Основные типы речевой культуры
Критерии выделения типов речевой культуры | Типы речевой культуры | |||
Полно-функциональный | Неполно-функциональный | Среднелитературный | Обиходный | |
Языковая рефлексия | Привычка к самоконтролю во всех сферах общения. Использование словарей, справо-чников не только в рамках профессиональной деятельности | Критическое отношение к собственной речи и к речи окружающих ослаблено | Ощущение некоторой ущербности своих речевых возможностей | Не предполагает сознательного отношения к своей речи |
Речевой эталон | Классическая литература. Образцы публицистического и научного стилей | Язык художественной литературы. Язык СМИ | Язык СМИ. «Псевдохудожественная» литература | Речь окружающих. Язык рекламы. Язык улицы |
Следование языковой норме | Соблюдение языковой нормы | Нарушения некоторых норм ввиду их недостаточной освоенности | Частые нарушения норм не толь-ко из-за недостаточного овладения ими, но и из-за самоуверенности и даже их сознательного игно-рирования | Языковая норма не является ориентиром в речевой деятельности |
Навыки устной и письменной речи | Устная и письменная разновидности речи различаются | Устная и письменная разновидности не вполне разграничиваются | Устная и письменная речь очевидно не разграничиваются | Затруднения и даже беспомощность в письменном и в устном публичном общении |
Употребление вне-литерату-рных языковых средств | Осторожное и только целесообразное употребление | Целесообразное употребление | Употребление средств, типичных для данного социального окружения | Широкое и неосознанное употребление |
Владение функцио- нальными стилями | Свободное владение всеми функциональными стилями | Владение функциональными стилями, необходимыми в профессиональной деятельности | Владение двумя функциональными стилями: обиходно-разговорным и профессионально обусловленным | Использование во всех сферах общения (в т. ч. в условиях форма-льного общения) только разговорной речи |
Отношение к заимствованиям | Отсутствие злоупотребления иноязычной лексикой | Перенасыщенность речи заимствованной терминологией | Злоупотребление модными заимствованиями, в том числе варваризмами | Неосознанное употребление |
Современными исследователями выявлено существование ещё одного типа речевой культуры- литературно-жаргонизирующего, специфика которого состоит в том, что: а) его носителями являются только журналисты; б) в действительности они (как частные лица) относятся к среднелитературному или даже неполнофункциональному типу, однако в рамках журналистской деятельности они как бы надевают на себя маску носителей жаргонной речи.
Этот тип, сформировался (а точнее – был искусственно создан) в конце ХХ в. как реакция на официоз и казённость речи СМИ советской эпохи. Его основными чертами являются:
· стремление к раскованности речи, доходящей до фамильярности и даже вульгарности;
· последовательное и не всегда целесообразное использование разговорности как приёма в рамках публичной устной и даже письменной речи;
· намеренное снижение речи, при котором из всех синонимических возможностей языка предпочтение отдаётся не только разговорным средствам, но и просторечию, жаргону (отсюда и вторая составляющая в названии – жаргонизирующий).
Именно этот тип представляет наибольшую опасность для общего уровня речевой культуры, поскольку люди, восприимчивые к коммуникативным воздействиям и склонные к подражанию, принимают речь его носителей за эталонную.
За пределами литературного языкавыделяются три типа речевой культуры.
1.Просторечный тип, характерный для малообразованных горожан. Его представитель не только не соблюдает норм литературного языка, но и не знает о стилистических (в том числе функционально-стилевых) возможностях языка. Для его речи характерно также обилие грубых слов и слов-паразитов, ТЫ-общение с незнакомыми и малознакомыми людьми, в том числе в ситуации формального общения.
2. Народно-речевой тип,сохранившийся только среди малообразованной части сельского населения, говорящего на диалекте (подробнее о диалектах см. лекцию № 5, § 5.2.).
3. Арготический тип,в прошлом распространённый среди деклассированных элементов (воров, мошенников и др.) с целью сокрытия информации от посторонних, т. е. не включённых в сообщество лиц. Сейчас это носители так называемого воровского жаргона.
Для представителей этих типов речевой культуры характерно владение только устной разновидностью речи, и даже передача знаний от поколения к поколению осуществляется исключительно в устной форме. В настоящее время наиболее распространённым из них является просторечный тип.
►К какому типу речевой культуры Вы отнесёте себя? Почему?