Игра для психологического контакта между занимающимися

Непринужденная, доброжелательная атмосфера в груп­пе - закономерный результат и вместе с тем первостепенное условие успешной работы. Непосредственно от степени пси­хологического комфорта в группе и раскрепощенности учас­тников зависит их активность, глубина эмоциональной вклю­ченности в происходящее и готовность поделиться своим уникальным опытом. На определенных этапах группового развития у участников может возникать особенное празднич­ное ощущение и даже некоторая одержимость духом игры и изобретательства. Чрезмерная экзальтация, однако, вредна ничуть не меньше, чем бездумное школярство. Признаком рабочего настроя группы можно считать выдвижение участ­никами реальных, жизненно значимых проблем.

5.2.1. Игра как деятельность

Покажем на небольшом примере, взятом из области педа­гогики, в чем принципиальное отличие игры как деятельное- ти от игры другого типа, скажем, игры как средства. Педаго­ги активно используют игру в качестве приема, позволяюще­го им решать педагогические, прежде всего учебные, задачи. Для повышения интереса детей к содержанию урока, повы­шения их активности, переключения внимания или отдыха они используют различные игровые приемы. Но при этом каж­дый педагог хорошо понимает, что игра для него - это только средство решения учебной задачи. Поэтому он тщательно от­бирает такие игры, которые не выведут детей из-под его конт­роля, не захватят их настолько, чтобы они психологически пе­реключились с урока на игровое взаимодействие. Он отдаст предпочтение хорошо «прирученным» игровым формам и со­здаст урок с игровыми элементами. Таких уроков в арсенале современного учителя много, и это замечательно, это можно только приветствовать. Но есть и другая возможность приме­нения игры в учебном процессе. Назовем ее игровым уроком. В данном случае все пространство урока занимает игровой сюжет, с его игровыми правилами и игровой логикой разви­тия событий. А все предметные знания, умения и навыки, которые хотел бы учитель передать ученикам на этом уроке (или проверить степень их усвоения), выступают игровыми средствами. Без них дети не могут и шагу сделать в игровом пространстве, не могут решить свои игровые задачи, и все же Ее Величество Игра выступает на таком уроке целью, а пре­словутые ЗУНы (знания, умения, навыки) - средством. Что, согласитесь, совершенно правильно с точки зрения развива­ющегося обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образования, а образование ради жизни, деятельности и самопознания.

Все сказанное выше можно перенести на психологическую игру. В большинстве случаев игровой прием в работе психо­лога выполняет подсобную функцию средства, надежного и проверенного, осуществления какой-то деятельности пси­холога. И иногда игра становится деятельностью. Сначала - на стадии продумывания и разработки - деятельностью созда­ющего ее психолога, а затем одновременно деятельностью и ведущего и участников, так как ведущий подобного действа всегда одновременно и его участник. Он играет «свою игру».

5.2.2. Возможности психологической игры

Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, видимо, потому, что игра - это целост­ное состояние души. В интеллектуальную задачу можно по­грузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональ­ный «холод». На дискотеке можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом практически невозможно. Игра (хорошо продуманная или очень тонко, по наитию, придуманная) захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.

Кроме того, игра - это уникальное фантастическое про­странство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое буду­щее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и си­туации. Можно сказать себе: «Я играю роль», и позволить себе быть самим собой. Позволим себе утверждать на основе соб­ственного личного и профессионального опыта, что в игре мы больше похожи на себя, чем в жизни. Хорошая игра - это пси­хологический эксперимент, который ставит сам на себе каж­дый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того, чаще всего неожиданны, а иногда очень болезненны.

И если у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «То был не ты, а навязанная тебе роль. В жизни у тебя все по-друго­му» . Это важно в любом возрасте, а в детском, подростковом - особенно.

