Тема 3.3. Научная сфера общения
Предназначение, состав участников, жанры общения. Первичные и вторичные жанры, приоритет письменной формы. Особые формы устного научного общения. Правила научного общения. Язык науки.
Предназначение научной сферы общения – поиск (собственно-научное общение), накопление, передача информации (научно-популярное и учебно-научное общение).
Участники. Состав участников неоднороден: ученые, учителя и ученики в широком значении, любой, интересующийся вопросами научного знания.
Жанры научной речи.Приоритет информативных жанров, роль оценочных жанров – рецензия, отзыв, специфика этикетных жанров – коллективная монография как поздравление, юбилейная статья в научном журнале. Квалифицированные сочинения как специфические жанры научной речи: курсовая, дипломная работа, диссертационное сочинение.
Жанры устной научной речи: доклад, лекция, реферативное сообщение, научная дискуссия.
Жанры письменной научной речи:
Собственно научные: тезисы, статья, монография, диссертация и т.д.
Научно-информационные: библиографическое описание, аннотация, библиографический журнал, реферат, реферативный журнал, обзор.
Научно-учебные: учебник, конспект, методические материалы, учебный реферат и т.д. Правила научного обучения: обязательность авторизации (разработанная система ссылок, плагиат), различение известной и новой информации, требование точности и верифицируемости информации
Научно-популярные: очерк, статья.
Фактура научного текстапреимущественно письменная, особое место – устное научное общение. Интернет и научное знание.
Научный стиль.Общими экстралингвистическими признаками научного стиля являются следующие: 1) научная тематика; 2) точность, в частности точное определение понятий; 3) стремление к обобщению, к абстрактности; 4) логичность изложения; 5) объективный характер изложения научного содержания.
Таким образом, точность, абстрактность, логичность и обьективность - это те требования к общению в сфере науки, которые обусловили, с одной стороны, отбор языковых средств, а с другой, - системность языковых средств, объединяемых понятием «научный функциональный стиль литературного языка».
Научный стиль как относительно замкнутая система включает языковые единицы следующих четырех типов:
1) языковые единицы, обладающие соответствующей функционально-стилевой (научной) окраской; это в первую очередь лексические единицы, некоторые синтаксические конструкции, в меньшем объеме - морфологические формы;
2) языковые единицы, имеющие общекнижную функционально-стилевую окраску, т. е. общие для всех книжных стилей, но чуждые разговорно-обиходному стилю;
3) языковые единицы, обладающие нейтральной стилистической окраской, свойственные в равной степени всем стилям, т. е. «стилистические нули» - межстилевые единицы;
4) стилистически нейтральные языковые единицы, т. е. обладающие коннотациями, дающими представление об их прикрепленности к данному стилю, но употребляющиеся преимущественно в научных стилях речи, - так что стилистически значимым становится само их количественное преобладание именно в данном стиле (по сравнению с другими).
Лексические средства. Необходимость соблюдать требование точности проявляется уровне лексики в том, что значительное место в ней занимает специальная лексика, т. е. научная терминология; например: Наряду с омонимией и полисемией, вариантность слова еще раз свидетельствует о характерной для функционирующего языка асимметричности языкового знака.
В специальной лексике большое место занимают заимствованные слова. Их использование обеспечивает точность изложения в силу нескольких причин: во-первых, в силу того, что заимствования не связаны для носителей языка с какими-либо дополнительными ассоциациями и потому большей частью однозначны. Второй причиной распространенности заимствований в сфере терминологии является то обстоятельство, что многие из них имеют интернациональный характер, их употребительность в научном стиле обеспечивает тенденцию к международной стандартизации языка науки. Для лексической системы научного стиля характерно употребление многозначного слова в одном, определенном значении, чем обеспечивается обсобление, «остранение» этих слов от лексической системы литературного языка. Так, существительное соль, будучи взято изолированно, связывается в представлении носителей русского языка с поваренной солью, употребляемой в пищу. Именно это значение первым приходит на ум, если спросить носителя русского языка, что такое «соль». В научных текстах это существительное обозначает химическое вещество, в котором кислотные атомы водорода замещены атомами металлов или равноценными им группами атомов: бертолетова соль, соли натрия.
