Принцип гуманистической направленности

Современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров общегосударственной политики от «под­готовки здорового и физически развитого населения» на подготовку персонально каждой личности. В соответствии с новой парадигмой об-

разования интересы развития личности первичны, а общества - вто­ричны, но чем больше развита личность, тем выше интеллектуальный потенциал всего общества.

Эта концепция выражает гуманистическую идеологию, личностную ориентацию к ценностям физической культуры каждого ее члена (В.М. Выдрин, 1980, 1995, 2001; В.К. Бальсевич, 1991; Л.И. Лубышева, 1993; Ю.М. Николаев, 1998 и др.). В Законе Российской Федерации об образовании идея общечеловеческих ценностей и гуманизма красной нитью проходит через все положения. Так как люди с ограниченными возможностями и инвалиды являются членами одного сообщества, то эта идея распространяется и на них с равным правом реализации.

Гуманистическое отношение общества к личности инвалида нахо­дится пока в переходной стадии, на этапе поиска позитивных реше­ний. Это касается образования, трудоустройства, социализации, создания условий равной личности, экономической независимости. Иллюстрацией этому является исследование И.М. Бгажноковой и А.Н. Гамаюновой (1997), которые в целях социальной адаптации де­тей-сирот с нарушениями интеллекта изучали общественное мнение о данной категории лиц и готовности населения принять их в качестве равноправных членов общества. Больше половины опрошенных счита­ют, что умственно отсталые должны быть ограничены в праве изби­рать и быть избранными в органы власти, 42% респондентов отказали умственно отсталым лицам в возможности работать в обычных трудо­вых коллективах, а 43% категорически отрицают право создавать се­мью и иметь детей.

Принцип гуманистической направленности - student2.ru

Если учесть, что большинство детей-сирот, выпускников специаль­ных детских домов не имеют перспективы на индивидуальное место жи­тельства, надежное трудоустройство при отсутствии жизненного опыта в условиях изолированного проживания в учреждениях интернатного типа, то становятся понятными и объяснимыми цифры статистики: каждый третий воспитанник детского дома — бомж, каждый пятый — преступ­ник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством (по данным Рос­сийского детского фонда на 1993 г.). Категория детей-инвалидов, лишен­ных родителей или опеки, относится к самой неблагополучной части общества. Эти сведения не могут не тревожить общество и государство. Но решение этих проблем находится не только в сфере реформации соци­ально-экономических отношений в стране, гарантии материального обес­печения и социальной защиты, но и готовности общества понимать и разделять личные проблемы людей с нарушениями в развитии. Становит­ся совершенно очевидным, что данная категория лиц испытывает самый большой дефицит гуманного отношения к себе.

Адаптивная физическая культура, используя естественную потреб­ность человека в движении, игре, эмоциях, общении, обладает высо­ким потенциалом воздействия на различные сферы жизнедеятельнос­ти, создавая условия реализации истинного гуманизма по отношению к инвалидам и лицам с ограниченными функциональными возможно­стями.

Принцип гуманистической направленности в адаптивной физичес­кой культуре означает:

—создание равноправных условий на занятиях физическими упраж­
нениями; признание ценности каждой личности независимо от физи­
ческих и умственных способностей, отставания в развитии, характеро­
логических особенностей;

—сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентиро­
ванное на раскрытие потенциальных возможностей физического, пси­
хического, духовного развития и саморазвития личности;

—свободу выбора доступных форм двигательной активности в про­
цессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в кол­
лективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях,
ориентирующих на здоровый образ жизни.

Реализация этого принципа осуществляется следующими педагоги­ческими подходами:

— ориентацией на личностное развитие, т. е. формирование целей,
мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей
самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятель­
ности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упраж­
нениями;

-этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, чуткости, сопережива­ния, веры в духовные и физические силы;

— вариативностью педагогических воздействий в соответствии с
индивидуальными физическими и психическими возможностями, уче­
том состояния личности «здесь и сейчас».

Принцип непрерывности физкультурного образования

В структуре адаптивной физической культуры непрерывное физкуль­турное образование означает сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни: сначала в семье, затем в образо­вательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних, высших), в рекреативно-оздоровительных и спортивных секциях, командах по ви­дам спорта, реабилитационно-оздоровительных центрах, производствен­ных коллективах, семейных клубах, самостоятельных занятиях и т. п.

