Часть 1. познавательные цели и структура

КУЛЬТУРОЛОГИИ…………………………………………..………….10

Что такое культурология?........................................................................10

Краткая история культурологии в России………………..………..…20

Культура и история: потребность в переживании

социального опыта………………………………………………..……...26

Культурология как наука: проблема систематизации

социального опыта людей……………………………………………….34

1. Статус культурологии и ее место среди наук. Цели и предмет и

структура культурологического знания…….………………...…………34

2. Уровни научного обобщения в культурологическом знании…..…47

3. Фундаментальная культурология…………………………………...52

3.1. Социальная культурология………………………………………55

3.2. Психология культуры……………………………………….……62

3.3. Культурная семантика……………………………………………72

4. Прикладная культурология………………………………………….78

Культурология как образование: формирование культурной

компетенции личности………………………………………………..…90

ЧАСТЬ 2. ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

КУЛЬТУРОЛОГИИ………………………………………………...…..123

Культура………………………………………………………...……...….125

Природа и культура……………………………………………………….133

История культуры……………………………………………...………….137

Личность и культура…………………………………………...……….…141

Общество и культура…………………………………………...…………145

Порядок культурный…………………………………………...………....147

Методологии исследования культуры……………….………..…………150

Позитивизм……………………………………………………...…..……..152

Эволюционизм……………………………………….………..…..………153

Цивилизационизм…………………………………….…………...………156

Диффузионизм………………………………………..…………...………159

Функционализм………………………………………..…………..………162

Структурализм……………………………………….…………...…….…165

Постмодерн……...……………………………………..………..…………169

Морфология культуры.................................................................................174

