Решающий сигнал: сердечный приступ

Хотя у мужчины-Зевса могут быть любые серьезные проблемы со здоровьем, чаще всего его сбивает с ног именно сердечный приступ. Это заболевание несет очень сильную символическую нагрузку и требует от человека серьезных перемен в образе жизни. Здесь так и напрашивается метафора "он не слушался своего сердца и это его чуть не убило", – ибо именно сердце традиционно считается вместилищем эмоций. Чтобы спасти свою жизнь, такому человеку необходимо спуститься с вершины, поскольку воздух там слишком разреженный, а его сердцу требуется кислород. Возможно, он наконец осознает, что это не просто органическое заболевание, но физическое отражение эмоциональной проблемы.

Любовь

Сердце способно резко перевернуть его жизнь и иным способом. Он может полюбить. Сраженный стрелой Эроса, Зевс может ощутить исходящее из области бессознательного страстное и непреодолимое влечение к женщине, без которой жизнь утратит смысл. Рассудок покинет его, и он забросит свои обязанности. Юнг называет явление, когда какая-то крайняя позиция переходит в свою противоположность, энантиодромией, – в данном случае подавляемые и пренебрегаемые инстинкты и эмоции восстают и ниспровергают рассудок. За этим следует кризис, разрушающий установившуюся психическую структуру мужчины и угрожающий целостности его семьи, – но этот же кризис дает новую жизнь и силу его стесненному сердцу. Потребность жить в царстве эмоций, которую он не признавал, теперь волею судьбы проникла в его сознание.

Потрясение

Может изменить мужчину-Зевса и какая-нибудь серьезная утрата, – она пробьется через эмоциональные барьеры и заставит его потерять голову. Он может на время "обезуметь от горя" и с головой окунуться в страдание. Как ни тяжело он страдает, как ни ужасно то событие, которое повергло его в пучину горя, отныне этому мужчине не чужды страдания человечества, – он спускается с вершины и становится "более человечным".

Этот опыт может изменить мужчину, открыв перед ним посейдоново царство эмоций, что позволит ему лучше разобраться в собственных чувствах и признать потребность в других людях. (Или, как временно свергнутый глава державы, архетип Зевса восстановит свою власть, оценит произошедшее как унижение и, вознамерившись не допустить подобного впредь, станет еще более яростно подавлять свои чувства.)

Избавить его от мучений

В легенде о Граале рассказывается о неком царе – фигура, подобная Зевсу, – которого мучит незаживающая рана. Его царство превратилось в пустыню и останется таким, пока не заживет рана царя. Во дворце этого властелина есть Грааль, способный исцелить его, – но это случится лишь в том случае, если в его палаты войдет молодой человек, невинный дурачок, увидит Грааль и раненого царя и задаст вопрос. Согласно одной из версий легенды вопрос таков: "Что тебя мучит?" Прежде чем начнется процесс исцеления, необходимо, чтобы больной признал существование проблемы. Должен быть задан вопрос: "В чем проблема?" – и должен быть получен ответ.

Согласно легенде, эта символическая незаживающая рана находится либо на бедре, возле гениталий, либо на самих гениталиях. Такая рана сказывается на проявлениях инстинктов и страсти, – она угнетает сексуальность, плодовитость и творческий потенциал. Не удивительно, что царство превратилось в пустыню, ибо с подобной раной невозможно рождение новой жизни.

Раненый царь может представлять архетип Зевса, или власть, – руководящий принцип в патриархате. Раненый царь может также представлять патриархального отца в дисфункциональной семье или управляющий архетип в психике мужчины. В случаях, когда правит раненый Зевс, мужчину гнетет потребность осуществлять контроль над окружающими, угнетая любой рост и экспрессивность. Результат – эмоциональная бедность, отсутствие творческого подхода и депрессия. Царство (это может быть целая культура, семья мужчины или его психика) становится подобным пустыне, где ничто не может расти и развиваться.

Для того чтобы совершилось исцеление, необходимо, чтобы в его психику или ситуацию вошел невинный дурачок. С точки зрения Зевса, наивность и невинность равняется глупости. Зевсу, вложившему в свое положение или авторитет много сил, требуется немало отваги, чтобы рискнуть выставить себя глупцом, обнаружить свою слабость или обратиться к новому опыту с открытостью ребенка и неуклюжестью новичка. Однако именно это ему необходимо сделать, чтобы вырасти и исцелиться.

Глава 4

ПОСЕЙДОН, БОГ МОРЯ:
царство эмоций и инстинктов

Мчащийся по морю на запряженной конями колеснице бог океана и бог коней Посейдон олицетворяет два древних символа бессознательного: коня и воду. Вода всегда ассоциировалась у человека с бесконечными тайнами, бесконечными возможностями и бесконечными опасностями текучего царства бессознательного. Не обладая собственной формой, бессознательное пребывает в непрестанном движении – никогда не изменяется, но и не остается одним и тем же. А конь с его необузданной мощью олицетворяет инстинктивные побуждения нашей первобытной природы... Посейдон – самый дикий из богов, бог штормов и землетрясений, стремительных и беспощадных приливных волн – опасностей, обнажающихся, когда выходят на волю силы, дремлющие под поверхностью сознания.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

Колебатель земли и бескрайнего моря,
великий бог вод... сотрясатель тверди,
тот, кого боги чтят вдвойне,
о повелитель коней,
спаситель кораблей,
приветствую тебя, Посейдон,
держатель земли, счастливый темноволосый бог
с добрым сердцем.