Биологической основой непрерывного физкультурного образования личности является механизм адаптации. Это свойство - главное в обес­печении жизнеспособности организма, его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях факторов внешней среды, а также при меняющихся состояниях самого организма (В.И. Медведев, 1984). При возникновении патологических состояний адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих болезни (Ф.З. Меерсон, 1993).

Процесс непрерывных систематических занятий физическими уп­ражнениями оказывает тренирующие влияние не только на биологи­ческие структуры и функции организма, но и на социальную и психи­ческую адаптацию, означающую приспособление личности к условиям социальной среды и созидательное ее преобразование. Можно предпо­ложить, что непрерывное физкультурное образование лиц с ограни­ченными возможностями рассчитано именно на этот комплекс адап­тивных реакций организма и личности: оно удовлетворяет потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, пре­одолении гиподинамии и гипокинезии, общении и культурном обога­щении, повышении физических кондиций и координационных способ­ностей, самореализации в спортивной карьере, самовоспитании и са­мореабилитации, в совершенствовании знаний, интересов, ценност­ных ориентации (И.М. Быховская, 1996; В.И. Столяров, 1997; Ю.М. Ни­колаев, 1998; СП. Евсеев, 2000; В.М. Выдрин, 2001).

Таким образом, непрерывное физкультурное образование, вовле­ченность в активные занятия адаптивной физической культурой раз­личных социально-демографических групп инвалидов и лиц с отклоне­ниями здоровья решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания нравственных качеств рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т. п.

Наряду с прямым положительным эффектом систематические за­нятия физическими упражнениями снижают влияние ряда негативных факторов: способствуют отказу от вредных привычек (алкоголизма, нар­комании, токсикомании), снижению уровня травматизма, простудных заболеваний, повышению устойчивости к агрессивным факторам внеш­ней среды.

Все это положительно сказывается на духовном состоянии инвали­дов и их окружении, существенно оптимизирует жизненные интересы, привычки и ценностные ориентации.

Реальный процесс удовлетворения потребностей человека с пато­логическими нарушениями в организме весьма сложен и противоречив. Степень его сформированности зависит от уровня общей культуры че­ловека, его образованности, воспитания, характера, специальных зна­ний, условий жизни, влияния и помощи окружающих. Потребности формируются всю жизнь. В раннем детском возрасте определяющим яв­ляется уровень педагогической осведомленности семьи, близких род­ственников (в первую очередь матери), которые не всегда владеют дос­таточными знаниями и умениями, чтобы грамотно помогать и иниции­ровать двигательную активность ребенка. Гиперопека, тревога за буду­щее малыша, неразумность поведения, исключение или ограничение двигательного режима сдерживают естественное развитие и тем более не помогают корректировать и компенсировать имеющиеся нарушения.

В дальнейшем весь уклад жизни, быт, личная и социальная актив­ность, потенциал духовных и психофизических возможностей инвали­да, формирование его мотивов, интересов и ценностных ориентации складываются под влиянием окружающей среды, которая либо помога­ет, либо тормозит развитие потребностей. На продолжительном этапе образовательной деятельности, особенно в младшем школьном возрас­те, когда организм ребенка наиболее пластичен и податлив к обуче­нию, воспитанию и развитию, важно, чтобы игровая деятельность, разнообразный досуг, развлекательные формы занятий с элементами спорта, искусства были повседневной практикой, вызывали неизмен­ный интерес и потребность в двигательной активности, эмоциональ­ном отдыхе, общении.

Даже взрослые инвалиды, понимающие остроту проблемы двига­тельной активности, осознавая реальную угрозу здоровью и даже жиз­ни, все равно ведут пассивный образ жизни, не испытывая потребнос­ти в движении. Причинами этого могут быть:

- отсутствие двигательного опыта, инертность характера и поведе­
ния, отсутствие воли, некоммуникабельность, незнание своих возмож­
ностей, неуверенность в успехе, отсутствие семейных традиций;

- отсутствие специальных знаний, необходимой информации, спра­
вочной литературы, программ и рекомендаций, групп и учреждений
для совместных занятий;

— отсутствие, недоступность или отдаленность мест занятий (стади­
она, корта, спортивной площадки, бассейна, тренажерного зала), не­
возможность или трудности использования общественного транспорта,
дороговизна экипировки и личного инвентаря (спортивных костюмов,
колясок, обуви, лыж, мячей, ракеток и т. п.);

- ограниченные возможности контроля и самоконтроля в процессе
занятий, использования дополнительных восстановительных средств
после занятий (душа, массажа, условий для личной гигиены, физио­
терапевтических процедур);

— недостаточное количество компетентных специалистов (препода­
вателей, тренеров, реабилитологов, инструкторов, методистов, врачей,
психологов), способных оказать консультативную и практическую по­
мощь, выбрать соответствующий нозологии и интересам инвалида вид

физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности, соста­вить индивидуальную программу занятий, проконтролировать состоя­ние и т. п.