Стремление к обобщению, к абстрактному характеру изложения, свойственное научному стилю, на уровне лексики проявляется в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Например, следующем небольшом тексте на 13 лексем (существительных) приходится восемь абстрактных существительных: горение, соединение, вещество, выделение, тепло, сгорание, состав, количество: Горением называется химическое соединение вещества с кислородом, сопровождающееся выделением тепла. Необходимый для сгорания вещества кислород находится в воздухе. Количество воздуха необходимое для полного сгорания, зависит от химического состава вещества; для полного сгорания одного килограмма бензина требуется около пятнадцати килограммов воздуха. Словообразовательные средства: словообразовательныe типы с общекнижной функционально-стилевой окраской и словообразовательные типы, которыми представлена лексика специальная, терминологическая, характеризующаяся наличием научной функционально-стилевой окраски; например:
1) существительные со значением отвлеченного процессуального признакa, образованные с помощью суффиксов -ниj-/-ениj-/-аниj и –тиj-: формирование, переосмысливание, преобладание, обрусение, трение, погребение, вторжение, откровение, биение, слияние; взятие, изъятие, отплытие, открытие;
2) существительные со значением отвлеченного процессуального признакa, образованные от глаголов с иноязычной основой на -ировать с помощью суффиксов -циj- и -ациj-, принадлежат также к книжной лексике, причем значительную часть их составляют научно-технические термины: абсорбция, фильтрация, поляризация, инвестиция, электризация, конфискация, публикация, реанимация;
3) с суффиксом -изм- отмечается несколько словообразовательных типов с названными видами функционально-стилевой окраски (общекнижной или научной): канцеляризм, бытовизм; символизм, футуризм, буддизм; артистизм.
4) к сфере научной и технической терминологии относятся также существительные, образованные с помощью суффикса –ик(а) и имеющие собирательное значение «совокупность однородных явлений, характеризующихся признаком, названным мотивирующим прилагательным: автоматика (от автоматический), сейсмика (от сейсмический), динамика, антисептика, комбинаторика, моторика;
5) общекнижной функциональной окраской обладают существительные со значением отвлеченного признака, мотивированные прилагательными или (опосредованно) собственными именами, образующиеся с помощью суффиксов -ость- и -cтв(o)/ -ств(о): скудость, редкость, всхожесть, рядность, задымленность; кантианство, ницшеанство;
6) существительные с суффиксом -ат- со значением химического соединения, имена с суффиксом -ит-, называющие материалы, вещества, а также заболевания, существительные с суффиксом -ин-, называющие вещества и материалы, имеют научную функционально-стилевую окраску и принадлежат к сфере химической, логической и медицинской терминологии: фосфат, гидрат, алюминат; асбестит, бетонит, кварцит, кальцит; артрит, бронхит, трахеит, ларингит, сульфидин, анестезин, тромбин и т.д.
7) к общекнижной лексике и к научной терминологии относятся существительные, образованные префиксальным способом имена с формантами де-/дез-, дис-, под-, пра-, ре-, ультра-: демилитаризация, демонтаж; дезинформация; дисбаланс, диспропорции; подвид, подотряд, подмножество, подсистема; праязык, працивuлизация; реструктурализация; ультразвук, ультрамикроскоп.
Большую продуктивность в сфере научной терминологии обнаруживают словообразовательные аффиксы имен прилагательных: -альн-, -арн-, -ивн-, -озн-, -орн-, -уальн-, -онн-: континентальный, астральный, фрагментарный, паразитарный, дискурсивный, рефлекторный, процессуальный, текстуальный, узуальный, конверсионный.
Морфологические особенности научного стиля заданы общими его свойствами: значительная степень абстрактности свойственна настоящему вневременному (или настоящему постоянному): Ветры достигают здесь в это время года пятнадцати м/сек. Наличие этих глагольных форм составляет характерную особенность морфологии научного стиля.
Изучение научных текстов различных жанров, в которых воплощается научный функциональный стиль языка, позволило сделать вывод, что в научной речи процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего, составляя 67-85% от всех глагольных форм.
Исследование научных текстов в аспекте глагольных форм лица показало абсолютное преобладание формы 3-ro лица. Например: Гигиенической проблемой огромной важности является влияние на здоровье населения условий жизни в населенных местах, особенно больших современных городах. В этой большой проблеме особое место занимает обеспечение населения здоровыми, благоустроенными жилищами.
