Основные признаки функциональных стилей
В основе функционально-стилевой дифференциации языка лежат как экстралингвистические, так и собственно языковые структурные признаки. Функциональные стили различаются количественными показателями применяемых языково-структурных единиц, а также функциями, которые они выполняют в конкретных текстах. Назовём основные характерные черты стилей (более подробно они будут охарактеризованы в следующих лекциях).
Научный стиль − функциональная разновидность литературного языка, которая используется с познавательно-информативной целью в области науки и образования. Понятие научного стиля объединяет язык различных отраслей науки. Его черты:
• в лексике − наличие терминологии, использование общеупотребительных слов только в одном из нескольких присущих им в языке значении, то есть функциональная однозначность слова;
• в морфологии − обобщенное значение грамматической формы единственного числа существительных, обозначающих не отдельный предмет, а понятие о классе предметов; вневременное значение форм глагола имеют, в частности настоящее время постоянного действия и т. д.
• в словотвообразовании – распространённость определенность абстрактных существительных с суффиксами -ств(о), -аци(я), -изм и др. (самоуправство, ассимиляция, политеизм);
• в синтаксисе − использование существительных в функции глагола как именных частей составного сказуемого; употребление сложных развёрнутых предложений с причинно-следственными связями.
Для научного стиля показательно особое оформление текста − членение на разделы, подразделы, параграфы, введение формул, диаграмм и тому подобное.
Признаками научного стиля является понятийность, предметность, объективность, логическая последовательность, обобщённость, однозначность, точность, лаконичность, убедительность, аргументация, наличие выводов.
Языковое оформление научного изложения видоизменяется в зависимости от жанра произведения (монография, статья, пособие и др.), степени популярности изложения, насыщенности текста общенаучной и специальной терминологией. Обычно различают собственно научный стиль и научно-популярный и научно-учебный подстили. Для каждого из подстилей характерно неодинаковое соотношение специальной, книжной и общеупотребительной нейтральной лексики, свои приемы логической аргументации, доказательства и тому подобное.
Официально-деловой стиль − функциональный разновидность литературного языка, которая используется в официальном общении (между учреждениями, отдельным лицом и учреждением, между должностными лицами; деловые взаимоотношения на производстве и тому подобное). Это и стиль государственных документов − указов, договоров, законов, кодексов, актов и др. Принадлежит к определенно объективных стилей, выделяется высочайшей степени книжности.
Особенности языкового оформления официально-делового стиля обусловлены спецификой его использования. Поскольку каждый документ требует чёткого, логичного изложения, однозначного восприятия употребляемых понятий, краткости и экономности формулировок, то официально-деловому стилю не свойственны экспрессивные высказывания, вопросительные и восклицательные предложения. Он пользуется формулами, языковыми и текстовыми стандартами, штампами, клише, стереотипами, которые упрощают, унифицируют деловой язык.
В официально-деловом стиле используется специфическая лексика типа вышеупомянутый, нижеподписавшийся, аннулировать и т. п, книжные обороты: в связи с тем, что; учитывая, что; согласно указанному и др.
Официально-деловой стиль жанрово разнообразен. Различают документальные жанры (приказ, протокол, заявление, соглашение), информационно-ознакомительные жанры (инструкция), собственно информационные жанры (объявление). Во всех жанрах официально-делового стиля на первое место выносится адресат, кому предназначен документ. Он может быть как коллективным (инстанция), так и отдельным лицом. Поэтому в графическом оформлении документа имеется специальная формула с указанием фамилии с инициалами или полным наименованием адресата. Графическое оформление документов предполагает соблюдение стандартов обращения, подписи, указание числа, когда был составлен документ, и адреса. Для четкой организации текста вводится разделение на параграфы, пункты, подпункты.
С точки зрения языкового оформления официально-деловые жанры характеризуются
• высокой частотой употребления абстрактных существительных, имеющих терминологическое значение (дееспособность, одобрение, самоопределение);
• неоличным характером глагольных форм типа добирается, подается, создается;
• отсутствием языковой индивидуальности автора;
• ограниченностью синонимии;
• в жанре инструкций преобладают глагольные инфинитивные формы, напр., осмотреть, пересчитать, заслушать.
Официально-деловой стиль существует преимущественно в письменной форме (закон, кодекс, устав, приказ, акт, объявление, доверенность, расписка, протокол, инструкция, письмо и тому подобное). Однако к деловому общению относятся и такие жанры, как деловой доклад, выступление. Деловой выступление отличается от ораторско-митингового строгостью формы, отсутствием образно-эмоциональных средств.
Публицистический стиль − один из функциональных стилей литературного языка, предназначен для передачи массовой информации.
Назначением публицистического стиля является обсуждение, отстаивание и пропаганда важных общественно-политических идей, содействие общественному развитию, решение общественно-политических вопросов, активное воздействие на слушателя, побуждение его к деятельности.
Публицистический стиль характеризуется популярным, чётким изложением, ориентированным на быстрое восприятие сообщений, на краткость и понятность информации.
Объединяя письменную и устную форму литературного языка, публицистический стиль использует собственные лексические и грамматические средства, среди которых, в частности, использование отрицательных конструкций в функции утверждения, варьирование временных форм глагола для усиления образности описания, употребление повторов, эмоционально-окрашенных слов, восклицаний, необычного порядка слов (инверсии).
Неприкрытая оценочность содержится в риторических вопросах, призывах-обращениях к читателям, слушателям, в выборе многозначительной образной лексики.
