Содержательный раздел рабочей программы
Содержание Рабочей Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями: «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
2.1. Комплексно-тематическое планирование работы
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию
Тема | Содержание работы | Итоговое мероприятие |
СЕНТЯБРЬ | ||
1-2. День Знаний. Мониторинг | Адаптационный период Мониторинг по образовательным областям | Развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня Знаний «Путешествие в страну знаний» |
3-4 Дары осени (фрукты, овощи, сад, лес, ягоды, грибы, сезонные признаки) | Расширить представление детей о дарах осени. Закрепить названия, учить классифицировать предметы по признакам. | Выставка поделок «Дары осени», Вечер развлечений «Осенняя ярмарка» |
ОКТЯБРЬ | ||
1. Деревья, кустарники, сезонные признаки. | Рассматривание и сравнение деревьев, кустарников, листьев по форме, размеру, окраске, поверхности листа. | Игра-путешествие «В гости к осени» |
2.Перелетные птицы. | Познакомить детей с понятиями «перелетные» и «зимующие птицы». Учить различать птиц по внешним признакам. Учить проявлять заботу о птицах. | Творческая мастерская с папами и детьми «Птичья столовая» |
3-4. Дикие и домашние животные. | Закреплять знания о внешнем виде, повадках, пище, жилище домашних и диких животных. Нахождение взаимосвязей в природе. Замечать изменения в поведении животных с изменением температуры и долготой дня. Воспитывать любовь к животным и желание ухаживать за ними. | Спектакль «Зимовье зверей» Праздник Осени |
НОЯБРЬ | ||
1.Человек (одежда, обувь). Схема построения человека. | Познакомить детей со строением человека и назначением разных органов. Расширять представление детей о предметном мире человека. | Интерактивная игра «В гостях у Айболита» |
2 – 4. Посуда. Мебель. Игрушки. | Закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. | Игра по станциям «В мире вещей» |
ДЕКАБРЬ | ||
1. Продукты питания. Хлеб. | Закреплять знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, особенно полезен и богат витаминами черный хлеб. Продолжать знакомить с трудом хлеборобов и транспортом. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и хлебу. | Мастер-класс с родителями и детьми: «В гостях у шеф-повара» |
2. Зима (сезонные признаки) | Обогащение представлений детей о зиме как времени года. | Родительское собрание «Как мы встречаем Новый год. Поделки своими руками» |
3.Зимующие птицы | Закреплять знания о внешних особенностях зимующих птиц, повадках. | Изготовление кормушек для зимующих птичек. |
4. Новый год. | Вызвать интерес у детей воспитателем к празднику Новый год. | Новогодний праздник |
ЯНВАРЬ | ||
2 - 3. Зимние виды спорта. Зимние забавы. | Познакомить детей с зимними видами спорта, с зимними народными играми и забавами. Воспитывать уважительное отношение к спорту, потребность в здоровом образе жизни. | Изготовление совместно с родителями газеты «Я люблю спорт» |
4. Транспорт (правила дорожного движения). | Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. | Спектакль о дорожных знаках с участием родителей. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. Мой дом. Бытовая техника. | Расширять представления детей о разных видах посуды, её назначении, материалах, из которых они изготовлены. Какая есть техника, для помощи труда взрослым дома. | Сюжетно-ролевая игра: «Испечём пирог – пригласим гостей». |
2. Неделя дружбы. | Пробуждать интерес к сверстникам, к совместной деятельности, учить вежливому обращению друг с другом. | Вечер развлечений «Ты мой друг - и я твой друг» |
3. Защитники Отечества. Военная техника. | Беседовать с детьми о празднике – Дне защитника Отечества, о людях военных профессий и тех качествах, которыми они должны обладать. | Физкультурный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» |
4. Мамы всякие важны. | Вовлекать детей в беседы об их мамах, побуждать рассказывать о них. | Утренник, посвященный празднику мам, 8 марта |
МАРТ | ||
1. Фольклор (Масленица). | Познакомить детей с народным праздником Масленица, с её традициями, воспитывать уважение, патриотизм к традициям русской народной культуры. Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. | Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица» |
2. Декоративно-прикладное творчество. | Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Игра – ситуация «Народные гулянья». Выставка народной игрушки (матрёшка, дымковская игрушка и.т.д.) |
3. Неделя театра. | Дать представление детям о театре, о правилах поведения в театре. | Инсценировка и показ детьми сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» |
4. Неделя книжки. | Познакомить детей с историей создания книги, показать её значимость в жизни человека. Подвести детей, на доступном для них уровне, к пониманию того, что книга - основной источник получения знаний. | Музыкально – театрализованная игра. Тема: «В гостях у «Книги» (участвуют дети и их родители, используются ТСО.) Экскурсия в библиотеку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. Цирк (животные жарких стран). | Воспитывать интерес к изучению животным жарких стран, рассматривать их внешний вид на картинках, отгадывать о них загадки, строить тексты – описания по схеме. | Посещение цирка, чтобы посмотреть дрессированных африканских животных |
2. Космос, планеты, звезды. | Формирование у детей представления о воздухе, который нас окружает. | Игра-путешествие «Космическое путешествие с Незнайкой» Семейная игра «Форт Боярд» |
3. Весна. Перелетные птицы. Сезонные признаки. | Продолжать знакомить с весенними явлениями в природе (таяние снега, капель, пение птиц). продолжать знакомить с разными временами года и их отличиями. | «Праздник птиц»- развлечение с родителями. |
4. Первоцветы. Насекомые. | Продолжать обсуждать весенние явления в природе, особенно появлению и цветению листьев на деревьях. Закрепить представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, как защищаются от врагов | Спортивный досуг «Раз, два, три, четыре, пять- насекомые к цветам летят.» |
