Запад и Восток как культурологические понятия
Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» - Европу и Северную Америку. Различие между Востоком и Западом интересует культурологию как различие между двумя типами культур. Восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский. Существует большая разница в образе жизни таких народов таких стран как Индия, Китай, Япония, Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией – христианством. Несходство в образе жизни между западными странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому В.М. Алексеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада – «вертикальной».
В течение долгого времени проблема «Восток – Запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время этот взгляд уже не кажется столь очевидным, как прежде. Стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад – это две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.
Особенности западной и восточной культуры:
· разные типы мировоззрения. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него;
· разная логика. Восточная логика, в отличие от западной, не требует соблюдения закона исключенного третьего. Истина рождается не путем холодного логического рассуждения, а путем тонкого неуловимого изгиба мысли, поэтических оборотов речи, фантазии.
· Наука на Востоке вплоть до последнего времени отставала от западной и только в 20 в. стала преодолевать это отставание. В течение долгого времени среди наук на Востоке центральное место занимали, гл.о., практические отрасли, в особенности медицина.
· Искусство на Востоке по сравнению с западным более возвышенно и изящно, менее реалистично и утилитарно; в нем больше символизма, недосказанности, таинственности. Восточному искусству свойственна высокая степень условности, что затрудняет его понимание для тех, кто не посвящен в культурно-исторические традиции. Прославленные шедевры восточной скульптуры и архитектуры отличаются яркой декоративностью, утонченностью формы, тщательной проработкой деталей. В традиционной восточной живописи нет прямой и обратной перспективы. Картины не имеют ясно выделенного центра, в них не фиксируется точка зрения, с которой они написаны. Художник как бы растворен в изображенном им мире. Различие между восточным и западным искусством можно проиллюстрировать таким примером: художники Эйтоку – расписать стену дворца в Японии и Микеланджело – расписать плафон Сикстинской капеллы в Италии. Яркое личностное начало, индивидуализм Микеланджело и слияние с природой, идея общности людей Эйтоку.
· В этических установках Востока заметна тенденция к созерцательности, консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика больше нацелена на активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм. Восточная культура больше склонна к «нормативной избыточности», тогда как западная – к «нормативной недостаточности».
Межкультурная коммуникация
Общение, осуществляемое представителями различных культур, в котором происходит активный обмен информацией
Межкультурная коммуникация как общественный феномен была вызвана к жизни практическими потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися идеологически тем интересом, который с начала 20 в. формировался в научной среде и в общественном сознании по отношению к так называемым "экзотическим" культурам и языкам.
Практические потребности возникли вследствие бурного экономического развития многих стран и регионов, революционных изменений в технологии, связанной с этим глобализации экономической деятельности. В результате, мир стал значительно меньше — плотность и интенсивность продолжительных контактов между представителями разных культур очень выросли и продолжают увеличиваться. Помимо собственно экономики важнейшими зонами профессиональной и социальной межкультурной коммуникации стали образование, туризм, наука.
Менталитет
Термин разрабатывается французской гуманитаристикой. М.- это выражение привычек, пристрастий, коллективных эмоциональных шаблонов, глубинные уровни коллективного или индивидуального сознания индивида или определенной общности. М. восходит к бессознательным глубинам психики, ее носители не всегда могут выразить ее словесно. Чаще всего М. реконструируется исследовательским путем сопоставления ее с другой ментальностью.
(Фр – mentalitete лат - mens (mentis) – ум, мышление, образ мыслей). Образ, способ мышления и мировосприятия личности, национальной или социальной группы. Своеобразие русского менталитета. У него менталитет иждивенца.
Ментальность
(От лат. mentalis – умственный, духовный, психический) – духовность; 1) характерный для личности или общественной группы способ мышления; склад ума; 2) образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.
Нация
(Лат.), совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций). Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса.
Этническая культура
Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые и антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения пищи и форм досуга, ориентации на определенные виды хозяйственной деятельности и др. Но самым главным является чувство этнической идентичности - общей истории и культуры, отличающей «нас» от «них». Этнической является культура, носители которой, прежде всего, связаны единством «крови и почвы», четко осознают свою принадлежность к родной культуре (причем, что очень важно, независимо от места проживания), имеют самоназвание и гордятся им, обладают особым психическим складом, групповым менталитетом.
Национальная культура
Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых всеми населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой стороны, национальная культура накладывает свой отпечаток на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные - культуры логоса, государства, политики, экономики.
