов психологического развития. Все же предстоит еще много работы. Будущие исследования должны непосредственно рассмотреть характер процесса приобщения к культуре, изучить влияние многочисленных источников приобщения к культуре на развитие самой культуры. Вероятно, наше определение и понимание культуры различны на разных стадиях развития. Например, культура у маленького ребенка может быть представлена исключительно как схемы или паттерны подкрепленного действия ниже уровня идентичности и вербального осозна­ния. В будущем следует изучить, как культура влияет в этих случаях и как практика развития, взаимосвязанная с привязанностью, воспитанием детей и тому подобным, воздействует на дефиниции в культуре.

ГЛОССАРИЙ

Авторитарные родители - стиль воспитания, когда родители ожидают беспрекословного подчинения и считают, что ребенка нужно контролировать.

Авторитетные родители - стиль воспитания, который считается строгим, справедливым и разумным. Такое воспитание способствует формированию психологи­чески здоровых, компетентных и независимых детей, которые легко устанавливают отношения сотрудничества и непринужденно ведут себя в социальной ситуации.

Агенты социализации - люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.

Аккомодация - процесс изменения понимания мира человеком, так чтобы приспособить представления, противоречащие существующим понятиям.

Аккультурация - процесс адаптации к культуре или приспособление к другой культуре, отличной от той, в которой воспитывался человек.

Амбивалентная привязанность - тип привязанности, при котором дети не уверены в своей реакции на мать и колеблются, то стремясь привлечь ее внимание, то отвергая его. В этом случае матери, как правило, неотзывчивы и недостаточно участливо относятся к ребенку.

Анимизм - представление о том, что все предметы являются одушевленными.

Ассимиляция - процесс приспособления новых идей к уже существующему пониманию мира.

Безразличные родители - стиль воспитания, когда родители слишком увлечены своей собственной жизнью, нечутки к детям и кажутся равнодушными к ним.

Замкнутый тип привязанности - тип привязанности, когда дети отталкивают своих матерей, которые кажутся им слишком стимулирующими и навязчивыми.

Когнитивное развитие - отрасль психологии, которая изучает, как навыки мышления развиваются со временем. Основная теория когнитивного развития - это теория Пиаже.

Конвенциональная нравственность - второй уровень нравственного развития в теории Кольберга, когда особое внимание придается выполнению правил, определяемых одобрением других людей или правилами общества.

Критерий согласия - взаимодействие темперамента ребенка с темпераментом родителей, считающееся ключевым для развития личности.

Легкий темперамент - тип темперамента, характеризующийся очень регулярным, легко адаптирующимся типом поведения средней интенсивности, позитивный и чуткий.

«Медленно разогревающийся» - тип темперамента, когда детям требуется какое-то время, чтобы сменить деятельность и перейти от одних переживаний к другим. Хотя сначала они могут уйти от ситуации или не­гативно отреагировать, если им дать время и поддержать их, они приспосабливаются и реагируют позитивно.

Необратимость - неспособность представить процесс «движения в обратную сторону и падения».

Ниша развития - парадигма, внутри которой дети начинают познавать культуру. Включает физическое и социальное окружение, обычаи, связанные с воспитанием, и психологию воспитателей.

Постконвенциональная нравственность - третий уровень нравственного развития в теории Кольберга, когда нравственное суждение строится на основе индивидуальных принципов и совести.

Преконвенциональная нравственность - первый уровень нравственного развития в теории Кольберга, когда человек следует правилам, чтобы избежать наказания и заслужить вознаграждение

Привязанность - особая связь, которая устанавливается между младенцем и его родителями или воспитателями. Качество этой связи оказывает влияние в течение всей нашей жизни на отношения с возлюбленными.

Приобщение к культуре - процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры.

Снисходительные родители - стиль воспитания, когда родители разрешают детям регулировать свою собственную жизнь и мало наставляют их.

Сохранение - осознание того, что физические параметры предметов остаются теми же самыми, даже когда меняется форма или внешний вид.

Социализация - процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овла­дение социальными и культурными нормами, установками и системами представлений.

Темперамент - реакция на окружающую среду, которая возникает от рождения и вызывает разные реакции у окружающих ребенка людей. В целом считается, что темперамент - это стиль взаимодействия со средой, основанный на биологическом строении.

Теории большой границы - теории когнитивного развития, которые предполагают, что мышление людей на Западе находится на более высокой ступени, чем у людей, живущих в примитивных обществах.

Трудный темперамент - тип темперамента, который характеризуется напряженностью, неровностью и уходом, в целом сопровождается отрицательными эмоциями.

Устойчивый тип привязанности - тип привязанности, когда дети растут сердечными и чуткими.

Центрирование - тенденция сосредоточиваться на одном аспекте проблемы.

Эгоцентризм - неспособность встать на точку зрения другого человека и понять его.

Глава 8.

Наши рекомендации