Осознание этнической принадлежности

Зависимость результата приобщения к культуре от стадии осознания этнической принадлежности - это тема, привлекающая большое внимание исследователей в последние годы. Понятия этнической принадлежности и приобщения к культуре отличаются между собой, поскольку этническая принадлежность подразумевает осознание человеком культуры и этнической общности. Конечно, чело­век может пройти процесс приобщения к культуре неосознанно. Исследования показали, что процесс развития этнической принадлежности проходит в несколько стадий.

Изучая развитие этнической принадлежности у американцев мексиканского происхождения, Бернал обнаружил, что маленькие дети (в возрасте около 4 лет) очень мало знают о своей этнической принадлежности. По мере взросления их понимание культурного наследия наро­да становится шире и сложнее. Финней и Чавира показали, что сознание этнической принадлежности продолжает расти в течение юности и ранней зрелости и связано с са­мооценкой человека.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что обучение культуре происходит через когнитивные ситуативные схемы и структуры, связанные со специфическими контекстами, и содержание культуры строится через эти контексты по мере того, как индивиды развивают способность познавать общество. Осознание содержания культуры приводит к развитию этнической при­надлежности, которая появляется позже, чем расовая принадлежность. Для проверки этих идей требуются дальнейшие сравнительные исследования процессов приобщения к культуре и развития этнической принадлежности у разных народов мира.

КУЛЬТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В первой половине этой главы рассказывалось о том, как люди усваивают содержание культуры. Во второй половине анализируются культурные сходства и различия процессов развития, включая процессы когнитивного, социоэмоционального и морального развития. Эти вопросы представляют большой интерес для ученых, занимающихся психологией развития, как общей, так и сравнительной, и подразумевают тесную связь культуры и процессов развития.

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Теория Пиаже

Когнитивным развитием занимается отрасль пси­хологии, изучающая, как развиваются мыслительные навыки в течение жизни человека. Теории развития познания традиционно касались периода от детства до зрелости. Во второй половине XX века в этой области психологии доминировала теория когнитивного развития Пиаже. В основу теории Пиаже положил свои наблюдения за швейцарскими детьми. Он обнаружил, что дети в разном возрасте по-разному решают одни и те же задачи. Для объяснения этих различий Пиаже предложил выделить четыре стадии развития детей.

1. Сенсомоторная стадия. Эта стадия обычно продолжается от рождения До 2 лет. Для сенсомо-торного периода характерно беспокойство в присутствии незнакомых людей. Самое важное достижение на этой стадии - понимание постоянства объектов, т. е. знание того, что объекты существуют, даже если они не находятся в поле видимости. На раннем этапе этой стадии развития дети считают, что если игрушка не видна (например, мячик закатился под диван), она перестает существовать. На более позднем этапе дети уже будут искать потерянный мячик под диваном, демонстрируя понимание продолжительности существования объекта. Другие когнитивные достижения этой стадии, включая отложенную имитацию, усвоение языка, способность к воображению, имеют большое значение для последующего когнитивного развития и приобщения к культуре. Способность к имитации и воображению - важные компоненты обучения посредством наблюдения, а языковые навыки необходимы для коммуникативной и вербальной социализации.

2. Неоперациональная стадия. Эта стадия про­должается от 2 до 7 лет. Для описания этой стадии Пиаже использует 5 терминов: сохранение, центрирование, необратимость, эгоцентризм и анимизм. Сохранение - это осознание (или, на этой стадии, отсутствие осознания), что физическое количество предметов остается тем же, если они меняют форму или внешний вид. Центрирование - это тенденция фокусировать внимание на одном аспекте проблемы. Необратимость - это неспособность представить себе обратный ход событий. Эгоцентризм - неспособность представить себя на месте другого и понять точку зрения другого человека. Анимизм - вера в то, что все вещи, включая неживые объекты, живые. Например, детям на дооперациональной стадии лежащая книга может показаться «усталой» или «нуждающейся в отдыхе» или они могут решить, что луна следует за ними.