Толерантность
(Лат.Tolerantia – терпение). Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Эмпатия
(От греч. empatheia — сопереживание) — категория, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь "вслушаться" в его эмоциональное состояние.
Приложение № 3. Вопросы для подготовки к зачёту и тестовые задания
Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология»
1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Структура и состав современного культурологического знания. Методы культурологического исследования.
2. Культура как предметообразующая сфера культурологии. Этимология и генезис понятия культуры. Первое научное определение понятия «культура».
3. Морфология культуры: сферы и формы культуры. Основные функции культуры.
4. Проблема цикличности и линейности в развитии культуры. Историческая (линейная) типология культуры. Концепция «осевого времени» К. Ясперса.
5. Локально-типологическое рассмотрение культуры (Н. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Культура и цивилизация. Цивилизация как закат культуры.
6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Психоаналитические концепции культуры З. Фрейда, К.-Г. Юнга. Концепция социокультурной динамики П. Сорокина.
7. Понятие культурогенеза. Основные этапы становления человека и первобытной культуры. Культурные инновации в ходе палеолитической и неолитической революций.
8. Миф как ядро первобытной культуры. Синкретизм, генетизм, символизм как характерные черты мифологического мировоззрения.
9. Искусство как зеркало культуры. Место искусства в культуре на различных этапах ее развития. Функции искусства. Виды искусства.
10. Специфика художественного образа. Понятие жанра, художественного стиля.
11. Историческое происхождение, различные определения термина «религия». Две парадигмы относительно места религии в культуре.
12. Религия как социальный институт. Функции религии как феномена культуры.
13. Ранние формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магизм.
14. Характеристика мировых религий как религий личностного спасения. Роль пророка в развитии общества.
15. «Восток» как понятие культурологии. Возникновение цивилизаций Древнего Востока. Особенности их развития, их место и роль в культурной эволюции человечества.
16. Многообразие культурных традиций: конфуцианско-даосистский тип культуры; индо-буддийский тип; исламская цивилизация и культура (по выбору студента).
17. Место и роль России в мировой культуре. Характеристика основных этапов развития культуры России.
18. Национальный характер и менталитет. Три силы, сформировавшие русский национальный характер.
19. «Запад» как понятие культурологии. Специфика западного типа культуры, основные исторические этапы ее становления.
20. Античность как основа европейской культуры. Греческие «пайдейя» и «калокагатия» как воспитание и идеальное сочетания гражданских достоинств.
21. Становление личности нового типа в эпоху Возрождения и Реформации. Формирование новых культурных норм и ценностей.
22. Рождение новоевропейской науки. Характеристика научного знания. Понятие научной картины мира. Структура и функции современной науки.
23. Культура и цивилизация. Э. Тоффлер о трех волнах цивилизации.
24. Культура и общество. Массовая» и элитарная культуры. Субкультура и контркультура.
25. Культура и личность, проблема их взаимоотношения.
26. Культурная значимость морали. Происхождение нравственности.
27. Этика и этикет как внутреннее содержание и внешнее выражение культуры общения.
28. Модерн и постмодерн. Особенности культуры постмодернизма.
29. Культура и глобальные проблемы современности.
30. Проблема сохранения единства мировой культуры и своеобразия региональных культур, в т.ч. уникальности русской культуры.
Демонстрационный вариант теста по культурологии
Задание №1
Культурология – это наука…
Варианты ответов:
1) структурно-функциональном 2) видах материально-преобразующей
аспекте человеческой деятельности деятельности
3) наиболее общих законах 4) функционировании языков
функционирования человеческого социальной коммуникации
общества
Задание №2
Объектом исследования культурной антропологии является…
Варианты ответов:
1) конкретные формы существования 2) динамика социальных организмов
культуры
3) частные и специфические формы 4) человек как условный
культурной деятельности функциональный субъект
культурных процессов
Задание №3
Область культурологического знания, которая изучает каждую отдельную
культуру как уникальное и оригинальное явление, сравнивает разные культуры между собой
Варианты ответов:
1) прикладная культурология 2) культурная антропология
3) история культуры 4) социология культуры
Задание №4
Исследовать функции культуры или её отдельных элементов позволяет
___________ метод культурологии
Варианты ответов:
1) сравнительно-исторический 2) историко-генетический
3) историко-типологический 4) структурно-функциональный
Задание №5
Гносеологическая функция культуры – это…
Варианты ответов:
1) функция регулирования различных 2) познавательная функция
сторон, видов общественной и
личной деятельности человека
3) манкуртизм 4) функция передачи
социального опыта
Задание №6
Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой.
