Тема 2.3. Правовая культура личности

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Подготовиться к 15 минутной контрольной работе с целью проверки знаний основных понятий и категорий темы.

3.* Ответить на контрольные вопросы

4.*Разработать блок-схему конспекта темы.

II. План практического занятия

(очная)

I. Теоретическая часть:

1) Понятие и основные элементы правовой культуры личности.

2) Правовая социализации личности.

3) Социально-правовая активность личности как элемент правовой культуры.

4) Правовой нигилизм и правовой идеализм.

5) Правовая культура личности и позитивная юридическая ответственность.

II. Практическая часть:

‑ Дать культурно-правовую характеристику личности государственного таможенного служащего, сотрудника таможенных органов.

‑ Контрольный тестовый опрос по теме.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическому занятию

При выполнении заданий и подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу и источники, раскрывающих сущность правовой культуры общества и социальной группы.

Следует внимательно разобраться в терминах по теме, их трактовка должна соответствовать принятым понятиям в культурологи и праве.

На контрольные вопросы студенты заочной формы обучения должны подготовить краткие письменные ответы.

В четвертом задании необходимо, опираясь на рабочую программу, подготовить конспект темы в виде логически обоснованной блок-схемы.

На занятиях в первом вопросе раскрыть сущность и структуру правовой культуры личности.

Анализу подлежат процесс правовой социализации и социально-правовой активности личности, его особенности в таможенной службе.

Следует рассмотреть сущность и характерные черты правового нигилизма и правового идеализма, причины их появления, пути преодоления.

На основе культурологического анализа правовых реальностей, следует дать сравнительную культурно-правовую характеристику личности таможенного служащего и сотрудника таможенных органов, обратив особое внимание на преобладающие в их менталитете правовые идеалы и иные ценности, мотивы правового поведения, проявления нигилизма и идеализма, правоприменительную практику.

IV. Рекомендуемые источники

Литература

Основная литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2010.

2. Исаев И.А. Правовая культура. – М.: Норма, 2009.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2008.

Дополнительная литература

1. Болдырева М.Г. Правовая культура. - М., 1998.

2. Егорова М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (По материалам международных "круглых столов") )// Гос-во и право. - 2001. - № 9.

3. Иванников И.А. Концепция правовой культуры// Правоведение. - 1998.

4. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

5. Лукашова Е.А. Право, мораль, личность, М., 1986.

6. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции (история и современность). - М.,1986.

7. Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях: Тр. респ. науч. - практ.конф.: в 2 ч. - Чебоксары: Волго-Вятский регион.центр "Ассоциация содействия вузам", 1996.

8. Семитка А.Л. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. - Екатеринбург, 1996.

9. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика - М.: Высш.шк., 1990.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие и основные элементы правовой культуры личности.

2. Какова роль правовых знаний и правовой информации в формировании правовой культуры личности?

3. В чем проявляются правовые убеждения и привычки правомерного поведения?

4. Как определить готовность личности к правомерному действию?

5. В чем сущность правовой социализации личности?

6. Как проявляется правовой нигилизм и правовой идеализм в личности государственного таможенного служащего?

7. Каковы основные направления деятельности таможенных органов по реализации права, укреплению законности и правопорядка?

МОДУЛЬ 3. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Тема 3.1. Правосознание как составная часть правовой культуры

Общества

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Подготовить реферативные доклады и презентации по темам:

‑ Соотношение правосознания с нравственным сознанием.

‑ Соотношение правосознания с политическим сознанием.

‑ Соотношение правосознания с политическим сознанием.

‑ Соотношение правовой психологии и правовой идеологии.

‑ Роль правосознания в правотворческой деятельности

‑ Роль правосознания в правоприменительной деятельности.

‑ Роль правосознания в правоохранительной деятельности.

‑ Роль правосознания в предупреждении правонарушений.

‑ Роль правосознания в укреплении законности и правопорядка.

3.* Ответить на контрольные вопросы

4.*Разработать блок-схему конспекта темы.

II. План практического занятия

(очная)

Индивидуальное собеседование по темам рефератов.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическому занятию

При выполнении заданий и подготовке к занятию следует изучить рекомендованную литературу и источники, раскрывающих сущность правосознания, как элемента правовой культуры.

Каждый студент по выбору готовит реферативный доклад по одной из предложенных тем, объемом не более 5-7 стр. Оформление должно соответствовать установленному стандарту. Обязательно готовятся презентации по теме реферата (3-5 слайдов). Материал можно найти в учебниках и учебных пособиях, философских и юридических словарях, энциклопедиях.

На контрольные вопросы студенты заочной формы обучения должны подготовить краткие письменные ответы.

Конспект темы необходимо подготовить на основе лекции и изучения учебников и учебных пособий. Материал должен быть структурирован, логически взаимоувязан и типологизирован по блокам в виде структурно-логической схемы.

На занятиях в ходе собеседования следует раскрыть тему реферата с использованием презентации, показать умение структурировать её, аналитические навыки.

IV. Рекомендуемые источники

Литература

Основная литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2010.

2. Исаев И.А. Правовая культура. – М.: Норма, 2009.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2008.

Дополнительная литература

1. Байниязов Р.С. Массовое, групповое и индивидуальное правосознание // Вестник Саратовской государственной академии права. - 1997. - № 4.

2. Болдырева М.Г. Правовая культура. - М., 1998.

3. Егорова М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (По материалам международных "круглых столов") )// Гос-во и право. - 2001. - № 9.

4. Иванников И.А. Концепция правовой культуры// Правоведение. - 1998.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

6. Лукашова Е.А. Право, мораль, личность, М., 1986.

7. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Правосознание: понятие, структура, его место и роль в правовой культуре.

2. Структурные элементы правосознания, их характеристика и соотношение.

3. Значение правосознания в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

4. Профессиональное правосознание: понятие, роль в повышении эффективности правового регулирования.

Наши рекомендации