3. Стадия конкретных операций. Эта стадия длится от 6 или 7 лет до 11. На этой стадии дети приобретают новые мыслительные навыки, дающие возможность оперировать конкретными объектами и событиями. Они могут представить себе обратный ход событий и сфокусироваться сразу на нескольких аспектах проблемы. Дети начинают понимать, что существуют другие точки зрения, отличающиеся от их собственной. Эти новые способности позволяют детям овладеть принципом сохранения. На стадии конкретных операций ребенок понимает, что шесть яблок останутся шестью яблоками, независимо от того, как и где они лежат, и количество глины в комке не меняется от того, что ему придают разную форму. Эта способность нехарактерна для детей дооперацио­нальной стадии. Однако вместо того чтобы продумывать решение задачи до конца, дети полагаются на стратегию проб и ошибок.

4. Стадия формальных операций. Эта стадия начинается в 11 лет и продолжается во взрослом возрасте. На стадии формальных операций у человека развивается способность мыслить логически о таких абстрактных понятиях, как мир, свобода и справедливость. Он системно и вдумчиво относится к решению проблем

Переход от одной стадии к другой часто происходит постепенно, по мере того как дети развивают новые способности, сохраняя иногда прежний образ мышления. Когда дети находятся в состоянии перехода из одной стадии в другую, поведение некоторых из них может представлять собой некую «смесь» элементов двух стадий. Пиаже предположил, что переход из одной стадии в другую осуществляется с помощью двух механизмов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция - это процесс приспособления новых идей к уже существующему пониманию мира. Термин аккомодация относится к процессу изменения понимания мира в соответствии с новыми идеями, которые входят в противоречие с существующими концепциями. Теория Пиаже в перспективе изучения межкультурных различий

Применение теории Пиаже в изучении межкуль­турных различий поднимает четыре главных вопроса. Данные, имеющиеся на настоящий момент, показывают интересное сочетание культурных сходств и различий в разных аспектах когнитивного развития, параллельных стадиям Пиаже.

1. Следуют ли стадии Пиаже в одинаковом порядке в разных культурах?

Исследования, нацеленные на решение этого вопроса, убедительно продемонстрировали, что стадии Пиаже следуют в одном и том же порядке в разных культурах. Например, тестирование детей школьного возраста в Великобритании, Австралии, Греции и Пакистане показало, что дети в этих странах с разными культурами выполняли задания по системе Пиаже в соответствии со стадией конкретных операций. Мы не находим культур, в которых четырехлетние дети не чувствуют постоянства мате­риальных объектов или пятилетние дети понимают принцип сохранения. Таким образом, нам с достоверностью известно, что дети из очень различных культур выполняют задания Пиаже в одинаковой последовательности.

2. Одинаков ли возраст, соответствующий стадиям Пиаже, во всех культурах?

Исследования показали удивительные меж­культурные различия возраста достижения детьми третьей и четвертой стадии Пиаже. В некоторых случаях разница достигает пяти или шести лет. Однако часто не принимался во внимание тот факт, что дети на самом деле способны выполнить задания раньше, чем об этом говорят их ответы. Например, ребенок на стадии конкретных операций при тестировании обычно дает первый ответ, пришедший ему в голову. Если ребенок происходит из страны, где он раньше уже выполнял подобные задания, его ответ, скорее всего, будет правильным. Но если ребенок никогда раньше не задумывался над подобными вопросами, он сначала дает неправильный ответ и только позднее начинает понимать, что ошибся. Когда исследователи проверили эти предположения при повторном тестировании, многие дети исправили свои ответы при второй попытке. Таким образом, важно помнить, что выполнение задания не всегда выявляет действительную когнитивную компетенцию или способность.

3. Существуют ли межкультурные различия внутри самих стадий Пиаже?

Существуют значительные культурные различия в порядке освоения детьми специфических навыков на каждой из стадий Пиаже. При сравнительном изучении детей из трех культур (канадских инуитов, африканского племени бауле и австралийского племени аранда) половина из тестированных инуитских детей справилась с пространственным заданием в возрасте 7 лет, половина детей аранда решили его в 9 лет, а дети племени бауле не смогли сделать половины задания до 12 лет. В тесте на сохранение жидкостей ситуация резко изменилась: половина детей бауле решили задачу уже в 8 лет, инуитские дети - в 9 лет, а дети аранда - в 12 лет. Почему возраст, когда дети способны решить эту задачу, так отличается у разных народов? Дети инуитов и аранда живут в условиях кочевья и очень рано осваивают пространственные представления и навыки, поскольку их семьи постоянно передвигаются с места на место. Дети бауле живут в оседлом обществе, редко путешествуют, но часто носят воду и зерно в сосудах. Навыки, которыми дети пользуются в повседневной жизни, повлияли на порядок выполнения ими заданий при тестировании по системе Пиаже для стадии конкретных операций.