Из других форм лица в научном стиле употребительна форма l-го лица множественного числа, причем в двух значениях: «мы авторское»: В настоящей работе мы остановимся на характеристике кельтов лишь одного типа; и «мы совокупности, и «мы инклюзивное» (мы совокупности = я + слушатели/читатели): Вспомним строки Пушкина…
Тенденция к десемантизации глагола в научном стиле проявляется в следующем: 1) большая доля связочных (быть, являться) и полусвязочных (стать, становиться, считаться, состоять, определяться и др.) глаголов; 2) вместо глаголов с четкой семантикой употребляются глагольно-именные сочетания с частично-десемантизированными глаголами: подвергать анализу, производить расчеты; 3) глаголы широкой, абстрактной семантики: существовать, иметь, наблюдать, возникать.
Широкое распространение форм причастия и деепричастия как морфологических форм, обладающих книжной окраской и широко распространенных в научном стиле.
Если сравнивать различные грамматические формы по степени абстрактности, обобщенности их грамматического значения, то соотношение окажется следующим:
Более отвлеченно-обобщенными являются следующие формы: | в сравнении с формами: |
инфинитив | изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений |
настоящее время | прошедшего и будущего времени |
настоящее постоянное | настоящее актуальное |
3 лицо | 1 и 2 лицо |
2 лицо в обобщенном значении | 2 лица в значении конкретного собеседника |
средний род | мужского и женского рода |
единственное число | множественного числа |
Именной строй научной речи:1 место занимают имена существительные, второе – прилагательные, третье – глагол, особенное сгущение именных форм показывают заголовки научных статей: Низкотемпературная теплоемкость и цепочечный гетеродинамизм кристаллических метаборатов кальция и лития; Итоги и задачи изучения проблемы сибирской прародины тюркских предков современных чувашей.
Из падежных форм преобладает родительный падеж, за ним следует по степени распространенности именительный и винительный, например: Таким образом, мы приходим к обоснованию возможности(род.пад.) описания(род.пад.) функционирования(род.пад.) языковой формы(род.пад.) в терминах коммуникативных смыслов(род.пад.) и построения(род.пад.) на этой основе лингводидактической модели(род.пад.) аргументативного дискурса(род.пад).
Система синтаксических средств научного стиля обнаруживает такие общие черты стиля, как стремление к объективности и логичности изложения научной тематики.
Стремление к объективности означает, что авторская позиция в научных текстах отходит на второй план, главное - поиск научной (объективной) истины, ее изложение и доказательство; поэтому из двух конструкций: (1) Я пронаблюдал за поведением сороконожки и пришел к выводу, что ... и (2) Наблюдение за поведением сороконожки позволило сделать вывод, что ... в научном стиле предпочтительнее вторая.
Стремлением к объективности изложения объясняется широкое распространение в научном стиле пассивной конструкции, о которой еще Ш. Балли писал: «Когда ум погружается в созерцание и становление явлений, все кончается тем, что забывают, чем был вызван данный процесс, забывают о деятеле, субъект глагола остается в тени» (Ш. Балли. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М., 1955. С.380).
В пассивной конструкции сказуемое выражается формами глагола и постфиксом -ся, краткими страдательными причастиями со связкой - как выраженной, так и нулевой.
Субъект устраняется или «остается в тени» также в неопределенно-личных предложениях, например: (Уже в ХIII в. в японских садах широко распространено воспроизведение существующих пейзажей в миниатюре.) Небольшой холм делают похожим на формы какого-либо горного хребта ... и безличных предложениях: Было бы совершенно неправильно толковать этот сфинкс как чисто эстетический образ.
В безличных предложениях, распространенных в научном стиле, главный член выражен: (1) модальными словами можно, нельзя, необходимо, следует и др. в сочетании с инфинитивом, (2) предикативными наречиями, (3) безличным глаголом или личным значении безличного; например: (1) Не нужно думать, что пропорции пирамиды Хеопса являются каноничными и обязательными для всякой пирамиды. (2) Ясно, что пирамида имеет изобразительно-символический смысл; (3) Египтянину казалось, что природа проникнута страшными и непонятными силами, господствующими над человеком.
Обобщенно-личные предложения в научном стиле оформляются чаще всего при помощи глаголов в форме 1 лица множественного числа («мы инклюзивное», о котором шла речь выше) настоящего времени или будущего совершенного; например: Рассмотрим результаты эксперимента. Соединим кислоту с полученным осадком.
Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным, что обусловлено семантикой научных текстов (выявление признаков, свойств, изучаемых объектов) и тесно связано с отмеченными морфологическими особенностями научного стиля; благодаря этому и создается «именной строй» научной речи. При этом в настоящем времени связка может быть нулевой, как и в других стилях, но мо выражена глаголом есть (а во множественном числе - суть), что ни для одного другого стиля, кроме научного, не характерно; например: Волевое усилие есть непременное условие успешного запоминания; Префикс, корень, суффикс и постфикс суть значащие производной основы.
