Деловая игра как средство формирования правовой культуры старшеклассников
Деловая игра как средство формирования правовой культуры старшеклассников
Выполнила:
студентка 2 курса
факультета истории,
политических наук и культурологи
группы ПОДб-2202-58-00
очной формы обучения
Казакова Татьяна Юрьевна
____________________/подпись/
Научный руководитель:
канд. педагог. наук,
старший преподаватель
кафедры педагогики
Конышева Алия Вазиховна
_____________________/подпись/
КИРОВ
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры старшеклассников посредством деловой игры 6
1.1. Социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры.. 6
1.2. Процесс формирования правовой культуры у старшеклассников в педагогической литературе 9
1.3.Функции деловой игры в формировании правовой культуры старшеклассника. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры у учащихся старших классов посредством деловой игры.. 17
2.1. Организация и проведение эксперимента по формированию правовой культуры у старшеклассников. 17
2.2. Разработка деловой игры «Правовой лабиринт»,направленная на формирование правовой культуры старшеклассников. 20
2.3.Анализ сформированности правовой культуры у старшеклассников. 29
Заключение. 32
Библиографический список. 34
Приложение №1. 36
Приложение №2. 39
Приложение №3. 42
Введение
Актуальность исследования.В настоящее время в стране и в мире сложилась достаточная нестабильная обстановка, это породило возникновение новых идеологий. Малоразвитая духовность у части молодых людей, правовой нигилизм, слабая эффективность работы правоохранительных органов и другие проблемы требуют серьёзного переосмысления процесса воспитания и воспитания правовой культуры у молодёжи в частности.
Российская Федерация идёт демократическим путём развития, а основание истинно верного демократического миропонимания формирует способность человека рассматривать равнонаправленные точки зрения, учит лояльно относиться к ним. В таких условиях значительно увеличиваются требования к морально-психологической и право воспитательной подготовленности всех категорий граждан России, а особенно школьников.
Наиболее важным и сложным для создания перечисленных качеств является период, соответствующий возрастной категории 15-17 лет, а это — учащиеся старших классов, так как именно в старшем подростковом возрасте активно формируется самосознание. Стимуляция гражданской позиции этой категории учащихся предполагает появлению инициативы, самостоятельности, а это как раз в свою очередь, даёт возможность для привлечения школьников в разноплановую правовую деятельность. Но существует проблема, так как именно в этом возрасте выражается недостаточный опыт понимания правовых обычаев, а также ответственности за свои действия.
Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для педагогической коррекции личностных качеств, которые создают основу к пониманию отрицательных влияний, воспитания социальной личности, которая опирается на ценности правовой культуры. Исходя из этого, одним из первостепенных направлений современного учебно-воспитательного процесса является формирование правовой культуры старшего подростка.
Формирование правовой культуры следует заниматься не только в процессе обучения (уроки обществознания), но и на внеклассных мероприятиях. Существует множество способов проведения внеклассной работы. Набирающим популярность является такая разновидность мероприятия как — деловая игра. Играя в деловые игры, ребёнок получает уникальные навыки, которые в зависимости от направленности игры помогут сформировать и правовую культуру.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс в школе, нужно направить на получение и увеличение правовых знаний, а формирование правовой культуры учитывать в качестве одного из главных направлений учебно-воспитательного процесса в целом.
Тема исследования –деловая игра как средство воспитания правовой культуры старшеклассника.
Цель исследования– изучить эффективность использования деловой игры в процессе воспитания правовой культуры старших подростков.
Объект исследования– процесс формирования правовой культуры старшеклассника.
Предмет исследования– функции деловой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассника.
Гипотеза исследованиязаключается в предположении, что использование деловой игры будет эффективным средством в воспитательном процессе формирования правовой культуры старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры.
2. Охарактеризовать процесс формирования правовой культуры у старшеклассников с помощью педагогической литературы.
3. Определить функции деловой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассников.
4. Разработать деловую игру, которая являлась бы эффективной в формировании правовой культуры старшеклассников.
Теоретической основой являются:Об учете особенностей возраста при формировании правовой культуры писала в своих исследованиях
О.А.Никитина [8]. О проблемах, связанных с правовым воспитанием говорится в работах Е.В. Татаринцевой [15]. А также про особенности формирования правовой культуры рассуждал Г.А. Фирсов [20]. А уже в свою очередь Р.И. Атаманова [1], писала о том, как правильно и точно составить деловую игру, описывала правила проведения её, чтобы достичь поставленной цели. В работах В.А. Трайневой говорится о компонентах деловой игры, благодаря которым, формируется правовая культура [19].
