МЕСТОИМЕНИЙ и имени числительного

Правило Неправильный вариант Правильный вариант
Формообразование и употребление местоимений
1. При употреблении с предлогом местоимений 3-го лица к ним прибавляется начальное н. Например: Без неё, у него, за ними, вокруг него, мимо них, ради неё. Исключения: Начальное н не прибавляется: · при употреблении с производными предлогами типа вопреки ему, согласно ей, по поводу его и др. · при употреблении после сравнительной степени прилагательных и наречий (типа лучше её,
старше его и др. Сзади его наперекор ней в отношении них умнее него Сзади него наперекор ей в отношении их умнее его
2. Соответствующими норме являются формы Род. падежа женского рода с предлогом типа у неё, от неё, ради неё.
  Спросить у ней Спросить у неё
3. Соответствующими норме являются только следующие формы притяжательных местоимений, указывающих на принадлежность к 3-му лицу: его, её, их.
Ихний велосипед ихий ребёнок ейная кофта Их велосипед их ребёнок её кофта
Продолжение табл. П.2.4
4. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное. При несоблюдении этого правила может исказиться смысл предложения. Например: С наступлением каникул студенты разъехались; они их ждали с нетерпением.
  Мальчик - сирота, отец умер, когда ему было восемь лет Мальчик - сирота, когда ему было восемь лет, умер его отец
5. Нельзя заменять местоимением в форме множ. числа существительное с собирательным лексическим значением типа крестьянство, молодежь и т. д.
  Русское крестьянство отличалось терпением, они редко бунтовали Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь Русские крестьяне отличались терпением, они редко бунтовали Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в первую очередь
Формообразование и употребление имён числительных
1. Количественные числительные типа пять, девять, тридцать склоняются как существительные
3-го склонения Сейчас без пять десять Сейчас без пяти десять
2.Количественные числительные сорок, девяносто и сто имеют окончание -а во всех косвенных падежах (кроме Вин. пад.).
  Я переписываюсь со стами однокурсниками Я переписываюсь со ста однокурсниками
3. Числительные два, полтора и слово оба имеют особую форму для употребления с существительными жен. рода. Ср: Полтора дня, но полторынедели.
  Он знаком с обоими секретаршами Он знаком с обеими секретаршами
4. Формы числительного полтора и полторы различаются только в Им. и Вин. падежах. Во всех других падежах употребляется общая форма полутора.
  Мы пробыли в Москве полторы сутки Мы пробыли в Москве около полутора суток или Мы пробыли в Москве полтора суток
5. При склонении сложного* количественного** числительного изменяются оба окончания. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами рублями.
  Пятистами ветеранами получены поздравления с Днём Победы Пятьюстами ветеранами получены поздравления с Днём Победы
6. При склонении сложного порядкового*** числительного и омонимичного ему прилагательного изменяется только последнее окончание. Например: Мы рады вручить подарок нашему четырёхсотому клиенту.
  Выпущены пятьтысячные купюры Выпущены пятитысячные купюры
 
7. При склонении составного**** количественного числительного должны изменяться все его составные части. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами шестьюдесятью девятью рублями.
    С пять тысяч тридцать одним жителем С пятью тысячами тридцатью одним жителем
Окончание табл. П.2.4
8. При склонении составного порядкового числительного должна изменяться только его последняя составляющая. Например: Пошёл восемьсот шестьдесят девятый день его заточения.
  Это случилось в двух тысяче девятом году Это случилось в две тысячи девятом году
9. При количественных числительных два, три, четыре в составе подлежащего, а также при составных числительных, заканчивающихся этими словами, сказуемое обычно употребляется во множ. числе; при остальных количественных числительных – в ед. числе. Например: Сто сорок два студента приехали, но Сто сорок шесть студентов приехало.
  Сорок четыре книги сохранилось Были куплены шесть яблок Сорок четыре книги сохранились Было куплено шесть яблок
10. Правило употребления собирательных числительных на примере числительного двое:  
  Брат Сестра Утёнок Стол Брюки Мы  
Два/две Два брата Две сестры Два утёнка Два стола  
Двое Двое братьев Двое утят Двое брюк Нас двое  
  пятеро девочек пять девочек  
                               

*Сложное числительное – числительное, основа которого включает в себя два корня (пятидесятый, двести).





** Количественное числительное обозначает абстрактное число (семь) или количество предметов (семь дней) и отвечает на вопрос сколько?