Эти и многие другие факторы по сути дела лишают возможности людей не только сформировать и развить свои потребности в двигатель­ной деятельности, но и реализовать свое право на свободное развитие. Только наличие потребности в движении является залогом непрерыв­ного физкультурного образования, благотворными результатами кото­рого пользуется не только сам занимающийся, но и его дети, потом­ство, будущее поколение (И.В. Муравов, 1988; П.А. Виноградов, 1990).

Принцип социализации

В применении к лицам, имеющим ограниченные возможности, и инвалидам социализация означает процесс освоения социально-куль­турного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, ак­тивное участие в различных видах полезной деятельности, а также сис­тему ценностей, знаний, умений, установок, норм межличностного взаимодействия и правил поведения.

Принцип социализации находится в тесной взаимосвязи с принци­пом непрерывности физкультурного образования и имеет общую аргу­ментацию: социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь, без телесного здоровья как главной человеческой ценности не­возможно освоение никаких других культурных ценностей.

Адаптивная физическая культура представляет собой обширную область деятельности, направленную на укрепление здоровья, актив­ное содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, совершенствованию природных задатков и способностей, генетически заложенных в каждом человеке. В этой деятельности есть свои духовные и материальные ценности.

Духовные выражаются в преобразовании человеком самого себя: формировании знаний о своих физических и психических возможностях и способах их коррекции и развития, воспитании и самовоспитании ин­тересов, мотивов, осознанной потребности в двигательной активности, укреплении эмоциональной и волевой сферы, характера и поведения.

Материальные ценности представляют собой результат педагоги­ческих воздействий преимущественно на биологические структуры орга­низма в виде коррекции и компенсации двигательных нарушений, раз­вития жизненно необходимых физических качеств и координационных способностей и выражающиеся в увеличении двигательной активнос­ти, укреплении здоровья, повышении работоспособности и физичес­кой подготовленности, а следовательно, в расширении личностных воз­можностей в профессиональной, культурной, коммуникативной, бы­товой, семейной деятельности. В этом состоит качественное отличие и конечный, социально оправданный, продукт физкультурной деятель­ности инвалида.

Успешность социализации определяется экономической структурой общества, идеологией институтов образования, здравоохранения, со­циального обеспечения, зрелостью общественного мнения, професси­онализмом и компетентностью специалистов, осуществляющих педа-

гогическую деятельность с инвалидами и лицами, имеющими ограни­ченные функциональные возможности.

В этом комплексном междисциплинарном процессе адаптивная фи­зическая культура занимает одно из приоритетных мест. Каждый ком­понент адаптивной физической культуры — адаптивное физическое вос­питание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и дру­гие — имеют свои проявления социализации. На протяжении жизни виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности могут использоваться отдельно, меняться, сочетаться, усложняться, т. е. видо­изменяться в соответствии с возрастом, функциональными возможно­стями и потребностями конкретной личности, оставаться уникальным, универсальным способом социализации личности.

Принцип интеграции

Необходимо различать два понятия: социальная интеграция и педа­гогическая интеграция.

Социальная интеграция предполагает активное включение инвали­дов и лиц с ограниченными возможностями в культурную, социальную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми людьми. Если окружаю­щие в процессе трудовой, культурной или иной деятельности не заме­чают инвалидности и сам инвалид успешно справляется с этой деятель­ностью, не испытывая чувства неполноценности, реализует норматив­ный для сегодняшних условий образ жизни, - этот человек полностью интегрирован в общество.