Все описанные выше факторы создают вокруг психологи­ческих игр ауру привлекательности и вместе с тем серьезную профессиональную проблему. Вот вы приходите в школу и слышите от детей привычную фразу: «Здравствуйте, а когда мы будем с вами еще играть? » Хорошо это или плохо? Что сто­ит за желанием детей участвовать в психологических «игри­щах» ? Мы убедились, что необходимо знать ответ на этот воп­рос, так как он характеризует и уровень психологического развития, на котором сейчас находится школьник или класс, и профессионализм нашей деятельности.

Итак, игра как психологический метод в школе может быть использована как минимум для решения трех последо­вательных задач:

1. Научить детей жить в игровом пространстве, полнос­тью погружаться в игровой мир и игровые отношения.

2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осоз­навать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.

3. Научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.

Игра как деятельность и ее психолого-педагогические возможности
Особенности игры как деятельности Психолого-педагогические возможности игры
Игра - это внутренне мотивиро­ванная, самоценная для челове­ка деятельность В игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние челове­ка - это состояние деятеля, ини­циатора собственного развития
Человек включается в игру цели­ком: всем своим интеллектуаль­ным, личностным, эмоциональ­ным потенциалом, своим жизненным опытом и творчески­ми ресурсами Игра предоставляет широчай­шие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «макси­мальной готовности» к этому
Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенно­го, временные пределы саморе­ализации в данном игровом про­странстве Игра предоставляет значитель­ные возможности для формиро­вания саморегуляции, навыков
Игра - это совместная деятель­ность, предполагающая коллек­тивную взаимозависимость и расширение личных возможнос­тей за счет привлечения потенци­ала других участников Игра развивает важнейшие со­циальные навыки и умения, спо­собность к эмпатии, коопера­ции, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит че­ловека видеть ситуацию глазами другого

Как мы понимаем сегодня ту искомую субъектную пози­цию, к формированию которой в самих себе и воспитанниках мы стремимся? Субъектная позиция, с нашей точки зрения, слагается из следующих характеристик личности, деятельно­сти человека и его отношения к миру:

1) устойчивая внутренняя мотивация поступков, деятель­ности, оценок;

2) наличие устойчивой системы ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок, способность к со­вершению поступков - поведенческих проявлений, регулиру­ющихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жиз­ненными целями, смыслами и ценностями;

3) умение осознанно планировать свои действия, исходя из поставленных целей и системы жизненных ценностей, гиб­кость в постановке и изменении плана действий, осуществля­емых в зависимости от внешних условий и внутреннего отно­шения;

4) способность регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач (умение не только ставить, но и удерживать цель, не отвлекаясь на сиюминутные инте­ресы);

5) сформированная самооценка, умение увидеть себя, свои поступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку;

6) постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жиз­ненных планов с окружающим миром, прежде всего миром людей; существование в контексте истории, культуры, чело­веческих отношений, способность к равноправному диалогу с миром.

