Содержательный раздел рабочей программы

Содержание Рабочей Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями: «Познавательное» и «Речевое» развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

2.1. Комплексно-тематическое планирование работы

Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию

Тема Содержание работы Итоговое мероприятие
СЕНТЯБРЬ
1-2. День Знаний. Мониторинг Адаптационный период Мониторинг по образовательным областям Развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня Знаний «Путешествие в страну знаний»
3-4 Дары осени (фрукты, овощи, сад, лес, ягоды, грибы, сезонные признаки) Расширить представление детей о дарах осени. Закрепить названия, учить классифицировать предметы по признакам. Выставка поделок «Дары осени», Вечер развлечений «Осенняя ярмарка»
ОКТЯБРЬ
1. Деревья, кустарники, сезонные признаки. Рассматривание и сравнение деревьев, кустарников, листьев по форме, размеру, окраске, поверхности листа. Игра-путешествие «В гости к осени»
2.Перелетные птицы. Познакомить детей с понятиями «перелетные» и «зимующие птицы». Учить различать птиц по внешним признакам. Учить проявлять заботу о птицах. Творческая мастерская с папами и детьми «Птичья столовая»
3-4. Дикие и домашние животные. Закреплять знания о внешнем виде, повадках, пище, жилище домашних и диких животных. Нахождение взаимосвязей в природе. Замечать изменения в поведении животных с изменением температуры и долготой дня. Воспитывать любовь к животным и желание ухаживать за ними. Спектакль «Зимовье зверей» Праздник Осени
НОЯБРЬ
1.Человек (одежда, обувь). Схема построения человека. Познакомить детей со строением человека и назначением разных органов. Расширять представление детей о предметном мире человека. Интерактивная игра «В гостях у Айболита»
2 – 4. Посуда. Мебель. Игрушки. Закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. Игра по станциям «В мире вещей»
ДЕКАБРЬ
1. Продукты питания. Хлеб. Закреплять знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, особенно полезен и богат витаминами черный хлеб. Продолжать знакомить с трудом хлеборобов и транспортом. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и хлебу. Мастер-класс с родителями и детьми: «В гостях у шеф-повара»
2. Зима (сезонные признаки) Обогащение представлений детей о зиме как времени года. Родительское собрание «Как мы встречаем Новый год. Поделки своими руками»
3.Зимующие птицы Закреплять знания о внешних особенностях зимующих птиц, повадках. Изготовление кормушек для зимующих птичек.
4. Новый год. Вызвать интерес у детей воспитателем к празднику Новый год. Новогодний праздник
ЯНВАРЬ
2 - 3. Зимние виды спорта. Зимние забавы. Познакомить детей с зимними видами спорта, с зимними народными играми и забавами. Воспитывать уважительное отношение к спорту, потребность в здоровом образе жизни. Изготовление совместно с родителями газеты «Я люблю спорт»
4. Транспорт (правила дорожного движения). Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. Спектакль о дорожных знаках с участием родителей.
ФЕВРАЛЬ
1. Мой дом. Бытовая техника. Расширять представления детей о разных видах посуды, её назначении, материалах, из которых они изготовлены. Какая есть техника, для помощи труда взрослым дома. Сюжетно-ролевая игра: «Испечём пирог – пригласим гостей».
2. Неделя дружбы. Пробуждать интерес к сверстникам, к совместной деятельности, учить вежливому обращению друг с другом. Вечер развлечений «Ты мой друг - и я твой друг»
3. Защитники Отечества. Военная техника. Беседовать с детьми о празднике – Дне защитника Отечества, о людях военных профессий и тех качествах, которыми они должны обладать. Физкультурный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»  
4. Мамы всякие важны. Вовлекать детей в беседы об их мамах, побуждать рассказывать о них. Утренник, посвященный празднику мам, 8 марта
МАРТ
1. Фольклор (Масленица). Познакомить детей с народным праздником Масленица, с её традициями, воспитывать уважение, патриотизм к традициям русской народной культуры. Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»
2. Декоративно-прикладное творчество. Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Игра – ситуация «Народные гулянья». Выставка народной игрушки (матрёшка, дымковская игрушка и.т.д.)
3. Неделя театра. Дать представление детям о театре, о правилах поведения в театре. Инсценировка и показ детьми сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»
4. Неделя книжки. Познакомить детей с историей создания книги, показать её значимость в жизни человека. Подвести детей, на доступном для них уровне, к пониманию того, что книга - основной источник получения знаний. Музыкально – театрализованная игра. Тема: «В гостях у «Книги» (участвуют дети и их родители, используются ТСО.) Экскурсия в библиотеку.
АПРЕЛЬ
1. Цирк (животные жарких стран). Воспитывать интерес к изучению животным жарких стран, рассматривать их внешний вид на картинках, отгадывать о них загадки, строить тексты – описания по схеме. Посещение цирка, чтобы посмотреть дрессированных африканских животных
2. Космос, планеты, звезды. Формирование у детей представления о воздухе, который нас окружает. Игра-путешествие «Космическое путешествие с Незнайкой» Семейная игра «Форт Боярд»
3. Весна. Перелетные птицы. Сезонные признаки. Продолжать знакомить с весенними явлениями в природе (таяние снега, капель, пение птиц). продолжать знакомить с разными временами года и их отличиями. «Праздник птиц»- развлечение с родителями.
4. Первоцветы. Насекомые. Продолжать обсуждать весенние явления в природе, особенно появлению и цветению листьев на деревьях. Закрепить представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, как защищаются от врагов Спортивный досуг «Раз, два, три, четыре, пять- насекомые к цветам летят.»
МАЙ
1. День Победы. Дать представление о празднике Победы, учить видеть праздничные приметы в окружающей жизни. Оформление выставки рисунков и поделок к празднику Дню Победы и поздравление ветеранов
2. ПДД Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. Музыкально- спортивное развлечение «Как звери в лесу поставили светофор»  
3-4 неделя. Мой город. Дать представление о Родине, знать название своего города, в котором живём. Игра -квест с родителями по городу.
ИЮНЬ
1.День защиты детей. «Пушкинская неделя»   Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. Прививать любовь к художественной литературе, желание читать и эмоционально воспринимать сказки. Спортивно-развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня защиты детей Флешмоб – «МИР – СОЛНЦЕ - ДЕТИ» Игра по станциям «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
2.Путешествуем по России Познакомитьдетей с малой родиной, с родным домом, символом России-березкой. Воспитывать любовь к родине, чувство патриотизма. Праздничная концертная программа «Для тебя Россия»
3.Неделя безопасности «Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!» Закреплять правила дорожного движения, воспитывать ответственность и внимательность при переходе улицы. Интерактивная игра «Незнайка - автомобилист»
4.«Разноцветное лето» Знакомить детей с разными растениями, цветами. Закреплять правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к растениям. Смотр-конкурс цветников «Разноцветная сказка»  
ИЮЛЬ
1.«Капитошка и его друзья»   Познакомить детей со свойствами воды. Закреплять правила поведения у водоемов. Интерактивная игра «Капитошка и его друзья»
2.«Познай себя»   Закреплять у детей знания о строении и способностях человека. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу Игра по станциям «Друзья чистоты»
3.«В гостях у Лесовика» Закреплять знания детей о растительном и животном мире наших лесов. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Учить правила безопасного поведения в лесу. Игра по станциям «В гостях у Лесовичка»
4. «В мире игрушек» Развивать у детей творчество и фантазия, умение рассказывать о своих игрушках, придумывать творческие рассказы. Интерактивная игра «В мире игрушек» Выставка «Моя любимая игрушка»
5. «В стране песочных замков» Познакомить детей со свойствами песка. Развивать творчество, фантазию. Конкурс построек из песка Опыты с песком.
АВГУСТ
1.Неделя безопасности «Азбука АУ» Повторить с детьми правила поведения в природе. Воспитывать любовь и уважительное отношение к обитателям леса. Интерактивная игра «В госте к дядюшке АУ»
2.«Чудеса своими руками» «Яблочный спас» Развивать у детей творчество и фантазию. Знакомить с народными традициями и обрядами. Игра по станциям – мастер-класс «Чудеса своими руками»
3.«В Сказочном царстве – небывалом государстве»   Знакомить детей с русскими народными сказками, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. Праздничная программа «День Флага»
4. «Летние путешествия» Закрепить у детей летние приметы и впечатления. Праздник «До свидания, ЛЕТО»