Методы исследования:При проведении исследования использовались эмпирические методы, а именно: наблюдение, беседа, анкетирование. Помимо этих методов применялись теоритические: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов. А также математические методы: регистрация данных и шкалирование результатов.
Научная новизнаисследования заключается в создании такой деловой игры, которая способствует формированию правовой культуры старших подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность деловой игры в воспитании правовой культуры старшеклассника; разработана деловая игра.
База исследования– МКОУ СОШ д. Ваштранга, Кикнурский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11-х классов, в количестве 44 человек.
II.Тур «ЗАМОРОЧКИ»
Команды получают карточки с ситуациями, которые необходимо проанализировать, оценить и найти верное решение.
Задание оценивается по пятибалльной системе. Время выполнения задания 5 минут. За существенное дополнение команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов.
Вопросы:
Ситуация 1. 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ситуация 2. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Все равно ничего не будет». Прав ли он?
Ситуация 3. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ситуация 4. Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и сказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?
Ответы на вопросы: Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.
Ситуация 2. Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины, администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
Ситуация 3. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия нарушающие порядок и спокойствие граждан, это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении -постановка на учет ИДН.
Ситуация 4. Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления, (ст. 31 УПК)
III. Тур «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Каждая команда получает 2 бланка:
1. список художественных произведений (приложение №1), где названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях;
2. список статей из главы 2 Конституции РФ.
Задача команд — по сказочным персонажам указанных произведений определить, какое право (из перечисленных в списке) применено. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
№ п/п | Список художественных произведений | № Статьи |
1. | Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом… | Ст. 27, п.1Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. |
2. | Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право... | Ст.23, п.1Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. |
3. | Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право…. | Ст.25Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. |
4. | Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом… | Ст.37Труд свободен. |
5. | В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право | Ст.20, п.1Каждый имеет право на жизнь. |
6. | К. Чуйковский «Айболит», герои произведения, воспользовались правом… | Ст.41Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. |
7. | Буратино из сказки А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино» воспользовался правом…. | Ст.43, п.1Каждый имеет право на образование. |
IV. Тур «ПРАВО В КАРТИНКАХ»
Ведущий:«Каждый человек имеет права. Права человека - это гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Прав у человека множество. На нашем экране выделены права, которые встречаются в повседневной жизни:
- каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;
- каждый человек имеет право на образование;
- каждый человек имеет право на гражданство;
- каждый человек имеет право на труд».
Командам предлагается в течение 10 минут нарисовать рисунки, в которых отражено то или иное из выбранных прав. Затем команды обмениваются рисунками и называют, о каком праве идет речь.
Жюри оценивает ответы по 5-ти бальной системе, учитывая качество рисунка, и насколько понятно выражено то или иное право, а также за правильность угаданного права на рисунке.
Подведение итогов.
Просмотр видео ролика «Права в мультиках»позволит старшекласснику повысить свой интерес к теории государства и права, а также определить для себя готовность к общественно правовой деятельности. Закрепление полученных знаний, посредством деловой игры. http://videolike.org/view/yt=JkP_yULAk3N
Заключение
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому формирование правосознания у школьников становится одной из задач школы.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско-правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным. В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.
Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются — формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.
Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.
В настоящее время в школе всё больше и больше отходят от традиционного метода формирования знаний. Так достаточно прогрессивным и эффективным средством формирования навыков является игра, в частности деловая игра. В ходе исследования было выявлено, что деловая игра правовой направленности позволяет ученикам примерить на себя роли различных граждан в различных ситуациях, тем самым помочь смоделировать правильное поведение в сложившемся проблемном вопросе. А также с помощью деловой игры можно подать лекционный материал интересно, использовав интерактив, привлекая учеников самим искать ответы, обсуждать дискуссионные вопросы, давать школьникам право аргументировать свою точку зрения, тем самым защищая её. Такая форма мероприятий будет особенно интересна старшим школьником, так как им в своём возрасте свойственно спорить и «выискивать правду».
Таким образом, исходя из результатов исследования, использование деловой игры для формирования правовой культуры старшеклассника является эффективным средством.
