Критерии оценки устного сообщения, доклада
Полнота содержания | |
Тема раскрыта, выдвинуты основные положения, приводятся аргументы, доказательства высказанных тезисов, есть самостоятельные наблюдения, позволяющие докладчику определить личное отношение к материалу | |
Тема в целом раскрыта, выдвинуты основные положения, но некоторые из них не аргументированы, личное отношение докладчика к материалу не раскрывается | 0,5 |
Имеются значительные отступления от темы, часть основных положений отсутствует и/или не подкрепляется аргументами | |
Последовательность и логичность изложения материала, речевое оформление | |
Материал излагается последовательно и логично; композиционно выстроен, речевые, орфоэпические и грамматические ошибки отсутствуют | |
Встречаются отдельные нарушения последовательности изложения; допускается не более 3 речевых, орфоэпических или грамматических недочетов | 0,5 |
Материал излагается хаотично, с нарушением последовательности; встречается более 3 речевых, орфоэпических или грамматических ошибок | |
Привлечение научной литературы | |
Научная литература цитируется, докладчик ориентируется в основной литературе по вопросу, есть ссылки на литературу, в том числе подобранную самостоятельно | |
Цитаты приводятся без указания источника | 0,5 |
Ссылки на научную литературу отсутствуют | |
Форма подачи материала | |
Содержание доклада излагается, используется наглядность | |
Содержание доклада в основном излагается, фрагментами зачитывается | 0,5 |
Текст доклада читается с листа | |
Участие в обсуждении | |
Сформулирована личная позиция, приведены убедительные аргументы, ответ соотнесен с поставленными вопросами | |
Ответ не вполне адекватен поставленному вопросу, личная позиция высказывается, но не подкрепляется аргументами | 0,5 |
Ответ не соотнесен с вопросом, докладчик затрудняется в ответах, не аргументирует свою точку зрения |
При оценке доклада учитывается не только содержание, но и форма подачи информации, использование наглядности, наличие цитат. Максимальное количество баллов за доклад – 5.
IV. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
1. Культурология как научная дисциплина, её предмет и задачи на современном этапе развития общества. Проблема определения понятия «культура». С чем связано изменение подхода к исследованию культуры в разные эпохи?
2. Подходы к изучению культуры и направления культурологии. Какой подход Вам ближе и почему?
3. Интерпретации понятия «культура» в современной культурологии. Типология определений культуры. Типология А. Крёбера и К. Клакхона.
4. Формирование представлений о культуре. Античное и средневековое (включая эпоху Возрождения) видение культуры. Можно ли обнаружить общее в представлениях о культуре древнегреческих, древнеримских и средневековых мыслителей?
5. Модель культуры в эпоху Просвещения. Появление полицентризма в теории культуры. Чем обусловлен повышенный интерес к изучению культуры в этот период?
6. Культура как «вторая природа». Смысловая оппозиция понятий «природа» и «культура». Проблема соотношения природного и культурного в человеке в истории европейской мысли. Символический характер культуры.
7. Теория трех эпох циклического развития общества Дж. Вико. «Основания новой науки об общей природе наций».
8. Развитие культурологической мысли на новом этапе просветительства. И.Г. Гердер «Идеи к философии истории человечества».
9. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.
10. К.Н. Леонтьев о культурно-историческом пути России. «Византизм и славянство».
11. Соотношение понятий «культура и «цивилизация» в учении О. Шпенглера.
12. «Вызов» и «ответ» как причины развития культуры в теории А. Дж. Тойнби. Приведите свои примеры «вызовов» и «ответов».
13. Осевое время К. Ясперса. В чем смысл возвращения мыслителя к линейной схеме интерпретации историко-культурного процесса?
14. Игровые концепции культуры. Й. Хейзинга. Х. Ортега-и-Гассет. В чем, по-вашему, «секрет» популярности игровых концепций во второй половине ХХ века?
15. «Человек массы» как культурно-исторический феномен Нового времени (Р. Гвардини, Х. Ортега-и-Гассет). Как Вы оцениваете роль «человека массы» в современном культурно-историческом пространстве?
16. Вокруг «русской идеи» (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, И.А. Ильин и др.) Обозначьте «точки соприкосновения» и расхождения концепций.
17. Типология культуры. Принципы классификации культур. Видите ли Вы уязвимые стороны типологизации?
18. Этапы развития западноевропейской культуры.
19. Этапы развития русской культуры (древнерусская культура, XVIII столетие, «золотой век», «серебряный век», культура советского периода).
20.Осмысление культурного кризиса и путей его преодоления в культурологической мысли ХХ века. Р. Гвардини о кризисе новоевропейского гуманизма. «Конец Нового времени».
[1] Представление о том, каким должно быть определение дают справочные и словарные издания. Укажите автора определения и источник цитаты. Используйте авторские определения (не из словарей и справочной литературы).
[2] Таблица заполняется в ходе практических занятий.
[3] На сообщение отводим 10 минут. Критерии оценки см. в разделе III «Критерии оценивания». При возможности использовать фотографии, портреты культурологов, сообщать основные факты биографии ведущих ученых, рассказывать об их научных интересах; дать определение понятий «культура» и «культурология». Иллюстративные материалы можно взять в папке «Культурология» в 421 аудитории. Тема практического занятия № 1 рассчитана на 6 часов, к первому занятию нужно подготовить сообщение о 4 направлениях.
[4] При подготовке сообщений по 1 разделу опирайтесь на предложенный план.
[5] При ответе на вопрос рассказать о зарождении полицентрического понимания культуры в эпоху Просвещения. Взгляды мыслителей XIX века (Н.Я. Данилевский и др.) привлекать не нужно! Придерживайтесь хронологических рамок эпохи.