Логичность и точность речи, выдержанной в научном стиле, обусловливает употребление сложноподчиненных предложений союзного типа, в которых семантико-синтаксические отношения между частями выражены однозначно: Не всегда удается начать постановку озвончения с группы щелевых, так как наряду с дефектами озвончения обнаруживается тот или иной вариант сигматизма. Иногда достаточно провести два, три занятия, чтобы плавная речь была восстановлена.
Особенностью многих сложноподчиненных предложений с изъяснительной придаточной частью, употребляемых в научном стиле, является информативная недостаточность главной части. Нередко главная часть служит для связи с контекстом, кроме того, она выражает субъективно-модальные (модусные) смыслы предложения, а основная информация (диктумное содержание) передается придаточной частью; например: Известно, что при горении водорода образуется вода; Напомним, что сейчас мы говорим только о заимствованных словах; Следует сказать, что выделение абстрактных категорий слов представляет для детей гораздо большую трудность, чем выделение конкретных.
Стремлением к точности и логичности объясняется также широкая употребительность конструкций с однородными членами: Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта: полное отсутствие мягких согласных звуков речи; излишнее смягчение; нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками;
вводными словами: При спастических параличах внимание логопеда направлено, во-первых, на понижение рефлекторной возбудимости мышц, во-вторых, на упражнение парализованной мышцы;
вставными конструкциями: В обоих стихотворениях (процитированных в предыдущем разделе) звучание совсем оттесняет значение;
причастными и деепричастными оборотами: Народные этимологии у Лескова и Островского, употребляемые как лексика мещанского говора, являются в большинстве случаев новообразованиями;
среди вводных слов особенно характерны те, которые обозначают последовательность и связь мыслей (во-первых, во-вторых, итак, значит, следовательно, наконец), также те, что обозначают степень достоверности (конечно, по-видимому, вероятно, как кажется) и источник информации (как утверждает ... , как писал ... , согласно теории ... ) и т. п.
Научному стилю свойственен объективный порядок слов, который обеспечивает логически последовательное развертывание мысли-речи от темы к реме и нейтральную эмоционально-экспрессивную окраску. При объективном порядке слов соблюдаются все три нормы: 1) тема предшествует реме; например: Органы речи // делятся на активные и пассивные. Активными органами являются / / язык, губы и мягкое небо. Хотя последовательность членов предложения - подлежащих и сказуемых – изменилась, но последовательность: тема + рема сохранилась; 2) в предложениях с нулевой темой, полностью состоящих из ремы, сказуемое предшествует подлежащему, например: Существует несколько классификаций сложных предложений русского языка; 3) в неактулизированных подчинительных словосочетаниях, т. е. входящих в состав темы и в состав ремы, соблюдается определенная последовательность главного и зависимых компонентов: а) при согласовании: натуральные числа, историческая эпоха, лексическая сочетаемость; б) при управлении: поставить опыт, оказать влияние, результаты эксперимента, готовый к употреблению; в) при примыкании: очень заметно, крайне медленный, бурно протекали.
При реализации научного стиля в различных жанрах и речи авторы стремятся к логически последовательному развертыванию текстов, поэтому предложения строятся таким образом, чтобы между ними была тесная структурно-смысловая связь. Она достигается двумя способами: (1) рема предшествующего предложения становится темой последующего или (2) в следующих друг за другом предложениях тема остается неизменной, а изменяется содержание рематических частей; например: (1) При толковании лексических значений // обычно руководствуются двумя следующими требованиями (…) Оба требования // хорошо известны в лексикографии. Однако лексикографическая практика // знает частые нарушения этих требований. (2) Согласные фонемы // отличаются от гласных в акустическом и артикуляционном аспектах. Согласных фонем в русском языке тридцать семь. Согласные фонемы русского языка // бывают твердыми и мягкими.
Рекомендуемая литература
1. Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн.1. Теория: Учеб. пособие /О.А. Крылова. – М.: Высшая школа, 2006.
2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.-М.: Флинта: Наука, 2002.- С.90- 96.
3. Культура русской речи: Учебник для вузов/Отв.ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев.-М.:2000.
4. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи: Учеб.пособие/ Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П.Шубы.—Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
Дополнительная
1. Колесникова Н.И.От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.— М.: Флинта: Наука, 2002.
2. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов - нефилологов: Учебное пособие.— М., Флинта: Наука, 2000.
Вопросы и задания
1. На основании своих наблюдений над речью сформулируйте отличия научного стиля от делового. В чем именно вы увидели эти различия: в лексике, в длине предложений, их сложности, в количестве форм родительного падежа, формах времени глагола? Попробуйте подсчитать соотношение частей речи, сделав выборки на одинаковое количество слов из текстов научного и делового стилей.
2. Определите, какие функции языка сильнее представлены в деловом стиле, а какие в научном?
3. Выделите в научном тексте (можно взять текст любой научной тематики) метатекстовую функцию.
4. В устной или письменной форме речи реализуется научный функциональный стиль литературного языка?
5. Перед вами одна из глав из книги А. Арканова «От Ильича до лампочки. Учебник по истории Советской и антисоветской власти для слаборазвитых детей». Найдите в ней все приметы учебного издания. Почему все же мы не можем считать подобные издания учебными? Что можно сказать о стиле этого «учебника»? Аргументируйте свой ответ.
Глава 6.
Начало войны и радость поражения.
Сильная гнилость царского режима.
Броненосец «Потемкин» и семь червей.
Большая польза
От разгрома революции.
К концу ХХ века жители Китая начали размножаться со страшной силой. Империализм решил с этим покончить. Началась борьба за раздел Китая. Россия оттяпала Порт-Артур. Япония прибрала к рукам Корею и Манчжурию. Французов интересовали китаянки. В общем, назревала русско-японская война. Пока русские думали, какого числа объявлять войну, японцы потопил царский флот при Цусиме и за это получили Порт-Артур и Мукден.
Меньшевики, буржуазия, крестьяне, здоровая часть пролетариата и другие очень переживали по этому поводу. Большевики же, наоборот, радовались, потому что это и без того увеличивало сильную гнилость царского режима. Но царь тоже был не дурак и заключил мир с японцами: отдал им Порт-Артур, половину Сахалина, но зато укрепил силу, хоть и гнилую, своего режима. Это большевиков дико расстроило. Пришлось убеждать несознательных братьев браться за оружие.
А тут как раз начали бастовать рабочие и требовать увеличения зарплаты, 8-часового рабочего дня, путевок в санатории и дома отдыха. Большевики же всякий раз вписывали и свои просьбы: свержение власти, отнятие земли у помещиков, заводов у капиталистов, денег у богатых. Властям это не очень нравилось.
В те дни на броненосце «Потемкин», по мнению некоторых историков, матросы любили играть в «очко», и кто-то однажды слямзил червовую семерку. Стали искать, и один из них вытащил из ведра со щами «ceмь червей». Черви в щах и стали причиной восстания. Матросы начали вешать офицеров, и, возможно, все было бы хорошо, но большевиков было маловато, а меньшевиков многовато. Поэтому другие корабли эти убийства не одобрили.
Но большевики не унывали. «Это только репетиция, - говорили они. - Премьеру сыграем через 12 лет».
А пока решили пострелять, построили в Москве баррикады и начали восстание.
«Mы же ничем не рискуем, - говорили они. - Победим - хорошо! А не победим - еще лучше: отступать научимся!»
Но сволочи меньшевики опять все провалили.
А Плеханов вдобавок еще и втянул Ленина в дискуссию.
Смысл этой дискуссии по поводу восстания 1905 года спустя много лет ярко выразил доцент кафедры марксизма-ленинизма Харьковского университета Соломон Евдокимович Вейсман-Махно, который сказал студентам: «И тогда Плеханов Ленину выговаривает: "Не надо било взацца за оружие! .. " А Ленин ему в ответ: "А не надо било спратацца у в кусты!"»
Таким образом, от разгрома декабрьского восстания большевики получили огромную пользу и сделали выводы.
Выводы:
1. Большевики окрепли настолько, что научились отступать.
2. Меньшевики - суки рваные.
З. Царь - падло.
4. Буржуазия - шлюха.
5. На хитрую крестьянскую ж .. у надо иметь свой винт.
6. Пролетариат еще довольно трезв, чтобы стать гегемоном.
Контрольные вопросы по главе 6
1. За что не надо было браться, с точки зрения Плеханова?
2. Какая масть была в матросских щах?
З. Назовите имя ребенка, съехавшего в коляске с Потемкинской лестницы в фильме С. Эйзенштейна.
4. На что надо иметь свой винт?