Технология – конкурс ораторов.

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально значимые для оратора качества голоса.

2. Интонация и ее значение в ораторской речи.

3. Особенности невербального поведения оратора.

4. Целевые установки речи, их виды и характерные особенности.

5. Логос, этос, пафос как составляющие образа оратора.

6. Образ оратора и его индивидуальный речевой стиль.

7. Особенности взаимодействия оратора с аудиторией.

8. Принципы и средства управления вниманием аудитории.

9. Причины неэффективного взаимодействия оратора с аудиторией.

10. Приемы коррекции речевого поведения оратора.

Выберите из списка тему-вопрос для создания риторических рассуждений

1. Что дает человеку образование?

2. Должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому?

3. Можно ли победить коррупцию?

4. Кто больше успевает - тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает?

5. Какие жертвы могут принять дети от родителей?

6. Исправляет ли тюрьма?

7. Надо ли разрешить курение в школе?

8. Как победить пьянство?

9. Нужна ли нам цензура?

10. Должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания?

11. Можно ли искоренить преступность?

12. Нужны ли гастарбайтеры России?

13. Модно ли Петербург назвать городом толерантности?

14. Можно ли современный Петербург назвать городом европейской культуры?

15. Как я понимаю индивидуальный стиль?

Жанры современной юридической речи.

Технология кейс-стади, тренинг ассертивного поведения

Интернет-ресурсы:

1. Детская линия / http://www.linia.udm.net/?section=publications&publications=sbornАзбука прав: вопросы и ответы /

Риторическая цель – сформировать профессиональную позицию в дискуссионном вопросе «Как вы относитесь к европейской концепции воспитания? Права ребенка. Ребенку можно все?»

Инструкция для преподавателя:

1. Сообщите задание всей аудитории до разделения на группы.

2. Обсудите со студентами, понятно ли им задание.

3. Напомните правила работы в группах, например:

• Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.

• Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказывают.

• Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.

• Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

• Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.

• Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.

• Воздерживайтесь от предсказания негативных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.

4. Сообщите, какое время Вы даете для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).

5. Разделите учеников на малые группы предложите выбрать модераторов, раздайте необходимые материалы, информацию и попросите приступить к выполнению задания.

6. Двигайтесь от группы к группе и помогайте соблюдать правила работы в группе.

7. После завершения работы в группах предоставьте слово представителям групп для сообщения результатов выполнения задания.

1-й этап–кейс-стади

Кейсы для обсуждения.

А. Какие риски заявлены в статье в связи с развитием ювенальной юстиции в России? Подтвердите фактами из статьи.

«Россия и Европа не могут договориться о том, как именно воспитывать детей. Неприемлемость сексуального насилия вовсе не означает отказ от любого насилия вовсе: если Запад готов потакать подрастающему поколению во всем, то отечественные эксперты видят в ювенальной юстиции по европейскому образцу много изъянов и недоработок. Россия готовит национальный план действий в интересах детей, чтобы президент мог утвердить его к Международному дню защиты детей 1 июня. Защита прав детей – одно из самых динамично развивающихся и перспективных направлений социальной политики. Однако ее внедрение по европейским стандартам может стать серьезным испытанием для традиционных устоев российского общества. Речь не идет о насилии сексуальном: эту тему газета ВЗГЛЯД намеренно выносит за рамки обсуждения, потому что убеждена в том, что педофилия должна быть самым жестоким образом наказуема. Однако за пределами сексуальных домогательств существует целый спектр насильственных действий, с которыми стоит для начала разобраться. “Будет иметь последствия” В Совете Федерации 29 марта прошли парламентские слушания “О концепции формирования национального плана действий в интересах детей РФ”. Работа над концепцией, как сказала председатель комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию и информационной политике Зинаида Драгункина, должна быть организована так, чтобы к Международному дню защиты детей 1 июня план мог быть утвержден и подписан президентом. Разрабатываемая концепция строится по шести направлениям: семейная политика и детосбережение; качественное воспитание и проблемы культуры; здравоохранение; равные возможности для детей с ограниченными возможностями; система дружеского судопроизводства для детей; участие самих детей. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что в работе над национальным планом обязательно будет учтен опыт, наработанный в рамках Совета Европы. “Россия полностью разделяет позицию Совета Европы в отношении борьбы с любыми фактами насилия в отношении детей”, – подчеркнула спикер. Между тем в Совете Европы, как отметила специально прибывшая в Москву на парламентские слушания заместитель генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, рассчитывают, что Россия примет европейскую модель защиты детей, построенную на широкой трактовке понятия “насилие”, когда социальное насилие фактически приравнивается к сексуальному. В частности, Бур-Букиккио указала, что “150 миллионов детей в 47 государствах Совета Европы периодически подвергаются насилию в разных формах, в том числе психологической и сексуальной”. Еврочиновница выразила надежду, что Россия присоединится не только к Конвенции о защите детей от эксплуатации и посягательств сексуального характера, но и к разработанному в 2008 году Советом Европы документу, который направлен на борьбу с телесными наказаниями детей. В интервью телеканалу Russia Today Мод де Бур-Букиккио отметила, что для изменения общественного отношения к насилию дети должны быть привлечены к разработке стратегии по защите их прав. «Телесные наказания не только травмируют ребенка физически и морально. Важно понимать, что они также прививают ребенку совершенно неправильное представление о том, что конфликт можно решить путем насилия и что таким образом можно навязывать свои взгляды другим людям. Все это потом будет иметь последствия – и в общении между родителями и ребенком, и в общении детей между собой», – пояснила свою позицию чиновница ЕС. “Следовать своим путем” В России пока не все готовы принять столь широкие трактовки. Эксперты сомневаются не только в правомерности объединения социального насилия в одну группу с сексуальным, но и в безопасности предложенных Советом Европы методов борьбы за права детей. “Можно, как в некоторых европейских странах, отрицать важность кровного родства детей и родителей, – заявил в ходе слушаний уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов, слова которого цитирует РИА “Новости”. – Или поощрять однополые браки и даже передавать на воспитание в такие семьи детей. А можно возрождать традиционные национальные корни, и прежде всего семью. При всем уважении к европейским ценностям Россия должна не слизывать или слепо копировать чужой опыт, а следовать своим путем. Основой для нас должна стать семья и возвращение к традиционным ценностям”. В странах традиционной культуры вопрос о праве родителей наказывать своих детей становится главным препятствием для широкого внедрения системы, защищающей права несовершеннолетних. Созданная на Западе модель ювенальной юстиции крайне ограничивает возможности старших родственников влиять на воспитание подрастающего поколения и соответствующим образом расширяет права государства. Это обстоятельство само по себе вызывает большое беспокойство в России, где еще памятны времена, когда детей учили доносить на родителей, кроме этого необходимость следовать непривычному набору правил дезориентирует родителей, делая их уязвимыми для административного, а то и уголовного преследования. В частности, в распространенном в июне 2010 года обращении 27 родительских и других общественных организаций к Общественной палате РФ говорится, что вместо реальной помощи семье навязываются “планы защиты прав ребенка”, отказ от выполнения которых влечет лишение родительских прав, причем в силу широты и неопределенности понятий нуждающейся в такой “помощи государства” может быть признана практически любая семья. Именно поэтому многие эксперты полагают, что вместо того, чтобы с приставами врываться к родителям, которые шлепают детей, государству стоит заняться куда более полезными вещами, разграничив предварительно действительно серьезное насилие и методы воспитания»[108].

Б. Кейс. Проанализируйте аргументы Президента общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка», члена Общественной палаты Б. Альтшулера:

«Президент общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка», член Общественной палаты Борис Альтшулер в интервью газете ВЗГЛЯД пояснил, ради чего стоит затевать ювенальную реформу:

«Первое – создаваемый и обсуждаемый сегодня план должен зафиксировать те управленческие решения, которые должны создать, наконец, в России систему защиты детства, – отметил Альтшулер. – И сохранение для ребенка кровной семьи – это одно из важнейших направлений защиты. Мы должны сделать так, чтобы система работала не на разрушение, а на защиту и сохранение семьи. Сегодня у нас единственный способ помочь ребенку, у которого проблемы в семье, проблемы с родителями, – это отобрать его из семьи. Таких у нас 300 детей каждый день! Вся система работает на уничтожение семьи, она заведена на это всеми законами, начиная от Семейного кодекса».

Основной упор для решения этой проблемы нужно сделать на координации, считает специалист. Должны быть созданы эффективные координирующие межведомственные органы по делам несовершеннолетних, начиная от муниципального и заканчивая федеральным уровнем. Сейчас по-новому работают лишь в нескольких регионах.

Планируется, что в будущем, если в семье возникнет сложная ситуация, органы опеки будут не просто забирать ребенка из семьи, а начнут назначать мероприятия по ее восстановлению и сохранению, давать задания полиции, службе занятости, если надо вылечить родителей, то их направят на лечение и т. д.

Большие надежды специалисты связывают с социальным патронатом, распространенным уже во всем мире. Это когда ребенка опять же не забирают из семьи, а помогают семье преодолеть ее проблемы, осуществляя индивидуальное сопровождение каждой проблемной ячейки общества.

И, наконец, третьим важным шагом Альтшулер считает реформу интернатов.

“Надо принять федеральный закон, по которому в детском интернате не может быть более, скажем, семи детей или десяти. Можно не сразу, можно назначить переходный период в два года. Так сделали, например, в Словакии, когда они разукрупнили все эти огромные детские хранилища, где дети живут по принципу общежития, а значит, там просто уродуют ребенка психологически”, – отметил он»[109].

Наши рекомендации