Субъектная позиция и возможности игры
Субъектная позиция Возможности игры
Устойчивая внутренняя мотива­ция поступков, деятельности, оценок Погружение участников в ситуа­цию, когда все совершаемые дей­ствия и оценки оказываются мо­тивированы именно «изнутри»: целями, задачами и условиями игры. Человек учится действо­вать, исходя из целей и задач сво­ей деятельности
Наличие устойчивой системы Ценностно-смысловых регулято­ров действий, поступков и оце­нок. Способность к совершению поступков - поведенческих про- Игра предоставляет возможность совершать игровые выборы, за которыми стоят выборы ценност­но-смысловые, и осознавать сис­тему своих жизненных ценностей.
Окончание таб.
явлений, регулирующихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целя­ми, смыслами и ценностями Будучи ситуацией «как бы», игра позволяет совершать поступки, регулируемые действительно лич­ностью, а не внешними обстоя­тельствами. Это возможность быть самим собой и лучше самого себя
Умение осознанно планировать свои действия, исходя из постав­ленных целей и системы ценнос­тей. Гибкость в постановке и из­менении плана действий, осуществляемого исходя из вне­шних условий и внутреннего от­ношения Игра предоставляет возможность сделать ситуацию планирования явной, очевидной (что далеко не всегда возможно в реальной дея­тельности). В отличие от учебной ситуации в игре планирование происходит внутри мотивирован­ной и эмоционально окрашенной деятельности человека
Способность регулировать свою активность в процессе достиже­ния целей и решения задач (уме­ние не только ставить, но и удер­живать цель, не отвлекаясь на сиюминутные интересы) Игра, обладая системой правил, табу и игровых условий, дает уча­стникам прекрасную возможность для развития навыков самоконтро­ля и саморегуляции
Сформированная самооценка, умение увидеть себя, свои по­ступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку Игра в отличие от реальной дея­тельности предполагает такой этап, как обсуждение, обратная связь, что значительно расширяет возможности личности в самопоз­нании и самооценке
Постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жизненных планов с окружающим миром, прежде всего с миром людей. Су­ществование в контексте данно­го аспекта субъектной позиции, истории, культуры, человеческих отношений. Способность к рав­ноправному диалогу с миром Игра как принципиально коллек­тивная форма деятельности пре­доставляет широчайшие возмож­ности по формированию умения. Эти умения могут формироваться как за счет содержательных, так и за счет процессуальных особенно­стей создаваемой игры

5.2.3. Примеры психологических игр, направленных на установление психологического контакта между занимающимися

Невербальное общение, а именно установление контакта по средством невербального общения, служит одним из спо­собов установления первоначального контакта между играю­щими.

А. ШАХМАТЫ

Оптимальное количество участников - 32 (столько шах­матных фигур). Каждому участнику раздается по одной кар­точке с изображением и названием шахматной фигуры, ее он никому не должен показывать. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы будем играть в шахматы, а фигурами будете вы. Посмотрите на свои карточки, фигура, там нарисованная, - это вы, никому не говорите, кто вы, и никому не показывайте своей карточки. Наша комната - это шахматная доска. Я не буду говорить, с какой стороны стоят белые, а с какой - чер­ные фигуры. Во время игры вы должны определиться сами. Ваша задача по команде расположиться так, как стоят фигу­ры перед началом партии, - с одной стороны - белые, а с дру­гой - черные (желательно прикрепить к стене шахматную доску, так как могут не все знать расположение фигур). Есть только одно условие - вы не можете разговаривать, вам кате­горически запрещено говорить, писать (в т. ч. ив воздухе), тыкать пальцами в доску, определяя цвет, показывать на чер­ное или белое (светлое-темное)». Ведущему необходимо спро­сить, все ли все поняли, и ответить на вопросы участников. Это касается любой игры. Б. АССОЦИАЦИИ

Сядьте в кресла так, чтобы каждый участник мог видеть всех остальных. Потренируемся в создании ассоциаций. По­старайтесь описать состояние друг друга по их внешнему про­явлению, используя самые различные ассоциации, привлекая образные художественные метафоры, когда человеческий го­лос может быть, например, ледяным, густым или бархатным. Взгляд - обжигающим или колючим. Выражение лица - кис­лым, постным и т. д. Можно выражать свои ощущения через Цвета, цвета - через звуки, звуки - через форму, можно ис­пользовать разные оттенки противоположных качеств: тем­ное - светлое, большое - маленькое, пластичное - хрупкое, глубокое - мелкое, шершавое - гладкое, яркое - блеклое, ост­рое - пресное и т. д. Итак, каждый по очереди, опишите со­стояния сидящих здесь участников, используя метафоры, об­разные сравнения, различные ассоциации. Можете описать нескольких игроков, необязательно всех. Описываемый игрок либо подтвердит, согласится с данным ему описанием, либо выразит свое несогласие, а в любом случае - прокомментирует сказанное. Итак, сели в кресла, каждый по очереди начинает описывать состояния остальных участников. Внимание, нача­ли! (Гонг). Спасибо. Ведущий, подведите итоги игры! (Гонг).

Наши рекомендации