Проблема взаимоотношений севера и юга
Во взаимоотношениях стран Севера и Юга и сейчас существует довольно много проблем. Как уже отмечалось в одном из предшествующих параграфов, глобализация отнюдь не ведет к выравниванию уровней развития и потребления в планетарном масштабе. Более того, она нередко даже обостряет уже существующие противоречия и поляризацию между развитым, богатым Севером (под которым понимаются ныне наиболее успешные и богатые страны Запада, включая Японию) и развивающимся, бедным Югом. Разрыв в доходах между развитыми странами Севера и Югом постоянно растет. Собственно тенденцию роста экономического отставания развивающихся стран от ведущих держав Зала да принято обозначать в литературе под названием проблемы Север—Юг.
Неравноправные взаимоотношения между европейскими метрополиями и колониальными владениями существовали на протяжении столетий. Однако возникновение проблемы Север—Юг относится к моменту известного вам из курса истории крушения колониальной системы империализма в 50—60-х гг. XX в. Появление на карте мира десятков новых независимых государств породило оптимистические прогнозы относительно перспектив их развития в постколониальный период. Предполагалось, что, избавившись от колониального наследия, эти страны довольно быстро достигнут экономического и культурного процветания. В 60-е гг. этот оптимизм подпитывался реально более высокими, чем в развитых странах мира, темпами роста экономик развивающихся стран. Однако в 70—80-х гг. этот рост резко замедлился, а кое-где сменился стагнацией или даже необратимым упадком и распадом. Возник феномен так называемых «неудавшихся», «несостоявшихся» государств (вроде Афганистана, Заира или Сомали), которые стояли буквально на грани распада из-за полной деградации политической и социальной систем. Произошло заметное падение доли разви-
вающихся стран в мировой торговле. К середине 80-х гг. одно за одним эти государства стали объявлять себя или признаваться мировыми финансовыми институтами неплатежеспособными. Возник кризис задолженности развивающихся стран странам Запада. Все это нашло отражение в изменении соотношения развитых и развивающихся стран по валовому национальному продукту на душу населения. Если в 1960 г. оно составляло примерно 25 : 1, то к концу века — уже более 40:1.
Но особенно актуальной проблема отставания стала на рубеже тысячелетий, когда, помимо разрыва в доходах, наметился глубочайший технологический, или, как его еще иногда называют, цифровой разрыв (от англ. digital divide). Зависимое индустриальное развитие почти нигде в мире (за исключением Восточной и отчасти Южной Азии) не переходит в постиндустриальное. Историческая дистанция, «разрыв» между Югом и Севером, зависимость развития продолжают возрастать. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников накопления, финансирования собственного развития; смягчения поляризации доходов и преодоления нищеты; достижения устойчивых темпов развития; совершенствования системы образования.
Взаимоотношениям Севера и Юга был посвящен за последние годы целый ряд международных форумов под эгидой ООН или такой влиятельной международной организации, как Большая восьмерка. Встреча лидеров Большой восьмерки в Шотландии в июне 2005 г. должна была быть почти целиком посвящена проблемам развития беднейших стран мира (парадокс состоит в том, что проявления другой глобальной проблемы современности — международного терроризма (теракты в Лондоне) — скорректировали повестку дня и в который раз отодвинули проблемы развития стран третьего мира на второй план). Однако приемлемого решения проблемы взаимоотношений Севера и Юга по сей день найдено не было, как, впрочем, и оптимального решения иных глобальных проблем современности. Поиски подобных решений неизбежно станут частью политического опыта тех, кто заканчивает сегодня школу и готовится к самостоятельной жизни в этом непростом, глобальном и не лишенном серьезных противоречий мире.
311 Основные понятия:глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг.
ШШТермины:цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция.
