Культура речи и профессиональная этика юриста

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под «этосом» понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жильё. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, характер. Отталкиваясь от слова «этос», древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н. э. образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств – справедливость, мужество, честность, умеренность, мудрость и проч., названных им этическими добродетелями. Философское учение, науку об этических добродетелях, Аристотель назвал этикой.

Для точного перевода аристотелевского понятия «этического» с греческого языка на латинский древнеримский философ Цицерон (106 – 43 до н. э.) сконструировал термин «moralis» (моральный) Он образовал его от слова «mos» (множественное число – «mores» ) – латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о «моральной философии», понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.е. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба эти слова входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке возникает понятие «нравственность». От слова «нрав» образуется прилагательное «нравственный» и от него – новое существительное «нравственность».

В первоначальном значении слова «этика», «мораль», «нравственность» имели одно и тоже содержание. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой подразумевается соответствующая ветвь знания, учение, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. В повседневном словоупотреблении этой разницы в значении не всегда учитывают. В частности, говоря об этике учителя, врача, инженера, экономиста и т. д., имеют в виду специфику их морали.

Поэтому «профессиональная этика» — термин, используемый для обозначения системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»).

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Представители данных профессий находятся в постоянном общении с другими людьми, связаны с моральными отношениями, которые существуют «моральные кодексы» людей. Таковы этика учителя, врача, судьи.

Этика врача – делать всё ради здоровья больного, сохранять врачебную тайну.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика учёного – требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим мнениям.

Этика военного обязывает беззаветно служить Родине, заботиться о подчинённых, беречь офицерскую честь.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Такой является профессия юриста.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Итак, юристы должны обладать повышенным чувством долга, ответственности за свои поступки, действия и решения. Они должны соблюдать закон и сами быть образцом законности. Особенностью деятельности юриста является гласность её осуществления и результатов. Даже следователь, хотя и ведёт расследование в условиях неразглашения данных следствия, но всё, что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.

Все требования морали распространяются на поведение юриста в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, юрисконсульты, нотариусы, сотрудники МВД, судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об разновилностях юридической этики: этике судьи, прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, юрисконсульта, нотариуса.

К общепризнанным нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, открытость и прямолинейность, щедрость и великодушие, чуткость и отзывчивость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

О моральном облике человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, выражать свои мысли. Культура речи – составная часть юридической этики и общей культуры юриста, которая предполагает умение точно, выразительно передавать свои мысли, знания норм языка, его выразительных возможностей.

Культура речи – это, в конце концов, культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, общение с подчинёнными или коллегами в непринуждённой беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь юриста должна отвечать следующим требованиям:

• быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того, о чём идет речь;

• быть грамматически и литературно грамотной;

• быть точной, чёткой, краткой и понятной;

• быть выразительной, эмоциональной, образной;

• в разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых понятно;

• мимика и жесты должны быть сдержанными, чёткими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряжённостью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Таким образом, речь юриста, являясь важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры, нравственности и интеллигентности человека.

Культура речи и профессиональная этика юриста предполагают знание и обязательное использование норм речевого этикета.

Этикет (от французского étiquette — этикетка, надпиcь) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

Под речевым этикетом понимают микросистему национально-специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в определённой тональности. Такие устойчивые формулы общения, или стереотипы, общения являются типичными, повторяющимися конструкциями, употребляемые в высокочастотных бытовых ситуациях. То есть, набор типизированных частотных ситуаций приводит к появлению набора речевых средств, обслуживающих такие ситуации. Степень стандартизации единицы находится в прямой зависимости от частотности ее употребления.

Юрист должен осблюдать определённый языковой и речевой этикет, нормы культуры публичной речи, этики и культуры письма. Понятно, что этого он сможет достичь, если будет обладать должным культурным уровнем.

Наши рекомендации