Библиографический список
1. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]: Учеб. пособие – М.:
Высш. шк., 2004. – 36-59 с.
2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] – М., 2002. – 69-75 с.
3. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника [Текст]
/ Д.А. Керимов. – М.: Госюриздат, 1962. – 103 с.
4. Кон И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1967. – 317 с.
5. Коджаспиров Г.М. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
6. Корельский В. М. Теория государства и права [Текст] / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М: Норма, 2002. – 616 с.
7. Кузнецов Г.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в формировании личности старшего подростка [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 18 c.
8. Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов [Текст] // Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – 70-72 с.
9. Макаренко А.С. О своем учении. Соч.– т.5 [Текст] – М.: АНН РСФСР, 1985. – 391 c.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права
[Текст] – М.: Юристъ, 2011. – 512 с.
11. Митюнова, И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников [Текст]: дис. канд. пед. наук: /
Митюнова И. Г. – Великий Новгород, 2013. – 205 с.
12. Певцова Е.А. Взаимодействие права и образования в процессе формирования правового сознания школьной молодежи [Текст] / Е.А. Певцова // Право и образование. – 2012. – № 6. – 50-70 c.
13. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст]: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. [Текст] – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.
15. Рыбаченко А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: дис. канд. пед. наук: / Рыбаченко А. А.. – Брянск, 2006. – 144 c.
16. Скрипилев, Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX вв.) [Текст] / Е.А. Скрипилев // Государство и право. 2000, – 81-89 с.
17. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]: Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
18. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание [Текст]: Методол. и методика / Е. В. Татаринцева. – М.: Высш. шк., 1990. – 174 с.
19. Трайнева В.А., Матросовой Л.Н., Трайнева И.В. Теория и методология учебных деловых игр [Текст]. – М., 2000. – 45-51 с.
20. Фирсов Г. А. К вопросу о непрерывности формирования правовой культуры учащихся [Текст] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – М., 2003. – 257-261 с.
21. Шавир, П.А., Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. – М., 1981. – 95 с.
22. Саломаткин A.C. Формирование правовой культуры будущего учителя [Текст]: Дис. канд. пед. Наук – Челябинск, 1988. – 18 c.
Приложение №1
Таблица уровней сформированности правовой культуры личности
NN п/п | Признаки | Градация оценок, соответствующих уровням проявления правовой культуры старшеклассников (показатели сформированности) | |||||||||
идеальный | Высокий | средний | низкий | минимально допустимый | |||||||
1. | Широта правовых знаний | Многосторонний интерес к теории государства и права | Разносторонний, но в то же время строго очередной, избирательный интерес | Интерес лишь к так называемой обязательной, «необходимой» правовой информации | Интерес к праву неустойчивый, в знаниях множество пробелов | Интерес к праву практически не выражен. Правовые знания отрывочны и бедны. | |||||
2. | Объем правовых знаний | Значительно выходящий за пределы программ, способен оценивать социальную значимость нормативных актов, оперировать юридическими оценками | Превосходящий предусмотренный учебниками и программами, способен опознать социальную значимость норм, оперировать юридическими оценками. | В основном приближающийся к предусмотренному учебниками основных правовых норм. | В целом явно недостаточный, чтобы разбираться в правовых отношениях. | Крайне незначительный. | |||||
3. | Глубина правовых знаний | Знания глубоки и базируются на законах и нормативных актах. | Знания глубоки, но порой взяты из популярных юридических изданий. | Знания есть, но поверхностны, взяты часто из случайных источников. | Знания отрывочны и совершенно неосновательны. | Правовые представления наивны, знаний практически нет. | |||||
4. | Мотивы участия в правовой деятельности | Мотивация разнообразна и отличается положительной социальной значимостью | Мотивируется участие в деятельности устойчивым интересам к ней. | Участвует в деятельности, т.к. она стала в учебном заведении нормативно обязательной. | Поручения выполняет, т.к. «заставляют» и т.п. | Участвует, т.к. «нужно для характеристики» и т.п. | |||||