Гомер, "Гимн Посейдону"

Посейдон живет в морских глубинах – в царстве, доставшемся ему по жребию, когда они с Зевсом и Гадесом делили между собой мир. Чтобы понять олицетворяемую им эмоциональность и вообще психологическое царство, которым он управляет, достаточно представить себе могучую морскую стихию с ее переменчивым нравом. В бурю ревущие волны моря без разбора обрушиваются своей чудовищной разрушительной мощью на все, что попадается на пути. Как сильный эмоциональный аффект способен захлестнуть человека, полностью затопив его рассудок, так и Посейдон выходит из своего подводного жилища, выплескивает гнев, а затем снова возвращается домой. Его также называют приносящим потопы и сотрясающим землю, подчеркивая, насколько велика разрушительная сила природы и человеческой натуры.

Море в снах и в метафорах символизирует область бессознательного. На небольшой глубине, прямо под водной гладью лежат те воспоминания и эмоции, которые носят личный характер и могут быть легко извлечены на поверхность. Глубже, где царит непроглядный мрак, живут первобытные существа и бесчисленные формы, которых мы совсем не знаем, – коллективное бессознательное. Вода и эмоции символически взаимосвязаны, а поэтому море – подходящее царство для Посейдона, бурно и эмоционально реагировавшего на любые внешние раздражители. Его животное-символ, конь, олицетворяет силу и красоту физических инстинктов. Это сухопутное животное напоминает нам о доолимпийском происхождении Посейдона – земного бога-отца.

При знакомстве с Гадесом мы узнаем, что подземный мир тоже служит отражением индивидуального и коллективного бессознательного. Подводный мир – это царство подавленных личных чувств и инстинктов, а также общих для всех людей коллективных эмоций. Семьи мужчин-Посейдонов нередко знакомы с этим аспектом отцовского архетипа в самой пугающей форме – когда его первобытные чувства прорываются на поверхность и необузданные эмоции захлестывают весь дом. Патриархальная культура, признавая отца хозяином и господином в семье, позволяет ему давать дома волю своему гневу, – нередко нигде больше он этого делать не может.

Даже если человеку самому приходилось страдать от эмоциональной неуравновешенности Посейдона-отца (особенно, отца-алкоголика), такая эмоциональность может присутствовать и в нем самом. Каждый, кого когда-либо внезапно захлестывали волны сильных чувств, поднимающиеся из глубин, каждый, чье тело когда-либо сотрясалось от гнева и жажды отмщения, – знает о Посейдоне не понаслышке.

В мире, управляемом Зевсом, нас учат презирать и подавлять свои чувства и инстинкты и по возможности держать их в узде. Люди, от рождения подобные рациональному Аполлону или рассудочной Афине (любимые дети Зевса), очень легко подавляют свои чувства – до поры. Когда мир Посейдона грозит смести плотины на пути открытого проявления чувств (их сооружают внутри нас Зевс, Афина и Аполлон), нам нередко снятся приливы и потопы.

Даже в нашем мире, где главенствует Зевс, некоторые люди хорошо знакомы с царством Посейдона. Они в чем-то подобны морякам, которые уходят на своих кораблях в открытое море, или тем людям, которые хотят жить только возле моря. Эти мужчины (и женщины) живут и работают с приливными волнами эмоций и инстинктов. Лично мне в связи с этим вспоминается бурная жизнь поэта Дилана Томаса и его мощные эмоциональные стихи: "Не уступай легко спокойной ночи... /Отчаянно борись за свет дневной". В этих строках отчетливо ощущается его знакомство с царством Посейдона. Те же качества слышны в музыке Бетховена, а также в пьесах Юджина О'Нила и Теннесси Уильямса – мужчин, сумевших выразить и передать в художественных образах ужас, красоту и силу темных посейдоновых эмоций.

Посейдон как бог

Посейдон (у римлян Нептун) был греческим богом моря. Его изображают в облике властного бородатого мужчины, чем-то похожего на Зевса, с трезубцем в руке.

Несмотря на то что он отождествляется с морским царством, само имя Посейдон означает "супруг Да" (posis Das). Да – одно из имен Земли. Посейдона связывают с землетрясениями и называют Сотрясателем Земли. Его животные-символы – бык и конь.

Наиболее характерная черта Посейдона – бурный темперамент. Он раздражителен, жесток, мстителен и опасен, – этому богу сопутствуют бури, смерчи и штормы. Но может он и успокоить море, – любой шторм немедленно прекращается, когда Посейдон мчится над волнами на своей золотой колеснице, запряженной белыми златогривыми лошадьми, в окружении резвящихся морских чудовищ.