МАЙ | ||
1. День Победы. | Дать представление о празднике Победы, учить видеть праздничные приметы в окружающей жизни. | Оформление выставки рисунков и поделок к празднику Дню Победы и поздравление ветеранов |
2. ПДД | Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. | Музыкально- спортивное развлечение «Как звери в лесу поставили светофор» |
3-4 неделя. Мой город. | Дать представление о Родине, знать название своего города, в котором живём. | Игра -квест с родителями по городу. |
ИЮНЬ | ||
1.День защиты детей. «Пушкинская неделя» | Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. Прививать любовь к художественной литературе, желание читать и эмоционально воспринимать сказки. | Спортивно-развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня защиты детей Флешмоб – «МИР – СОЛНЦЕ - ДЕТИ» Игра по станциям «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» |
2.Путешествуем по России | Познакомитьдетей с малой родиной, с родным домом, символом России-березкой. Воспитывать любовь к родине, чувство патриотизма. | Праздничная концертная программа «Для тебя Россия» |
3.Неделя безопасности «Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!» | Закреплять правила дорожного движения, воспитывать ответственность и внимательность при переходе улицы. | Интерактивная игра «Незнайка - автомобилист» |
4.«Разноцветное лето» | Знакомить детей с разными растениями, цветами. Закреплять правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к растениям. | Смотр-конкурс цветников «Разноцветная сказка» |
ИЮЛЬ | ||
1.«Капитошка и его друзья» | Познакомить детей со свойствами воды. Закреплять правила поведения у водоемов. | Интерактивная игра «Капитошка и его друзья» |
2.«Познай себя» | Закреплять у детей знания о строении и способностях человека. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу | Игра по станциям «Друзья чистоты» |
3.«В гостях у Лесовика» | Закреплять знания детей о растительном и животном мире наших лесов. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Учить правила безопасного поведения в лесу. | Игра по станциям «В гостях у Лесовичка» |
4. «В мире игрушек» | Развивать у детей творчество и фантазия, умение рассказывать о своих игрушках, придумывать творческие рассказы. | Интерактивная игра «В мире игрушек» Выставка «Моя любимая игрушка» |
5. «В стране песочных замков» | Познакомить детей со свойствами песка. Развивать творчество, фантазию. | Конкурс построек из песка Опыты с песком. |
АВГУСТ | ||
1.Неделя безопасности «Азбука АУ» | Повторить с детьми правила поведения в природе. Воспитывать любовь и уважительное отношение к обитателям леса. | Интерактивная игра «В госте к дядюшке АУ» |
2.«Чудеса своими руками» «Яблочный спас» | Развивать у детей творчество и фантазию. Знакомить с народными традициями и обрядами. | Игра по станциям – мастер-класс «Чудеса своими руками» |
3.«В Сказочном царстве – небывалом государстве» | Знакомить детей с русскими народными сказками, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. | Праздничная программа «День Флага» |
4. «Летние путешествия» | Закрепить у детей летние приметы и впечатления. | Праздник «До свидания, ЛЕТО» |
2.2. Содержание образовательной работы с детьми
2.2.1. Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день
Образовательные области | 1 половина дня | 2 половина дня |
Физическое развитие | Приём детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях Физкультурные занятия Прогулка в двигательной активности | Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Гигиенические процедуры Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Занятия ритмической гимнастикой Занятия хореографией Прогулка (индивидуальная работа по развитию двигательных навыков) |
Речевое развитие | НОД Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии | Занятия, игры Досуги Индивидуальная работа |
Познавательное развитие | Исследовательская работа, опыты и экспериментирование НОД Наблюдения Экскурсии по участку | Занятия Практическая деятельность Проблемные ситуации |
Социально-коммуникативное развитие | Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры | Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряженьем Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно-ролевые игры |
Художественно-эстетическое развитие | Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу (на участке) | Занятия в изостудии Музыкально-художественные досуги Индивидуальная работа |
2.2.2. Модель планирования образовательной работы с детьми на день
Неделя, тема | Направления работы с детьми по образовательным областям | ||||
Познавательное и речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Работа с родителями. Сетевое взаимодействие | |
Вписываются цели и задачи по образовательным областям, в зависимости от темы недели, конкретные формы и методы, материалы и содержание. | Формы работы с родителями по каждой теме | ||||
Смотреть еженедельное планирование.
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования для детей 4-5 лет.
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие". | -Наблюдение -Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 1-2 недели | Сентябрь Май |
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:
•Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых.
•Фиксация всех проявлений личности ребенка.
•Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.
•Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики.
•Постоянный самоконтроль педагога за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Первичная(по каждой возрастной группе), промежуточная(группы раннего возраста и компенсирующие) и итоговые результаты освоения Программы обозначаются в соответствии с Комплексной образовательной программой, «От рождения до школы».