Тема 3.4. Политическая сфера общения
Предназначение, состав участников, речевые жанры: политические документы и публицистика. Язык политики.
Публицистический стиль и его жанры.
Речевое поведение политического деятеля.
Предназначение политической сферы общения – формировать общественное мнение в связи с принятием важнейших решений для жизни общества; борьба за власть.
Участники:власть(политические лидеры) и электорат; власть и оппозиция.
Речевые жанры: информативные (заседание Госдумы – репортажи, стенограммы, круглые столы, теледебаты), заявления, программа, выступление, дебаты, интервью, рекламные ролики, лозунги, листовки; оценочные – аналитические обзоры и передачи (например, на телевидение «Времена» с В. Познером); анекдоты и частушки; письма граждан; этикетные – инаугурационная речь, юбилейная речь, праздничная речь президента (новогоднее телеобращение).
Язык политической сферы общения: «язык власти» и «язык оппозиции». Новояз. Особенности языка политики – деспециализация политических терминов, т.к. политика как коммуникативная сфера ориентирована на массового адресата. Процесс деспециализации проходит в три этапа: 1) расширения употребления, при некотором упрощении смысловой структуры из-за использования в СМИ; 2) употребление термина в неспециальных текстах и связанное с этим его переосмысление; 3) новое терминологическое значение утрачивает свою экспрессивность, становится узуальным, в словарях фиксируется как производное, преимущественно нейтральное значение, например, консенсус, диктатура, конфронтация.
Вторая яркая черта языка политики – терминология и риторика политической деятельности, ее специфика: смысловая неопределенность лексем, например: демократия, дефолт, реакционный – консервативный – либеральный – прогрессивный – радикальный; фантомность (слова –призраки: слуги народа, социальная справедливость, остров Свободы); фидеистичность (иррациональность, опора на подсознание); дистанцированность и авторитарность; театральность (народ – зрители, политики – актеры); динамичность («ключевые слова текущего момента» Т.В. Шмелева); базовые концепты – «власть» и «политик; вербальная агрессия как часть речевого поведения политика.
Третья особенность языка политики – влияние на него языков других сфер общения: научный стиль (дискуссия, полемика); официально-деловой (законодательный подстиль; политическая реклама); публицистический стиль (журналисты – «рассказчики» о политике); религиозный (мифологизация сознания, вера в магию слов, ритуализация коммуникации); разговорный стиль (фатическая коммуникация, разговоры о политике в семье) художественный (мемуары политика, документальная проза, анекдоты, частушки, телепародия, кинофильм).
Публицистический стиль.Экстралингвистические факторы, обусловливающие специфику публицистического стиля: 1) обращенность одновременно ко всей массе читателей практически без их дифференциации (разные профессии, социальное положение, культурный уровень; объединяются в целое поодиночке; слабо взаимодействуют между собой; хаотично организуются), 2) оперативность, 3) дублирование и варьирование содержания, 4) периодичность, 5) коллективное авторство, 6) вторичность текстов.
Основные функции публицистических текстов — информативная и воздействующая. Две группы публицистических текстов: информационные и аналитические.
Информационные тексты: официальная информация (публикация и републикация документов официально-делового стиля, к примеру, законов, положений, указов, инструкций и др. в полном виде, без изменений, без комментариев), хроникальная информация, расширенная информация.
Аналитические тексты разделяются на две группы: 1) художественно-публицистические (очерк, репортаж, фельетон, памфлет, а также — в порядке исключения — печатаемые без изменения, возможно, в сокращении, художественные тексты), 2) информационно-публицистические (аналитическая статья, публицистическая статья на различные общественно значимые темы).
Информационные жанры
Общая характеристика информационных жанров (заметка, отчет, репортаж, интервью).
Заметка. Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации.
Разновидности заметок:
- событийная заметка (сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере);
- анонс (сообщение о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений);
- аннотация (информация о книгах, статьях и пр. печатной продукции);
- заметка (также — мини-рецензия);
- блиц-портрет (сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности);
- мини-обозрение (фактологическая заметка — совокупность событий, объединённых временем или темой);
- мини-история (в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей);
- мини-совет (информация типа советов по хозяйству, поддержанию здоровья и пр.)
Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета, может включать в себя некоторые элементы оценки, предписания, прогноза. Она близка по своей сути к репортажу, но отличается от него тем, что автор корреспонденции не присутствует на месте события в момент его совершения и не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Темой корреспонденции часто являются самые обычные события или какие-то локальные ситуации, процессы.
Информационный отчёт выделяется в особый жанр тем, что имеет предметом отображения различные собрания, партийные съезды, конференции, заседания парламента. Цель отчёта - сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.
Информационное интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости - дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины.
Блиц-опроссодержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.
Публикация типа вопрос-ответ возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Специфическая черта этого жанра - неразрывное единство вопроса и ответа. Привлекательность этого жанра заключается в том, что в сравнении с обычной заметкой ответ на вопрос может быстрее привлечь внимание читателей. (использование приема в «АиФ»).
Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчётами.
Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортёра), т.е. создать "эффект присутствия". Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.
Некролог - это извещение о смерти людей (прежде всего - известных данной аудитории). Он обычно содержит краткую биографию умершего, сведения о том, где и как он работал, о его достижениях и наградах, слова прощания и выражения скорби по умершему.
Аналитические жанры
Виды аналитических жанров: статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, обзор печати, письмо. По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно важных явлений.
Статья отображает жизненно важные явления, проблемы или актуальные ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.
Виды статей:
1. Передовая — с модальной характеристикой императивности (разъяснение официальной позиции);
2. Пропагандистская;
3. Научная и научно-популярная статья;
4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.
Публицистический комментарий.
Корреспонденция — жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается отдельная проблема.
В корреспонденции используется индукция: проблема решается от частного к общему.
Виды корреспонденции:
1) информационная;
2) аналитическая корреспонденция, которая вскрывает причины описываемого явления;
3) постановочная корреспонденция, в которой отражается злободневная ситуация на основе анализа и синтеза фактов;
4) корреспонденция-раздумье, в которой журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов.
Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции — специфичная. Она имеет следующие структурные части: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.
Рецензия — жанр, в котором критикуется, оценивается художественное или научное произведение, общественно-политическая или техническая литература, театральные постановки, кинофильмы, телевизионные передачи, художественные выставки, музыкальные концерты и даже бытовые ситуации. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности". Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент, являются читатель, слушатель или зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения.
Задачи рецензии — воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии — позиция рецензента актуальна, но в рецензии могут решаться и ретроспективные задачи.
Виды рецензии: 1) литературная, 2) научная, 3) театральная, 4) кинорецензия и т.д.
Обозрение, или обзор — жанр описания событий с аналитическим комментарием, "панорама событий".
Виды обозрений:
1) внутренние — о событиях жизни внутри страны;
2) международные — о международной жизни;
По времени — ежедневные, еженедельные, месячные, годичные.
По масштабу тематики — информационные, проблемные.
По содержанию: 1) политические, 2) экономические, 3) спортивные, 4) сельскохозяйственные, 5) культурные и т.д.
Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.