4. Является ли научное объяснение конечной целью когнитивного развития в незападных культурах?

Теория Пиаже предполагает, что научное объяснение окружающего мира, связанное с осуществлением формальных операций, является универсальной конечной целью когнитивного развития. По мнению Пиаже, абстрактное мышление (формальные операции), наиболее высоко ценимое в швейцарском и других западных обществах, это критерий оценки всех культур. Пиаже рассматривал научное обоснование явлений как высшее достижение человека, и поэтому его теория стадий развития построена так, чтобы можно было про­следить ступени, по которым человек поднимается до научного мышления. Эта точка зрения до последнего времени была широко распространена в психологии и принята общественным мнением.

Межкультурные исследования показывают, что такая перспектива развития человека ни в коей мере не может считаться общепринятой. Разные общества ценят и поощряют разные умения и разное поведение. Например, до недавнего времени самыми уважаемыми и образованными людьми в исламских странах были религиозные лидеры и поэты. Хотя исламская система образования и включает естественные науки и математику, ее главной целью является не обучение научному мышлению, а воспитание веры, передача общих знаний и воспитание глубокого уважения к поэзии и литературе. Естественно ожидать, что люди в таких культурах будут находиться в невыгодном положении при выполнении заданий Пиаже, разработанных исключительно на основе западной физики, химии и математики.

Многие культуры мира не разделяют мнение о том, что абстрактное гипотетическое мышление это конечная и желанная цель развития познания. Есть культуры, которые рассматривают когнитивное развитие в коммуникативном аспекте - имея в виду мыслительные навыки и процессы, необходимые для успешного межличностного общения. То, что американцы называют «здравым смыслом», является для них более желательным достижением, чем само когнитивное развитие. Эта система ценностей особенно очевидна в коллективистских культурах, не приветствующих абстрактное индивидуалистическое мышление. Теория Пиаже: резюме и обсуждение

Межкультурное изучение выделенной Пиаже стадии формальных операций выявило, что в некоторых культурах только очень немногие люди способны выполнить задания, соответствующие четвертой стадии развития Пиаже. Означает ли данный факт, что такие культуры находятся на более низкой ступени развития познания? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны решить, могут ли задания Пиаже быть подходящим для данной культуры способом определения стадии когнитивного развития. На самом деле эти задания могут и не иметь смысла в других культурах. Пригодность задания определяется тем, что оно проверяет. Тесты на формальные операции могут сказать нам о том, развивали ли люди в разных культурах когнитивные навыки в областях знания, выбранных Пиаже. Единственное, что мы можем сказать с определенностью, это что люди, не посещавшие высшие школы или колледжи, работающие по западной системе образования, плохо справляются с тестами по формальным операциям. Эти результаты поднимают вопрос о том, насколько результаты тестирования зависят от предшествующего обучения и культурных ценностей, а не от когнитивных способностей.

Важно также помнить, что существует большой разброс в когнитивном развитии у людей в пределах одной культуры. Эти внутрикультурные различия делают очень трудным заключение о межкультурных различиях когнитивного развития. Например, не только представители незападных культур имеют трудности с выполнением тестов на формальные операции, но и многие взрослые люди в североамериканских странах. Научное мышление не так часто встречается в западных странах, как думал Пиаже, и порой оно ограничено определенными видами деятельности. Люди, которые применяют научную логику для решения проблем на работе, могут вести себя по-другому в других ситуациях.

Из-за того что многие люди не способны выполнить задания Пиаже по формальным операциям, не представляется возможным продемонстрировать универсальность четвертой стадии развития познания, согласно теории когнитивного развития Пиаже. Возможно, что большинство взрослых людей все-таки могут выполнить задания Пиаже, но у них отсутствует или мотивация или знания для демонстрации этой способности. Чтобы добиться успеха в выполнении задания, нацеленного на измерение какого-то аспекта когнитивной способности или интеллекта, необходимо, чтобы тестируемый и составитель теста пришли к соглашению о том, чего они хотят достигнуть. Эта дилемма возникает в связи с культурными различиями в представлениях о целях когнитивного развития и даже в определении интеллигентности (см. главу 6).

Наши рекомендации