Генеалогия и мифология

Как все сыновья и дочери Кроноса и Реи (за исключением Зевса), Посейдон был проглочен собственным отцом, который боялся соперничества со стороны сыновей. В некоторых версиях мифа о рождении Посейдона ему, как и Зевсу, удалось избежать этой судьбы. По одной из версий, Кроносу подсунули вместо Посейдона жеребенка. В другой версии Кронос швырнул младенца в море, едва тот вышел из лона матери. Однако наиболее распространена версия, согласно которой Посейдон, как и другие дети, был поглощен Кроносом и освобожден Зевсом, когда тот в сговоре с Метидой дал титану рвотное, чтобы отец отрыгнул двух сыновей и трех дочерей. Затем братья-олимпийцы и их союзники вступили в битву с Кроносом и титанами – и победили. Когда победители делили между собой мир, Посейдону по жребию досталось море.

Посейдон остался недоволен своим жребием. Он состязался с богиней Афиной за власть над Афинами и Трезеном, а с Герой – за владение Аргосом. Состязание за Афины состояло в том, чтобы преподнести жителям наилучший подарок. Афина даровала горожанам оливу, а Посейдон, ударив трезубцем по скале Акрополя, пробудил родник с солоноватой водой. Граждане города признали дар Афины более полезным, и Посейдон проиграл. Разозлившись, бог наслал потоп на окрестные равнины. Затопил он и Трезен. Не больше преуспел он и в споре с Герой за Аргос. Проиграв в этом состязании, Посейдон в отместку осушил все реки в окрестностях. Столь же безуспешно пытался он оспаривать острова Эгину у Зевса и Наксос у Диониса. Несколько больше преуспел Посейдон в состязании с Гелиосом за Коринф: ему достался перешеек*, а Гелиосу – акрополь. Кроме того, Посейдон постоянно восставал против Зевса, безуспешно плетя против него заговоры.

* Коринф расположен возле узкого перешейка, соединяющего материковую Грецию с полуостровом Пелопоннес. – Прим. перев.

Посейдон и женщины

Вначале Посейдон хотел взять себе в жены нереиду (морскую богиню) Фетиду, на которую также претендовал Зевс. Однако, когда Прометей открыл им, что сын, родившийся от Фетиды, превзойдет величием своего отца, боги оставили свои притязания и организовали ей брак со смертным. (От этого союза родился великий греческий герой Ахилл.)

Затем Посейдон обратил свой взор на другую нереиду, Амфитриту, встретившую его ухаживания с отвращением. Он взял Амфитриту силой, после чего она сбежала и скрылась от него в горах Атланта. Дельфин отыскал ее и сумел уговорить выйти замуж за Посейдона. В благодарность Посейдон расположил образ дельфина на небесах в виде созвездия.

Брак между Посейдоном и Амфитритой во многом подобен браку между Герой и Зевсом, ибо Посейдон тоже был весьма развратен. Амфитрита, как и Гера, очень ревновала мужа и жестоко мстила соперницам. Так, когда Посейдон очаровал Сциллу, Амфитрита бросила в бассейн соперницы волшебные травы, отчего та превратилась в лающего монстра с двенадцатью ногами и шестью головами, на каждой из которых было по три ряда зубов. Поселившись в проливе Менисса, Сцилла пожирала моряков, упавших с палубы проходивших мимо кораблей.

Не менее ужасно поплатилась за связь с Посейдоном и Медуза. За то, что Медуза отдалась Посейдону в храме Афины, разгневанная хозяйка храма превратила ее в отвратительное чудовище со змеями вместо волос. От одного взгляда на Медузу человек обращался в камень.

Однажды Посейдон увидел Деметру, когда та искала по всей земле свою похищенную дочь Персефону, и возжелал ее. Спасаясь от него, Деметра превратилась в кобылу и скрылась в табуне. Однако Посейдон не отказался от своего намерения. Он превратился в жеребца и изнасиловал ее.

Посейдон и его дети

Амфитрита родила Посейдону троих детей – сына и двух дочерей. Кроме того, у него было много других потомков, среди которых – немало чудовищ. Среди отпрысков Посейдона есть как великаны-разрушители, так и необузданные дети обычного размера. Дети Посейдона наследовали отцовскую жестокость и в случае необходимости могли рассчитывать на защиту отца.

После того как Одиссей ослепил одноглазого циклопа Полифема, приходившегося Посейдону сыном, морской бог с неуемной ненавистью преследовал обидчика повсюду, жестоко карая всякого, кто помогал Одиссею. Например, Посейдон перегородил горой вход в гавань гостеприимного народа – феаков – и превратил в камень их корабль, доставивший Одиссея на родину. Похождения Одиссея оказались столь долгими и трудными именно из-за препятствий, чинимых мстительным Посейдоном.

Наши рекомендации