МЕСТОИМЕНИЙ и имени числительного
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | |||||||||||||
Формообразование и употребление местоимений | |||||||||||||||
1. При употреблении с предлогом местоимений 3-го лица к ним прибавляется начальное н. Например: Без неё, у него, за ними, вокруг него, мимо них, ради неё. Исключения: Начальное н не прибавляется: · при употреблении с производными предлогами типа вопреки ему, согласно ей, по поводу его и др. · при употреблении после сравнительной степени прилагательных и наречий (типа лучше её, | |||||||||||||||
старше его и др. | Сзади его наперекор ней в отношении них умнее него | Сзади него наперекор ей в отношении их умнее его | |||||||||||||
2. Соответствующими норме являются формы Род. падежа женского рода с предлогом типа у неё, от неё, ради неё. | |||||||||||||||
Спросить у ней | Спросить у неё | ||||||||||||||
3. Соответствующими норме являются только следующие формы притяжательных местоимений, указывающих на принадлежность к 3-му лицу: его, её, их. | |||||||||||||||
Ихний велосипед ихий ребёнок ейная кофта | Их велосипед их ребёнок её кофта | ||||||||||||||
Продолжение табл. П.2.4 | |||||||||||||||
4. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное. При несоблюдении этого правила может исказиться смысл предложения. Например: С наступлением каникул студенты разъехались; они их ждали с нетерпением. | |||||||||||||||
Мальчик - сирота, отец умер, когда ему было восемь лет | Мальчик - сирота, когда ему было восемь лет, умер его отец | ||||||||||||||
5. Нельзя заменять местоимением в форме множ. числа существительное с собирательным лексическим значением типа крестьянство, молодежь и т. д. | |||||||||||||||
Русское крестьянство отличалось терпением, они редко бунтовали Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь | Русские крестьяне отличались терпением, они редко бунтовали Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в первую очередь | ||||||||||||||
Формообразование и употребление имён числительных | |||||||||||||||
1. Количественные числительные типа пять, девять, тридцать склоняются как существительные | |||||||||||||||
3-го склонения | Сейчас без пять десять | Сейчас без пяти десять | |||||||||||||
2.Количественные числительные сорок, девяносто и сто имеют окончание -а во всех косвенных падежах (кроме Вин. пад.). | |||||||||||||||
Я переписываюсь со стами однокурсниками | Я переписываюсь со ста однокурсниками | ||||||||||||||
3. Числительные два, полтора и слово оба имеют особую форму для употребления с существительными жен. рода. Ср: Полтора дня, но полторынедели. | |||||||||||||||
Он знаком с обоими секретаршами | Он знаком с обеими секретаршами | ||||||||||||||
4. Формы числительного полтора и полторы различаются только в Им. и Вин. падежах. Во всех других падежах употребляется общая форма полутора. | |||||||||||||||
Мы пробыли в Москве полторы сутки | Мы пробыли в Москве около полутора суток или Мы пробыли в Москве полтора суток | ||||||||||||||
5. При склонении сложного* количественного** числительного изменяются оба окончания. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами рублями. | |||||||||||||||
Пятистами ветеранами получены поздравления с Днём Победы | Пятьюстами ветеранами получены поздравления с Днём Победы | ||||||||||||||
6. При склонении сложного порядкового*** числительного и омонимичного ему прилагательного изменяется только последнее окончание. Например: Мы рады вручить подарок нашему четырёхсотому клиенту. | |||||||||||||||
Выпущены пятьтысячные купюры | Выпущены пятитысячные купюры | ||||||||||||||
7. При склонении составного**** количественного числительного должны изменяться все его составные части. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами шестьюдесятью девятью рублями. | |||||||||||||||
С пять тысяч тридцать одним жителем | С пятью тысячами тридцатью одним жителем | ||||||||||||||
Окончание табл. П.2.4 | |||||||||||||||
8. При склонении составного порядкового числительного должна изменяться только его последняя составляющая. Например: Пошёл восемьсот шестьдесят девятый день его заточения. | |||||||||||||||
Это случилось в двух тысяче девятом году | Это случилось в две тысячи девятом году | ||||||||||||||
9. При количественных числительных два, три, четыре в составе подлежащего, а также при составных числительных, заканчивающихся этими словами, сказуемое обычно употребляется во множ. числе; при остальных количественных числительных – в ед. числе. Например: Сто сорок два студента приехали, но Сто сорок шесть студентов приехало. | |||||||||||||||
Сорок четыре книги сохранилось Были куплены шесть яблок | Сорок четыре книги сохранились Было куплено шесть яблок | ||||||||||||||
10. Правило употребления собирательных числительных на примере числительного двое: | |||||||||||||||
Брат | Сестра | Утёнок | Стол | Брюки | Мы | ||||||||||
Два/две | Два брата | Две сестры | Два утёнка | Два стола | ― | ― | |||||||||
Двое | Двое братьев | ― | Двое утят | ― | Двое брюк | Нас двое | |||||||||
пятеро девочек | пять девочек | ||||||||||||||
*Сложное числительное – числительное, основа которого включает в себя два корня (пятидесятый, двести).