*** Порядковое числительное обозначает порядок предметов при счёте (седьмой день) и отвечает на вопрос который?

**** Составное числительное состоит из двух или более раздельно пишущихся компонентов (слов), например: восемьдесят пять, двести тридцать восьмой и т. д.

Таблица П.2.5

ОБРАЗОВАНИЕ и употребление ГЛАГОЛьных форм

Правило Неправильный вариант Правильный вариант
1.Не употребляются формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других
  Я убежу его Я смогу убедить его
2. Деепричастия не образуют некоторые односложные глаголы типа ткнуть, печь, бить и др.
  Режа хлеб, я поранила палец Когда я резала хлеб, то поранила палец
3. Не употребляются формы повелительного наклонения от глаголов типа видеть, мочь, хотеть и некоторых других в силу их семантики
  Не моги брать вещи без спроса Не бери вещи без спроса или Ты не можешь брать вещи без спроса
4. Соответствующими норме являются следующие формы повелительного наклонения: взгляни, выйди, выставь, высунь, высыпь, лакомься, откупорь, положи, почисть, не морщь, не кради, не порть.
  Положь на место едь быстрее ехай спокойно ездий медленнее езжай Положи на место поезжай быстрее поезжай спокойно поезжай медленнее поезжай
5. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, совершаемое «подлежащим», поэтому не употребляется: • в безличном предложении (ошибка типа Посмотрев этот фильм, мне стало непонятно…); • в предложении, выраженном страдательной конструкцией (ошибка типа Приехав в госпиталь, больные будут осмотрены); • если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (ошибка типа Возвращаясь домой, меня застиг дождь).
  Услышав эти слова, стало горько Получив ранение, солдат был спасен Войдя в комнату, меня охватил страх Услышав эти слова, я огорчился Получивший ранение солдат был спасен Когда я вошёл в комнату, меня охватил страх или Войдя в комнату, я испугался
6. Однородные сказуемые должны быть выражены одной частью речи. Однородные сказуемые, выраженные глаголами, должны быть, как правило, одного времени и вида.
  Река полноводна и протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказывает в нём о своей новой работе Река полноводна, она протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказал в нём о своей новой работе
       

Таблица П.2.6

УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ

Правило Неправильный вариант Правильный вариант
1. Нельзя объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические структуры. Например: Необходимо купить мебель компактную и которая подошла бы нам по цвету.
  Они въехали в дом, недавно построенный и который располагался на окраине города Они въехали в недавно построенный дом, который располагался на окраине города
2. Ошибочна постановка рядом двух равнозначных (синонимичных) союзов. Например: Мама считает, что будто мы не опоздаем.
  Мальчик отвернулся, словно как будто обидевшись Мальчик отвернулся, словно обидевшись
3. В сложноподчинённом предложении недопустим повтор союзов (союзных слов), если они не соединяют однородные придаточные предложения. Например: Мы посмотрели пьесу, которая недавно была поставлена в ТЮЗе, спектакли которого нам нравятся.
  Он сознался в том, что забрал ту рукопись, что была уже отредактирована Он сознался в том, что забрал ту рукопись, которая была уже отредактирована
4. Составными сопоставительными* союзами соединяются только однородные члены предложения. Например: Поздравить учителя пришли как коллеги, так и ученики. Нельзя нарушать состав сложного союза (ошибка типа Поздравить учителя пришли не только коллеги, а также ученики).
  Мы не только посетили музеи, но и театр Мы посетили не только музеи, а также театр Мы посетили не только музеи, но и театр Мы посетили музеи, а также театр
5. Предложение с прямой речью оформляется как бессоюзное сложное предложение. Например: А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
  Больной признался, что: «Я не полоскал горло» По мнению Грибоедова: «Злые языки страшнее пистолета» Больной признался: «Я не полоскал горло» По мнению Грибоедова, «злые языки страшнее пистолета»
6. Придаточная часть предложения с косвенной речью должна включать информацию о третьем лице. Например: А.С. Пушкин писал, что он «памятник себе воздвиг нерукотворный».
  Ахматова пишет, что «шаги мои были легки» Ахматова пишет, что шаги её «были легки»
       

*Составной союз состоит из двух или более элементов (слов), пишущихся раздельно. Составными сопоставительными союзами являются следующие: как..., так и...; не только..., но и...; не столько..., сколько....

Приложение 3. ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Таблица П.3.1

УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА

Наши рекомендации