Педагогическая направленность

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его "педагогическая направленность".

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой - действенная ориентация на развитие личности ученика.

Н.Д. Левитов педагогическую направленность определял как свойство личности (некоторое общее психическое состояние учителя), которое занимает важное место в структуре характера и выступает проявлением индивидуального и типического своеобразия личности.

В.А. Сластенин в номенклатуру личностных и профессионально-педагогических качеств учителя включает профессионально-педагогическую направленность, представляющую:

интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности;

психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические способности);

педагогический такт;

организаторские способности;

требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, профессиональную работоспособность.

Типы педагогической направленности:

- деловая направленность (мотивы раскрытия содержания учебного предмета);

- гуманистическая направленность (мотивы общения);

- индивидуалистическая направленность (мотивы совершенствования).

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.

++++++++++++++++++++++

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Педагогическим способностями называют

совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

№1

В.А. Крутецкий выделил девять групп педагогических способностей.

1 Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук.

Они выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми открытиями в ней, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы скромную исследовательскую работу.

2 Дидактические способности -

способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль, ориентировать на самостоятельное получение знаний.

Учитель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом адаптировать учебный материал, сделать трудное легким, сложное - простым, неясное - понятным.

3 Перцептивные способности -

способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Учитель с выраженными перцептивными способностями по небольшим внешним проявлениям, а иногда и вообще без них улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

Педагогическая наблюдательность - это

способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

4 Речевые способности -

способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), а также мимики и пантомимики.

5 Организаторские способности -

это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и,

во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

6 Авторитарные способности -

способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Авторитет

Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т. п.,

то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Авторитарные способности предполагают убежденность учителя в своей правоте и умение передать эту убежденность воспитанникам так, чтобы они приняли ее сознательно, а не под давлением авторитета учителя "сверху".

7 Коммуникативные способности -

способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения(деловые и личные),

Наши рекомендации