Публицистический стиль предполагает отбор лексических синонимов, которые противостоят нейтральным формам словесного выражения (битва за урожай − уборочная, труженики полей − крестьяне).
Публицистичность заложена также в словообразовательных формах с префиксом не: неуклонный, неудержимый, несказанный, неумолимый и тому подобное.
Публицистический стиль взаимодействует с образными средствами художественной речи, в частности, в характерных разновидностях художественной публицистики, в научно-художественных текстах.
Приёмы и средства создания публицистического колорита находятся в постоянном движении, их динамика обусловлена изменением социальных и эстетических оценок средств современного литературного языка, среди которых выделяются средства с позитивной или негативной оценкой.
Основная сфера использования современного публицистического стиля − средства массовой информации, причем в языке прессы, телевидения стилевая доля публтцистичности разная (ср. язык фельетона и спортивной хроники, дискуссию за круглым столом и литературно-критическую статью с субъективными авторскими оценками).
Публицистический стиль приобретает различные формы текстового выражения, например, он используется в авторских монологах и диалогической речи. В публицистических жанрах используются образные средства, общие с художественным стилем. Излагая конкретную информацию, научные факты, публицистический стиль не избегает терминов, книжных выражений, иноязычных слов, которые часто выполняя-ют, кроме информативно-познавательной, также эмоционально-экспрессивную функцию.
Художественный стиль, (стиль художественной литературы) − функциональная разновидность литературного языка, которая, отражая особый способ мышления, воспроизводит действительность через конкретно-чувственные образы. Языковая картина мира писателя выполняет эстетическую функцию, что предполагает связь между тем, кто создает художественный мир, и тем, кто его воспринимает.
Художественный стиль обслуживает духовно-эстетическую сферу жизни народа. Искусство художественного слова заключается в раскрытии потенциальных возможностей национального языка, которые, благодаря отбору языкового материала, его необычности, оригинальности, художественной целесообразности, достигают эффективного эмоционально-эстетического воздействия на читателя, развивают его языковой вкус.
Художественный стиль, объединяя виды художественной литературы (эпос, лирику, драму), её жанры, особенности приёмов и средств создания художественной образности. Образная речь отличает произведения художественной литературы от других текстов. Она не ограничивается традиционными тропами и фигурами речи, а наполняет эстетическим содержанием и другие языковые элементы.
Художественный стиль имеет свои нормы, которые меняются в зависимости от литературных традиций, течений, направлений, художественных школ и индивидуального стиля. Вбирая в себя компоненты всех других функциональных стилей, художественный стиль трансформирует, переосмысливает их. Он не ограничен также в использовании единиц языка, относящихся к различных временным срезам, социальным и территориальным разновидностям национального языка.
Ввиду открытости своей стилистической системы язык художественной литературы ближе всего стоит к разговорному стилю, он активно пользуется языком фольклора. В художественном стиле формируются образцы норм литературного языка, происходит обновление экспрессивных средств. Художественный стиль пользуется ненормативними, некодифицированными языковыми средствами: архаизмами, историзмами, диалектизмами, неологизмами, разговорными выражениями, если они отвечают требованиям стилистической целесообразности.
Художественный стиль богат тропами, фигурами речи, чем противопоставляется другим стилям, наиболее отчётливо − официально-деловому стилю. По характеру эмоционально-экспрессивных средств художественный стиль схож с публицистическим стилем, а также с разговорным языком.
Впрочем, не все исследователи признают существование отдельного художественного стиля.
Разговорный стиль − особая разновидность литературного языка, которым пользуются говорящие в повседневном неофициальном общении.
Разговорном стилю присущи наддиалектные, общенациональные признаки, и в то же время он имеет региональные особенности. Общеизвестны различия разговорного языка Москвы и Санкт-Петербурга в лексике, наличие лексических пар, соответственно: подъезд – парадное, бордюр – поребрик, ручка (для письма) – вставочка, подъезд – парадное, шаурма – шаверма и т.п. Менее известны отличия разговорной речи крымчан, но они существуют: «соус» в значении «юлюда из мяса с картофелем», «шелковица» вместо «тутовник» и др.
Разговорный стиль характеризуется употреблением особой лексики и фразеологии, преимущественно коротких, простыми синтаксических конструкций, экспрессивной интонации. Устная форма выражения, жесты, мимика, спонтанность, непринуждённость, быстрота реагирования, импровизация, эмоциональность, ориентация на слушателя и на ситуацию − это признаки разговорного стиля, который использует не только собственно разговорную лексику, но и стилистически нейтральные слова. Распространены также синтаксические конструкции, передающие непосредственную реакцию собеседника − просьба, удивление, одобрение, возражение, отказ что-то сделать, недовольство, радость и тому подобное: «Вот тебе и на!».
Для выражения положительной или отрицательной оценочной характеристики лиц употребляются лексемы, имеющие переносное значение: голубушка, зайчик, ласточка, орел / баран, змея, козел и др.
Для синтаксиса разговорного стиля характерны неполные, эллиптические предложения, повторы, использование свёрнутых высказываний, которые заменяют целые предложения, в частности в вопросах: «ЖД идёт?» вместо «Идёт ли этот автобус на железнодорожный вокзал?».
Разговорный стиль реализуется в устной речи, но не тождественен ей, так как в ней могут встречаться элементы других стилей, в частности «канцеляризмы» - неоправданное использование лексики официально-делового стиля в неформальном общении.