1) морфология
2) функции
3) динамика
4) эволюция
Варианты ответов:
А) процессы или история культуры В) прогресс или развитие культуры
С) строение или структура культуры D) действия или влияния культуры
Задание №7
Ценность – это…
Варианты ответов:
1) конкретный предмет, 2) значимость чего-либо для людей
удовлетворяющий потребность и само значимое
3) критерий оценки людьми 4) смысложизненная ориентация
происходящих событий людей
Задание №8
Автор, понимающий непрерывные изменения в культуре как «изменения,
реализуемые в порядке взрыва», - …
Варианты ответов:
1) Н. Бердяев 2) Ю. Лотман
3) М. Гефтер 4) Н. Кондратьев
Задание №9
Два неразрывно связанных процесса становления Homo sapiens:________и
____________
Варианты ответов:
1) антропогенез 2) филогенез
3) культурогенез 4) этногенез
Задание №10
Культура социальных отношений определяется…
Варианты ответов:
1) ценностями, идеалами 2) политической установкой
3) идеологическими нормами 4) кодексом законов
Задание №11
Двумя условиями формирования этнической культуры являются:
Варианты ответов:
1) язык 2) природная среда
3) общность интересов 4) единое государство
Задание №12
Символом восточной культуры является человек…
Варианты ответов:
1) в лодке без весел 2) кузнец своего счастья
3) борец 4) бог
Задание №13
Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой:
1) палеолит
2) мезолит
3) неолит
Варианты ответов:
1) эпоха перехода от присваивающего 2) эпоха лука и стрел
к производящему хозяйству
3) эпоха появления человека разумного
Задание №14
Для русской культуры характерна…
Варианты ответов:
1) вера в технический прогресс 2) ориентация на сильную,
свободную личность
3) вера в эволюционный путь развития 4) ориентация на прошлое
Возможные задания из Интернет-тестирования*:
1. Культурология своим появлением в современной системе наук:
а) завершила «большую тройку» наук об антропо-социо-культурной системе;
б) подняла на высокий теоретический уровень искусствоведческие знания;
в) конкретизировала и верифицировала культурофилософские знания;
г) объединила психологию и социологию в единую науку о культурной системе
2. Для представителей гуманитарного направления приоритетным является следующее утверждение:
а) культуру необходимо понимать, а не превращать в средство;
б) человек и природа суть двух разных образований;
в) природу, общество и самого человека можно спроектировать;
г) все законы природы можно познать и поставить на службу человеку
3. Две группы разделов культурологии:
а) методологический, исторический;
б) статический, методический;
в) теоретический, прикладной;
г) политический, социальный
4. Из области естественно-научного знания в культурологии больше всего применяется:
а) метод моделирования конструкций;
б) аксиологический метод;
в) метод системного анализа;
г) синергетический метод
5. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется:
а) синергетический;
б) аксиологический;
в) типологический;
г) герменевтический
6. Как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека культура рассматривается в ________ определении
а) семиотическом;
б) адаптационном;
в) информационном;
г) идеационном
7. Определение антрополога К. Уислера культуры как образа жизни, которому следует община и племя, как совокупность стандартизированных верований и практик можно отнести к ___________ определениям
а) философским;
б) антропологическим;
в) нормативным;
г) психологическим
8. Определение культуры как обозначение для наученного поведения, которое должно усваивать каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей, принадлежащее Р.Бенедикт относится к ________определениям
а) историческим;
б) структурным;
в) психологическим;
г) экономическим
9. Функция культуры, которая - обеспечивает усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу:
а) адаптивная;
б) информационная;
в) интеграционная;
г) социализации
10. Функция культуры, направленная на поддержание равновесия в обществе, в целях обеспечения выживания общества или его части, называется:
а) организационно-регулятивной;
б) познавательной;
в) функцией социализации;
г) коммуникативно-информационной;
11. Установите соответствие между сферами культуры и преобладающими в них элементами (даны правильные соответствия):
а) Духовная - знания и ценности;
б) Социальные отношения - ценности и нормы;
в) Технологическая - знания и нормы;
г) Коммуникативная - знаки и тексты
12. «Шкала» этической оценки чего-либо - это…
а) Хорошее – плохое;
б) Приятное – неприятное;
в) Полезное – бесполезное;
г) Священное - греховное
13. Наука семиотика занимается:
а) изучением культуры как знаковой системы;
б) изучением текстов, содержит ценные культурологические тексты;
в) символами;
г) сравниванием анализом различных культур
14. Семиотический метод позволяет:
а) рассматривать культуру как универсальное свойство общества;
б) культуру как текст;
в) изучить культуру с точки зрения их возникновения и развития;
г) проводить сравнительно-исторический анализ различных культур в определенном временном интервале
15. Установите соответствие между культурным явлением и его определением
(даны правильные соответствия):
а) культурный код – базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая её идентичность и целостность;
б) культурный тип – своеобразный, относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм;
в) культурный символ – носитель фундаментальных смыслов культуры, объединяющий людей в культурное сообщество
16. Два наиболее динамичных культурных процесса:
а) культурная традиция;
б) культурная инновация;
в) культурная инерция;
г) культурная диффузия
17. Двумя противоположными по своему характеру культурными процессами являются _______ и ______
а) инновация
б) интеграция
в) дифференциация
г) эволюция
18. Национальная идентичность лежит в основании соперничества. Столкновение различных цивилизаций станет доминирующим фактором политики – полагал…
а) Д.Белл
б) К.Леви-Стросс
в) Н.Данилевский
г) С.Ф.Хантингтон
19. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает…
а) немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности.
