Тема 6. Рекреалогия как функция досуга
Проблема рекреации обусловлена тем, что она может быть представлена и как функция досуга, и как необходимое условие решения проблем педагогики досуга. Что касается последней, то процесс воспитания и образования здесь рассматривается не как такой, что требует последующей рекреации – восстановление сил, а как такой, что происходит непосредственно в самом процессе такого восстановления. Таким образом, для поиска адекватных этому процессу педагогических технологий необходимо изучение самого феномена рекреации.
В настоящее время обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно, поскольку индустрия досуга и развлечений, индустрия туризма, фешн-бизнеса, функционирование курортных зон отдыха, парков и т. д. так или иначе связано с рекреацией. Попытки «взойти» к «общей теории» рекреации отражают стремление определить предметное поле рекреации, осмыслить рекреалогию как специфическую область науки и социальной практики с соответствующей методологией исследований в данной области.
Вместе с тем возникает два вопроса методологического плана, которые ставят под сомнение возможность построения такой «общей теории». Первый – о предметном поле, описываемом понятием «рекреация», второй – о проблемном поле рекреалогии. Первый связан с преодолением разногласий по поводу семантики понятия, второй – с установлением рекреалогии если не как самостоятельной науки, то, по крайней мере, как область знания, предполагающей междисциплинарный подход к исследованию.
В первом вопросе проблему составляет не сам факт различий в интерпретациях понятия «рекреация», а то, что оно отожествляется с другими понятиями, такими, как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановления сил и т.п. Дело даже не в том, что эти понятия не являются синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качестве синонима одного из них в различных контекстах употребляется в том значении, которое больше нравится автору. Таким образом, явно обозначается «размывание» понятия рекреации по другим понятиям.
Не проще обстоит дело и с другим вопросом о проблемном поле. Часто под «рекреацией» понимается «отдых». Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основанный на механизмах саморегуляции организма, и здесь нет никакой проблемы. Если же говорить о рационально организованном отдыхе, тогда нужно определить, что значит слово «рационально», и в каких случаях определение этой рациональности будет иметь смысл. Человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книги, не будет прыгать с парашютом, даже если это крайне необходимо для его здоровья.
Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а так же может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которых принимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры и др. Таким образом, чем больше ученые старались разобраться в предмете рекреации, тем меньше становилось понятным, что она такое. В этом разнообразии мнений исследователи сошлись в одном: «рекреация существует», но что именно существует и зачем его изучать – так и осталось загадкой.
Если рассматривать рекреацию как самостоятельный предмет научного анализа, то возникают два исходных вопроса, требующих теоретического исследования:
1. что представляет собой рекреация как предмет научного анализа;
2. какие причины привели к возникновению «рекреационной проблематики» и – с течением времени – становлению рекреалогии как самостоятельной области научного знания на стыке географии, психологии, педагогики, медицины, культурологи и др.
Исходными положениями являются:
- все перечисленные определения рекреации не являются собственно дефинициями (то есть научными определениями понятия, которые, по законам научной логики, выходят из более широких понятий ), а представляют собой адекватный перевод с латыни через соответствующий синонимический ряд, который, по сути, отожествляется понятие «рекреация» с отдыхом, досугом, развлечениями и т.п. Это ставит под сомнение необходимость введения в научный оборот собственно понятие «рекреация», что ставит под сомнение как предмет рекреалогии, так и само название науки;
- термины, составляющие синонимический ряд (отдых, восстановление сил, развлечения и т.п.); на самом деле характеризуют разные объекты исследования и по своей сущности могут быть отнесенные к разным предметным полям.
- определение рекреации с помощью любой адекватно переведенного термина каждый раз приводит к тому, что проблемное поле рекреалогии приобретает иное содержание.
Рекреация является специфическим феноменом и предметом исследования. С одной стороны, можно рассматривать рекреацию как феномен, несводимый к досугу, функции досуга, отдыху, оздоровлению и т.д., ровно как несводимый и к их совокупности. С другой стороны, все они являются различными аспектами исследования рекреации как целостного феномена.
Отношение рекреации к досугу. Рекреация не должна рассматриваться как досуг в целом, или как существующая исключительно в досуге или в условиях свободного времени. Конечно, существует определенная логика отожествления рекреации с досугом или его функцией, но вместе с тем, она не синонимична ни тому, ни другому (если, конечно речь не идет о терминологических «заменителях»), и более того: «рекреация» и «досуг» - не соподчиненные понятия, вследствие чего для обоснования рекреации наличие понятия «досуг» не обязательно. Существует масса примеров, когда досуг может быть антирекреационным, а рабочая деятельность иметь рекреационные компоненты. Так, например, после интенсивного физически активного досуга на «weekend’s» хорошей рекреацией может быть сидячая умственная работа, связанная с профессиональной деятельностью.
Т.о. можно сделать вывод, что понятие рекреации как отдыха, связанного с восстановлением сил организма, обозначает сферу компенсации, причем компенсации не относительно работы, а относительно определенных видов деятельности или режимов жизнедеятельности. В условиях и профессиональной деятельности, и самодеятельного творчества, и неформального общения и т.д. могут наличествовать и рекреационные, и нерекреационные виды деятельности. Таким образом, рекреация может определиться не через понятие «досуг», а через понятие «деятельность», а рекреация всегда оказывается избирательной: нет рекреации вообще, есть рекреация как компенсация к тем видам деятельности или режимам жизнедеятельности, относительно которых возникает необходимость восстановления определенных функциональных систем организма. В этом смысле рекреация безотносительна к работе или досугу, взятых в формальном, временном отношении. Рекреационная по характеру деятельность при чрезмерной эффективности или продолжительности может превратиться в ту, которая сама требует рекреации.
Понимание рекреации как одной из функций досуга, наряду с развлекательной и развивающей представляется более логичным, во-первых, потому, что понятие «рекреация» и «досуг» разводятся по содержанию, а во-вторых, не утверждается, что рекреация есть функция исключительно досуга. Здесь лишь признается, что досуг обладает рекреационным потенциалом, который может быть, а может и не быть реализован. Это предполагает необходимость специального регулирования, а именно – разработки технологий реализации данного потенциала в контексте идеи интеграции познавательной, развлекательной и рекреационной функций досуга в процессе его организации.