Педагогическая интеграция предполагает обучение детей и взрос­лых с различными дефектами в учреждениях системы образования — в образовательных школах, средних и высших учебных заведениях вместе со здоровыми. Педагогическая интеграция является этапом, упреждаю­щим процесс социальной интеграции. Это сложнейший двусторонний процесс взаимного сближения инвалидов и здоровых людей как равно­правных членов общества. Цель интегрированного обучения — подгото­вить людей с ограниченными возможностями к этому сближению, а здоровых - выйти им навстречу.

Политика государства в отношении интеграции инвалидов, и осо­бенно детей-инвалидов, должна строиться на научно обоснованной концепции, иметь правовые нормы и законодательные документы, стра­тегию воздействия на общество в целом для изменения отношения к этой категории людей и оказания содействия их интеграции.

Возможность интегрированного обучения во многом определяется отношениями здорового окружения к детям с отклонениями развития. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного кон­такта, установки здоровых школьников благоприятны, при необходи­мости тесного взаимодействия - становятся негативными, вызываю­щими дискомфорт. В исследованиях зарубежных авторов, изучающих эту проблему более 40 лет, установлено, что отношения здоровых к инва­лидам характеризуются как откровенно неблагоприятные, но с чув­ством сострадания, вежливого нерасположения и имеют характер до­минирования, т. е. подчинения тех, у кого есть какие-либо отклонения (Л.М. Шипицына, 2001).

Существенной причиной негативного отношения детей к совмест­ному обучению, по мнению специалистов, является вынужденная ин­теграция без достаточной подготовки обеих сторон. Поэтому она долж­на начинаться в специальном классе, в котором ученик с ограничен­ными возможностями (двигательными, сенсорными, задержкой пси­хического развития) постепенно начинает контакт с обычными школь­никами в учебной и неучебной деятельности, а уже потом переходит в обычный класс. Учитель принимающего класса нуждается в опыте про­фессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной про­граммы обучения ребенка с отклонениями. Интеграцию следует начи­нать как можно раньше, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

—программа интеграции должна включать непосредственный кон­
такт между детьми разных систем обучения;

—программа интеграции не может быть директивной, она должна
строиться на неформальной ситуации общения;

—программа должна включать совместную учебную и внеучебную
деятельность детей массовой и специальной школы.

Формы организации занятий адаптивной физической культуры столь разнообразны и обладают такими резервами интеграции, каких нет ни в одной дисциплине образовательной деятельности. Иллюстрацией это­му могут быть следующие варианты интеграции, осуществляемые в раз­ных видах адаптивной физической культуры:

- в адаптивном спорте: в процессе соревнований любого масштаба, объединяющих спортсменов-инвалидов разных видов спорта, возраста, из разных городов и стран. Интефирующим началом является честная борьба, максимальное проявление своих физических и духовных воз­можностей, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие. На соревнованиях интефация проявляется не только в единении спорт­сменов, но и других заинтересованных участников события: тренеров, представителей команд, врачей, психологов, судей, журналистов, во­лонтеров, зрителей и др. Наиболее ярко интефация высвечивается на таком форуме, как Паралимпийские ифы, где спортивные результаты и рекорды спортсменов-инвалидов рассматриваются как высшие чело­веческие ценности. Спортивные достижения (даже не рекорд, а учас­тие) для каждого человека с ограниченными возможностями это ре­зультат его деятельности, личной активности, проявления воли и ха­рактера, способ самоутверждения и самореализации;

— в адаптивной физической рекреации интефация здоровых и ин­
валидов является естественной формой, не требующей особых усилий.
Интересное и эмоциональное зрелище всегда объединяет людей, созда­
ет обстановку неформального общения. Спортивные и подвижные ифы,
праздники, фестивали, дни здоровья, туристские походы и слеты, спе­
циально организуемые для здоровых и инвалидов, детей, подростков,
студентов с участием взрослых, родителей, учителей, добровольных
помощников, способствуют установлению более тесных контактов между
людьми, расширению общения и жизненного опыта, появлению новых
друзей и знакомых;

— в адаптивном физическом воспитании чаще реализуется интер-нальная интеграция внутри одной нозологической группы, например на уроке физкультуры слабовидящих, с остаточным зрением и тоталь­но слепых. Слабовидящие дети сопровождают слепого, помогают ори­ентироваться в пространстве, определять местонахождение, контроли­ровать движения. Эти функции помощника воспитывают такие нрав­ственные качества, как доброту, заботливость, способность к эмпатии, у вторых - доверие, чувство защищенности и благодарности.

Наши рекомендации