б) забвение собственных интересов ради интересов общества.
в) полное равенство людей
г) развоплощение человеческой личности
20. В рамках культурной модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать как…
а) основу социокультурного творчества
б) архаичные элементы
в) образцовые художественные методы
г) консервацию традиций
21. Двумя характерным чертами этнической культуры являются:
а) стандартность
б) оригинальность
в) консерватизм
г) альтернативность
22. Двумя важнейшими факторами формирования национальной культуры является:
а) язык
б) государство
в) единство территории
г) этноним
23. Двумя важнейшими факторами формирования доминирующей культуры является:
а) одновременное наличие ценностей и стандартов различных культур
б) наличие культурных форм, разделяемых всеми членами общества
в) ориентированность на ценности избранной части общества
г) ориентированность на ценности большинства
24. Два важных фактора формирования маргинальной культуры:
а) нивелирование различий в отношении других культур
б) отсутствие культурной идентичности
в) противоречивость культурных установок
г) альтернативность доминирующей культуре
25. Двумя характерными чертами элитарной культуры являются:
а) тривиальность
б) стандартность
в) эстетическая свобода
г) нонконформизм
26. Отсутствие стремления к техническому прогрессу, тяга к самоизоляции характерны для __________ культуры
а) античной
б) американской
в) современной западной
г) восточной
27. Активность, либеральность, утилитаризм, большое разнообразие норм социального поведения, предприимчивость, быстрое расшатывание традиций, отражают этические установки:
а) западной культуры
б) восточной культуры
в) национальной культуры
г) массовой культуры
28. Установите соответствие между культурой исторической эпохи и ее характеристикой (даны правильные соответствия):
а) традиционная - ориентация на метафизические ценности и мировоззренческое знание, отсутствие отложенного спроса;
б) современная - ориентация на индивидуальный опыт, стандартизация культурных ценностей;
в) глобальная - ориентация на инструментальные ценности и на науку, производство ради будущего.
29. Согласно русскому мифологизированному сознанию:
а) бунт- путь к воле
б) источник власти – народ
в) царь добр к простому народу
г) царь не интересуется судьбами простых людей культуры
30. Тема культуры в русской мысли впервые получает серьезное теоретическое осмысление начиная с «Философских писем», автором которых является:
а) Н.А.Бердяев
б) В.С.Соловьев
в) А.С.Хомяков
г) П.Я.Чаадаев
*PS:Данные задания уже встречались в ходе Интернет-тестирования по культурологи в прошлые годы.
Демо-тест. Правильные ответы: 1.1; 2.1; 3.2; 4.4; 5.2; 6(1с, 2d, 3a,4b); 7.2; 8.2; 9.1, 3; 10.1; 11.1,2; 12.1; 13(1c, 2b,3a); 14.4.
Задания из Интернет-тестирования. Правильные ответы:1) а; 2) а; 3) в; 4) в; 5) г; 6) б; 7) в; 8) в; 9) г; 10) а; 12) а; 13) а; 14) б; 16) б, г; 17) б, в; 18) г; 19) г; 20) а; 21) б, в; 22)а, б; 23)б, г; 24) б, в; 25) в, г; 26) г; 27) а; 29) в; 30) г
Елена Валентиновна Белоусова
Светлана Александровна Горшкова
Культурология
Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»
для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям
студентов УГМА
Рекомендовано к изданию ЦМС УГМА
Редактор В.В. Кривонищенко