5. | Характер учебной деятельности | Рассматривает учебу не как самоцель, а как стремление применить знания, придать учебной работе своей и товарищей коллективистский социально значимый характер | Стремится связать учебную работу общественной и правовоспитательной деятельностью | Учебная деятельность носит преимущественно сугубо личный характер, выступает как пассивный потребитель правовых знаний. | Выступает не столько как субъект, сколько как совершенно пассивный объект обучения. | Характеризуется совершенно недобросовестным отношением к учебе. | |||||
6. | Потребность повышать правовые знания | Потребность систематически следить за развитием теории и практики правового воспитания, творчески применять знания в учебной работе | Сознательная, но не систематическая потребность в повышении правовых знаний и умений. | Случайная потребность в приобретении новой информации и использования ее на практике. | Потребность, обусловленная корыстными причинами | Отсутствие потребности осознанного интереса к праву | |||||
7. | Правовой лексикон | Как активный, так и пассивный, правовой словарь достаточно богат | Богат больше пассивный правовой запас | И пассивный и активный правовой словарь ограничен. | Нет заметного повседневного обогащения правового словаря. | Юридической терминологией практически не владеет. | |||||
8. | Готовность к общественно правовой деятельности | Вполне готов к разнообразной правовой агитационно- пропагандистской и организаторской деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность, творчество | В разной степени готов к правовой деятельности, либо к агитационно-пропаганди- стской, либо к организаторской, обладает необходимыми для этого знаниями. | В состоянии вести от одного до двух видов элементарной право – воспитательной работы | Может выполнять лишь отдельные простейшие общественные поручения. | Нет даже простых умений и навыков правовой деятельности | |||||
9. | Правовое поведение в процессе неформального общения в других жизненных ситуациях | Всегда умеет найти верные правовые критерии для выбора оптимального личного поступка поведения. | В большинстве ситуация занимает правильную, солидарную с правовыми нормами и правилами общения позицию. | Как правило, отличается достаточной зрелостью, но недостаточно требователен к правовому поведению окружающих. | Далеко не всегда отличается правовой зрелостью в суждениях и поступках: правомерное поведение обеспечивается из-за страха перед законом и гласностью. | В суждениях и поступках часто проявляется мещанская, и даже обывательская правовая направленность. контроля. | |||||
Приложение №2
Анкета «Как я знаю свои права?»
1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав: а) с рождения б) с 14 лет в) с 18 лет
2. Право на участие в детском общественном объединении ребёнок имеет: а) с 5 лет б) с 8 лет в) с 14 лет
3. Ребёнок имеет право давать согласие на усыновление или удочерение: а) с 6 лет б) с 10 лет в) с 14 лет
4. За правонарушение ребёнок может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков: а) с 8 лет б) с 11 лет в) с 14 лет
5. Ребёнок может совершать самостоятельные мелкие бытовые сделки: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
6. Ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
7. Ребёнок имеет право работать в свободное от учёбы время и самостоятельно распоряжаться своим заработком: а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за отдельные виды правонарушений? а) с 11 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
9. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность слушаться родителей или лиц их заменяющих и соблюдать правила поведения, установленные в образовательном и воспитательном учреждениях, дома, в общественных местах?
а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет
10. В случае жестокого обращения, с какого возраста ребёнок может самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства?
а) после 14 лет б) в любом возрасте в) с 6 лет
Приложение №3
Название команды:
№ п/п | Список художественных произведений | № Статьи |
1. | Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом… | |
2. | Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право... | |
3. | Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право…. | |
4. | Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом… | |
5. | В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право | |
6. | К. Чуйковский «Айболит», герои произведения, воспользовались правом… | |
7. | Буратино из сказки А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино» воспользовался правом…. |
Ситуация № 1
16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С нимсоставляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет
ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ситуация № 2
Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Все равно ничего не будет». Прав ли он?
Ситуация № 3
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные
действия и можно ли этих подростков наказать?
Ситуация № 4
Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и сказал об этом в полиции. Будут ли ребята
наказаны?