Проверьте себя
1) Чем обусловлен планетарный по охвату характер глобальных проблем современности? 2) Какова роль научно-технического прогресса в развитии современного мира? 3) Чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса? 4) В чем состоит и как проявляется демографическая проблема? 5) Каковы проявления проблемы взаимоотношений Север—Юг? 6) В чем состоит взаимосвязь глобальных проблем современности?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Нередко можно слышать утверждения о том, что «при
рода сама справится» с возникающими экологическими про
блемами. Насколько справедливыми представляются вам по
добные утверждения? Обоснуйте свой ответ.
2. Не так давно Ж. Эллюль утверждал: «Присутствие им
мигрантов, сопровождаемое распространением в Европе ис
лама, несомненно, приведет к деградации всего западного
общества. В результате безрассудства, которое мы проявля
ем уже в течение 20 лет, Запад окажется еще через 20 лет
в таком же положении в мировом масштабе, как сегодня бе
лое меньшинство в ЮАР перед лицом черного большинст
ва». Что вы думаете по поводу этого высказывания и что вы
могли бы возразить известному французскому мыслителю?
3. В последние годы с экранов телевизоров, в прессе до
вольно часто можно встретить утверждения о том, что мы
становимся членами единого, но находящегося на грани ги
бели планетарного сообщества. Разделяете ли вы такую пес
симистическую оценку?
4. Научно-технический прогресс способен дать ключ к
разрешению всех глобальных проблем. Согласны ли вы с по
добной точкой зрения?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современных исследователей о глобальных проблемах.
Результаты нашего исследования [книги «За пределами роста»] произвели фурор. Некоторые восприняли его как предсказание конца света, каковым она ни в коем случае не является. Эта работа не о предначертанном будущем, а о выборе пути. В ней, конечно, содержалось предупреждение, но также выражалась и обоснованная надежда на спасение. Вот три общих вывода, к которым мы пришли в 1972 году. Второй из них оптимистичен, и наши расчеты показали, что для этого оптимизма были и есть веские основания. Возможно, его стоило бы поставить в списке под первым номером.
1. Если процессы демографического роста, индустрилиза-
ции, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапному и неконтролируемому сокращению населения и снижению производственных мощностей.
2. Существуют возможности регулирования этих процес
сов и обеспечения долговременной экологической и эконо
мической стабильности. [В результате] можно добиться со
стояния глобального равновесия, при котором будут
удовлетворяться основные материальные потребности каж
дого человека, и всем будут обеспечены равные возможно
сти для реализации своих способностей.
3. Если люди предпочитают второй вариант развития
первому, то чем раньше они начнут работать в этом направ
лении, тем больше у них шансов на успех.
Эти выводы не привели нас в отчаяние, а заставили задуматься о том, как создать общество, в котором люди жили бы в материальном достатке, пользуясь благами социальной справедливости и экологической устойчивости, и в котором жизнь была бы комфортнее, чем в обществе, чрезмерно увлеченном проблемами роста.
Мидоуз Донелла, Мидоуз Денис, Рандерс Йорген. За пределами
допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее//Новая
постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 576—577.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит опасность неконтролируемого демографического роста, все более масштабной индустриализации и растущего загрязнения окружающей среды? 2) Существует ли альтернатива катастрофическому сценарию развития событий на нашей планете?
Выводы к главе IV
1. Современный мир, в котором существуют около 200 государств, характеризуется многообразием вариантов экономического, социального, политического, культурного развития. В ряде стран сохраняется традиционный уклад жизни. Вместе с тем опыт таких стран сегодня свидетельствует об их способности к глубокой социально-экономической трансформации. Индустриальные общества столкнулись в XX в. с серьезными проблемами. Однако научно-техническая революция помогла им найти возможные решения этих проблем. На базе электронно-вычислительной техники начались глубокие перемены в общественном развитии, которые характеризуют переход к информационному, постиндустриальному обществу. Но этот переход сопровождался появле-
нием новых противоречий. Такие противоречия, в частности, присущи развернувшемуся процессу глобализации. С одной стороны, это рост взаимозависимости различных стран и регионов мира. С другой — отмечается опасность обезличивающей унификации национальных культур, углубления дифференциации стран по уровню экономического и социального развития.