2.2. Содержание образовательной работы с детьми

2.2.1. Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день

Образовательные области 1 половина дня 2 половина дня
Физическое развитие Приём детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях Физкультурные занятия Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Гигиенические процедуры Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Занятия ритмической гимнастикой Занятия хореографией Прогулка (индивидуальная работа по развитию двигательных навыков)
Речевое развитие НОД Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии Занятия, игры Досуги Индивидуальная работа
Познавательное развитие Исследовательская работа, опыты и экспериментирование НОД Наблюдения Экскурсии по участку Занятия Практическая деятельность Проблемные ситуации
Социально-коммуникативное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряженьем Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно-ролевые игры
Художественно-эстетическое развитие Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу (на участке) Занятия в изостудии Музыкально-художественные досуги Индивидуальная работа

2.2.2. Модель планирования образовательной работы с детьми на день

Неделя, тема Направления работы с детьми по образовательным областям  
  Познавательное и речевое развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Работа с родителями. Сетевое взаимодействие
  Вписываются цели и задачи по образовательным областям, в зависимости от темы недели, конкретные формы и методы, материалы и содержание. Формы работы с родителями по каждой теме
           

Смотреть еженедельное планирование.

2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования для детей 4-5 лет.

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Объект педагогической диагностики (мониторинга) Формы и методы педагогической диагностики Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".   -Наблюдение -Анализ продуктов детской деятельности   2 раза в год   1-2 недели   Сентябрь Май

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:

•Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых.

•Фиксация всех проявлений личности ребенка.

•Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.

•Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики.

•Постоянный самоконтроль педагога за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.

Первичная(по каждой возрастной группе), промежуточная(группы раннего возраста и компенсирующие) и итоговые результаты освоения Программы обозначаются в соответствии с Комплексной образовательной программой, «От рождения до школы».

Наши рекомендации