Деловая игра как средство формирования правовой культуры старшеклассников
Выполнила:
студентка 2 курса
факультета истории,
политических наук и культурологи
группы ПОДб-2202-58-00
очной формы обучения
Казакова Татьяна Юрьевна
____________________/подпись/
Научный руководитель:
канд. педагог. наук,
старший преподаватель
кафедры педагогики
Конышева Алия Вазиховна
_____________________/подпись/
КИРОВ
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры старшеклассников посредством деловой игры 6
1.1. Социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры.. 6
1.2. Процесс формирования правовой культуры у старшеклассников в педагогической литературе 9
1.3.Функции деловой игры в формировании правовой культуры старшеклассника. 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры у учащихся старших классов посредством деловой игры.. 17
2.1. Организация и проведение эксперимента по формированию правовой культуры у старшеклассников. 17
2.2. Разработка деловой игры «Правовой лабиринт»,направленная на формирование правовой культуры старшеклассников. 20
2.3.Анализ сформированности правовой культуры у старшеклассников. 29
Заключение. 32
Библиографический список. 34
Приложение №1. 36
Приложение №2. 39
Приложение №3. 42
Введение
Актуальность исследования.В настоящее время в стране и в мире сложилась достаточная нестабильная обстановка, это породило возникновение новых идеологий. Малоразвитая духовность у части молодых людей, правовой нигилизм, слабая эффективность работы правоохранительных органов и другие проблемы требуют серьёзного переосмысления процесса воспитания и воспитания правовой культуры у молодёжи в частности.
Российская Федерация идёт демократическим путём развития, а основание истинно верного демократического миропонимания формирует способность человека рассматривать равнонаправленные точки зрения, учит лояльно относиться к ним. В таких условиях значительно увеличиваются требования к морально-психологической и право воспитательной подготовленности всех категорий граждан России, а особенно школьников.
Наиболее важным и сложным для создания перечисленных качеств является период, соответствующий возрастной категории 15-17 лет, а это — учащиеся старших классов, так как именно в старшем подростковом возрасте активно формируется самосознание. Стимуляция гражданской позиции этой категории учащихся предполагает появлению инициативы, самостоятельности, а это как раз в свою очередь, даёт возможность для привлечения школьников в разноплановую правовую деятельность. Но существует проблема, так как именно в этом возрасте выражается недостаточный опыт понимания правовых обычаев, а также ответственности за свои действия.
Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для педагогической коррекции личностных качеств, которые создают основу к пониманию отрицательных влияний, воспитания социальной личности, которая опирается на ценности правовой культуры. Исходя из этого, одним из первостепенных направлений современного учебно-воспитательного процесса является формирование правовой культуры старшего подростка.
Формирование правовой культуры следует заниматься не только в процессе обучения (уроки обществознания), но и на внеклассных мероприятиях. Существует множество способов проведения внеклассной работы. Набирающим популярность является такая разновидность мероприятия как — деловая игра. Играя в деловые игры, ребёнок получает уникальные навыки, которые в зависимости от направленности игры помогут сформировать и правовую культуру.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс в школе, нужно направить на получение и увеличение правовых знаний, а формирование правовой культуры учитывать в качестве одного из главных направлений учебно-воспитательного процесса в целом.
Тема исследования –деловая игра как средство воспитания правовой культуры старшеклассника.
Цель исследования– изучить эффективность использования деловой игры в процессе воспитания правовой культуры старших подростков.
Объект исследования– процесс формирования правовой культуры старшеклассника.
Предмет исследования– функции деловой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассника.
Гипотеза исследованиязаключается в предположении, что использование деловой игры будет эффективным средством в воспитательном процессе формирования правовой культуры старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры.
2. Охарактеризовать процесс формирования правовой культуры у старшеклассников с помощью педагогической литературы.
3. Определить функции деловой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассников.
4. Разработать деловую игру, которая являлась бы эффективной в формировании правовой культуры старшеклассников.
Теоретической основой являются:Об учете особенностей возраста при формировании правовой культуры писала в своих исследованиях
О.А.Никитина [8]. О проблемах, связанных с правовым воспитанием говорится в работах Е.В. Татаринцевой [15]. А также про особенности формирования правовой культуры рассуждал Г.А. Фирсов [20]. А уже в свою очередь Р.И. Атаманова [1], писала о том, как правильно и точно составить деловую игру, описывала правила проведения её, чтобы достичь поставленной цели. В работах В.А. Трайневой говорится о компонентах деловой игры, благодаря которым, формируется правовая культура [19].
Методы исследования:При проведении исследования использовались эмпирические методы, а именно: наблюдение, беседа, анкетирование. Помимо этих методов применялись теоритические: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов. А также математические методы: регистрация данных и шкалирование результатов.
Научная новизнаисследования заключается в создании такой деловой игры, которая способствует формированию правовой культуры старших подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность деловой игры в воспитании правовой культуры старшеклассника; разработана деловая игра.
База исследования– МКОУ СОШ д. Ваштранга, Кикнурский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11-х классов, в количестве 44 человек.