Гуманитарная культура……………………………...……………………179

Социальная культура……………………………...………………………180

Материальная и духовная культуры………………..……………………183

Объекты культурные …………………………….………………..…...…186

Атрибуция культурная…………………………...……………………….193

Черта культурная ………………………………………...……………….194

Форма культурная………………………………………………...……….195

Артефакт культурный………………………………………………….….199

Система культурная……………………………………………….………200

Локальные культурные образования…………………………...………..203

Конфигурация культурная……………………………………..………...205

Субкультуры……………………………………………………………… 207

Транслокальные культурные образования………………………....……209

Цивилизации……………………………………………………………….210

Хозяйственно-культурные типы……………………………...……….…212

Культурно-этнографические общности…………………………….……214

Конфессиональные общности……………………………………...…….215

Пространство культурное………………………………………...……....217

Социальная типология культуры……………………………...…...…….220

Кровнородственный тип культуры……………………………..……..…224

Этнический тип культуры……………………………………...…………226

Национальный тип культуры……………………………………..………230

Конфессиональный тип культуры……………………………………..…233

Профессиональный тип культуры………………………….………….…237

Социально-сословные типы культуры…………………...………………239

Традиционная культура………………………………...…………………243

Массовая культура……………………………………...…………………245

Исторические типы культуры……………………….……………………246

Эпохи культурно-исторические…………………….……………………250

Первобытная культура……………………………………………………253

Культура эпохи варварства……………….………………………………256

Культура аграрных цивилизаций………….…..…………………………258

Культура индустриальных обществ…………..…………….……………262

Постиндустриальная культура……………………...……………………268

Функции культуры………………………………...………………………271

Консолидация социальная………………………..………………………276

Организация социокультурная …………………..………………………278

Регуляция социокультурная …………………...…………………………282

Коммуникация социокультурная …………………..……………………288

Адаптация социокультурная …………………..…………………………292

Самоидентификация культурная ………………..……………………….295

Познание и систематизация знаний …………………..…………………298

Накопление и трансляция социального опыта ………….………………301

Воспроизводство социокультурное ……………………..………………304

Социализация и инкультурация личности …………...…………………309

Культурный инструментарий…………………………………………….313

Политика культурная.…………………..…………………………………314

Институт культурный.. …………………………………………………...317

Образование …………………………………………………………….…319

Мифология ……………………………………………………………...…326

Религия ………………………………………………………………….…329

Искусство ………………………………………………………………….331

Нормы культурные ……………………………………………………….339

Социальная адекватность ……………………………………………...…343

Культурная компетентность………………………………………...……346

Социальные притязания……………………………………………..……348

Социальная престижность ……………………………………………….350

Культурные традиции …………………………………………………….351

Ментальность………………………………………………………… …..355

Образ жизни ………………………………………………………………356

Обычаи …………………………………………………………………….359

Нравы ……………………………………………………………………...360

Опыт социокультурный…………………………………………………..361

Маркировка культурная…………………………………………………..365

Культура интимных отношений………………………………………….368

Табу………………………………………………………………………...372

Толерантность …………………………………………………………….373

Культурные ценности …………………………………………………….374

Культурная картина мира…………………………………………...….…375

Семиотика культуры………………………………………………………377

Языки культуры……………………………………………………...……380

Текст культурный ……………..…………………………………….……382

Культурные интерпретации………………………………………………384

Нарратив……………………..…………………………………….………386

Симулякр…………………………………………………………..………387

Динамика культуры (культурные процессы)……………………………388

Культурогенез …………………………………………………………….395

Саморазвитие культурное………………………………………..….……398

Культурный прогресс ………………………………………..…...………400

Дифференциация культурная…………………………………….………403

Инноватика культурная ………………………………………………..…410

Изменчивость культурная …………………………………………..……413

Диффузия культуры ………………………………………………………416

Межкультурные коммуникации………………………………….………418

Отбор культурный………………………………………………...………425

Революция культурная……………………………………………………427

Локализация культурная……………………………………….…………429

Глобализация………………………………………………………………432

Кризис культурный………………………………………………..………435

Деструкция социокультурная ……………………………………………439

Алфавитный список понятий, помещенных в Тезаурусе……….………442

ЧАСТЬ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ……………………………..445

Философия культуры

Неизбежна ли культура? (Размышления о границах социальной

полезности культуры) (Философская антиутопия) …………...….……445

Постмодерн как поиск новой культуры (Статья) ……………………..459

Теория культуры

Культура: социальный опыт, его накопление и

трансляция (Статья) …………………………………………………….473

Культурная форма как продукт адаптации (Параграф диссертации)..…495

История культуры

У хорошего прошлого не бывает счастливого будущего (Выступление

на конференции)…………………………………………………………….524

Рождение храма: Опыт самоопределения человека

во времени (Эссе) …………………………………………………………..530

Женщина как культурный текст (Статья) ………………………………564

Русская культура XVIII века (Лекция) ……………………………………576

Социология культуры

Социальная стратификация культуры (Учебный текст) ….…………….603

Социальные основания массовой культуры (Статья) …………...……..626

Культура насилия (Статья) …………………………………..…………..643

Культурная прогностика

Социокультурный прогноз на XXI век (Статья) ………………………659

Культурные последствия информационной революции (Статья) …….671

Заключение …………………………………………………………………692

Рекомендуемая литература…………………………………..…………...694

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга по своему жанру, безусловно, от­носится к категории учебных пособий. Но это весьма необычное пособие, прежде всего потому, что оно рассчитано не на людей, изучающих культурологию как специальность или как общеобразовательную дисциплину (студентов, школьников, учащихся средних специальных заведений), а на специалис­тов, повышающих профессиональную квалификацию (магистрантов, ас­пирантов, соискателей), пишущих диссертационные работы по культурологии, а также на преподавателей культурологии, не имеющих базового культурологического образования. Поэтому данное посо­бие лишено традиционных ат­рибутов учебника – конт­роль­ных вопросов и ин­струментария самопроверки, не разбито на короткие тематические разделы и т.п. Это пособие для тех, кто стремится заниматься практической исследова­тель­ской работой на ниве культурологии, но еще не вполне разобрался, в чем ее научная и понятийная специфика.

Разумеется, пособие не претендует на роль компендиума всего спе­ци­ального культурологического образования. Целью и суммой задач книги яв­ляется совсем иное: введение молодых ученых в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-кате­гори­аль­но­го мышления, а также в основы культурологического понимания и переживания действительности.

Еще одной важной характеристикой книги является то, что ее автор – ис­торик по базовому образованию. Поэтому пособие представляет собой спе­цифическую попытку увидеть теорию и социологию культуры «глазами историка», осмыслить ее в динамике исторического развития человечества. С этим связано и то, что в тексте уделено меньше внимания проб­лемам фило­со­фии, семиотики, психологии и другим направлениям изучения культуры.

Пособие не преследует цель систематически обучить читателя всему комплексу исследовательских методологий и методов культурологии, хотя им­плицитно это знание «разлито» по всему тексту книги. Оно обучает тому, в чем заключается собственно культурологический взгляд на вещи, события, поступки, стереотипы сознания и поведения людей и пр. и чем этот взгляд отличается от подходов философских, социологических, лингвистических. Ина­­­че говоря, пособие вводит читателя в овладение характерным набором кри­териев научного исследования, на основании которых его грядущая работа может быть (обязана быть) квалифицирована в качестве культурологичес­кой.

С этим набором задач связана и специфическая структура пособия. Книга состоит из нескольких автономных частей, не требующих сквозного про­чтения (от первой до последней страницы разом).

Первая часть включает пять глав, написанных как систематическое изложение авторских взглядов на основные проблемные поля культурологического знания, которые, пожалуй, имеет смысл читать как целостный текст.

Вторая часть представляет собой Тезаурус – словарь-справочник, в котором уже изложенные выше систематические взгляды автора скомпонованы по другому принципу – в виде отдельных небольших статей по основным понятиям и категориям культурологии, как это принято в словарях. Обращаю вни­ма­ние на то, что понятия в Тезаурусе выстроены не по алфавиту, а по проб­лем­ным полям. Те понятия, которые следуют за выделенным, являются состав­ными частями выделенного. Поэтому читателя не должно смущать неиз­беж­ное дублирование в формулировках некоторых терминов по отношению к 1 и 3 частям, поскольку Тезаурус – это понятийно-категориальный словарь, и к не­му обращаются со специфическими целями найти необходимое объяснение того или иного понятия.

Третья часть решает совсем другие задачи: раскрыть перед молодым специалистом широкую палитру содержательных и жанровых возможностей культурологии,бес­­конечное многообразие объектов – исторических, социологических, политичес­ких и др., – которые могут стать предметом культурологического исследования, и продемонстрировать, как это делается в формах те­о­ретической или социологической статьи, аудиторной лекции, историко-фак­тологического исследования, теоретико-концептуаль­но­го модели­ро­вания, футурологического прогноза и т.п.

Первое издание настоящей книги вышло в 2000 году в издательстве «Ака­деми­ческий проект» и допечатывалось в 2002 и 2003 годах. За прошедшие годы автору приходилось слышать от коллег, что это учебное пособие является одним из наиболее понятных для студентов. Вместе с тем высказывались замечания и пожелания по доработке. С учетом этих замечаний и пожела­ний было подготовлено второе издание, исправленное и дополненное. В нем 1 глава под­верглась новому редактированию и дополнению, 2-я – существенному рас­ширению, а 3-я – почти полной перекомпоновке на базе новых материалов. Автор выражает огромную благодарность всем, кто помог в этой работе своими советами, замечаниями и пожеланиями.

Наши рекомендации