2. Современное общество все в большей степени превра
щается в общество самоорганизующихся, полицентричных
сетевых структур, для которых характерны децентрализа
ция власти и ответственности, а также преобладание гори
зонтальных связей составляющих их сегментов. Сетевые
формы организации возникают и в сфере политики, при
этом они могут использоваться для достижения самых раз
ных целей. Наиболее опасные проявления этого связаны с
феноменом международного терроризма, питательной средой
которого выступает политический экстремизм. Политичес
кий терроризм применяет насилие в отношении гражданско
го населения и символов государственности для достижения
политических целей. Противодействие ему возможно лишь
на основе межгосударственного сотрудничества.
3. В процессе глобализации экономические, социальные,
экологические, политические проблемы, ранее считавшиеся
исключительно внутриполитическими, превращаются в об
щемировые, международно-политические. Решение таких
проблем предполагает преодоление экологического кризиса
и его последствий, стабилизацию демографической ситуации
на планете, сокращение разрыва в уровне развития между
ведущими странами Запада и беднейшими развивающимися
странами. Глобальные проблемы требуют совместных уси
лий государств, международных организаций, общественно
сти. Угрозы и вызовы XXI в. предъявляют новые, более вы
сокие требования к уровню общественной организации,
политического мышления, приоритетным духовно-нравст
венным ориентирам отдельных людей и человечества в це
лом.
Вопросы и задания к главе IV
1. Дайте развернутое толкование формулы «Единство в
многообразии».
2. Как соотносятся в современном мире национальные
особенности различных стран и процесс глобализации?
3. Дайте оценку процесса глобализации, опираясь на со
временные подходы к проблеме прогресса.
4. В чем состоит связь возникновения и развития сете
вых структур с процессами глобализации и информатиза
ции?
5. Каковы особенности международного терроризма и чем
они объясняются?
6. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы со
временности.
Готовимся к экзамену
1. Глобализация характеризуется:
1) расцветом культур всех народов мира;
2) выравниванием экономического потенциала всех стран
мира;
3) возросшей взаимозависимостью народов и государств;
4) ускорением темпов экономического развития всех на
циональных экономик.
2. Сетевые структуры от прочих структур отличаются:
1) преобладанием вертикальных связей;
2) децентрализацией власти и ответственности;
3) высокой степенью закрытости;
4) ориентацией каждой структуры на решение многооб
разных задач.
3. Верны ли следующие суждения?
А. Глобализация охватывает разные сферы жизни общества.
Б. Глобализация означает, что расстояния и территориальные границы между государствами перестают играть прежнюю роль.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны и А, и Б.
4) Оба суждения неверны.
4. Дополните перечень последствий глобализации.
1) Весь мир превращается в глобальную экономическую
систему.
2) В мировой экономике возрастает роль транснациональ
ных корпораций.
3) ...
4) ...
5. Напишите с использованием понятия «терроризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
явлении.
6. Процесс глобализации вызывает дискуссии. Одни гово
рят, что она содействует демократизации, развитию и рас
ширению возможностей. Другие — что она порождает но
вые формы неравенства, позволяет корпорациям избегать
контроля и порождает новые экологические проблемы. Ка
кова ваша точка зрения? Приведите аргументы в ее под
держку.
Учебное издание
БоголюбовЛеонид Наумович
ЛазебниковаАнна Юрьевна
Кинкулькин Альберт Тимофеевич и др.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений
Профильный уровень
Зав. редакцией Л. А. Соколова
Редактор Е. А Крючкова Художественный редактор С. Н. Болоболов
Художник А. С. Побезинский
Технические редакторы Н. Т. Рудникова, Г. В. Субочева Корректор Г. М. Махова
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 25.03.08. Формат 6OX9O!/i6. Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBook. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 26,23. Доп. тираж 20 000 экз.
Заказ № 20014 (к-гз). Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.