** Количественное числительное обозначает абстрактное число (семь) или количество предметов (семь дней) и отвечает на вопрос сколько?
*** Порядковое числительное обозначает порядок предметов при счёте (седьмой день) и отвечает на вопрос который?
**** Составное числительное состоит из двух или более раздельно пишущихся компонентов (слов), например: восемьдесят пять, двести тридцать восьмой и т. д.
Таблица П.2.5
ОБРАЗОВАНИЕ и употребление ГЛАГОЛьных форм
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | |
1.Не употребляются формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других | |||
Я убежу его | Я смогу убедить его | ||
2. Деепричастия не образуют некоторые односложные глаголы типа ткнуть, печь, бить и др. | |||
Режа хлеб, я поранила палец | Когда я резала хлеб, то поранила палец | ||
3. Не употребляются формы повелительного наклонения от глаголов типа видеть, мочь, хотеть и некоторых других в силу их семантики | |||
Не моги брать вещи без спроса | Не бери вещи без спроса или Ты не можешь брать вещи без спроса | ||
4. Соответствующими норме являются следующие формы повелительного наклонения: взгляни, выйди, выставь, высунь, высыпь, лакомься, откупорь, положи, почисть, не морщь, не кради, не порть. | |||
Положь на место едь быстрее ехай спокойно ездий медленнее езжай | Положи на место поезжай быстрее поезжай спокойно поезжай медленнее поезжай | ||
5. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, совершаемое «подлежащим», поэтому не употребляется: • в безличном предложении (ошибка типа Посмотрев этот фильм, мне стало непонятно…); • в предложении, выраженном страдательной конструкцией (ошибка типа Приехав в госпиталь, больные будут осмотрены); • если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (ошибка типа Возвращаясь домой, меня застиг дождь). | |||
Услышав эти слова, стало горько Получив ранение, солдат был спасен Войдя в комнату, меня охватил страх | Услышав эти слова, я огорчился Получивший ранение солдат был спасен Когда я вошёл в комнату, меня охватил страх или Войдя в комнату, я испугался | ||
6. Однородные сказуемые должны быть выражены одной частью речи. Однородные сказуемые, выраженные глаголами, должны быть, как правило, одного времени и вида. | |||
Река полноводна и протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказывает в нём о своей новой работе | Река полноводна, она протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказал в нём о своей новой работе | ||
Таблица П.2.6
УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | |
1. Нельзя объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические структуры. Например: Необходимо купить мебель компактную и которая подошла бы нам по цвету. | |||
Они въехали в дом, недавно построенный и который располагался на окраине города | Они въехали в недавно построенный дом, который располагался на окраине города | ||
2. Ошибочна постановка рядом двух равнозначных (синонимичных) союзов. Например: Мама считает, что будто мы не опоздаем. | |||
Мальчик отвернулся, словно как будто обидевшись | Мальчик отвернулся, словно обидевшись | ||
3. В сложноподчинённом предложении недопустим повтор союзов (союзных слов), если они не соединяют однородные придаточные предложения. Например: Мы посмотрели пьесу, которая недавно была поставлена в ТЮЗе, спектакли которого нам нравятся. | |||
Он сознался в том, что забрал ту рукопись, что была уже отредактирована | Он сознался в том, что забрал ту рукопись, которая была уже отредактирована | ||
4. Составными сопоставительными* союзами соединяются только однородные члены предложения. Например: Поздравить учителя пришли как коллеги, так и ученики. Нельзя нарушать состав сложного союза (ошибка типа Поздравить учителя пришли не только коллеги, а также ученики). | |||
Мы не только посетили музеи, но и театр Мы посетили не только музеи, а также театр | Мы посетили не только музеи, но и театр Мы посетили музеи, а также театр | ||
5. Предложение с прямой речью оформляется как бессоюзное сложное предложение. Например: А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». | |||
Больной признался, что: «Я не полоскал горло» По мнению Грибоедова: «Злые языки страшнее пистолета» | Больной признался: «Я не полоскал горло» По мнению Грибоедова, «злые языки страшнее пистолета» | ||
6. Придаточная часть предложения с косвенной речью должна включать информацию о третьем лице. Например: А.С. Пушкин писал, что он «памятник себе воздвиг нерукотворный». | |||
Ахматова пишет, что «шаги мои были легки» | Ахматова пишет, что шаги её «были легки» | ||
*Составной союз состоит из двух или более элементов (слов), пишущихся раздельно. Составными сопоставительными союзами являются следующие: как..., так и...; не только..., но и...; не столько..., сколько....
Приложение 3. ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Таблица П.3.1
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА